Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 13:48

Бугурусланский Покровский монастырь

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Бугурусланский Покровский монастырь
В какой стране находится: Россия
В каком городе: Бугуруслан
Епархия монастыря: Самарская и Сызранская
Тип монастыря: женский
Когда основан (Дата основания): 1860 год
Дата упразднения: 1930-е

Описание монатяря "Бугурусланский Покровский монастырь"

Координаты монастыря: 53°39′00″ с. ш. 52°25′37″ в. д. / 53.6502528° с. ш. 52.4270222° в. д. / 53.6502528; 52.4270222 (G) (O) (Я)

Бугурусланский Покровский монастырь — дамский православный монастырь, находившийся в городке Бугуруслан Самарской губернии (сейчас Оренбургская область).

Основан в 1860 году как женская община, спустя четырнадцать лет преобразован в общежительный монастырь. Имел три храма. Действовал до 1924 года, после этого был закрыт, а большая часть строений разрушена.

Содержание

1 История 1.1 Монастырь при Русской власти 1.2 Современное состояние 2 Монастырские владения 2.1 Храмы 2.2 Особо чтимые иконы 3 Насельницы 3.1 Настоятельницы 3.2 Причт 4 Примечания 5 Литература

История

Ранешняя история Покровского монастыря пока не изучалась спецами. Ряд источников утверждает, что годом основания женской общины в Бугуруслане следует считать 1847 год

Но понятно, что официально женская община была утверждена 3 февраля 1860 года указом Святейшего Синода, для «пресечения неправильного учения о церкви, распространяемого лжеинокинями иргизских раскольничьих монастырей и для вербования их самих к святой церкви». Помещица Е. Е. Ягодинская пожертвовала для общины два дома, а помещик Путилов — 25 десятин земли и каменный дом.

11 сентября 1874 года указом Синода, утвержденным царем Александром II, Бугурусланская женская община была преобразована в нештатный общежительный дамский монастырь. 1 октября настоятельница общины Рахиль была построена в сан игуменьи

На момент преобразования монастырь обладал только той землей, на которой он был построен, потому для его обеспечения из фондов министерства госимуществ было передано 150 десятин земли. В 1879 году по ходатайству игуменьи Рахили монастырю было выделено ещё 50 десятин и, в конце концов, в 1886 году по новенькому ходатайству игуменьи монастырь получил ещё 104 десятины 463 сажени земли. Таким макаром, всего от министерства муниципальных имуществ обитель получила 303 десятины 4652 сажени комфортной земли, в том числе 44 десятины 815 саженей пахотной земли, 192 десятины 500 сажень сенокоса, 35 десятин 1547 саженей выгона и 31 десятина кустарника, и неловкой земли 24 десятины 1044 сажени.

В 1867 году бугурусланское городское общество передало общине пустовавшее место в 3 десятины, на берегу Кинеля на расстоянии в пол-версты (≈530 м) от обители. Инокини развели там огород, установили избу, летнюю прачечную и каменную крестильню.

Не считая того, землю для монастыря жертвовали филантропы. Бугурусланский негоциант С. М. Шувалов пожертвовал монастырю 35 десятин в примыкающей с городом деревне Карповке. Императорское разрешение на принятие этого участка в монастырское владение было дано 16 июля 1883 года. Самарский негоциант С. И. Аржинов пожертвовал 21 десятину луговой земли, надворный советник И. А. Тихомиров — 120 десятин.

В 1870 году в монастыре, на правах школы грамоты, было открыто училище, находившееся на полном содержании у обители. В нём учились сами сёстры монастыря, их малолетние родственницы и малыши городских жителей. В 1-ый год в училище училось 20 человек, а к 1915 году число учащихся подросло до 50. Учительницей сначала была указная послушница Н. М. Козмина, после Анисия Быстрицкая, окончившая курс в Самарском епархиальном училище в 1896 году. Закону Божиему учениц учил священник Г. Архангельский, и его преемники на посту монастырского священника, а пению — диаконы Ростислав Раковский и, позже, Пётр Ефимов. Учительница получала жалование в 180 рублей в год, а священники и диаконы преподавали безвозмездно. Сёстры также учились рукоделию в мастерской, расположенной в одном здании с училищем. Они учились вязанию, белошвейному, переплётному и ковровому мастерству.

