Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 13:48

Артемиево-Веркольский монастырь

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Артемиево-Веркольский монастырь

Веркольский монастырь. Конец XIX века.
В какой стране находится: Россия
В каком селе: Веркола
Какова конфессия: Православие
Епархия монастыря: Архангельская и Холмогорская
Тип монастыря: мужской
Когда основан (Дата основания): 1635 год
Дата упразднения: 1919 год
Кто настоятель монастыря: игумен Иосиф
Статус: Действующий монастырь
В каком состоянии: Восстанавливается с 1990 года
Официальный сайт: Официальный Официальный сайт:

Описание монатяря "Артемиево-Веркольский монастырь"

Координаты монастыря: 63°47′46″ с. ш. 45°09′40″ в. д. / 63.79611° с. ш. 45.16111° в. д. / 63.79611; 45.16111 (G) (O) (Я)

Вид Веркольского монастыря в 1896 году.

Арте́миево-Ве́ркольский монастырь — мужской православный монастырь в Пинежском районе Архангельской области.

Содержание

1 История 1.1 Предыстория 1.2 Создание монастыря 1.3 Монастырь в XVII—XIX веках 1.4 Упадок обители 1.5 2-ое рождение 1.6 Расцвет обители. Игумен Феодосий 1.7 Высококлассный монастырь 2 Веркольская обитель и святой праведный Иоанн Кронштадтский 3 Монастырь в XX веке 4 Возрождение монастыря 5 Монастырь в наши деньки 6 Престольные празднички 7 Храмы монастыря 8 Наместники 9 Достойные внимания факты 10 Как добраться 11 Литература 12 Примечания 13 Ссылки

История

Предыстория

Территория к востоку от Северной Двины в старину называлась Заволочьем, в каком обитали племена финно-угорской группы, именуемые чудью. Эти, богатые зверекём и «прочими узорочьями» земли стали территорией, подвергавшейся российской, приемущественно, новгородской колонизации. Христианство тут стало насаждаться в XII веке, хотя и в XVI веке в глухих уголках продолжало существовать «идолопоклонство», к которому склонялось местное население «поганых» (другими словами язычников — paganus в переводе на российский идолопоклонник). Против их направлялись колонизаторами особые экспедиции с целью воззвания в христианство.

О прежних обитателях, или исчезнувших, или обрусевших, молвят топонимы рек и поселений, как то: Веркола, Покшеньга, Явзора и т. п. В XIV веке новгородцы тут начали сталкиваться с «низовой колонизацией» из Московии — шедшей через Вологду по Сухоне, Северной Двине и Вычегде. Новгородцы давали «погостье и корм» ватагам величавых князей.

В 1471 году все земли, принадлежавшие ранее Государю Величавому Новгороду, считавшегося на Западе самым восточным ганзейским городом, перебегают под власть столичных князей с их ориентацией на Восток.

Заволочье стало территорией, свободной от феодального гнёта, также местом для искавших «тишины и духовного спасения».

С 1614 года тут создаётся Кеврольское воеводство.

Создание монастыря

Около 1635 года на пожертвованные Кеврольским воеводой Афанасием Пашковым средства, в благодарность к Святому праведному отроку Артемию Веркольскому за исцеление отпрыска Иеремии от смертельной трясучей заболевания, в лесу, вблизи от села Веркола, на месте обретения в 1577 чудотворных мощей св. Артемия Веркольского была выстроена церковь во имя св. праведного отрока Артемия.

Св. праведеный Артемий Веркольский

Церковь была богато украшена и ограждена оградой. Для служения при церкви были устроены кельи для монашествующих тут тогда иноков: иеромонаха Ионы и иеромонаха Рафаила, назначенного епархиальным начальством по требованию Афанасия Пашкова настоятелем образованной обители.

