Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 14:00

Спасо-Преображенский монастырь (Казань)

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Спасо-Преображенский монастырь

Вид на Спасо-Преображенский монастырь Казанского кремля
В какой стране находится: Россия
В каком городе: Казань
Какова конфессия: православие
Епархия монастыря: Казанская
Тип монастыря: мужской
Кто основатель: Св. Варсонофий
Когда основан (Дата основания): 1556 год
Известные насельники: св. Варсонофий, св. Евфимий, св. Ермоген, св. Филарет, митр. Антоний Храповицкий
Какие имеет святыни и реликвии: мощи св. Варсонофия утрачены , чтимые иконы утрачены , устав св. Варсонофия утрачен
Статус: В составе Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский Кремль»

Описание монатяря "Спасо-Преображенский монастырь (Казань)"

Координаты монастыря: 56°18′37″ с. ш. 38°07′46″ в. д. / 56.31028° с. ш. 38.12944° в. д. / 56.31028; 38.12944 (G) (O) (Я)

Культурное наследство Русской Федерации, объект № 1610053019 объект № 1610053019 Культурное наследство Русской Федерации, объект № 1610053023 объект № 1610053023 Культурное наследство Русской Федерации, объект № 1610053015 объект № 1610053015

Спасо-Преображенский монастырь — не действующий православный монастырь. Монумент российской архитектуры XVI—XIX веков. Размещен в юго-западной части Казанского кремля. Основан в 1556 году архимандритом Варсонофием.

По статусу и значимости в Казанской епархии занимал 2-ое место после Успенского Свияжского монастыря.

Свое имя обитель получила от головного монастырского Преображенского собора и надвратной церкви Нерукотворного Вида Спасской башни, соединявшейся с монастырем с западной стороны пристройкой с лестницей. В ранешних источниках монастырь называется по различному — Спасским, Преображенским, с течением времени заглавие Спасо-Преображенский закрепилось, хотя часто монастырь упоминается как Спасский и в поздних источниках.

Монастырь размещался на маленькой местности (наименее 1 га, согласно писцовым книжкам «в длину 40 одна сажень, а поперек 20 6 сажень»), ограниченной с юга и запада пряслами кремлевской стенки меж Спасской, Юго-западной и проездной Преображенской (сначало Сергиевской по близкорасположенной церкви) башнями. С востока от главной кремлевской улицы монастырь отделяла кирпичная ограда, доходившая до храма Киприана и Иустинии, который с течением времени был приписан к монастырю.

Вид с запада, с Триумфальной (Тысячелетия) площади

Вид с юго-запада

Вид с юга с ул. Проломной (Баумана )

Вид с юга, с ул. Воскресенской (Кремлевской )

План Казанского кремля 1730 года. Литерой I обозначен Спасо-Преображенский монастырь

Содержание

1 История 1.1 XVI век 1.2 XVII век 1.3 XVIII век 1.4 XIX век 1.5 XX век 2 Монастырь в русское время 2.1 Архимандриты и настоятели монастыря сначала XX века 3 Спасо-Преображенский монастырь в текущее время 4 См. также 5 Примечания 6 Ссылки

История

XVI век

Основоположник монастыря Варсонофий (в миру Иоанн) в юности провел пару лет в плену у крымских татар и свободно обладал монгольским языком, что и содействовало его переводу в Казань. Вкупе с Варсонофием в Казань прибыли и другие насельники Николо-Пешношского монастыря: Тихон, Феодорит, Иов, Андроник, Сильвестр, также инок Андроникова монастыря (где Варсонофий принял постриг) Симеон.

Сначало монастырь имел две древесные церкви — Преображенскую, построенную на каменном фундаменте с каменным же подклетом, и Николы Ратного, которая уже в 1560-е годах была построена в камне. Церковь Николы Ратного построена сразу с нижним ярусом Спасской башни из такого же волжского известняка. Храм представлял собой маленькую, «13 на 13 шагов», двухэтажную квадратную в плане церковь с длинноватой трапезной с западной стороны и полукруглым алтарным выступом с восточной, по строительным формам это был обычный новгородский одноглавый храм «на четыре фронтона», как, к примеру, Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. На нижнем этаже располагалась хлебня и просфорня. В 1567 году, когда была составлена 1-ая казанская писцовая книжка, Никольский храм был уже освящен и украшен обилием икон.

