Штайндаммская кирха — одна из самых старых церквей Кёнигсберга. Базирована в 1256 году в Штайндамме как часовня святого Николая. В 1263 году церковь была разрушена и восстановлена исключительно в первой четверти XIV века. В 1526 году церковь была предоставлена в распоряжение польской общины. В период Семилетней войны, когда в Кенигсберге находилась российская армия, в церкви велась правоверная служба, а во времена оккупации городка французами в 1807—1813 годах в кирхе был устроен госпиталь. Во время 2-ой мировой войны Штайндаммская кирха была повреждена, а потом взорвана. В 1950-е года совсем уничтожена.
Содержание
1 История 1.1 Основание 1.2 Российский период (1760—1763) 1.3 XIX—XX века 2 СсылкиИстория
ОснованиеКирха была заложена в 1256 году (по другим версиям — в 1255) и освящена в 1258 году в честь Св. Николая. Заглавие Штайндаммской кирха получила от местоположения в районе Штайндамм (нем. Steindamm — каменная дамба).
Во время восстания пруссов в 1263 году кирха была разрушена.
В первой четверти XIV века на месте старенькой Штайндаммской кирхи было построено новое более мощное здание — с внедрением остатков старенькых разрушенных стенок — однонефное одноэтажное здание в стиле ранешней готики, снаружи схожее с кирхой Юдиттен, 41 м в длиной и 11,3 шириной. Потолок нефа выполнен в виде крестового свода. Заштукатуренная, из обожженного кирпича постройка имела трехсторонние хоры. Снутри её венчали звездчатые своды, главный неф соединяется с хорами через низкую «триумфальную» арку. Башня из обожженного кирпича, пристроенная к кирхе с западной стороны, в первый раз упоминается в 1493. В 1559 году она обвалилась во время торжественного колокольного гула, восстановлена 1587 году, в 1650-м покрыта медью. Алтарь поновой перестроен в 1670 в стиле кнорпельверк. В собственной основной части имел картину Антона Мёллера «Ужасный трибунал», вырезанную из дерева и являвшуюся исходной вехой творчества этого известного мастера. Сохранившаяся до 1572 года её высшая часть посреди XIX века была обновлена. На опорах в алтарной части была выбита дата «1670 год», указывающая на время её сооружения. Колокола кирхи — работы 1714 и 1763 годов. Пол кирхи, как указывалось в «Путеводителе по Кёнигсбергу 1910 года», находился на четыре ступени ниже, чем мостовая, потому что в течение веков её уровень повсевременно подымался.
После реформации церковь использовалась для проведения богослужений для литовцев и поляков, оставаясь церковной, после этого получает на неких германских картах заглавие Польской церкви (нем. Polnische Kirche).
Российский период (1760—1763)С 1760 по 1763 год она использовалась как Российская Правоверная церковь (Храм Воскресения Христова).
В 1759 г. генерал-губернатор Восточной Пруссии Корф обратился к императрице Елизавете Петровне с просьбой «отправить в Кенигсберг, Пиллау и Мемель по одной церкви с соответствующей церковной утварью».
Просьба была удовлетворена, и 20 июля 1760 г. в Кенигсберг прибыл архимандрит Ефрем. Из 6 помещений, предложенных для проведения православных богослужений, архимандрит Ефрем избрал древную (известную с 1256 года) кирху св. Николая в Штайндамме. 4 сентября такого же года при большенном стечении городских жителей состоялось её освящение. Полностью может быть, что на ней находился и Иммануил Кант, тогда 36-летний доцент института, располагавшегося в 50 шагах от храма.
