Координаты монастыря: 47°12′06″ с. ш. 102°50′36″ в. д. / 47.20167° с. ш. 102.84333° в. д. / 47.20167; 102.84333 (G) (O) (Я)
Эрдэни-Дзу (монг. Эрдэнэ-Зуу хийд; Эрдэнэзуу; тиб.: e-rde-ni jo-bo) — отчасти действующий буддийский монастырь в Монголии. Все сохранившиеся храмы, кроме 1-го, употребляются как музей и представителям религии не принадлежат. Размещен в аймаке Уверхангай на правом берегу Орхона на окраине городка Хархорин. 1-ый стационарный буддийский монастырь на местности Халхи, наикрупнейший религиозный, культурный и политический центр средневековой Монголии.
Содержание
1 История 1.1 Эрдэни-Дзу при Абатае 1.1.1 Этимология наименования 1.1.2 Главные реликвии монастыря 1.2 Эрдэни-Дзу при Дзанабадзаре 1.3 Монастырь в цинский период 1.4 Эрдэни-Дзу в новейшее время 2 Архитектура 3 Статус 4 Литература 5 Ссылки 6 Примечания 7 См. такжеИстория
Каменная черепаха XIII векаВ сочинении ламы Эрдэнипэла (предположительно датируемом 1939 годом) история монастыря возводится ко времени Уйгурского каганата. Этот лама в собственном сочинении приводит точку зрения, состоящую в том, что когда в Монголии жили уйгуры, хан уйгуров Богучар в столице Уйгурского каганата Хара-Балгасуне на Орхоне воздвиг скульптуру будды Эрдэни-Дзу. Ханша Байбалык также воздвигла в Баин-Балгасуне на реке Селенге ещё одну скульптуру Эрдэни-Дзу. Скульптуру Эрдэни-Дзу, воздвигнутую Богучаром, татарский величавый хан Угэдэй привёз в город Каракорум (современный Хархорин размещается мало юго-западнее Каракорума), столицу Татарской империи, реставрировал и расположил в новеньком храме. Потом хан Тогон-Тэмур, прибыв из Пекина в Монголию, обновил скульптуру в Каракоруме. Через несколько веков храмы пришли в ветхость и запустение. Они уже практически совершенно пропали, когда Абатай-Тушэту-хан, следуя велению Далай-ламы III Сонамом Гьяцо в год пламенной собаки тринадцатого цикла (1585) привёз из городка Хух-Хото (современной столицы Внутренней Монголии) мастеров, которые реконструировали храмы Эрдэни-Дзу и выстроили новые.
Эрдэни-Дзу при АбатаеЧерез 8 лет после путешествия халхаского Абатай-хана в Хух-Хото для встречи с Далай-ламой III Сонамом Гьяцо с благословения последнего в 1585 году в южной части старой татарской столицы Каракорума было начато строительство нового монастыря. Три храма, строившихся на личные средства Абатая и посвящённые трём периодам жизни Будды: молодости, моменту поворота Колеса Учения и преклонным годам, были завершены уже на последующий год; сходу после чего каменотёсы и зодчие выстроили от собственного имени несколько сумэ, получивших заглавие «Гэгэновских». В этом же году один из чиновников Абатая воздвиг в монастыре несколько субурганов и маленьких храмов.
Сам Далай-лама III не прибыл на освящение монастыря лично, но направил в Халху сакьяского ламу Лодой Ньингпо (Гоминансо) с семью провождающими, который и сделал обряд освящения в 1587 году. Позднее Далай-лама III выслал в монастырь ламу Шиддиту-Гуши-Цорджи с тем, чтоб он стал первым настоятелем (цорджи) Эрдэни-Дзу.
Монастырь, сделанный приемущественно на средства Абатая, стал считаться родовым монастырём Тушэту-ханов. После погибели Абатая его отпрыск и наследник Эрэхэй выстроил в Эрдэни-Дзу ещё несколько маленьких храмов и субурганов.
Этимология наименованияСначало заглавие монастырю отдал сам Абатай-хан. Оно звучало как монг. Эрдэнэ-Зуугийн сүм («Храм драгоценного владыки» (Будды)), другими словами своё заглавие монастырь получил в честь скульптуры Будды, в которую были вложены переданные Далай-ламой III мощи Шакьямуни. Когда же Абатай-хан испросил у Далай-ламы III официальное заглавие для нового храма, тот получил имя Лхундубдэченлинг — «Место самовозникшего величавого блаженства» (тиб. ལྷུན་གྲུབ་བདེ་ཆེན་གླིང་).
