Костома́ровский Спасский монастырь — дамский монастырь Российской Православной Церкви (Воронежская митрополия, Россошанская и Острогожская епархия). Размещен в Воронежской области, около села Костомарово, входящего в состав Юдинского сельского поселения Подгоренского района.
Содержание
1 История монастыря 2 Современное состояние 3 См. также 4 Примечания 5 Литература 6 СсылкиИстория монастыря
Согласно догадке, которую выдвинули в конце XIX века исследователи П. В. Никольский и В. Н. Тевяшов, монастырь появился посреди XVII столетия, а его создателями были иноки-малороссы, которые переселились в Донские степи совместно с приднепровскими казаками, бежавшими от преследований и не желавшими признать унии. Но, имеются и другие версии. Согласно которым, этот монастырь может быть претендует на старейшее место посреди обителей Рф.
Более того, это место, может быть, является отправной точкой распространения христианства на местности сегодняшней Рф. Обосновывается это таковой догадкой: Во времена иконоборчества из Византии сюда от гонений бежали многие христиане, которые, меж иным и явились просветителями этого края. Это возможно, было в 8 в н.э…
К середине XVII века относятся и 1-ые достоверные свидетельства о примыкающем с Костомаровским — Дивногорском мужском монастыре. 1-ое письменное упоминание о Костомаровских пещерах появилось в конце XVIII — начале XIX века. Подразумевают, что Костомаровские пещеры в этот период были скитом Белогорского мужского монастыря. После революции 1917 года пещерные обители — как Костомаровский монастырь, так и Успенский Дивногорский и Воскресенский Белогорский монастыри, были закрыты. Но в Костомаровских пещерах потаенно продолжали жить некие подвижники. Особенной известностью воспользовался блаженный старец Пётр (Еремеенко), уроженец села Белогорье. В конце 1930‑х годов блаженный Пётр был выслан в Острогожскую кутузку, где, по официальным данным, и скончался. Сохранились мемуары местных обитателей о использовании пещер в качестве укрытий во время Величавой Российскей Войны. Около полугода — с июля 1942 по январь 1943 года округи монастыря были оккупированы.
В 1946 году было получено разрешение на проведение богослужений в Спасской пещерной церкви, но в 1959 году, после начала хрущёвской антирелигиозной кампании, этот храм вновь закрыт.
монастырьСовременное состояние
В июне 1997 года монастырь был возвращён Церкви, возобновлён как дамский. Ведётся восстановление монастыря. Летом службы проходят в пещерном Спасском храме, зимой — в наземном храме во имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» (построен в конце 20 века). Температура и влажность воздуха в пещерах постоянны круглый год. Пещерный храм открыт для посещения и зимой, а на Рождество и Крещение там служат. Действует часовня в память блаженного священномученика Петра (Еремеенко). Построен также сестринский корпус и трапезная. В 2012 годуу построен новый административный корпус напротив храма во имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших».
Округи монастыря, меловые горы, покрытые небогатой растительностью, имеют некое сходство с пейзажами Синайской пустыни. Здесь, как и в почти всех российских монастырях, обычно находится топонимика Святой земли: гора Голгофа, гора Фавор, поток Кедрон. А именно, на горе Голгофа около монастыря воздвигнут поклонный крест.
Спасский пещерный храмСамое древнее сооружение монастыря — Спасский храм, вход в который размещен у основания 2-ух меловых див (скал), соединённых меж собой маленький звонницей. Главный алтарь храма освящён в честь Нерукотворного вида Спаса. Своды этого храма опираются на восемь четырёхугольных колонн, делящих основной объём на три части. Слева два маленьких перехода, они ведут в придел мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии. Этот придел получил своё оформление уже после повторного открытия монастыря. Дальше ход идёт в келью затворника, усыпальницу и маленькую часовню. Наистарейшая нетронутая часть свода Спасской пещерной церкви, по неким показаниям и архитектурным изыскам, относится к 18 либо 19 векам.
В Спасском храме хранится чтимая икона Божией Мамы «Благодатное Небо», называемая Костомаровской. Икона размером в человечий рост, написана на листе железа В. В. Шокоревым, академиком Столичной Академии художеств, во 2-ой половине XIX — начале ХХ века. На иконе имеются следы от 6 пуль, выпущенных красноармейцем. С 2012 года эта икона после реставрации находится в нижнем (наземном) храме имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших».
На запад по склону размещен пещерный храм во имя святого Серафима Саровского, заложенный в 1903 году. Интерьер этого храма сотворен и завершен в конце 20 в., уже после повторного возрождения обители. Ещё один храм именуют «Пещерой Покаяния» (последний западный).
Лучший путь к монастырю на машине в хоть какое время года через Лиски (либо Острогожск)- на Каменку-Сончино-Юдино-Костомарово.