Наверное, это совсем не обязательно, покосились они в разные стороны, но плиты эти – стелы. Всё это – древние Дербентские кладбища. Почти все историки разных времён, посещавшие город, называли их местными святынями.
Самым большим по площади и самым древним является кладбище Кырхляр. Это мусульманское кладбище огорожено двухметровой оградой. Погребены здесь «мученики», некоторые султаны. Рядом расположен бывший ханский мавзолей, относящийся к XVII – XVIII столетиям. Этот мавзолей очень ярко демонстрирует самые выдающиеся черты дербентской культуры того времени.
Саркофаги древнейших кладбищ полуцилиндрические, внутри слегка выдолблены, толщина оставлена сантиметров 10-12. Все они стандартной величины в 3 метра на 70 сантиметров, высотой в 80 сантиметров. На саркофагах имеются надписи, позволяющие датировать их максимум ХІ столетием, а возможно и чуть более ранним периодом. Со временем саркофаги приобретают стрельчатую форму, на них появляются орнаменты, выполненные тонко и художественно.
Чуть южнее сохранилось захоронение семьи Эсфендияров, правителей Дербента XV столетия. Резной декор их саркофагов выполнен в стиле дербентской архитектуры того времени. Сохранилась также группа захоронений с растительным орнаментом на торцах саркофагов. Как свидетельствует арабская надпись на одном из них, покоится здесь прах эмира Эсфендияра. Сын Хамза-аги, как там написано, погиб в 866 году. Дата указана по хиджре, мусульманскому календарю, и соответствует приблизительно 1462-1463 годам по календарю православному.
Недавно, всего около 200 лет назад, вместо саркофагов на могилах появляются надгробные плиты. Они представляют собой произведения искусства, являются огромнейшей ценностью, исторической и культурной. Иногда даже жалко становится, что на надгробной плите нельзя указывать имя мастера, так ювелирно украсившего её.
Множество древних захоронений было уничтожено, не сохранилось до наших дней. Очень жаль, что иногда надгробные плиты, являющиеся шедеврами резьбы по камню, используются в качестве обыкновенного строительного материала.