Современная территория Севмашпредприятия городка Северодвинска, на берегу Никольского устья Северной Двины в 35 км от Архангельска. содержит в себе и прошлый Николо-Корельский монастырь, узнаваемый с 1419 года.
Николо-Корельский монастырь давно служил морскими воротами Столичного страны: через него пролегал путь российских послов в Европу. Морской порт Российского страны, в зарубежных источниках узнаваемый как рейд Св. Николая. Поселение вокруг монастыря послужило основанием русского городка Северодвинска.
Содержание
1 Заглавие 2 История 3 См. также 4 Примечания 5 Литература 6 СсылкиЗаглавие
Одно из четырёх устьев реки Северной Двины — Никольское, длительное время называлось Корельским. Это заглавие встречается на картах прямо до XVII века и происходит от древне-русского наименования угро-финского народа «корела» (ср. совр. деревни Огромные и Малые Корелы в 25 км от Архангельска.). Монастырь, который стоит около устья вобрал в себя оба этих наименования и с течением времени стал Николо-Корельским.
История
Подразумевают, что монастырь был основан в конце XIV либо сначала XV веков просветителем корелов преподобным Евфимием, мощи которого были открыты в 1647 году.В источниках монастырь в первый раз упомянут в 1419 году, когда обитель была сожжена норвежцами. В 1420 году монастырь пострадал от пожара. Последующие полста лет монастырь пребывал в запустении.
В 1471 году в Белоснежном море утопли при невыясненных обстоятельствах Антон и Феликс Борецкие — сыновья Марфы Посадницы. Они были похоронены в Николо-Корельском монастыре, а Марфа повелела поновой отстроить монастырь с церковью Святого Николая и отдала ему в собственность часть собственных владений — луга, солеварни, рыбные промыслы.
Длительное время Николо-Корельский монастырь служил кое-чем вроде морских ворот страны: один из вероятных путей российских послов в Европу пролегал по Северной Двине и дальше морским оковём вокруг Кольского полуострова (к примеру, этим оковём шёл королевский засол Григорий Истома в 1496 году: после Тронхейма в Данию по суше); последней остановкой на российской земле был конкретно Николо-Корельский монастырь.
В Николо-Корельском монастыре останавливались и западные путники. Так, к примеру, в 1553 году экспедиция Ричарда Ченслера (её целью было открытие северного пути в Индию) обогнула Кольский полуостров, вошла в Белоснежное море и бросила якорь к западу от Николо-Корельского монастыря напротив селения Нёнокса, где они установили, что эта местность является не Индией, а Московией; последующая стоянка экспедиции была как раз около стенок монастыря. Скоро после этой экспедиции в Лондоне была базирована «Столичная компания», получившая потом монопольные торговые права от царя Ивана.
Начало XX векаВ 1555 года напротив монастыря, на полуострове Ягры, была оборудована якорная стоянка, получившая имя «Рейд Св. Николая», — со складами и домами; её жители разгружали морские суда, грузили продукт на маленькие речные, которые везли его в Холмогоры, а оттуда уже вглубь Рф. Отсюда уходили экспедиции: в направлении Карского моря (Стифен Бэрроу, 1556), на запад в поисках пути в Новгород (Спарк, 1556), в Индию по Северной Двине и Волге (Дженкинсон, 1558). В 1584 году был основан город Новохолмогоры, узнаваемый с 1613 года под именованием Архангельск, ставший основным морским портом российского севера; Николо-Корельский монастырь теряет своё прежнее торговое значение.
С 1620 года в монастыре начала действовать монастырская кутузка. В ней содержали политических и религиозных оппонентов имеющейся власти. Посреди иных в монастырские казематы были помещены к примеру:
Член королевского кружка ревнителей старого благочестия Иван Неронов. В 1653 году, согласно указу Патриарха Никона — монах Соловецкого монастыря Герасим Фирсов и «безместный старец» Иона — будущие идеологи Соловецкого восстания В конце 1670-х гг. тут содержались также двенадцать мятежников с Соловков и др. В 1725 году сюда был заключен обычным монахом и в будущем году скончался тут прошлый архиепископ Феодосий (Яновский). В 1763—1767 годах тут содержался обычным монахом лишенный сана за выступление против секуляризационных мер Екатерины II митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич). Проездная башня Николо-Корельского монастыря (XVII век) в музее КоломенскоеСо 2-ой половины XVII века в монастыре началось каменное строительство. В 1664—1667 годах была построена Успенская церковь, в 1670—1674 годах собор Св. Николая, в 1700 году была построена колокольня. Обитель имела собственный кирпичный заводик. В 1691—1692 годах монастырь был окружена семью древесными башнями, из которых сохранилась только одна, западная, со Святыми воротами — на данный момент она находится в Москве, на местности музея Коломенское.
В 1764 году монастырь получил статус необщежительного монастыря 3-го класса (См. Секуляризационная реформа 1764 года).
Конкретно в извозе Николо-Корельского монастыря в 1731 отправился обучаться в Москву Михайло Ломоносов.
Большевики закрыли монастырь в 1920-х годах.
Первостроители городка Северодвинска в 1930-е годы построили вокруг монастыря корпуса Севмашпредприятия, которое сначала специализировалось на строительстве военных надводных кораблей, а потом уже практикуется и на строительстве и ремонте атомных подводных лодок.
Древесная стенка XVII века была большей частью снесена (не считая маленького участка с одной башней, перевезённых в Коломенское).
Постройки Николо-Корельского монастыря на данный момент не только лишь находятся на местности Севмашпредприятия, да и интегрированы в его структуры: в бывших церквях размещаются некие подразделения большого завода.
Невзирая на то, что часть монастырских построек в 1990-е годы переданы церкви, православные верующие лишены способности свободно посещать монастырь, потому что предприятие режимное. Первым стал восстанавливаться собор Николая Чудотворца. 7 апреля 2005 года по благословению епископа Архангельского и Холмогорского Тихона в соборе бывшего Николо-Корельского монастыря была отслужена 1-ая Божественная литургия.
22 августа 2009 года в монастыре сделал всенощное богослужение Патриарх Кирилл.
В декабре 2009 года на Никольском соборе были установлены 5 куполов и крестов. Купола собора были утрачены в 1933 году из-за пожара, предположительно вызванного молнией. Барабаны собора были разрушены в 1936 году. Восстановление велось на средства прихожан. Железные купола были сделаны в цехах 7(А) и 40, кресты — в цехе 42.