Главные реликвии монастыря Основная реликвия монастыря — скульптура Будды Ихэ-ДзуДля этого монастыря Далай-лама передал Абатай-хану ряд статуй-реликвий:
Будда Их-Дзу, скульптура, содержащая мощи Будды Шакьямуни; Будда Амитабха; Семь будд-врачевателей; Восемь бодхисаттв; АчарьяПадмасамбхава, проповедник Ваджраяны в Тибете и основоположник школы ньингма; Сакья-пандита Кюнга Гьялцен, при котором начались 1-ые контакты тибетского духовенства с монголами; Карма-багши, один из первых проповедников Ваджраяны в древнем Каракоруме; Пагба-лама, наставник юаньского правителя Хубилая, 1-ый из удостоившихся титула Далай-ламы; Шестнадцать архатов; Четыре махараджи, т. н. охраны сторон света; Тыща будд благой кальпы; Махакала Панджара (Гомбо-Гур; монг. Гомбогүр), покровитель монастыря Сакья и вновь отстроенного Эрдэни-Дзу. Эрдэни-Дзу при ДзанабадзареВнук Эрэхэя Дзанабадзар нередко посещал Эрдэни-Дзу и примыкающий с ним монастырь Шанх, проводя в нём длительное время за исследованием книжек и практикой ритуалов. Но после собственного визита в 1649—1653 годах в Тибет к Панчен-ламе IV и Далай-ламе V прибывшие совместно с ним в Халху ламы-гелугпинцы уверили его дистанцироваться от школы сакья и не жить больше в её монастыре, потому скоро его отец Тушэту-хан Гомбодорж совместно с другими халхаскими князьями выстроили для него новый храм-жилище Тувхен-хийд за стенками Эрдэни-Дзу на горе Шивэт-Уул, а потом и большой бродячий монастырь, ставший потом новейшей татарской столицей.
Проживая приемущественно в Тувхен-хийде, Дзанабадзар всё же время от времени посещал Эрдэни-Дзу. Так, в 1658 году он в первый раз провёл тут церемонию Майдари-хурал, также утвердил Гомбо-Гуру в качестве божества-охранителя монастыря. Кроме этого, им был введён обычай раз в день преподносить монастырь сотку торма, также молоко от 100 белоснежных скотин. В 1675 году после возвращения из тибетского паломничества Тушэту-хан Чихуньдорж, брат Дзанабадзара, возвёл в Эрдэни-Дзу храм в честь Далай-ламы V. Тогда же неподалёку от стенок монастыря была похоронена их мама Ханджамц.
Во время вторжения в Халху джунгарский хан Галдан-Бошогту разгромил Их-Хурэ, вынудив Дзанабадзара бежать Внутреннюю Монголию через Эрдэни-Дзу. К моменту, когда в 1688 году джунгарский полк, возглавляемый Данзан-Омбо, Дажилой и Дугарравданом, занял монастырь, он был от него в 2-ух сутках пути. Узнав об этом, к Дзанабадзару присоединились супруга и детки Тушэту-хана, что несколько замедлило его бегство. Джунгары три раза подходили к монастырю, но разорению он не подвергался. Сам Эрдэни-Дзу фактически опустел; малочисленное близлежащее население попортило древесную монастырскую ограду, разбирая её на горючее. Распоряжение Дзанабадзара о реконструкции стенок и реставрации храмов Эрдэни-Дзу после джунгарского нашествия было отдано им сходу после возвращения в Халху.
Монастырь в цинский период Огораживание из ступРеконструкция Эрдэни-Дзу после нашествия джунгар закончилась в 1706 году. Отличившийся в процессе работ лама-гелонг Лувсанданзан стал его новым настоятелем, и возвёл в нём храм Амитабхи и соборный храм (цогчин). Храмы Эрдэни-Дзу были поделены меж хошунами Тушэту-ханского аймака. Богдо-гэгэн и Тушэту-хан получили центральный (гол) храм, бэйлэ Шидшир — восточный, а дзасак Бааран — западный. Все четыре владетелей поставили на местности монастыря по высочайшей слеге-дарцагу. В 1718 году 5-ый цорджи Лувсанжалцан выстроил храмы в честь Ваджрадхары и Ганджура и подарил их Богдо.
