Основоположники монастыря — иноки Феодосий и Афанасий — были учениками Сергия Радонежского. Позднейшее монастырское предание связывало появление обители с расчудесным «лучеиспусканием».
Предание об основании монастыря Ехал с продуктом столичный негоциант по реке Шексне в Белозерск. Около сегодняшнего г. Череповца, близ устья реки Ягорбы, деньком вдруг сделалась такая тьма, что берега реки, мыс и прочее пропало из глаз негоцианта. Лодка с продуктом села на мель. Пораженный таким необычным явлением негоциант стал жарко молиться, и вот, во время молитвы его очам представилось еще больше необычное зрелище: находившаяся поблизости гора, покрытая лесом, была вроде бы в огне, из-за горы по равнине реки Ягорбы исходили лучи света, указывающие направления пути. Негоциант снялся с мели и поплыл по направлению лучей к дивной, пламенной горе - и явление пропало. Потрясенный до глубины души таким необычным явлением, негоциант взошел на эту гору. Дивный вид представился ему с этой горы: кругом безграничные леса, вдалеке на востоке серебряная лента Шексны, под ногами, в низменности, поросшей густым лесом, необычными зигзагами извивалась река Ягорба. Все это случилось в воскресный денек. Ознаменовав это чудное место крестом, негоциант уехал. На последующий год, привезя с собой огромную икону Воскресения Христа (денек дивного видения), он устроил на горе часовню и украсил ее привезенною иконою. Данное предание добавляет, что к построенной негоциантом часовне пришли два инока Феодосий и Афанасий и устроили тут Череповский Воскресенский монастырь.Дата основания монастыря точно не известна, в краеведческой литературе принято приурочивать это событие к епископству Игнатия (1355-65).
В монастыре было два храма — Воскресенский (прохладный) и Троицкий (тёплый). Пятиглавая соборная церковь Воскресения Христова с приделами Иоанна Предтечи, Афанасия и Феодосия Череповецких, Филиппа Ирапского, возведённая в 1752-56 гг., — наистарейшая постройка современного Череповца. Расписана в 1851 году.
Монастырь упразднён в 1764 году во время екатерининской секуляризации. В 1920—1930-х годах собор принадлежал обновленцам; его настоятелем в 1924—1931 годах состоял протоиерей Иоанн Мальцев. Во время Величавой Российскей войны в Воскресенском соборе находилась мастерская по ремонту авиационных движков. Сходу после войны храм был возвращён верующим.