Но древесный храм просуществовал недолго — он сгорел до основания ранее, чем воевода успел выполнить свое намерение перенести туда вечные мощи св. Артемия, хранившиеся в это время в Верколе в приходской церкви св. Николая Чудотворца. В 1639 году в итоге сильного пожара церковь св. Николая сгорела, но мощи успели вынести. Обитатели Верколы не желали расставаться с чудотворными мощами и передавать их в новопостроенную недалеко обитель. Над мощами была выстроена маленькая часовня, в коей они хранились в течение 10 лет за неимением средств на постройку новейшей приходской церкви.

Обитель же, так же лишившись собственного храма, но, не закончила собственного существования. Кельи и ограда вокруг сохранились невредимыми от пожара, и насельники продолжали жить при ней, молясь Господу и св. угоднику Его праведному Артемию, прося благодатной помощи.

В 1647 году в обитель из Москвы пришло письмо от воеводы Афанасия Пашкова с известием о предназначении сударем Алексеем Михайловичем в обитель жалования и о построении новейшей церкви в монастыре. В течение 2 лет была построена церковь а 17 ноября 1649 года туда были со всеми почестями перенесены мощи святого Артемия. В 1650 г. в монастырь была прислана пожалованная сударем Алексеем Михайловичем различного рода церковная утварь, богослужебные книжки, священнослужительские облачения и 4 колокола.

Монастырь в XVII—XIX веках

Милостями русских государей и усердиями значимого числа паломников, стекавшихся в монастырь на поклонение святым мощам, обитель в куцее время пришла, по сопоставлению со своим исходным положением в цветущее состояние. Но в 1695 году пожар, появившийся от неведомой предпосылки, при сильном ветре стремительно уничтожил церковное здание и все в нём находящееся. Уцелели только 4 колокола и чудом сохранилась рака с мощами святого Артемия, оказавшаяся под осыпавшейся с потолка землей, что и уберегло её от огня.

По указу Архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия 7 июня 1695 года святые мощи были перенесены в теплую монастырскую церковь, а на месте спаленной церкви начата постройка новейшей прохладной во имя св. праведного отрока Артемия древесной церкви. 4 июня 1701 года мощи были перенесены во вновь построенную прохладную церковь, а 23 июня (6 июля) 1713 года в денек памяти отрока были перенесены из прохладной в новейшую теплую с трапезой церковь устроенную в монастырской ограде. 9 декабря 1789 года эта церковь сгорела во время пожара и мощи были перенесены назад в прохладную, где и почивали до устройства каменного храма.

Архиепископ Архангельский и Холмогорский Вениамин, посетив 1 января 1778 года монастырь, отдал благословение на постройку каменной церкви во имя праведного Артемия чудотворца Веркольского с 2-мя приделами: во имя Святителя Николая чудотворца и отрока Артемия. 23 сентября 1785 года была совершена закладка каменной церкви и к 1806 году она была достроена вполне.

22 января 1806 года при бессчетном стечении народа и духовенства в новый каменный храм были перенесены мощи св. Артемия.

Упадок обители

С изданием Екатериной II Манифеста о секуляризации монастырских земель в 1764 году, многие монастыри оскудели. Не имея поддержки, не считая 300 руб. в год ассигнациями от «милости царския», Веркольская обитель пришла в упадок. Стало недоставать церковных одежд, свеч, масла. Несколько неурожайных лет привели монастырь к совершенному падению. В эти годы численность братии сократилась до 4-5 человек. Время от времени за неимением священнослужителей некоторому было совершать службу. Жилищные корпуса постарели и монашествующим негде было жить. После пожара в 1842 году опустошившего монастырь он был отнесен к числу заштатных.

2-ое рождение

В 1848 году братия монастыря получает в качестве пожертвования по почте от графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской из графского рода Орловых 5 тыщ рублей на содержание обители. Это выручает монастырь от закрытия. Здесь же началась каждодневная усерднейшая служба. Обитель стала восстанавливаться, возрастать братством.