Монастырь существовал на средства, вырученные от реализации свеч, икон, сделанных узоров, тканых одеял, также на щедрые пожертвования городских жителей.

Монастырь при Русской власти

Насельницы монастыря очень плохо отнеслись к русской власти. Советы отвечали монахиням взаимностью.

Один из директоров Бугурусланского краеведческого музея Семён Николаевич Шрайбман, в 1920-е годы прошлый уполномоченным ГПУ по Бугурусланскому уезду, называя монастырь «осиным гнездом контрреволюции», вспоминал, что в процессе боёв на монастырской колокольне был установлен пулемёт белогвардейцев, что в монастыре скрывали белоснежных офицеров, что в монастыре составляли списки большевиков и им сочувствовавших и передавали контрразведке белоснежной армии".

В свою очередь, в 1918 году бугурусланский военный комиссариат своим приказом попробовал мобилизовать монахинь в возрасте от 18-ти до сорока 5 лет, и выслать их в Самарский Иверский монастырь, где они должны были заниматься пошивом обмундирования для Красноватой Армии, но монашки проигнорировали этот приказ.

Чтоб уберечь от изъятия русской властью церковные ценности бугурусланских храмов были потаенно свезены в монастырь, где они были кропотливо укрыты. И хотя ГПУ подозревало об этом и кропотливо следило, чтоб ценности не были вывезены за границы монастыря, но обыски, проведённые в обители, ничего не давали. Но благодаря личному знакомству неких чекистов и юных монашек в процессе еще одного обыска был найден тайник, в каком было найдено два с половиной пуда золотых изделий. Ценности были изъяты, а настоятельница игуменья Серафима была арестована.

Монастырь был закрыт в 1924 году. Его постройки были переданы под студенческий городок, но Покровский храм продолжал действовать минимум до 1936 года. Равномерно монастырские постройки разбирались на кирпичи, так были уничтожены и стенка, и храмы, и большая часть корпусов. Перед Величавой Российскей войной был разобран и Покровский храм. В сохранившихся корпусах располагалась младшая школа № 1, школа рабочей молодёжи, педагогический техникум. В годы Величавой Российскей войны тут находились призывной пункт и эвакогоспиталь. В 1974 году в бывшем монастырском здании разместилась станция молодых техников, а в 1988 — станция молодых туристов.

Современное состояние

В текущее время сохранились прошлый монастырский корпус, а сейчас дом по адресу ул. Гая 5, прошлый дом игуменьи (Гая, 3) и здание часовни на углу улиц Гая и Комсомольской (Гая 1). Иная территория монастыря застроена, на месте монастырского кладбища находятся высотные дома.

Монастырские владения

Бугурусланский дамский монастырь во имя Покрова Пресвятой Богородицы занимал целый квартал на юго-западе Бугуруслана, на набережной реки Большой Кинель, на местности ограниченной улицами Набережной и Орловской, Монастырской и Заводской (на данный момент Комсомольская, Фрунзе, Гая и Партизанская).

В 1864 году монастырь был обнесен оградой размерами 120 саженей (256 м) в длину на 60 саженей (128 м) в ширину. С восточной и северной стороны ограда была каменной, вышиной 6 аршин (4,3 м) , в других частях — древесная. В 1899 году камнем была выложена ограда и с южной стороны.

Центральный вход осуществлялся через каменные ворота с северной стороны.

