Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Четверг, 14 Май 2015 18:22

Штайндаммская кирха

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Кирха
Штайндаммская кирха
нем. Steindammer Kirche
В какой стране находится: Россия
В каком городе: Калининград
Какова конфессия: католицизм
Тип: здания храм
В каком архитектурном стиле: готика
Кто основатель: Тевтонский орден
Первое упоминание: 1256

Описание "Штайндаммская кирха"

Координаты: 54°42′59″ с. ш. 20°30′19″ в. д. / 54.7165028° с. ш. 20.5053972° в. д. / 54.7165028; 20.5053972 (G) (O) (Я)

Штайндаммская кирха — одна из самых старых церквей Кёнигсберга. Базирована в 1256 году в Штайндамме как часовня святого Николая. В 1263 году церковь была разрушена и восстановлена исключительно в первой четверти XIV века. В 1526 году церковь была предоставлена в распоряжение польской общины. В период Семилетней войны, когда в Кенигсберге находилась российская армия, в церкви велась правоверная служба, а во времена оккупации городка французами в 1807—1813 годах в кирхе был устроен госпиталь. Во время 2-ой мировой войны Штайндаммская кирха была повреждена, а потом взорвана. В 1950-е года совсем уничтожена.

Содержание

1 История 1.1 Основание 1.2 Российский период (1760—1763) 1.3 XIX—XX века 2 Ссылки

История

Основание

Кирха была заложена в 1256 году (по другим версиям — в 1255) и освящена в 1258 году в честь Св. Николая. Заглавие Штайндаммской кирха получила от местоположения в районе Штайндамм (нем. Steindamm — каменная дамба).

Во время восстания пруссов в 1263 году кирха была разрушена.

В первой четверти XIV века на месте старенькой Штайндаммской кирхи было построено новое более мощное здание — с внедрением остатков старенькых разрушенных стенок — однонефное одноэтажное здание в стиле ранешней готики, снаружи схожее с кирхой Юдиттен, 41 м в длиной и 11,3 шириной. Потолок нефа выполнен в виде крестового свода. Заштукатуренная, из обожженного кирпича постройка имела трехсторонние хоры. Снутри её венчали звездчатые своды, главный неф соединяется с хорами через низкую «триумфальную» арку. Башня из обожженного кирпича, пристроенная к кирхе с западной стороны, в первый раз упоминается в 1493. В 1559 году она обвалилась во время торжественного колокольного гула, восстановлена 1587 году, в 1650-м покрыта медью. Алтарь поновой перестроен в 1670 в стиле кнорпельверк. В собственной основной части имел картину Антона Мёллера «Ужасный трибунал», вырезанную из дерева и являвшуюся исходной вехой творчества этого известного мастера. Сохранившаяся до 1572 года её высшая часть посреди XIX века была обновлена. На опорах в алтарной части была выбита дата «1670 год», указывающая на время её сооружения. Колокола кирхи — работы 1714 и 1763 годов. Пол кирхи, как указывалось в «Путеводителе по Кёнигсбергу 1910 года», находился на четыре ступени ниже, чем мостовая, потому что в течение веков её уровень повсевременно подымался.

После реформации церковь использовалась для проведения богослужений для литовцев и поляков, оставаясь церковной, после этого получает на неких германских картах заглавие Польской церкви (нем. Polnische Kirche).

Российский период (1760—1763)

С 1760 по 1763 год она использовалась как Российская Правоверная церковь (Храм Воскресения Христова).

В 1759 г. генерал-губернатор Восточной Пруссии Корф обратился к императрице Елизавете Петровне с просьбой «отправить в Кенигсберг, Пиллау и Мемель по одной церкви с соответствующей церковной утварью».

Просьба была удовлетворена, и 20 июля 1760 г. в Кенигсберг прибыл архимандрит Ефрем. Из 6 помещений, предложенных для проведения православных богослужений, архимандрит Ефрем избрал древную (известную с 1256 года) кирху св. Николая в Штайндамме. 4 сентября такого же года при большенном стечении городских жителей состоялось её освящение. Полностью может быть, что на ней находился и Иммануил Кант, тогда 36-летний доцент института, располагавшегося в 50 шагах от храма.