В 1860 году для возобновления обители епархиальное начальство назначило в качестве организатора Веркольского монастыря тогдашнего настоятеля Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря иеромонаха Иону, бывшего длительное время смотрителем подворья Соловецкого монастыря в Архангельске. О. Иона был в неплохом знакомстве со многими филантропами, которые отозвались на просьбу посодействовать порученному ему обедневшему монастырю. В обитель стали поступать пожертвования. Был заложен на каменном фундаменте большой двуэтажный древесный корпус для помещения настоятеля и братии. Настоятель Иона направлял огромное внимание на нравственность жившей с ним братии. Скоро численность насельников монастыря возросла до 15 человек, в множестве которых были ремесленники, живописцы, чтецы и певцы. За свои труды Иона был удостоен сана игумена. В 1861 году он был он по распоряжению духовного начальства отбыл в один из монастырей в центральной Рф.

Расцвет обители. Игумен Феодосий

В июле 1861 года новым настоятелем был назначен монах из Кожеозерской пустыни Феодосий, построенный поначалу в сан иеромонаха, а потом игумена. Феодосий чуть застал в монастыре 5 человек братии (другие почему-либо ушли со старцем Ионой). Он первее всего направил свое внимание на нравственность, которую считал «превыше всего и даже душою всего братства» и сам стал подавать братии во всем пример. К Феодосию по содействию епископа Архангельского Нафанаила стала сходиться в обитель все более ревностная и набожная братия.

В 1865 году в монастыре игуменом Феодосием был введен серьезный церковный общежительный утомившись по эталону устава Коневской обители. Игумен Феодосий в особенности обожал и воспринимал в монастыре странников и каждому нуждающемуся давал нужное: белье, обувь, одежку, многим помогал средствами. Слава о Веркольской обители и щедром настоятеле-подвижнике распространялась стремительно. От благотворителей стали приходить большие пожертвования. Это отдало настоятелю возможность распорядиться большею частью средств на строй нужды монастыря.

Был достроен, начатый настоятелем Ионой, древесный двуэтажный корпус. В связи с повышением числа братства был построен ещё один древесный братский корпус на каменном фундаменте с 2-мя мезонинами, гостиница, баня. В каменной церкви св. Артемия был восстановлен пострадавший от пожара 1842 года главный иконостас. В обоих границах церкви в 1866 и 1867 гг. были изготовлены два новых иконостаса со вновь написанными иконами. Стенки храма расписали живописью.

В 1867 году в связи с стремительно возраставшей братией был заложен большой двуэтажный на каменном фундаменте древесный корпус для трапезы и келий с церковью во имя Пресвятой Богородицы Казанской.

В конце 1867 года по благословению епископа Архангельского Нафанаила на месте преставления св. отрока Артемия в 2-ух милях от монастыря новенькая древесная часовня. Скоро на пожертвованные средства она была обращена в храм с алтарем, трапезою и колокольней.

В период с 1869 по 1879 год вокруг монастыря была построена широкая каменная стенка с величавой 30-метровой колокольней над главными воротами. В 1876 году в колокольне был устроен храм в честь Иверской Божией Мамы.

В период с 1878 по 1881 года снутри обители строится 2-х этажный каменный корпус для монастырских служб.

Для облегчения доставки воды с реки в 1879 году Игумен Феодосий соорудил водопровод из лиственницы, забирающий воду из болотистой местности в 700 метрах от обители.

За свои труды и награды в восстановлении практически разрушенного монастыря Феодосий был построен в 1882 году в сан Архимандрита. Получал почётные заслуги за свою подвижническую деятельность: 1869 год — награждён наперсным крестом от Священного Синода; 1872 год — орденом св. Анны третьей степени; 1872 год — орденом Анны 2-ой степени.

В ночь с 21 на 22 апреля 1885 года на 56 году жизни архимандрит Феодосий скончался. Погребен он близ алтаря с южной стороны каменного храма св. праведного Артемия.

Высококлассный монастырь

В 1886—1887 годы при настоятеле архимандрите Ювеналии (настоятель с 1886—1888 гг.) на каменную колокольню были подняты колокола весом 258 пудов 13 фунтов (4200 кг.) и 2-ух колоколов весом 127 и 31 пудов (2080 кг и 507 кг.). В тех же годах на соборной колокольне были установлены башенные часы.

