Содержание
1 История 1.1 До XVII века 1.2 Основание 1.3 Становление 1.4 XVIII век 1.5 XIX век 1.6 Русское время 1.6.1 Музей 1.7 Возрождение монастыря 2 Настоятели 3 Престольные празднички 4 См. также 5 Примечания 6 СсылкиИстория
До XVII векаДокументально Дивногорский монастырь известен с XVII века, но есть версия о существовании тут обители и ранее. Аргументами служат пещерные стасидии (большие ниши с полукруглым верхом, соответствующие для неких старых монастырей) и граффити на стенках подземелий, напоминающие изображения в римских катакомбах первых веков христианства.
Церковное предание именует основоположниками монастыря греческих схимонахов Ксенофонта и Иоасафа, выходцев из Сицилии, которые, вследствие гонений со стороны католиков, находили для себя укрытия в российских землях. По легенде, монахи принесли с собой икону Божией Мамы и обустроили пещеры. Но не существует никаких письменных либо устных свидетельств того, когда Ксенофонт и Иоасаф поселились в Дивногорье и как вначале смотрелась обитель. Даже если представить древнее происхождение монастыря, существование тут действующей обители в XIV-XVI веках непонятно: с конца XIV века до середины XVII века район среднего Дона был местом неизменного противоборства Российского страны и татар. Скорее всего, схимонахами был построен скит, а монастырь образовался позднее уже на его месте.
ОснованиеВ 1653 году в связи с расположением на Белгородской оборонительной полосы в монастырь было послано более 80 человек из Коротояка и Острогожска для строительства наземных сооружений и укреплений от набегов татар. Территория была обнесена древесной стенкой, сооружены кельи и 1-ая древесная церковь Николая Чудотворца. 1653 год принято считать датой основания монастыря.
Первым настоятелем стал игумен Гурий, под началом которого находилось 15 монахов.
В 1658 году, после пожара, уничтожившего Никольскую церковь, на её месте выстроили новейшую в честь Успения Божией Мамы. Не считая того, была освящена пещерная церковь в честь Иоанна Предтечи.
В пещерах, пропитанных известью, жить было тяжело, потому монахи срезали часть горы и на новеньком месте выстроили кельи, а вокруг монастыря установили ограду. Расширяя старенькые и роя новые подземные ходы основоположники обители сделали 1-ый пещерный монастырь в границах Дона.
Город Острогожск, около которого находился монастырь, был построен не так давно и монахам тяжело было раздобыть даже пропитание. Игумен Гурий и его преемник Андроник не один раз обращались с просьбами о вещественной помощи к Столичному правительству. Монастырю было пожаловано маленькое валютное жалованье, мельница и покос.
СтановлениеНаходясь поблизости Кальмиусского шляха из Крымского ханства в центральную Россию, монастырь нередко подвергался нападениям татар. Потому при 3-ем игумене (Тихоне) в 1671 году часть братии (иеромонахи Феодосий, Лаврентий, Кесарий, Павма, старец Никодим) бежала из монастыря. Они удалились к западу от Дона, в местность близ Суджи и Мирополья, где над рекой Псёл основали новый монастырь в честь Николая Чудотворца (Белогорская Николаевская пустынь на местности сегодняшней Курской области).
Летом и осенью 1670 года около обители разворачивались действия фермерской войны под предводительством Степана Разина. 26 сентября около стенок монастыря состоялось решающее схватка меж силами разинцев и королевскими войсками. Повстанцы потерпели поражение, которое вынудило их уйти с Дона. К ним примкнул и вкладчик монастыря — острогожский полковник Иван Дзиньковский.
В Дивах осталось 10 человек во главе с игуменом Тихоном. Неизменная опасность то от татар, то от «воровских людей» заставляла братию запасаться средствами обороны: на монастырской колокольне были установлены две стальные и одна медная пушки, турецкая штурмовщина. В случае угрозы монахи укрывались в пещерах, имевших несколько выходов.
В 1677 году около 100 человек татар напали на Дивногорскую обитель и увели оттуда 2-ух лошадок.
Несмотря на угрозы, иноки восстанавливали разрушенное. В 1673 году правитель Алексей Михайлович пожаловал Дивногорскому монастырю право безоброчно выстроить мельницу на реке Потудани, в 1686 году обитель получает без перекупки оброчную вотчину Богучарский Яр с речкой Толучеевкой, торгует солью с Царицыным. Не считая того, на помин души супруга вдова полковника Петра Булоротова — Анна — дала мельницу на реке Мерине.
С 1686 года настоятель Дивногорского монастыря становится архимандритом. К этому времени обитель была не только лишь большим хозяйственным организмом, да и центром духовного просвещения, борьбы с расколом. В 1684 году инок монастыря Герман отправился в центр раскола — город Черкасск, проповедовал там два года и после испытанных там припираний возвратился в обитель.
