Эсфигме́н (греч. Μονή Εσφιγμένου) — один из афонских монастырей, занимающий в святогорской иерархии 18-е место. Находится в восточной части Афонского полуострова; утверждён Кинотом в X—XI веках.
Кафоликон (современное здание — начало XIX века) освящён во имя Вознесения Господня.
Братия считает себя пребывающей в юрисдикции старостильной «Истинно-православной церкви Греции», возглавляемой архиепископом Каллиником (Сарандопулосом).
Содержание
1 История 2 Раскол 3 Игумены 4 Примечания 5 СсылкиИстория
Хотя монастырь был признан и утвержден в своём статусе Кинотом в X веке, он был построен намного ранее — в V веке царем Феодосием II при учредительстве его сестры Пульхерии. В нескольких сотках метров от сегодняшней обители сохранились руины другого, «старого» Эсфигмену, датируемого археологами IV веком.
Преподобный Антоний Киево-Печерский принял монашеский постриг и подвизался в монастыре Эсфигмен, откуда принес на Русь традиции монашеского благочестия. Его келья с построенной над ней церковью во имя преподобного Антония высится на склоне одной из скал рядом с монастырем.
В XVI веке обитель дважды была уничтожена пиратами, но вновь восстановлена. В XIV веке настоятелем Эсфигмену был будущий святитель Григорий Палама. В XIX—XX вв. в обители очень ощущалось российское присутствие: при поддержке российских Царей был построен новый Спасо-Вознесенский храм и несколько параэкклесий — малых храмов, расположенных снутри каре, окружающего монастырский двор.
Во время войны за независимость 1821 года монахи-эсфигмениты отказались выдать предводителя повстанцев Эммануила Паппаса, который укрылся в Эсфигмену, турецкому губернатору Горы Афон, невзирая на все уговоры девятнадцати других монастырей, которые сотрудничали с турецким правителем. В связи с этим с 1821 до 1832 года Эсфигмен не существовал как монастырь из-за того, что оттоманские власти реквизировали строения и использовали их для расквартирования войск во время войны Греции за независимость.
Раскол
1-ая трещинка в отношениях монастыря Эсфигмен и Константинопольского Патриархата появилась сначала 1960-х годов, когда римский еретик повстречался с патриархом Константинопольским Афинагором (Спиру) для совместной молитвы. В ответ на это зилоты Эсфигмену в собственном Обращении открыто обвинили Патриархат в связях с ватиканом и экуменизме.
13 ноября 1971 года Святое Собрание («Иера Синаксис») горы Афон — управляющий орган, состоящий из представителей всех монастырей Святой Горы в Коричневое, — постановило: «В вопросе о возобновлении поминовения Вселенского Патриарха любая обитель, как самоуправляющаяся, должна быть свободной в выборе вида действий, согласно совести».
С 1974 года братия монастыря отрешалась возносить имя Константинопольского Патриарха Димтрия (правящего епископа всех афонских монастырей), обвиняя его в экуменизме (сначала встречах с римскими понтификами) и отсутствии собственного представителя в Киноте (правительстве Афона).
11 марта такого же года Патриарх Константинопольский Димитрий написал письмо Афонскому Священному Киноту, в каком извещал о наложении прещений на непоминающих его святогорцев. В их число входили архимандрит Афанасий, игумен Эсфигмену, два эпитропа и секретарь монастыря, которые должны были быть немедля изгнаны со Святой Горы (они поминали старостильного «флоринского» архиепископа Авксентия (Пастраса)); архимандрит Евдоким и игумен Ксенофонт подлежали низложению и изгнанию из собственного монастыря, но с дозволением жить в какой-нибудь другой афонской обители. Игумены 2-ух других братств — архимандриты Дионисий Григориатский и Андрей Святопавловский — подлежали низложению, если в течение 2-ух месяцев они не возобновят поминовение патриаршего имени. По получении патриаршего письма милиция обрезала телефонную линию в Эсфигмену и выставила оцепление снаружи монастыря. Меж тем, монахи заперли монастырские врата и вывесили со стенки большой темный транспорант с надписью «Православие либо погибель». Они предупредили штатского губернатора Афона, что окажут сопротивление хоть какой попытке войти в монастырь силой. В собственной декларации наружному миру они заявили, что продолжают считать себя каноническим субъектом Вселенского Патриархата, но не признают занимающего в текущее время патриарший престол, так как «он — неприятель Православия». К наступлению Страстной седмицы монастырь был стопроцентно отрезан от мира: никто не заходил и не выходил из него".
Конфликт резко обострился в конце 2002 года, когда Константинопольский Патриархат официально объявил мятежную братию (тогда 117 монахов) схизматиками, что, согласно законодательству Греции, влечёт выдворение с Афона, постановление о чём было принято трибуналом Салоник, а потом Верховным трибуналом Греции.
В 2005 году была сотворена канонически признанная община монастыря, за которой признано право на обладание монастырём. Настоятелем законной общины был утверждён архимандрит Хризостом (Катсулиерис) († 3 октября 2013 года).
В декабре 2006 года произошла массовая стычка меж мятежной братией и монахами, пытавшимися занять монастырь. В июне 2008 года сообщалось о стягивании полицейских сил к монастырю. Позиция мятежной братии вызывает сострадание и поддержку в неких кругах Российской Церкви.
24 сентября 2009 года трибунал Салоник приговорил 14 монахов монастыря, включая игумена обители схиархимандрита Мефодия (Папаламбракопуло), к году кутузки условно «за нарушение публичного спокойствия», другими словами за отказ исполнить предписания властей и покинуть монастырь, а 6 апреля 2011 года тот же трибунал приговорил всех упоминаемых монахов к 6 месяцам тюремного заключения «за нелегальную оккупацию построек монастыря». Временами, с 2012 года, греческая милиция производит рейды по штурму либо блокаде монастыря.
Библиотека монастыря содержит 372 рукописи (75 на пергаменте) и 8 000 печатных книжек.
В обители заботливо хранится огромное количество мощей святых, к примеру, стопа Марии Магдалины. Имеются ценные реликвии, такие как крест Пульхерии и мозаичная икона Спасателя VII века.