В 1887 году мощи святого Артемия торжественно переложены из древесной в серебряную раку.

В 1889—1891 годы настоятеле при игумене Виталии (настоятель с 1888—1900 гг.) возводится двуэтажный каменный корпус с помещением для настоятеля, канцелярии и братских келий.

В 1890 году Веркольский монастырь, как выдающийся посреди монастырей Архангельской епархии и имеющий способности содержать огромное число братии был указом Священного Синода обращён в Высококлассный общежительный монастырь.

В 1891—1897 годы строительство потрясающего двуэтажного каменного Успенского собора с висящей галереей вокруг собора для крестных кодов, прекрасным внутренним убранством, золоченым иконостасом и иконами в строго-византийском стиле. Верхний храм освящен в честь Успения Божией Мамы, нижний — в честь Рождества Христова.

В 1907—1909 годы — строительство при настоятеле архимандрите Антонии (настоятель с 1904—1907) трапезного трех-этажного корпуса с церковью Казанской Божией Мамы.

С 1908 по 1919 года обителью существует под настоянием епископов: Варсонофия (1908—1917) и Павла (1917—1919)

К началу XX века обитель имела в составе братии 60 иноков, из их 22 священно-инока, 1-го облаченного в величавую схиму и 12 человек, стриженных в рясофор и до 100 трудников. Всего до 200 человек братии.

Веркольская обитель и святой праведный Иоанн Кронштадтский

Иоанн Кронштадтский

Как понятно, в 50-ти километрах от Верколы выше по реке Пинеге находится село Сура — родина святого праведного Иоанна Кронштадтского. Иоанн Сергиев ещё отроком нередко посещал Веркольский монастырь, когда отчаливал каждый год из дому в Архангельское духовное училище. Иоанн Кронштадтский будучи уже почетаемым святителем раз в год при посещении родной Суры (обычно на пароходе) останавливался в монастыре на ночлег.

15 июня протоиереем Иоанном Кронштадтским в служении с иным духовенством был освящен нижний храм Успенского Собора в честь Рождества Христова. Он много содействовал украшению обители, раз в год жертвуя на это суммы средств, нередко посылал в дар церковную утварь.

В 1892 году на его средства в храме св. праведного Артемия над мощами отрока был устроен вызолоченный балдахин и новый катафалк.

Монастырь в XX веке

Последним настоятелем Веркольского монастыря до его закрытия стал епископ Павел (Петр Андреевич Павловский). В 1917 году он был хиротонисан в епископа Пинежского, викария Архангельской епархии. В 1920 году решением Священного Синода назначен исполняющим обязанности епископа Архангельского и Холмогорского. В этом же году арестован, потом погиб в заключении в 1937 году. Наместником Веркольского монастыря при епископе Павле был иеромонах Евгений.

Братство обители составляло 185 человек.

В конце ноября 1918 года в монастырь прибыл отряд красноармейцев. Часть братии ушла в другие монастыри. Тех, кто остался расстреляли, а тела скинули в Пинегу. В декабре 1918 года в обитель приехала особенная комиссия по вскрытию мощей, но братия успела вынести и упрятать их. До сего времени мощи не обретены. Считается, что они лежат тут же под спудом монастыря.

Колокола с колокольни были все сняты и погружены на плоты, но при переправе их на другой сберегал плоты затонули. Колокола не найдены до сего времени и, возможно, лежат на деньке Пинеги.

Монастырский архив и древнейшие рукописи были вывезены по распоряжению центрального аппарата НКВД в Губернский архив Архангельска.

Церковные книжки и иконы были все вынесены из храмов и сожжены на берегу реки. Часть икон местные обитатели разобрали по домам, некие из их возвращены на данный момент назад в монастырь.

В различное время в монастырских зданиях размещались уездный комитет партии, лазарет для красноармейцев, поселковая коммуна, детский дом, интернат для деток с отклонением в развитии и общеобразовательная школа.

