Коряжемский Николаевский монастырь — мужской православный монастырь неподалеку от Сольвычегодска, при впадении реки Коряжемки в реку Вычегду.
Содержание
1 История в период XVI — начала XX веков 2 Новая история 3 Примечания 4 Литература 5 СсылкиИстория в период XVI — начала XX веков
Коряжемский Николаевский монастырь сначала XX века.Монастырь основан в 1535 году монахом Павло-Обнорского монастыря Лонгином и Симоном Сойгинским. В монастыре длительное время жил ученик св. Лонгина — св. Христофор Коряжемский, позднее основавший Христофорову пустынь.
Написанные в 1620-х годах «Святцы Коряжемского монастыря» свидетельствуют о почитании Ивана Сурового и сейчас являются одним из аргументов приверженцев канонизации царя.
Расцвет культурной жизни монастыря следует отнести к середине XVII века, когда игуменом монастыря становится Александр (1643—1651), будущий епископ поначалу Коломенский, а позже Вятский. Подразумевают, что «Сказание о Логгине Коряжемском» принадлежит Александру Вятскому.
Не позднее 1650 года построена церковь Спаса Нерукотворного. Благовещенский собор монастыря выстроен в 1671 году.
В 1764 году монастырь получил III класс. Монастырь был упразднён в 1863 году. В 1887 году перестроен Благовещенский собор.
В 1896 году опять стал действующим. В 1907 году построена церковь св. Лонгина Коряжемского, 1-ый камень которой был заложен 8 августа 1904.
В сентябре 1918 года в монастыре были расстреляны находившийся тут архимандрит Сольвычегодского Введенского монастыря Феодосий (Соболев), архимандрит Николаевского Коряжемского монастыря Павел (Моисеев), иеромонахи Никодим (Щапков), Серафим (Кулаков) и архангельский негоциант Павел Ганичев (род. 1855). Монастырь упразднен в 1920-е годы. Некие древние документы монастыря сейчас находятся в РГАДА.
Новая история
Сейчас монастырь не действует, хотя бывшие монастырские храмы в 1988 году переданы церкви. В храме Лонгина Коряжемского хранятся православные реликвии: вериги и власяница основоположника монастыря. Достопримечательностью храма являются два иконостаса, выполненные современным мастером резьбы по дереву Анатолием Панферовым.
В 2005 году Священным Синодом Российской Православной Церкви два архимандрита и два иеромонаха, расстрелянные в монастыре в 1918 году, были включены в Собор новомучеников и исповедников Русских.