В 1731 году, во время второго вторжения джунгар в Халху, решающее схватка меж ними и цинскими войсками вышло неподалеку от монастыря. Существует легенда, что когда джунгарские бойцы вошли в Эрдэни-Дзу, скульптура покровителя монастыря, божества-дхармапала Гомбо-Гуру прогнала их из головного храма, а каменные львы при входе зарычали. Джунгары в страхе бежали в сторону реки Орхон и утопали в ней. Когда об этой легенде вызнал правитель Юнчжэн, он официально пожаловал реке за помощь в победе княжеский титул и 300 лян серебра каждогоднего содержания, а заслугой самому монастырю стала еще одна масштабная реконструкция. Через три года после джунгарского нашествия вокруг монастыря началось строительство образующих прямоугольник стенок со 108 ступами (окончено в 1806 году). В 1743 году, по случаю визита в Эрдэни-Дзу Богдо-гэгэна II, также отысканного в семье Тушэту-хана, была проведена реставрация и построен храм в честь Будды Шакьямуни. С момента же погибели Богдо-гэгэна II Эрдэни-Дзу утратил значение родового монастыря главы буддистов Монголии.
В 1745 году один из хувараков Эрдэни-Дзу по имени Буньяа не один раз пробовал совершить полет с крыши монастыря на придуманном им аппарате, схожем парашюту. За эти пробы полёта его судили и кинули грозному наказанию, не выдержав которого, он скончался.
Храм Лавран, возведённый Дагвадаржей — обычный эталон тибетской архитектуры в Эрдэни-Дзу и единственный сейчас действующий храм в монастырском комплексе.Значительные конфигурации в жизни монастыря произошли во 2-ой половине XVIII века, когда по инициативе Тушэту-хана Цэдэндоржа седьмым настоятелем Эрдэни-Дзу был назначен узнаваемый лама Тушэту-ханского аймака Дагвадаржа. Им были возведёны Соборный храм, храм Будды Врачевания и ряд других, а в 1776 году проведена широкая реставрация с привлечением средств Цинов. В 1785 году один из построенных им храмов (Лавран; монг. Ламиран) Дагвадаржа решил перестроить по тибетскому типу.
Номчи-цорджи Дагвадаржа ввёл неизменные правила празднования Цаган сара, также обратился к Тушэту-хану с докладом о том, что, невзирая на то, что Махакала Гомбо-Гуру является поковителем Эрдэни-Дзу с момента его постройки, до сего времени нет чётко прописанных и подробных ритуальных текстов, связанных с ним. Обратившись к Богдо-гэгэну III, Тушэту-хан вызнал, что в Халхе таких текстов нет в принципе, и в итоге в 1776 году Дагвадаржа выслал в тибетский монастырь Сакья посольство во главе с ламой Лувсанчойдубом. Сакья Тридзин снабдил его полными и подробными правилами проведения обрядов, связанных с дхармапалами, и передал ряд книжек и артефактов.
Потом Дагвадаржа высылал собственных представителей к Далай-ламе VIII, также в Китай к Джанджа-хутухте с вопросом, по какой книжке организовывать обучение послушников. Оба иерарха дали ответ, что наилучшее для этого сочинение — «Большое управление к шагам пути Пробуждения» Дже Цзонхавы, и в 1783 году Дагвадаржа основал при Эрдэни-Дзу соответственное училище на 50 человек.
В 1787 году в Эрдэни-Дзу было начато проведение церемонии цам, организованной ургинским ритульным мастером, тибетцем Рабданом.
В 1797 году в монастырь по велению правителя Цяньлуна прибыл писарь Чойджи-раши, составивший подробнейшее описание истории монастыря и всех его строений. Труд был представлен на высокое рассмотрение, но о его предстоящей судьбе ничего не понятно.
Ступа ПробужденияВ 1799 году в Эрдени-Дзу выстроили «ступу Пробуждения» (монг. Бодь суварга). В неё заложили более 100 тыс. бурханов, более 2500 малеханьких ступ-цаца и другие предметы буддийского культа, также останки основоположника монастыря Абатай-хана. В 1804 году монастырь посетил Богдо-гэгэн IV. В 1808 году меж субурганами, окружавшими Эрдэни-Дзу, положили кирпичные стенки. После чего активного строительства уже не велось; только в конце 1840-х годов был построен древесный храм цанида.
Богдо-гэгэн VIII, хотя и был тибетцем по рождению, помнил о том, что в один прекрасный момент Эрдэни-Дзу был родовым имением семьи первых татарских Богдо-гэгэнов: в 1882 году, требуя от правителя Гуансюя очистить центр Урги от китайских лавок, в случае отказа он намеревался переехать в Эрдэни-Дзу. Правитель удовлетворил его требование, а в монастыре в 1880-х годах была проведена реконструкция. Переехать в Эрдэни-Дзу Богдо-гэгэн угрожал и в 1904 году, требуя выдворить из Урги посетившего её Далай-ламу XIII.
