12 марта 1902 года опубликована биография некоего Ахуна Сафарова, служителя мечети Татарской слободы. Из него видно, что Татарская слобода так и называлась, в ней была мечеть, при ней кладбище, понятно, что мусульманское.
Газета «Ислам» за 2002 год, №5(11) опубликовала справку о семейном положении, выданную в1930 году гражданину Костромского уезда. Справка выдана мусульманским Сельским Советом и заверена его гербовой печатью. Так если Сельский Совет мусульманский, следовательно, и кладбище тоже – мусульманское. Во всяком случае, было таким в 1930 году.
Кандидат исторических наук, доцент кафедры Всемирной истории Костромского госуниверситета Тагир Исламович Нигметзянов в своей работе «Жизнь Татарской слободы ХVIII - начала ХХ века» рассказывает о медресе того времени. Имам мечети преподавал в ней законы ислама и арабский язык. Приведены также другие факты и события из жизни медресе и слободы в целом. Из них можно увидеть, что всё было организовано по мусульманским обычаям, похороны, следовательно, тоже, а значит, кладбище явно мусульманское.
Ряд архивных документов свидетельствует, что после первой мировой войны в Костромской губернии находились военнопленные турки-мусульмане. Хоронили умерших в плену мусульман только на мусульманском кладбище.
Вторую загадку можно увидеть при входе на кладбище. Это памятная доска с датой его организации: 1151 год. Откуда могла взяться эта дата, точно не знает никто. Ведь сам город основан только в 1152 году, о татарах впервые упоминается в летописях в 1233-м. На этом основании А.Н. Зонтиков, известный костромской историк, считает эту дату ошибочной. Если же дата указана по мусульманскому календарю – Хиджре, как предполагает другой историк, Т.И. Нигметзянов, то почему об этом не указано? В таком случае 1151 год по Хиджре соответствует приблизительно 1730 году по современному календарю. Но вряд ли автор доски руководствовался Хиджрой, если бы это было так, он обязательно указал бы это, как было принято и делалось всегда.
На кладбище можно увидеть захоронения с фамилиями, явно не принадлежащими ни татарам, ни мусульманам: русскими, польскими, еврейскими. Произведены были такие захоронения в годы советской власти, когда не учитывался религиозный статус кладбища. Строго следовали законам Ислама при захоронении только мусульмане.