В монастыре была отменная библиотека, он завлекал к для себя людей как большой духовный и хозяйственный центр. В 1692 году было разрешено селиться на монастырских землях свободным бобылям. Устремившийся сюда поток украинских поселенцев положил начало расположенной в 2-ух километрах от обители слободе Селявной и привел к сложению специфичной ситуации в этом районе, когда, сохраняя собственный язык и традиции, рядом жили российские и украинцы. Эта ситуация сохраняется и доныне.
Делая упор на труд этих поселенцев, в 1693 году монахи расширили прежнюю малую пещерную церковь в Малых дивах, заброшенную с 1658 года, и освятили её алтарь во имя Иоанна Предтечи.
В 1696 году генерал Патрик Гордон, плывший с эскадрой из Воронежа в Азов, посетил Дивногорский монастырь и оставил в собственном дневнике последующие записи: «Этот маленькой монастырь стоит у самой реки, вооружен несколькими пушками и пищалями и окружен рвом и деревянною стеною, воздвигнутой для защиты от татар».
В дневнике Гордона есть любознательная запись о том, что настоятель монастыря провел его в часовню, высеченную в меловой горе. А выше часовни показывались развалины монастыря. Упоминание Гордона о развалинах монастыря может свидетельствовать в пользу догадки о возобновлении монастыря в 1653 году на месте существовавшего ранее.
XVIII векПётр I гостил в обители в мае 1699 года. К приезду царя число братии было увеличено до 40 человек, потому что правитель считал монашество праздным сословием и боролся за закрытие малобратственных монастырей. Вице—адмирал Корнелий Крюйс обрисовывает это так: «Сии люди живут зело благоговейно и не едят ничего не считая рыбы. Его величество изволил со всеми имеющимися господами так есть; в которое время большая пушечная пальба с кораблей была. Но всякий раз монахи удалялись и затыкали руками свои уши».
В административном отношении Дивногорский монастырь сначало заходил в Патриаршую область. С открытием Белоградской епархии в 1666 году, монастырь, как и весь Острогожский уезд, вошёл в её состав. Удаленная от епархиального управления, обитель жила практически без помощи других.
В 1699 году Дивногорский монастырь был приписан к Воронежской епархии. При Митрофане, первом Воронежском епископе, обители были дарованы 900 четей пашенной земли, она достигнула собственного наивысшего экономического подъема. К 1714 году у монастыря отнимается часть земель и благосостояние падает, в ней проживает 12 иноков. Невзирая на ослабление, Дивногорский монастырь оставался большим духовным центром на Дону. В нём строятся каменные храмы Успения Богородицы и Владимирской иконы Божией Мамы. В 1762—1766 годах на монастырском подворье в Острогожске действует духовная школа.
Во 2-й половине XVIII века произошли большие конфигурации в положении российских монастырей. Екатерина II лишила их земляных владений, крепостных фермеров. Дивногорская обитель некое время была оставлена на собственном содержании, потому что была причислена к малороссийским монастырям, но в 1788 году она лишается собственной вотчины и запирается. Братия, состоявшая из 7 человек, переводится в другие монастыри Воронежской епархии, а архимандрит Иов назначается настоятелем Коротоякского Вознесенского монастыря.
XIX век Паломники в Дивногорском монастыре (конец XIX века)После погибели Екатерины II в различных местах появляются пробы восстанавливать закрытые обители. В 1813 году на имя преосвященного Воронежского Антония I было подано прошение «от обитателей уездных городов Коротояка и Острогожска — дворян, негоциантов и войсковых жителей». Невзирая на рвение духовных властей возродить монастырь, дело столкнулось с серьёзными трудностями. Храмы обители служили приходскими церквями, монастырские постройки были заняты церковным причтом. Заготовленное прошение в Синод пролежало в архиве Воронежской Духовной Консистории семь лет, пока настоятель Коротоякского монастыря не выступил с ходатайством о перенесении его обители в Дивногорье. В январе 1828 года последовал указ о перенесении обители на новое место. Коротоякский монастырь стал подворьем Дивногорского Успенского монастыря.
Обитель восстанавливается, и начинается бурная строительная деятельность, в итоге которой создаётся уникальный строительный комплекс, включающий в себя пещерные сооружения и наземные постройки 2-ой половины XVIII — первой половины XIX веков.
Коротоякские монахи без охоты покидали обжитые места, сам настоятель жил в Коротояке. Начались противоречия меж братией, нередко сменявшиеся настоятели не могли совладать с положением. Только в 1860 году, когда после восьми предшественников игуменом стал Анфим, ссоры закончились. Кроме этого, длительное время жизнь монастыря осложнялась спорами с местным популяцией из-за храма в честь Владимирской иконы Богоматери, перешедшей к монастырю в 1856 году.