На местности монастырской усадьбы располагалось 17 корпусов, и которых 10 были жилыми, а в других разместились просфорная, кухня, трапезная, хлебопекарня, квасоварня и рукодельная мастерская. В 1882 году в специально построенном флигеле была открыта поликлиника на 8 коек. Имелась библиотека, в который было приблизительно 250 томов книжек духовно-нравственного содержания. Также на местности монастыря разместился странноприимный дом для богомольцев, открытый в 1901 году.

На углу монастырской ограды, на перекрестке улиц Набережной и Монастырской (сейчас Комсомольской и Гая), в 1865 году была поставлена часовня, для сбора пожертвований с проезжавших по улицам. За монастырской оградой, над колодцем, вырытым для сельскохозяйственных нужд, была выстроена ещё одна часовня. В юго-западной части монастыря было монастырское кладбище.

За оградой находились скотный двор, амбары, сараи и три дома для монастырского причта, конюшни, сарайчик, два погреба, каретник, построенные в 1883 году

Монастырь обладал 2-мя хуторами, один у сельца Наумовка, 2-ой у сельца Никольского. На хотуре близ Наумовки были построены древесный, крытый железом, флигель для пребывания настоятельницы, дом, крытый железом для размещения сестёр монастыря, древесная изба для скотниц, скрытая тесом, древесный флигель для наёмных работников, скотный двор, баня, летняя пекарня, два ледника, два амбара, рига для обмолота зерна, зимник для пчёл, которых имелось до 100 ульев. В 1900 году монастырь засевал 16 десятин ржи, 20 десятин пшеницы, 10 десятин овса и 1 десятину гороха, также картофель.

Также у монастыря было два подворья. 1-ое размещалось в Самаре, где место для него было приобретено игуменьей Рахилью в 1878 году. Подворье находилось на улице Уральской (сейчас Братьев Коростелёвых), напротив Покровской церкви. 2-ое находилось в селе Абдулино, в доме, пожертвованном негоциантом А. Савельевым.

Храмы

Первым храмом в монастыре была временная церковь во имя иконы Божией Мамы «Всех Скорбящих Удовлетворенность».

В 1862 года начались работы по строительству неизменного каменного храма. В 1867 году был построен прохладный трёхпрестольный храм с примыкавшей к нему колокольней. Храм имел форму креста с основным престолом во главе и приделами по сторонам. Имел 16 окон, и был увенчан крестом, обитым медью, был покрыт железом. Главный престол епископом Герасимом был освящён во имя Покрова Пресвятой Богородицы и храмовый праздничек отмечался 1 октября. Левый придел был освящён во имя святителя великомученика Пантелеимона и храмовый праздничек отмечался 27 июля. Правый придел был освящён в честь святого князя Александра Невского, а храмовые празднички отмечались два раза в год: 30 августа в честь Александра Невского и 17 сентября во имя страдалицы Любови.

6 октября 1868 года был освящён построенный на средства обитателей Бугуруслана храм во имя иконы Божией Мамы «Всех Скорбящих Удовлетворенность». Храм был каменный, тёплый, колокольни не имел, колокола висели на древесных столбах. Церковь очень пострадала при пожаре, случившемся в монастыре в январе 1877 года, но стремительно была восстановлена и уже 22 сентября 1877 года была поновой освящена самарским епископом Герасимом. Храмовый праздничек отмечался 24 октября.

После пожара в 1877 году была построена полукаменная домовая церковь во имя рождества Иоанна Крестителя, скрытая тесом и окрашенная алкидной краской по штукатурке. Была освящена 3 февраля 1877 года. После открытия Свято-Троицкого храма она была упразднена.

В 1893 году самарский епископ Гурий освятил место для закладки нового храма. 6 лет на средства негоцианта М. Ф. Рожнова велось строительство нового тёплого каменного трёхпрестольного храма. Храм имел 17 глав, украшенных золотыми стальными крестами, освещался 32 окнами различной величины. Он был освящён в 1899 году. Главный придел был освящён во имя Святой Троицы, храмовые празднички отмечался 25 мая в честь Святой Троицы и 20 сентября во имя святителя князя Миши Черниговского. Левый придел был освящён во имя святителей Митрофана Воронежского, Тихона Задонского, Гурия Казанского и Феодосия Черниговского с праздничками 23 ноября, 13 августа, 9 сентября и 4 октября соответственно. Правый придел был посвящён иконе Божией Мамы «Скоропослушница» и преподобной Ангелине Сербской, а празднички отмечались 3 ноября и 30 июля.

