Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 14:00

Шатрищегорский Спасо-Преображенский монастырь

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Шатрищегорский Спасо-Преображенский монастырь

Гора Шатрище в начале XX века
В какой стране находится: Россия
Какова конфессия: православие
Епархия монастыря: Воронежская и Борисоглебская
Первое упоминание о монастыре: 1652 год

Описание монатяря "Шатрищегорский Спасо-Преображенский монастырь"

Координаты монастыря: +50°58′07″ с. ш. +39°25′35″ в. д. / 50.9688833° с. ш. 39.4265111° в. д. / 50.9688833; 39.4265111 (G) (O) (Я)

Шатрищего́рский Спасо-Преображе́нский монасты́рь — недействующий православный мужской монастырь, существовавший в 1652-1774 годы. Размещался близ села Вязники Лискинского района Воронежской губернии.

В текущее время сохранилась только пещера Шатрище, которая, считается, была вырыта монахами монастыря.

Содержание

1 История 2 Современное состояние 3 Настоятели 4 Примечания 5 Литература 6 Ссылки

История

Шатрище с старым пещерным храмом, на реке Дон. Набросок Евгения Маркова По всем вероятиям, монастырь был основан в одно время с Дивногорским сначала XVII в., когда началось движение малороссийских казаков из Днепровья в Донщину. В старенькых документах он именуется Спасским Преображенским монастырем, возможно, по престолу собственного прежнего храма. Очень может быть, что 1-ые основоположники его были поражены неким сходством Шатра-горы с таким же сиротливо поднимающимся посреди равнины куполом Евангельской горы Фавора, и предназначили этот родной собственный Фавор, как и Фавор Галилеи, памяти Преображения Господня.

— Евгений Марков «Поездка в Дивногорье»

В Русском муниципальном архиве старых актов нашлась челобитная попка Милентия Иванова сударю Фёдорвею Алексеевичу (1676—1682), в какой тот пеняет на свою горькую судьбу и просит царя разрешить ему постричься в монахи и поселиться в заброшенной церкви близ горы Шатрище, пахать землю, ловить рыбу и молиться во славу самодержца. Фёдорвей Алексеевич просьбу уважил и Милентий стал первым после разорения разбойниками насельником монастыря.

В 1690 году указом царей Петра и Иоанна монастырь был приписан к архиерейскому дому Воронежского святителя Митрофана Боршевского монастыря: «Да ниже того (Дивногорскаго) монастыря у реки Дона, в горе, что слывет Шатрище, выбита в меловой горе церковь и та церковь тогда была пуста».

Через 6 лет после чего посланный в Азов вельможа Шеин, плывёт с певчими дьячками Доном через Коротояк, Дивногорье и Шатрище. В «Записной книжке, как пошли певчие дьячки под Азов» сказано: «…такого же числа проплыли монастырь Шатрицы, стоит на берегу реки Дона, на правой стороне, области Воронежскаго епископа, приписной, братии в нём 4-ре человека, здесь же многая пещеры каменныя из мелу…».

Монастырь также упоминается в «Челобитной святителя Митрофана царю Петру на обиды примыкающих воевод, Ольшанского и Коротоякского»: «В прошедшем 1700 году, в домовой моей вотчине ниже урочища Шатрища и Шатрищегорского боерака, явились на 2-ух дубах насечены вновь воровския грани и выкопана яма. А сейчас мне ведомо учинилось, что те две грани велено насечь Коротоякским да Ольшанским воеводы — Ольшанским пушкарям. Милосердый величавый сударь правитель и величавый князь Пётр Алексеевич… пожалуй меня, твоего богомольца, вели, сударь, допросить: по какому указу они, воеводы, в моей домовой Боршевской вотчине грани нарубили и ямы выкопали, и для какову вымыслу…»

В процессе секуляризационной реформы Екатерины II 1764 года Шатрищегорский монастырь был упразднён вместе с многими малыми и бедными обителями.

Древесная церковь его с колокольнею была продана в слободу Меловатку, а вырученные полтораста рублей обращены на постройку при архиерейском доме в Воронеже тёплого храма. Но вера народа не сообразовалась с предписаниями начальства, и богомольцы, как до этого, продолжали тянуть по торенным с незапамятных времен дорожкам к глубокочтимой народом старой святыне. В конце 40-х годов нашего столетия наплыв богомольцев в Шатрищенские пещеры в летнее время был ещё так велик, что не в меру ревностное епархиальное начальство из каких-либо тяжело понятных опасений сочло нужным приказать местному благочинному завалить вход в пещеры. Произошла, как и следовало ждать, та же история, что и в Белогорских пещерах. Ночкой люд откопал снова пещеры и ещё усерднее стал молиться в запрещенном храме: кто пел там священные песнопенья, кто читал божественные книжки. Тогда обратились к помощи штатских властей. Коротоякская милиция явилась на место, чтоб завалить снова пещеры и силою разогнать люд. Но люд, прослышав про такие распоряжения начальства, со собственной стороны массами собрался в пещерах на защиту любимой святыни. Когда неразумные исполнители полицейских предписаний с каким-то ожесточением варваров принялись рубить иконы и уничтожать на стенках священные изображения, народная масса, наполнявшая пещеры, пришла в неописанное негодование. Вышло ожесточенное побоище, и милиция должна была удалиться с уроном… Люд, можно сказать, грудью отстоял свои древнейшие пещеры и своё право свободно молиться там, куда его влечёт его вера. Шатрище зополучило после чего погрома ещё огромную славу в народе и ещё посильнее стало завлекать к для себя богомольцев.

— Евгений Марков «Поездка в Дивногорье»

В 1854 году было дано разрешение возобновить богослужение в пещерном храме. На верхушке горы Шатрище был установлен большой древесный крест.

В конце ХIX - начале ХХ века при пещерах считался охранник.

После 1917 года монастырь был подвержен разграблению, а саму гору Шатрище стали часто подрывать для добычи мела.

Равномерно о пещере запамятовали. Только в 70-х годах ХХ века её нашла и исследовала группа воронежских спелеологов, которая составила 1-ый схематичный план и отдала короткое описание.

Современное состояние

Сейчас пещера находится в грустном состоянии: утрачен пещерный храм, входы на 2/3 завалены. Сейчас протяженность пещеры составляет 280 метров, не сохранилась самая древняя часть пещер с храмом, описанная ещё Болховитиновым. Возможно, она обвалилась от взрыва при добыче мела в русское время.

Стенки закопчены и покрыты граффити, галереи замусорены, привходовое помещение употребляется для ночлега туристами. Шатрищенская пещера — уникальный монумент подземной архитектуры, нуждается в скорейшем восстановлении и охране. Сама пещера в реальный момент разрушается, своды (в особенности в нижней части) носят аварийный нрав.

Настоятели

Милентий Иванов (уп. 1680-е) Игумен Антоний (уп. 1751)

Прочитано 1406 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...