Александро-Ошевенский мужской монастырь — православный монастырь в селе Ошевенское (Погост) Каргопольского района, Архангельской области.
Содержание
1 История 2 Архитектура 3 Памятные места 4 Галерея 5 Духовенство 6 Примечания 7 Литература 8 СсылкиИстория
Монастырь был основан в 1460-е годы преподобным Александром Ошевенским (1427-1479, в миру - Алексей, в юношеском возрасте он принял пострижение в Кирилло-Белозерском монастыре). О появлении обители свидетельствует житие его основоположника. По совету собственного отца, переселившегося в каргопольские земли, преподобный Александр Ошевенский пришёл на реку Чурьюгу и тут в сорока четырёх милях от Каргополя устроил пустынь на месте одичавшего леса. Строительство вёл его отец — Никифор Ошевень. Уже при жизни преподобного был возведён 1-ый монастырский храм — Никольский.
После кончины преподобного Александра обитель начала приходить в упадок. Монастырь опустел, в нём осталось только 5 старых монахов. Положение стало изменяться к наилучшему с 1488 года, когда в игумены монастыря был построен отпрыск местного священника Максим, управлявший обителью до 1531 года. При нём возросло число братии, возросли монастырские земляные владения, была построена ещё одна церковь — в честь Успения Богородицы. В предстоящем монастырь нередко подвергался разным неудачам: посреди XVI века обитель желал «разорити» воевода И.М. Юрьев, родственник супруги Ивана IV Анастасии. Инокам пришлось вести земляную тяжбу с крестьянами; не раз в XVI—XVIII веках горели церкви, роптали монахи.
В 1707 году построено сохранившееся здание Успенского храма.
Преподобный Александр Ошевенский. Икона Соловецкого монастыря. (2-ая половина XVII в., хранится в музее «Московский Кремль»)В 1834 году возведён имеющийся сейчас надвратный Никольский храм.
Ошевенская обитель имела огромное значение для местного края и воспитала 6 обителей. Из неё вышел Пахомий Кенский (бывш. Кенский монастырь), воспитавший Антония Сийского (Троицкий Сийский монастырь); преподобный Кирилл, основоположник Сырьинской обители, и другие подвижники, основавшие издавна уже не имеющиеся обители.
Перед революцией монастырь имел достаточно развитое хозяйство: скот, пахотные и сенокосные земли, лесные наделы, рыбный промысел.
В 1928 году обитель закончила существование. В 1928 году рака с мощами преподобного Александра Ошевенского в присутствии местных обитателей, представителей волостного и уездного Советов была вскрыта. Строения бывшей обители скоро были превращены в развалины.
В конце 1960-х годов был затронут вопрос о реставрации монастыря, которая не была осуществлена. Постройки использовались до 70-х годов под хозяйственные нужды (в монашеском корпусе была школа).
В текущее время обитель равномерно возрождается.
С 1907 года монастырь имел собственное подворье в Санкт-Петербурге с часовней в честь святого Пантелеимона. Монахи покинули подворье в 1919, а совсем закрыто оно было в январе 1931.
Архитектура
Собор Успения Пресвятой Богородицы (1707 год) — главный храм монастыря. Ранее это был большой двуэтажный храм с шестью приделами и колокольней, сейчас он в руинах. Под этим храмом почивают мощи основоположника монастыря Александра Ошевенского. Надвратная церковь святого Николая Чудотворца. 1834 год. Надвратная церковь Николая Чудотворца (1834 год). В ней совершаются постоянные богослужения. Каменная ограда с башенками. Колодец, выкопанный самим Александром Ошевенским. Когда-то над колодцем была уникальная часовенка. Монастырский корпус - в нём на данный момент живут монахи. Игуменский корпус (законсервирован).Памятные места
Вокруг монастыря есть ряд мест, связанных с именованием Александра Ошевенского:
два камня-следовика с ложбинками, схожими на отпечаток людской ступни. Эти валуны-«следовики» напоминают о культе священных камешков, который некогда был обширно всераспространен у восточных славян. По преданию, «следы» на камнях были оставлены преподобным Александром, потому прикосновение к ним обладает целительной силой. Паломники, ходившие в монастырь, босою ногою становились в эти «следы», веря в скорое избавление от заболеваний. источник, над которым поставлен маленький древесный крест. Отсюда берет начало Александровский ручей, впадающий в озеро такого же наименования. Святым этот родничок считается поэтому, что у него останавливался во время собственного пути преподобный Александр. исчезающая речка Халуй уходит под землю на одном конце деревни Халуй, а выходит – на другом, километрах в полутора от места ухода. Перед тем, как уйти, река делится на два рукава. Вода левого заходит в тупик с обрывистым берегом и исчезает в этой воронке. Там наверху стоит крест, обвешанный приношениями. Правый рукав другого нрава: вода в нем течет, течет и вдруг – все, только пена.Галерея
Интерьер Никольской церкви
Икона в Никольской церкви
Монастырская ограда
Башня ограды монастыря
Духовенство
На начало 2012 года наместник монастыря — иеромонах Киприан.
Интерьер Никольской церкви

Икона в Никольской церкви

Монастырская ограда

Башня ограды монастыря