Казанский Воскресенский Новоиерусалимский мужской монастырь был основан в 1665 году казанским митрополитом Лаврентием, современником патриарха Никона (устроившего одноимённый Воскресенский Новоиерусалимский монастырь как образ Палестины на реке Истре, переименованной им в Иордан, под Москвой). Непременно, что митрополит Лаврентий был вдохновлен потрясающим комплексом на Истре. Казанский Новый Иерусалим размещен в 7 километрах от центра городка, «в дачах деревни Горки»(на данный момент Приволжский район Казани) на горе над озером средний Кабан также принадлежавшем монастырю. Об истории монастыря в XVII веке понятно незначительно, дореволюционные источники начинают подробную летопись монастыря с начала XVIII века. Монастырь может быть был вначале основан конкретно как пригородная резиденция казанских архиереев, взамен обветшавшего Архиерейского дома, построенного ещё в XVI веке в Казанском кремле первосвятителем казанским Гурием.
Архив Воскресенского монастыря был на сто процентов уничтожен в 1-ые годы русской власти, потому многие странички истории монастыря вернуть уже нереально. В 1928 году о смерти архива писал доктор Покровский: «(…) Умер ценнейший и наистарейшем казанский архив пригородного Архиерейского дома, приведенный мною в полный порядок сначала XX ст(олетия), когда я писал свою докторскую диссертацию в бытность доктором академии. Когда до меня дошел слух об угрозы, грозившей этому архиву, и когда мы с только-только назначенным управляющим Губархива кинулись в пригородный Архиерейский дом, то по озеру Кабан нам повстречались только обгоревшие листы бумаги, разнесенные по льду (дело было в феврале либо марте 1919 г.). Архив намедни нашей поездки был сожжен дотла. (…)» Стопроцентно заявление И. М. Покровского дано в исследовании Р. Садыковой
Содержание
1 История 1.1 XVII век 1.2 XVIII век 1.3 XIX век 1.4 XX век 1.5 XXI век 2 Примечания 3 См. также 4 СсылкиИстория
XVII векМожет быть Казанский Новоиерусалимский монастырь был основан по благословению патриарха Никона, о чём есть историческое свидетельство. Так, в период раскола в российской церкви узнаваемый приверженец старенькых обрядов «подьяк» (прошлый патриарший ипподьякон) Феодор Трофимов, вызванный на разбирательство из сибирской ссылки на собор в Москву, представил челобитную царю Алексею Михайловичу, где писал о казанском митрополите Лаврентии и Воскресенском монастыре:
«И в сегодняшнем, сударь, во 7174 (1665/66) году, октября в 1-ый денек по указу сударя волочился я, нищий, к Москве из Сибири за приставом. И в Казани будучи, бродил я, нищий, к митрополиту Лаврентию для милостыни. … А в то время он, Лаврентий, воссел на колесницу позлащенну, а перед ним неизвестно какого чину старец, и произнесли, что ехал он к праздничку служить. А произнесли тутошние люди: прежние де власти к праздничкам на колеснице не езживали, прогуливались с кресты. …Камилавка и клобук на нем не по-старому… рукой осеняет удивительно некако, а другими словами гордость и старенькому преданию нарушение. … у того митрополита Лаврентия от келий изготовлены переходы на столпах каменных до соборные церкви… А ему ж отдал приказ Никон строить такой же новый Ерусалим, и он строит древесный этим же образом, и быть де ему в том Ерусалиме патриархом… и те его каменные переходы и горница с чердаком очевидная гордость к королевской державе и высости, так как прежние пастыри переходов каменных и древесных к соборной церкви не делывали. Он же митрополит поставил у себя над поварнею горницу, а перед ней сделал чердак тесовый, а на нем поставил крест Христов и то очевидно ругательство кресту Христову».
Как видно из челобитной, 1-ые строения в монастыре были древесными, но уже в 1698 году, в правление казанского митрополита Маркелла, главный собор собор в честь Обновления Храма Воскресения Христова был построен в камне. Это был однокупольный собор в стиле российского барокко с прекрасным убранством фасадов: узорными наличниками окон, полуколоннами по углам, обширной трапезной и открытыми галереями с лесенками. Своим видом храм напоминал главный храм казанского Кизического монастыря, построенный в тот же период. Пятиярусная колокольня монастырского собора своим убранством напоминала один из наикрасивейших храмов Москвы — церковь Покрова в Филях. После 1917 года колокольню снесли, храм обезображен, внешний вид не отличается от типового дома.