В 1831 году во время эпидемии холеры неподалеку от монастыря была явлена чудотворная Сицилийская икона Божией Мамы. В честь неё был освящен алтарь пещерной церкви в Огромных Дивах.
В 1854 году Дивногорской обители были переданы пещеры примыкающего Шатрищенского монастыря. Он был закрыт ещё в 1764 году, но его пещеры продолжали почитаться близлежащим популяцией. Не считая того, к северу от Дивногорья крестьянин П. П. Курбатов в 1851 году начал копать пещеру. Спустя два года к нему присоединился Н. М. Шатов. В 1858 году эти пещеры были переданы монастырю, а фермеры зачислены в состав братии.
В 1866 году стараниями Воронежского архиепископа Серафима (Аретинского) к Свято-Успенскому Дивногорскому мужскому монастырю как скит приписана община пещерокопателей, в предстоящем оформленная как Белогорский Воскресенский монастырь.
Пещерокопательство возобновилось в Малых Дивах посреди XIX века. Прошлый настоятель монастыря, схимник Меркурий своими руками соорудил для себя гробницу. В 1863 году была освящена наземная Трапезная церковь, а в 1886 году — главный храм в честь праздничка Успения Пресвятой Богородицы. В монастыре был древесный водопровод, обнаруженный в 1960 году во время земельных работ.
С марта 1898 года настоятелем Дивногорского монастыря состоит архимандрит Флорентий (Рышков). Благодаря его трудам и практическим познаниям, Дивногорский монастырь стал одним из благоустроеннейших монастырей в Воронежской епархии.
В 1903 году было торжественно отмечено 250-летие обители.
Русское время Этот раздел должен быть вполне переписан. На страничке обсуждения могут быть пояснения.В 1918 году началось разорение монастыря. Газеты так обрисовывали это событие:
«Недавно в Острогожск пришло весть, как будто Дивногорский монастырь ограблен проезжающим отрядом красноармейцев. Как оказывается потом из расспросов на месте, никакого грабежа в монастыре не было. Была, просто-напросто, реквизиция имеющихся в монастыре излишних кроватей».В 1924 году монаcтырь закрыли и разграбили, некие строения были разрушены. Практически все монахи были утоплены в реке Дон. Туда же была сброшена библиотека монастыря. 16 монахов, которые смогли укрыться в скиту близ Огромных Дивах, были расстреляны в 1930-е годы.
На месте обители расположили поначалу дом отдыха "Дивногорье, а в 60-е годы его перепрофилировали в туберкулезный санаторий. Принадлежавшие преждевременное монастырю, пещеры стали приходить в упадок и разрушаться.
В 1942—1943 годах в бывшем монастыре размещался германский военный лазарет. По мемуарам свидетелей, немцы, в отличие от большевиков, не оскверняли монашеские пещеры-храмы.
МузейДля восстановления и сохранения наследства Дивногорья в 1988 году учреждён филиал Воронежского краеведческого музея, перевоплощенный в 1991 году в Муниципальный природный архитектурно-археологический музей-заповедник «Дивногорье». Директором музея была назначена М. И. Лылова. Площадь музей-заповедника — 1100 га.
Под защиту музея-заповедника были взяты пойменная часть и крутые склоны коренного правого берега реки Тихой Сосны и Дона, меловые столбы — дивы и пещерные храмы, археологический комплекс Маяцкое городище, уникальные ландшафты, растительный и животный мир.
С помощью профессионалов из Эстонии, Москвы, Воронежа была отреставрирована пещерная церковь. Вокруг Огромных Див была благоустроена территория: установлена лестница, ведущая к пещерному храму и к Маяцкому городищу, обустроены пешеходные дорожки, оборудовано место для установки туристских палаток на берегу Тихой Сосны.
Возрождение монастыря 1-ое богослужение состоялось 28 августа 1991 года в пещерной церкви Огромных Див, где в 1831 году была волшебно обретена Сицилийская икона Божией Мамы.В 1997 году монастырь возвращён Воронежской епархии. Первым был передан разрушенный Успенский храм. Алтарная часть, уничтожена в 1951-1952 годах, стопроцентно отсутствовала. Скоро начались богослужения, а потом — огромные восстановительные работы. В 2003 году на куполе храма установлен крест. Обустроено хозяйство монастыря: подведены вода и газ, возделывается земля, есть пасека, скотины. С 2004 года в селении Масловка существует подворье монастыря.
В 1998 году наместником назначен игумен Парфений (Шалатонов) (позже возведён в сан архимандрита). 25 декабря 2009 года Священным Синодом отстранён от должности наместника. В текущее время настоятель обители игумен Максим (Лапыгин).
Богослужения совершаются каждый денек, для помощи паломникам при епархиальном управлении работает экскурсионно-паломнический центр.