Ах так это обрисовывает Андрей Тимофеевич Болотов в 82-м письме собственных «Записок»:
Относительно до церкви скажу вам, что до тех пор наслаждались мы только маленькою, полковою, поставленною в одном доме; но как Кёнигсберг мы для себя прочили на должайшее время и, может быть, на век, то во все минувшее время помышляемо было уже о том, где б можно было нам сделать приличную для всех россиян церковь. Сначала задумывались было достраивать находившуюся на парадном месте гигантскую кирху, но оказалось, что к отделке сей надобна величавая сумма, а построенные стенки не очень были высокопрочны и надежны, то отважились в конце концов велеть пруссакам опростать одну из кирок, и сию-то кирку нужно нам было тогда освятить и перевоплотить из лютеранской в греческую. Избрана и назначена была к тому одна из древних кенигсбергских кирок, достаточно хотя просторная, но самой древней готической архитектуры, с высокою и остроконечною башнею либо шпицем, а конкретно та, которая находилась у их в Штейндамском форштадте, недалеко от замка.
Главнейшее затруднение при сем деле было хотя то, чтобы снять с высочайшего шпица обычного их петушка и поставить заместо того крест на оный, но мы произвели и сие. Отысканы были люди, отважившиеся взлезь на самый верх оной башни и снять не только лишь петушка, но вытащить из самого яблока тот свернутый трубкою медный лист, который есть у зарубежных обыкновение считать в яблоко на каждой церкви, и на котором листе вырезают они письмена, обозначающие историю той церкви, как, к примеру, когда она? по какому случаю? кем? каким коштом? какими мастерами и при каком владетеле построена и освещена, и т.д.. Мне случилось самому созидать оный вынутый древний лист, по которому означилось, что церковь та построена была более, ежели за двести лет до того. И мы положили его назад, присовокупив к тому другой и новый, с вырезанными также на нём латинскими письменами, значащими помянутое перевоплощение оной из лютеранской в греческую, с означением времени, когда, по чьему велению и кем сие произведено. Потому и остался в Кенигсберге навеки памятник, значащий, что мы, россияне, некогда им обладали и что управлял им наш генерал Корф и произвел сие перевоплощение
.
Церковь вышла очень пышноватая. Императрица Елизавета Петровна прислала из Петербурга прекрасный иконостас работы Бартоломео Растрелли, богато украшенную церковную утварь, люстры с изображением двуглавых орлов (люстры с соколами висели в кирхе до самого её поражения).
Богослужения в церкви совершались часто. В 1761 году новым генерал-губернатором В. И. Суворовым был подарен иконостас, сделанный в Рф по его личному заказу. После разрушения церкви иконостас передавался по церквям при российских дипломатичных представительствах в Стокгольме, Берлине и Гамбурге, и в 1996 г. был возвращен в Россию. В текущее время он находится в Калининградском епархиальном управлении.
После воцарения на русском престоле Петра III, жаркого приверженца прусского короля Фридриха Величавого, российские войска были выведены из Пруссии, и храм в Штайндамме вернули прежним обладателям.
XIX—XX века Штайндаммская кирха в 1930 году Штайндаммская кирха на старенькой открыткеВ 1807—1813 годах французская армия использовала эту церковь как кутузку и госпиталь. В XIX и начале XX веков там располагалась гарнизонная, а позднее институтская лютеранская кирха. До 1881 года Штайндаммская кирха была «дочерней» в Альтштадтской общине, с 1881 года восстановлен самостоятельный приход. В 1888 году церковь подверглась серьезному ремонту, при всем этом несколько поменялся её внешний вид. В 1928 году её последний раз реставрировали.
В ночь с 27 на 28 августа 1944 года — во время налета британской авиации — у Штайндаммской кирхи обвалилась крыша, очень пострадал интерьер, но башня все же уцелела. Во время штурма в апреле 1945-го она получила намного более серьёзные повреждения, но алтарная часть, восточная сторона с аркой свода и кусок северной стенки уцелели. В документальном кинофильме «Штурм Кёнигсберга» она уже практически не просматривается.
В 1956 году этот объект ещё значился в перечне строительных памятников Калининграда. Совсем убили кирху в конце 50-х при прокладке Ленинского проспекта (на данный момент место кирхи — проезжая часть напротив аптеки).