Незадолго до кончины, в древесном Преображенском соборе монастыря принял постриг в величавую схиму 1-ый казанский архиепископ Гурий. Св. Гурий был похоронен 5 декабря 1563 года за алтарем Преображенского собора, его могила стала первой на погосте Спасо-Преображенского монастыря. В следующие четыре столетия на Спасском некрополе обрели покой многие именитые казанцы: священники и доктора Казанской Духовной академии, негоцианты и военные, бюрократы.

Над могилой святителя усердием вельможи Ивана Елизаровича Застолбского, ученика и сподвижника архиепископа Гурия, была сооружена «каменная клеть» (скоро тут был похоронен отпрыск Ивана Елизаровича, монах Нектарий, скончавшийся в юных годах, а позже и сам вельможа Иоанн, в иночестве Иона).

После 12 лет трудов в монастыре архимандрит Варсонофий был назначен епископом в Тверь. В 1571 году святитель Варсонофий возвратился в Казань и поселился на покое в основанной им обители. 11 апреля 1576 г. основоположник Спасо-Преображенского монастыря скончался в возрасте 81 года и был погребен в «клети» рядом с св. Гурием.

В 1579 году Казань опустошил сильный пожар. Тогда же была обретена Казанская икона Богородицы.

Во время пожара 1579 года древесная Преображенская церковь также сгорела.

В 1586 году на пепелище был заложен новый каменный шестистолпный пятиглавый Преображенский собор с 3-мя алтарными апсидами, размерами и красотой не уступавший кафедральному Благовещенскому собору. Новый храм строился на более ранешном каменном подклете древесного храма, который чудом сохранился до наших дней и сходен с нижний храмом Благовещенского собора.

В 1595 г. при его строительстве устроенную Застолбским клеть пришлось сломать тогда и же, 4 октября 1595 года, казанским митрополитом Гермогеном (потом патриархом всея Руси) были обретены мощи свв. Гурия и Варсонофия, которые потом перенесли в Преображенский собор.

Для останков иноков Ионы и Нектария перед алтарем нового Преображенского собора была сооружена маленькая каменная «пещерка» размером «25 на 15 четвертей» (5 на 4 метра) с каменным сводом, свет в которую проникал через 5 узеньких продолговатых окон с коваными решетками. Вход в неё был углублен в землю на четыре ступени.

Позже в «пещерке» отыскали упокоение греческий иерарх Епифаний, архиепископ Иерусалима, в 1614 году — казанский митрополит Ефрем, венчавший на королевство в 1613 году первого царя из дома Романовых Миши Федоровича, настоятели Спасо-Преображенского монастыря архимандриты Сергий (1608—1613) и Еремей (1628—1629), греческий епископ Арсений (1706 г.), по левую сторону в специально устроенной часовне в 1740 г. был похоронен ближний родственник кахетинского царя Теймураза князь И.Е Багратион-Давидов, проживавший в Казани по указу императрицы Анны Иоановны .

XVII век

Монастырь, прославленный казанскими святыми, скоро стал одним из важных центров паломничества в Поволжье.

Сначала семнадцатого века в число братии Спасо-Преображенского монастыря поступил постриженик столичного Чудова монастыря Филарет, потом основавший Раифской монастырь в округах Казани.

С кремлевским Спасским монастырем также связана судьба основоположника Седмиезерной пустыни св. Евфимия. В 1627 г. схимонах Евфимий был вызван Казанским архиепископом в Спасо-Преображенский монастырь, где и скончался.

В 1630 году митрополит Казанский и Свияжский Матвей перенес мощи св. Гурия из Спасо-Преображенского монастыря в кафедральный Благовещенский собор.

В 1670-х годах в монастыре был построен новый каменный двуэтажный братский корпус.

В XVII веке был перестроен в кирпиче 2-ой этаж церкви Николы Ратного и перекрыт коробовым сводом; с севера к трапезной части храма пристроен игуменский дом.

По сведениям, которые приводит Н. П. Загоскин, в конце XVII века окружающая монастырь с северной и восточной сторон ограда имела две надвратных церкви, о чём имелась высеченная над входом надпись: «Лета 1670 выстроено сие оградное строение и другия врата монастырские, а на воротах церковь Пресвятыя Богородицы положения Честныя ризы; да в приделе чудотворца Макария Калязинского…». Эти надвратные храма были упразднены в XIX веке, может быть, из-за пожаров .