Ах так это обрисовывает Андрей Тимофеевич Болотов в 82-м письме собственных «Записок»:

Относительно до церкви скажу вам, что до тех пор наслаждались мы только маленькою, полковою, поставленною в одном доме; но как Кёнигсберг мы для себя прочили на должайшее время и, может быть, на век, то во все минувшее время помышляемо было уже о том, где б можно было нам сделать приличную для всех россиян церковь. Сначала задумывались было достраивать находившуюся на парадном месте гигантскую кирху, но оказалось, что к отделке сей надобна величавая сумма, а построенные стенки не очень были высокопрочны и надежны, то отважились в конце концов велеть пруссакам опростать одну из кирок, и сию-то кирку нужно нам было тогда освятить и перевоплотить из лютеранской в греческую. Избрана и назначена была к тому одна из древних кенигсбергских кирок, достаточно хотя просторная, но самой древней готической архитектуры, с высокою и остроконечною башнею либо шпицем, а конкретно та, которая находилась у их в Штейндамском форштадте, недалеко от замка.

Главнейшее затруднение при сем деле было хотя то, чтобы снять с высочайшего шпица обычного их петушка и поставить заместо того крест на оный, но мы произвели и сие. Отысканы были люди, отважившиеся взлезь на самый верх оной башни и снять не только лишь петушка, но вытащить из самого яблока тот свернутый трубкою медный лист, который есть у зарубежных обыкновение считать в яблоко на каждой церкви, и на котором листе вырезают они письмена, обозначающие историю той церкви, как, к примеру, когда она? по какому случаю? кем? каким коштом? какими мастерами и при каком владетеле построена и освещена, и т.д.. Мне случилось самому созидать оный вынутый древний лист, по которому означилось, что церковь та построена была более, ежели за двести лет до того. И мы положили его назад, присовокупив к тому другой и новый, с вырезанными также на нём латинскими письменами, значащими помянутое перевоплощение оной из лютеранской в греческую, с означением времени, когда, по чьему велению и кем сие произведено. Потому и остался в Кенигсберге навеки памятник, значащий, что мы, россияне, некогда им обладали и что управлял им наш генерал Корф и произвел сие перевоплощение

.

Церковь вышла очень пышноватая. Императрица Елизавета Петровна прислала из Петербурга прекрасный иконостас работы Бартоломео Растрелли, богато украшенную церковную утварь, люстры с изображением двуглавых орлов (люстры с соколами висели в кирхе до самого её поражения).

Богослужения в церкви совершались часто. В 1761 году новым генерал-губернатором В. И. Суворовым был подарен иконостас, сделанный в Рф по его личному заказу. После разрушения церкви иконостас передавался по церквям при российских дипломатичных представительствах в Стокгольме, Берлине и Гамбурге, и в 1996 г. был возвращен в Россию. В текущее время он находится в Калининградском епархиальном управлении.

После воцарения на русском престоле Петра III, жаркого приверженца прусского короля Фридриха Величавого, российские войска были выведены из Пруссии, и храм в Штайндамме вернули прежним обладателям.

XIX—XX века Штайндаммская кирха в 1930 году Штайндаммская кирха на старенькой открытке

В 1807—1813 годах французская армия использовала эту церковь как кутузку и госпиталь. В XIX и начале XX веков там располагалась гарнизонная, а позднее институтская лютеранская кирха. До 1881 года Штайндаммская кирха была «дочерней» в Альтштадтской общине, с 1881 года восстановлен самостоятельный приход. В 1888 году церковь подверглась серьезному ремонту, при всем этом несколько поменялся её внешний вид. В 1928 году её последний раз реставрировали.

В ночь с 27 на 28 августа 1944 года — во время налета британской авиации — у Штайндаммской кирхи обвалилась крыша, очень пострадал интерьер, но башня все же уцелела. Во время штурма в апреле 1945-го она получила намного более серьёзные повреждения, но алтарная часть, восточная сторона с аркой свода и кусок северной стенки уцелели. В документальном кинофильме «Штурм Кёнигсберга» она уже практически не просматривается.

В 1956 году этот объект ещё значился в перечне строительных памятников Калининграда. Совсем убили кирху в конце 50-х при прокладке Ленинского проспекта (на данный момент место кирхи — проезжая часть напротив аптеки).

Прочитано 1109 раз Последнее изменение Четверг, 14 Май 2015 18:31

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...

Другие материалы в этой категории: « Эворский собор Шри Шриниваса Перумал »