Эрдэни-Дзу в новейшее времяВ процессе чойбалсановских репрессий в конце 1930-х годов монастырь был закрыт, его штат распущен, храмы отчасти разрушены. Но после короткосрочного визита в МНР в 1944 году вице-президента США Г. Э. Уоллеса и южноамериканского монголоведа О. Латтимора, сопровождаемых Н. К. Рерихом, Сталин настоял перед Чойбалсаном на том, чтоб Эрдэни-Дзу в исключительном порядке был отреставрирован. Во 2-ой половине 1940-х годов была осуществлена частичная реконструкция в 1947 году в монастыре был устроен музей, содержавшийся на средства страны,; но буддийские службы не отчаливали прямо до 1990 года.
В текущее время единственным действующим храмом в Эрдэни-Дзу является Лавран. Он находится в ведении Татарской Ассоциации буддистов; другие — в ведении улан-баторского Государственного исторического музея и находятся под охраной страны. В 2004 году новым настоятелем монастыря стал 35-летний лама Х. Баасансурэн. Под его управлением на пожертвования местного населения и при поддержке Гималайского фонда было выстроено маленькое буддийское училище с общежитием на 30 человек, нареченное в честь Дзанабадзара. В программку входят не только лишь предметы их буддийской образовательного программки, да и светские дисциплины. Планируется организовать на базе этого училища культурный центр, который бы окутал всё население сомона.
Архитектура
• Бурханы шашин Монголд • Буддизм в Монголии
Персоналии Карма-бакши • Пагба-лама Сакья-пандита • Далай-лама IV Дзанабадзар • Данзанравжа Богдо-гэгэн VIII • Агван-Балдан Жамсранжав • Цэрэндондов Богдо-гэгэн IX • Бакула Ринпоче Сонинбаяр • Пурэвбат Учения Красноватая вера • Жёлтая вера Сачжа • Дзогчен • Луйжин Духовенство Богдо-гэгэн • Донкор-Манджушри Джалхандза • Бамбар-Эрдэни Догшин-Ноён • Дилова • ДжанджаХубилган • Хутухта • Цорджи Хамбо • Гэбши • Гэлэн • Бадарчин • Хуварак
Наикрупнейшие монастыри
Гандантэгченлин • Эрдэни-Дзу Амарбаясгалант • Данзандаржа Уржиншаддувлин • ШанхХуралы
Цаган сар • Дончод • Зул • Цам Чотрул Дючен • Майдари-хуралКульт
Ма́ни • Итгэл • Микчжи́мБурхан • Хадак • Обо́ • Очир • Субурган • Тарни • Хий-морин • Аршан • Шарил • Эрих
п·о·рНа начальном шаге строительства строительным материалом служил камень с развалин Каракорума. Для строительства пригласили мастеров из Хух-Хото, в том числе известного татарского конструктора Манзушира, потому монастырь был построен по эталону хух-хотоского храма с сильным воздействием китайской архитектуры. Единственный эталон чисто тибетской строительной традиции в Эрдэни-Дзу — храм Лавран.
Центральное место в Эрдэни-Дзу занимают три храма, символизирующие три шага жизни Будды. Они построены на больших беломраморных платформах и перекрыты черепичными крышами с загнутыми наверх краями. Храмы выстроены в один ряд и нацелены фасадами на восток. Средний, либо «Великий» (монг. Их-Зуу) — двуэтажный, а боковые — Левый (монг. Зүүн-Зуу) и Правый (монг. Баруун-Зуу) — 1-этажные с двухъярусными крышами.
В центре каждой стенки сохранившегося огораживания из ступ размещаются ворота, направленные по сторонам света.
В центре местности монастыря находится круглая площадка около 45 метров в поперечнике, которая именуется Площадью Счастья и Процветания (монг. Өлзий хутагтын талбай), на которой, согласно преданию, стояла юрта Абатай-хана. К северу от местности находится именитая каменная статуя — большущая черепаха — монумент старого Каракорума.
Статус
Глобальное наследство ЮНЕСКО, объект № 1081 рус. • англ. • фр.В 2004 году монастырь вкупе с широкой территорией, получившей заглавие Культурный ландшафт равнины реки Орхон, был объявлен ЮНЕСКО Объектом Глобального наследства № 1081.