Справа — древняя колокольня. Меж Спасской башней и ц. Киприана и Иустинии, на северной монастырской стенке — надвратная церковь XVII века (на месте колокольни XIX века). Набросок 18(?) века. XVIII век

В XVIII веке к северной и южной стенкам Преображенского собора были пристроены галереи: с юга — сводчатое гульбище на уровне нижнего яруса собора, с севера — двухъэтажные галереи: первый этаж имел крестовые своды, опиравшиеся на огромные белокаменные пяты трапециевидной формы. 2-ой этаж галереи служил коридором, соединявшим собор с домом настоятеля и церковью Николы Ратного. С восточной стороны галереи имели огромное парадное крыльцо.

Также в XVIII веке к братскому корпусу пристроен казначейский дом.

В 1730 году в монастыре была освящена церковь великомученицы Варвары.

В XVIII веке в монастыре также была церковь преподобного Сампсона Странноприимца. Четкая дата постройки неведома, фундамент храма исследован археологической экспедицией «Казанский Кремль».

Посреди XVIII веке архимандрит Феофил Игнатович приподнял стенки Преображенского собора, заместо древних глав на бочкообразной кровле поставил новые — «на стальных дугах» и в первый раз покрыл церковь железом (может быть вследствие 1-го из пожаров) .

Представитель Сената А. И. Свечин, посетивший город в 1763 году в в связи с неуввязками в Казанском адмиралтействе, отмечал что Спасский монастырь имеет «внутреннее и внешнее прекрасное украшение большой величины» .

В XVIII веке монастырь не один раз горел в пожарах (в 1742, 1749, 1757 и 1797 годах). Пожары и следующая реформа Екатерины II 1764 года плохо сказались на развитии монастыря, число братии существенно сократилось (тогда как согласно данным «жития» основоположника, в монастыре было до 100 человек братии).

XIX век

Вид на монастырский комплекс с главной кремлевской улицы

Слева вправо: Спасская церковь, колокольня, храм Киприана и Иустинии, Преображенский собор

Вид на монастырский комплекс от манежа

Вид от б. Юнкерского училища (Государственная картинная галерея)

В 1815 г. храм Николы Ратного был перестроен по проекту губернского конструктора А. Шмидта. В 1820 г. при храме устроен придел во имя св. Иоанна Лествичника.

С 1842 года в монастыре временно находилась Казанская духовная академия.

В 1858 году за ветхостью была разобрана каменная колокольня (самая 1-ая была древесной), находившаяся к северо-западу от собора на северной галерее, соединявшейся с игуменским домом и в 1858—1860 годах отстроена новенькая четырёхъярусная колокольня над Святыми воротами Варваринской церкви. На втором ярусе помещались колокола, на 3-ем были установлены боевые часы. Место, где стояла колокольня, проектом реконструкции предполагалось отметить цветом брусчатки.

Слева — монастырская колокольня XIX века.

В 1892 г. к Братскому корпусу пристроена галерея.

В 1898 г настоятелем монастыря и по совместительству ректором Казанской Духовной академии (по установившемуся в XIX веке обычаю) был выдающийся церковный деятель Антоний Храповицкий, будущий первоиерарх Российской Православной Церкви заграницей.

Более старыми и чтимыми в монастыре иконами были: запрестольная выносная икона Тихвинской Богородицы в басменном окладе, с чеканными венцами и дробницами, увенчанная привесами с драгоценными камнями и жемчугом, на обратной стороне иконы были изображены свв. Гурий и Варсонофий казанские. В монастыре также почитались иконы Николы Ратного и Преображения .

В ризнице монастыря хранились монастырский утомившись, 1-ая часть которого была своими руками написана св. Варсонофием, древесный, оправленный понизу «узорчатым железом» (по видимости басмой) жезл святителя, шитая золотом плащаница XVI века, шитый государь (вклад головного казанского воеводы князя Григория Алексеевича Булгакова в память о родителях) и другие реликвии .

XX век

В 1901 г. с западной стороны выполнен пристрой на всю ширину Преображенского собора.

В 1900-е гг. в монастыре проходил повиновение будущий камчатский миссионер митрополит Нестор (Анисимов).

Монастырь в русское время

После переворота 1917 года началось планомерное ликвидирование кремлевской обители.

20 сентября 1918 года во время совершения литургии в алтарь вошёл красноватый командир и объявил, что кремль запирается для населения и объявляется военным городком, все штатские учреждения и личные лица из кремля выселяются.