За 70 лет монастырь был очень разграблен. От иконостаса в Успенском соборе не осталось фактически ничего. Вполне разобрана на кирпичи стенка, развалена колокольня, возвышавшаяся над воротами. Уничтожены купола и кресты.

Возрождение монастыря

Своим возрождением обитель сначала должна Людмиле Владимировне Крутиковой, вдове писателя Федора Абрамова, которого всегда тревожила неувязка духовного возрождения Рф и восстановления монастырей.

В 1989 году Людмила Владимировна от имени Веркольской православной общины, сделанной активистами села, направила три письма: председателю Совета Министров РСФСР Александру Владимировичу Власову, Патриарху Столичному и Всея Руси Пимену и в Совет по делам религий. Доброжелатели посодействовали, чтоб письма дошли до адресатов.

Совет по делам религии Совета Министров СССР на заседании 19 марта 1989 года зарегистрировал религиозную общину РПЦ в деревне Веркола Пинежского района Архангельской области с передачей ей строения церкви св. Артемия Праведного для молитвенных целей.

Весной 1990 года пришло весть о передаче Веркольского монастыря в распоряжение Российской Православной Церкви.

25 декабря 1991 года Священный Синод принял решение об открытии Артемиево-Веркольского мужского монастыря.

В апреле 1992 года монастырь зарегистрирован областным собранием депутатов Архангельской области как юридическое лицо.

18 октября 1990 года по благословению епископа Архангельского и Мурманского Пантелеимона в обитель прибыл 1-ый священник Иоанн Василикив. Спустя 2 года он принял монашеский постриг с именованием Иоасаф.

Иеромонах Иоасаф начал восстанавливать обитель фактически из руин. За практически 7 лет его управления монастырем были отремонтированы крыши и поставлены новые купола и кресты на Артемиевский храм и Успенский собор, отреставрирован древесный Ильинский храм, начались восстановительные работы в Казанском храме, отремонтирована трапезная, изготовлена новенькая роспись поверх неподдающейся восстановлению старенькой, в храме Артемия Праведного. Средства на восстановление поступали как от администрации Архангельской области так и помогали в восстановлении обители обитатели Верколы и другие почитатели отрока Артемия.

В 1994 году патриарх Столичный и Всея Руси Алексий II три раза облетел Веркольский монастырь на вертолете и благословил его с воздуха. Позже Святейший сделал посадку в Суре на родине Иоанна Кронштадтского.

1997 году монастырю совсем передали игуменский корпус, в каком находилась общеобразовательная веркольская школа, в связи с постройкой строения новейшей школы в Верколе по ходатайству и хлопотам директора школы Степановой Веры Васильевны и Крутиковой Людмилы Владимировны. Все хозяйственные постройки (хлевы, бани, сараи) были перенесены за границы местности монастыря.

В монастырь стали приезжать трудники и монахи со всех концов Рф.

Монастырь в наши деньки

С 2000 года по нынешний денек настоятелем монастыря является игумен Иосиф (Волков)

В 2006 году на средства благотворителей восстановлена часовня праведного отрока Артемия. На Казанском соборе на сто процентов заменена кровля, набрана решетка алтарной части. В проекте паровое либо электронное отопление храмов.

Предпринимаются пробы к реставрации Успенского собора, но за неимением средств дело не продвигается.

На данный момент братия монастыря насчитывает 30 насельников: в монашеском постриге — 11 человек (7 иеромонахов, 2 иеродиакона, 2 монаха). Другие насельники — рабочие и трудники. Летом количество братии растет до 60 человек.

Насельники обители ведут миссионерскую деятельность во всех близлежащих селах Пинежского района.

С озари 2000 года в Верколе под покровительством монастыря появилась воскресная школа, существующая и до настоящего времени.

Престольные празднички

6 июля — денек памяти Артемия Веркольского (преставление святого).

5 августа — обретение мощей отрока Артемия.

30 ноября — перенесение мощей Артемия Праведного и основание обители.