XVIII векБольшая часть строений монастыря была построена в период правления митрополита Тихона, занимавшего казанскую кафедру с 1699 по 1724 год. В 1704 году была выстроена надвратная церковь во имя святителя Тихона Амафунтского (небесного покровителя митрополита Тихона, в 1905 году храм был вновь освящен во имя св. Тихона Задонского). Может быть владыка Тихон выстроил бы ещё больше в Воскресенском монастыре, но его деятельность была прервана указом Петра I от 1722 года, которым по всей стране категорически запрещалось строить каменные строения, не считая новейшей столицы — Санкт-Петербурга.
Маленькое историческое свидетельство о Казани и Воскресенском монастыре, нареченном в источнике «дачей», в XVIII веке находим в мемуарах академика Делиля, который посетил Казань по дороге из Сибири, где он следил солнечное затмение: «Вид града издалече великолепен, так как в нем есть огромные и высочайшие колокольни и другие каменные строения, но кроме их место оказывается предрянным. Что мне более всего понравилось, так это мое знакомство с архиепископом Лукой, он очень отлично гласит по-латыни, был в Петербурге при кадетском корпусе и очень любит науки. В Казани он основал академию либо гимназию и хлопочет о благоденствии ее, как это может быть. По приглашению его я отправился туда и был удивлен, видя во всех классах до богословия и риторики по 2-3 студента, которые приветствовали меня речами, произнесенными по памяти по-латыни и по-русски. Когда мне были надобности, то архиепископ посылал свою карету в 6 лошадок с 2-мя денщиками для разъездов по городку и окрестностям. Он приглашал меня оглядеть его церковь, когда сам высылал в ней праздничное богослужение (4 октября) в память первого архиепископа этого городка. Из сановников, сопровождавших его до архиерейских палат, он одних нас оставил обедать, а для окончания этого денька повез вечерком на свою дачу, очень приятную, где нас повстречали залпом из 9 пушек».
Предстоящим расцветом и самим своим существованием монастырь должен казанскому митрополиту Вениамину Пуцек-Григоровичу, пребывавшему на казанской кафедре с 1762 по 1782 год. В период его правления императрица Екатерина II в 1764 году провела реформу по секуляризации церковных земель, в согласовании с которой сотки монастырей в Рф, в том числе 27 в Казанской епархии, включая Воскресенский Новоиерусалимский, подлежали упразднению. Монастырь чудом удалось сохранить, благодаря стечению событий: после осады Казани Пугачевым в 1774 году, владыка Вениамин был по неверному навету оклеветан, осужден как типо сочувствовавший Пугачеву и провел пару лет в казанском остроге. Потом владыку вполне оправдали. Императрица ознакомилась с делом, которое вёл председатель следственной комиссии, генерал П. С. Потёмкин (троюродный брат светлейшего князя Г. А. Потёмкина-Таврического), повелела Указом Синоду Вениамина «именовать митрополитом казанским и носить белоснежный клобук» и направила казанскому властелину письмо: «Преосвященный Вениамин, митрополит казанский! По приезде моем в Москву первым попечением было для меня разглядеть дела лоботряса Аристова, и выяснила я к последнему моему наслаждению, что невинность вашего преосвященства совсем открылась. Покройте почтенную вашу главу сим хорошим знаком чести, да будет он для всякого обычным напоминанием торжествующей добродетели вашей; позабудьте прискорбие и печаль, которые вас уязвили; припишите судьбе Божией, благоволившей вас прославить по злосчастных и смутных обстоятельствах того края; принесите молитвы Господу Богу; а я с хорошим доброжелательством есмь Екатерина». Желая загладить свою вину Екатерина II в 1781 году дарила ему упраздненный Воскресенкий монастырь под загородную резиденцию, также пожертвовала огромные суммы на его благоустройство, значимая часть которых пошла на восстановление спаленных при пугачевском мятеже построек семинарии.
Таким макаром Воскресенский монастырь избежал упразднения, в нём была практически возрождена монашеская жизнь, хотя прямо до переворота 1917 года Новый Иерусалим существовал в статусе архиерейкого подворья либо «архиерейской дачи», как его почаще называли в Казани. Тогда же по проекту известного известного конструктора Варфоломея Растрелли (1700—1771) под управлением казанского зодчего Василия Кафтырева (? — 1807) «на Высочайше пожалованные суммы» в стиле барокко были выстроены архиерейские палаты с домовым храмом в честь Вознесения Христова, расположенном в центральной, выступающей от полосы фасада, части строения. В архиерейском корпусе также располагались братские кельи и кладовые помещения. В помещениях нижнего этажа сохранились начальные сводчатые перекрытия, а в южном крыле одностолпная сводчатая палата, соответствующая для допетровского зодчества, что позволило искусствоведу В. Фехнер сделать предположение о том, что в корпус архиерейского дворца было включено более древнее строение. В монастыре также были выстроены либо серьезно отреставрированы каменный флигель, занятый кухней и трапезной; ещё один флигель, в каком помещалась церковно-приходская школа и службы, и пристроенный к нему маленький двуэтажный корпус, занятый братскими кельями.