22 сентября были закрыты все кремлевские храмы. Силами насельниц Казанского Богородицкого монастыря были вынесены: из Кафедрального Благовещенского собора — рака с мощами святителя Гурия Казанского, из Преображенского собора — рака с мощами святителя Варсонофия и другие святыни.

В русское время на местности расположили воинскую часть. Надгробия монастырского некрополя - уничтожены, монастырский собор взорван. Была также снесена приписанная к монастырю церковь св. Киприана и Иустинии. Сохранились фундаменты неких строений, строения братского корпуса. Под слоем щебня сохранился подвальный этаж Спасо-Преображенского собора и его «пещерка».

Во время археологических раскопок 1995 года были вновь обретены мощи Ионы и Нектария Казанских, также казанского митрополита Ефрема.

Мощи самого основоположника монастыря святителя Варсонофия после большевистского переоврота 1917 г. оказались в запасниках 1-го из городских музеев, предстоящая их судьба неведома. В фондах Государственного музея Республики Татарстан сохранились позолоченные серебряные детали раки святителя .

Архимандриты и настоятели монастыря сначала XX века

Настоятели:

до 13 сентября 1907 г. — епископ Чистопольский Алексий (А. Я. Дородницын); с 13 сентября 1907 г. (сначало — управляющий, на правах настоятеля) по 4 августа 1911 г. — епископ Мамадышский Андрей (князь А. А. Ухтомский); с 4 августа 1911 г. (сначало — исполняющий обязанности настоятеля) по 20 мая 1912 г. — архимандрит Варсонофий (В. М. Лебедев); с 21 мая 1912 г. по 11 июля 1912 г. (временно заведующий монастырём) — иеромонах Гурий (А. И. Степанов); с 11 июля 1912 г. (сначало — исполняющий обязанности настоятеля; 17 апреля 1915 г. утверждён в должности) — иеромонах Иоасаф (И. И. Удалов).

Архимандриты:

с 6 августа 1899 г. по 3 октября 1907 г. — Андрей (князь А. А. Ухтомский); с 1907 г. по 20 мая 1912 г. — Варсонофий (В. М. Лебедев); с 1915 г. — Иоасаф (И. И. Удалов).

Спасо-Преображенский монастырь в текущее время

Реконструированная Никольская церковь и алтарные апсиды подклета Преображенского собора (на первом плане)

Братский корпус

Братский корпус и дом казначея

Вид на монастырь с быв. Триумфальной (Тысячелетия) площади

Вид на монастырь с ул. быв. Проломной (Баумана)

К истинному моменту сохранился Братский корпус монастыря, цоколь Преображенского собора (храм взорван в 30-е годы XX века), реконструированный храм Николы Ратного, монастырская ограда и фундаменты неких других строений.

Коробовые и крестовые своды подклета Преобаженского собора опираются на стенки и четыре столба, подалтарная часть разделена стенкой с просветами от основного помещения. Стенки и сводчатые перекрытия сложены из гладко отесанного белоснежного камня, блоки плотно пригнаны друг к другу. Сохранилась также сводчатая «пещерка» за алтарем собора.

Сохранился также белокаменный подклет XVI века храма Николы Ратного со сводчатым одностолпным помещением под трапезной и коробовым сводом под храмом. Западная стенка церкви опирается на боевой ход прясла меж Юго-Западной и Преображенской башнями. Сохранились декоративные полукруглые сандрики XIX в. с изображением креста на окнах фасада второго яруса.

Отреставрировано двухэтажное кирпичное Г-образное в плане здание Братского корпуса. Скрытая кирпичная галерея соединяет воединыжды ряд сводчатых помещений келий. С западной стороны к зданию примыкает 3-этажный казначейский дом с частью старой монастырской ограды. Арочные окна украшены наличниками, фасад строения — декоративными поясами и карнизами.

В 2006 году архиепископ Анастасий освятил на Арском кладбище, около церкви Ярославских чудотворцев, часовню во имя Всемилостивого Спаса, куда была перенесена маленькая часть захоронений некрополей Спасо-Преображенского и Троицкого монастырей, отысканные в процессе археологических работ и реконструкции Казанского кремля .

См. также

Казанские святые Православные храмы Казани

Вид с запада, с Триумфальной (Тысячелетия) площади

Вид с юго-запада

Вид с юга с ул. Проломной (Баумана )

Вид с юга, с ул. Воскресенской (Кремлевской )

Прочитано 2387 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...