Больше всего паломников со всей Рф приезжает почтить праведного Артемия летом на 6 июля и 5 августа.

Храмы монастыря

Храм во имя святого отрока Артемия (построен 1785—1806 гг.) — Храм с 2-мя приделами: св. Николая Чудотворца и св. праведного Артемия Веркольского. Сейчас в храме находиться рака с частичкой мощей отрока. Действующий. Часовня-храм Артемия Веркольского на Ежемени (построена в 1867 году) — древесная часовня в полутора километрах от обители рядом с деревушкой Ежемень. Особо почитается у местных обитателей. Поставлена на месте преставления отрока Артемия. Вполне обновлена в 2007 году. Успенский собор (построен 1891—1897 гг. по проекту конструктора Р. Р. Марфельда) — самый большой из строений монастыря. Содержит в себе 2 храма: Верхний — Успения Божией Мамы; Нижний — Рождества Христова (освящен святым праведным Иоанном Кронштадтским). Недействующий, идут реставрационные работы с 1991 года. Церковь во имя Казанской Божией Мамы (построен 1907—1909 гг.) — построена в составе с трехэтажным корпусом с трапезными и братскими кельями. Недействующая, идут реставрационные работы 1996 года. Ильинская Церковь (год постройки неизвестен) — древесная церковь. Отреставрирована в 1993—1995 годах. Действующая, службы проходят летом. Часовня во имя праведного отрока Артемия (построена в 2006 г) — древесная часовня, четкая копия часовни, стоящей на местности обители в течение четырёх веков, в какой некое время хранились мощи святого. Храм во имя Божией Мамы Иверской (построен в 1869—1879 гг.;Сейчас Разрушен до основания) — храм, располагавшийся в высочайшей колокольне над главными воротами в стенке монастыря. В текущее время не существует.

Наместники

иеромонах Евгений (1917—1918) иеромонах Иоасаф (Василикив) (1991—1995) иеромонах Алексий (Тетерин) (июля 1995 — май 1996) игумен Иоасаф (Василикив) (1996 — 7 марта 1997) игумен Варнава (Пермяков) (январь 1998—2000) игумен Иосиф (Волков) (с августа 2000)

Достойные внимания факты

Все материалы, использованные в кирпичных постройках, монастырские. При монастыре существовал кирпичный завод. На постройку стенки вокруг монастыря и колокольни ушло 1 миллион 200 тыщ единиц кирпича. Колокола, звонившие с высочайшей колокольни в эру расцвета монастыря были слышны за 50 верст жителям Суры и близлежащих деревень. Со времени существования обители (за 374 года существования) ею управляли 53 настоятели и наместника. С 2000 года настоятелем монастыря является игумен Иосиф (Волков)

Как добраться

Добраться до Артемиево-Веркольского Монастыря можно последующим образом:

Поезд/самолет до Архангельска. Поезд Архангельск — с. Карпогоры (конечная станция) (6 часов пути, прогуливается раз в день). Такси/маршрутка с. Карпогоры — Веркола. Через Пинегу на лодке и вы в обители. За ранее необходимо позвонить по телефону, чтоб прислали лодку.

Адресок: 164606, Архангельская обл. Пинежский р-н, д. Веркола, монастырь

Тел. 8(81856) 7-41-30

Литература

В написании статьи были применены последующие информационные источники:

«Веркольская обитель святаго праведного Артемія» — репринтное издание 1911 года «Артемиево-Веркольский монастырь» - Составитель: Людмила Михайловна Соснина, Архангельск: ОАО "ИПП «Правда Севера», 2007. — 256 стр.: илл. Сойкин П. П. Веркольский Артемиев монастырь в Пинежском уезде // Православные российские обители: Полное иллюстрированное описание православных российских монастырей в Русской Империи и на Афоне. — СПб.: Воскресение, 1994. — С. 38-42. — 712 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-88335-001-1. А. К. Сальников Артемиев Веркольский мужской монастырь // Правоверная энциклопедия. Том III. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. — С. 454-456. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-008-0

Прочитано 1872 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...