В восточной части монастыря был разбит постоянный сад с аллейками лип, лиственниц и голубых елей, в стиле екатерининской эры, придавшему монастырю сходство с дворцовыми комплексами под Петербургом. Аллейки заложили таким макаром, чтоб рядами деревьев складывались инициалы Спасателя — ИХ.
В предстоящем прямо до начала XX века все казанские архиереи жили в Воскресенском монастыре, а приезжая служить в кафедральном Благовещенском соборе Казанского кремля, останавливались в кремлевском Спасо-Преображенском монастыре.
XIX векМонастырю также были пожалованы угодья и к концу XIX века монастырь имел в принадлежности: 1) при пригородном доме сад; 2) при том же доме земля с лесом в количестве 406 десятин 2366 кв. саж.; 3) пахотная земля в лесной даче «Гари», в количестве 30 десятин; 4) земля, именуемая «Гривкой», меж дачами деревень Горки и Аметьевской, в количестве 10 десятин 170 саж.; 5) в г. Казани на Рыбнорядской улице каменная лавка; 6) озера Ближний и Далекий Кабан; 7) озеро в 52 десятин 855 кв. саж., с 15 десятинами 200 саж. земли при нём, при с. Тарлашах, Казанского уезда; 8) «Красное озеро» с другими близ его находящимися озёрами и источниками в Спасском уезде; 9) мукомольная вальцовая мельница на р. Казанке при с. Савинове; 10) подворье в Москве, в Ветошном ряду, состоящее из каменного 3-этажного дома.
Поблизости монастыря в XIX веке были найдены остатки старого булгарского либо монгольского городища.
В 1829 году усердием архиепископа казанского (1828—1836) Филарета, потом киевского митрополита, сейчас причисленного к лику святых, была произведена серьезная реставрация всех монастырских строений.
В конце XIX века в казанском кремле был восстановлен архиерейский дом, а Воскресенский новоиерусалимский монастырь стал летней резиденцией казанских архиереев.
Из других именитых жителей казанского Нового Иерусалима стоит отметить величавого российского святого, преподобного старца Гавриила Зырянова, незадолго до перевода в казанскую Седмиезерную пустынь несшего повиновение казначея монастыря (1883 год). В 1905 году экономом монастыря был будущий настоятель Зилантова монастыря преподобномученик Сергий (расстрелянный большевиками).
XX векПосле 1917 года Воскресенский монастырь был закрыт одним из первых посреди других казанских монастырей. В 1920 годы все строения и территория монастыря были переданы Казанской опытнейшей сельскохозяйственнной станции и до сего времени, спустя 15 лет после перестройки, находятся в принадлежности НИИ «Нива». В 1949 году Воскресенский собор был переделан под жилище работников станции. Такая же судьба поняла и Введенский храм казанского Иоанно-Предтеченского монастыря, но декор церкви не пострадал. В Воскресенском же монастыре, кроме перепланировки и надстройки, было сбито все каменное узорчье храма, наличники, полуколонны и сейчас собор снаружи ничем не отличается от обыденного дома. Сохранились только алтарные апсиды и может быть сводчатые потолки снутри храма. Рядом с собором с незапамятных времен хоронили узнаваемых городских жителей и духовных лиц и до недавнешнего времени сохранялась древесная кладбищенская часовня середины XIX века. В 2009 году эта часовня сгорела, невзирая на то, что монумент находился на охраняемой НИИ Нива местности. За пару лет ранее в НИИ горело здание Воскресенского собора. Братский корпус XVII века без кровли равномерно преобразуется в руины. На местности монастыря сохранился и парк XVIII века. Невзирая на запущенное состояние, до сего времени прочитывается начальная планировка и прорисовка аллей. Понятно, что живя в Казани монастырский парк посещал Лев Толстой. Сохранилась и самая древняя в нашем регионе веймутова сосна в три обхвата высотой 29 метров, посаженная ещё при властелину Вениамине в 1767 году.
XXI веквесной 2012 г. три строения Нового Иерусалима были переданы Богородицкому мужскому монастырю(наместник - о.Питирим). за 6 месяцев была произведена постройка нового иконостаса в храме св.Тихона Амафунтского. с 30 ноября 2012 г. в Новеньком Иерусалиме повсевременно служится Божественная Литургия.настоятель - о.Андрей(Лосык). храм Тихона Амафунтского поновой освящен в честь иконы Пресвятой Богородицы "Иверская". 13 февраля 2013г. на собор Воскресения Христова установлен купол. в мае 2013 г. начаты ремонтные работы по восстановлению собора Воскресения Христова.