Особо чтимые иконы

В монастыре имелись особо чтимые иконы:

Божией Мамы «Всех Скорбящих Удовлетворенность», пожертвованная епископом Феофилом общине при открытии. Божией Мамы «Скоропослушница». Была прислана в монастырь в 1870-м году с горы Афон. Особо почиталась городскими жителями, потому что ой приписывалась расчудесное избавление от эпидемии холеры, охватившей город в 1871—1872 годах. Для иконы была изготовлена серебро-позолоченная риза с жемчугом и драгоценными камнями. Перечень с чудотворной Казанской иконы Божией Мамы. Перечень с старой иконы Божией Мамы «Взыскание погибших», пожертвованный монастырю самарским епископом Герасимом в 1877 году. Святителя великомученика и целителя Пантелеимона, привезённая в 1882 году из Андреевского скита с горы Афон с частичками находившихся в ней святых мощей. Для иконы была сделана серебро-позолоченная риза с эмалевым украшением.

Также в обители имелись почитаемые иконы «Достойно есть», «Млекопитательница», «Слово плоть бысть» и «Святого великомученика Иоанна вояки», пожертвованные разными филантропами.

Насельницы

В 1-ые годы после преобразования в монастырь, в нём проживало 111 человек совместно с настоятельницей. К началу XX века в монастыре проживало 253 человека, а к 1916 году — 264 человека, в том числе: одна игумения, 65 манатейных монахинь, 123 рясофорных послушницы, 1 указная послушница и 74 послушницы.

Настоятельницы

Первой настоятельницей женской общины была его основоположница, коллежская советница Елизавета Ягодинская.

После неё обителью управляли настоятельницы манатейная монахиня Дорофея (Д. П. Зуева), игуменья Рахиль. С 1913 года С 1913 года настоятельницей была игуменья Аполлинария (А. Ф. Злобина).

Последней настоятельницей монастыря была игуменья Серафима (в миру Серафима Андриановна Почеревина). Она родилась 23 апреля (6 мая) 1870 года в селе Радовка (сейчас Абдулинский район Оренбургской области).

С восьми лет Серафима была отдана в Покровский дамский монастырь Бугуруслана, где и пребывала до его закрытия. В 1922 году была арестована и осуждена на 9 месяцев лишения свободы за укрывательство церковных вещей от изъятия. Вторично была арестована 9 декабря 1937 года в Самаре. Инкриминировалась в том, что в 1937 году прибыла из Бугуруслана, «поселилась в подпольном монастыре, учавствовала в анисоветской деятельности, ставила на обсуждение вопросы борьбы с русской властью, участвовала на незаконных ночных сборищах в церкви, где дискуссировались вопросы повстанческого, террористического характера». Виноватой себя не признала. Постановлением тройки при УНКВД по Куйбышевской области была признана виноватой по злодеяниям, обозначенным в статьях 58-10 ч. 2 и 58-11 УК РСФСР, и осуждена к высшей мере наказания. Была расстреляна 15 января 1938 года. Место захоронения непонятно. 14 января 1956 года была реабилитирована военной прокуратурой Приволжского военного окрестность.

Причт

Первым священником монастыря в 1860 году стал Иоанн Боголюбский, до того прошлый заштатным протоиереем Бугурусланского Спасо-Вознесенского собора, первым диаконом Петр Петропавловский. За ними с 1862 года преемственно были священники Венедикт Цветаев, Дмитрий Петров, Жора Архангельский, Константин Сахаров, диаконы: Никита Бенепольский, Иосиф Федоров и другие

Прочитано 1078 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...