Базилика Вознесения Девы Марии (чеш. Bazilika Nanebevzetí Panny Marie) — католический монастырский и приходской костёл в большей степени в стиле барокко при Страговском монастыре премонстрантов в Градчанах (Прага), основанный князем Чехии Владиславом II сразу со Страговским аббатством. С 6 ноября 1991 года обладает титулом малой базилики.
Содержание
1 История 2 Описание 3 См. также 4 Примечания 5 Литература 6 СсылкиИстория
Епископ Оломоуца Йиндржих Здик перед св. отцом Григорием Величавым. Оломоуцкий горологиум, 1140 годСтроительство костёла Вознесения Девы Марии связано с основанием на Страговском холмике премонстрантского монастыря в 1143 году. Монастырь был заложен князем Чехии Владиславом II (будущим королём Владиславом I) по инициативе епископа Оломоуца Йиндржиха Здика. В 1150 году в костёле был похоронен епископ Йиндржих Здик, потом супруга короля Владислава I Гертруда фон Бабенберг (разум. в 1150 году, в последствии перезахоронена в Доксанском монастыре), а в 1176 году в храме был перезахоронен и сам повелитель Владислав. Не глядя на исторические свидетельства, при археологических исследовательских работах в храме их захоронения найдены не были.
Каменный храм Вознесения Девы Марии в форме романской трёхнефной базилики длинною 56 метров и шириною 22 метра с трансептом и 2-мя призматическими башнями был возведён возможно в 1149 году (по последней мере, в этом году уже были построены хоры). Стараниями страговского аббата Войтеха (1176—1208) хоры храма были повышены и 25 апреля 1182 года их освятил архиепископ Зальцбурга Адальберт (Войтех) III, 3-ий отпрыск короля Владислава I. В том же году в храме был похоронен епископ Оломоуца Детлеб.
Перед пожаром 1258 года страговский костёл числился одним из четырёх основных храмов Чешского царства вместе с собором Святого Вита, костёлом Святых Петра и Павла и храмом Бржевновского монастыря. В 1258—1263 годах в итоге реконструкции, проведённой аббатом Яном I после пожара, костёл заполучил готический вид, который сохранялся в течение нескольких последующих веков. Тонкий древесный потолок был заменён на свод, а к северному боковому нефу была пристроена готическая капелла Святой Урсулы. Костёл пережил не только лишь ужасный пожар 1258 года, да и сопровождавшиеся разорением церковных храмов гуситские войны XV века, но проведённые в 50-х годах XX века археологические исследования не нашли следов разрушения костёла в эти периоды.
Сначала XIV века храм был разграблен наёмниками короля Генриха Хорутанского. При короле Яне Люксембургском аббат Герард (1307—1321/3) произвёл ремонт и обновление храма и пристроил к нему две капеллы — Святого Эрхарда и Святых Ангелов. 8 мая 1420 года гуситы разграбили и сожгли костёл Вознесения Девы Марии совместно со всем монастырём, часть монахов спаслась бегством, часть была перебита. Богослужение в страговском костёле возобновились только при новеньком аббате Льве из Букшице (1436—1445), но постепенное восстановление храма и монастыря началось только при аббате Яне IV (1454—1470). 24 сентября 1486 года храм вновь был разграблен бунтующей вооружённой массой.
К началу XVII века храм пришёл в полное запустение. В обычном состоянии была только капелла Святой Урсулы, в какой вела богослужение малая община премонстрантов. В 1601—1605 годах при аббате Яне X Логеле (1586—1612) страговский костел был восстановлен и реконструирован в ренессансном стиле под управлением, вероятнее всего, итальянского конструктора Босси де Кампионе.
Барочный вид храм приобрёл после реконструкции, произведённой при преемнике Яна Логела — аббате Каспаре фон Квестенберге (1612—1640). При нём же в 1627 году в монастырский храм были перенесены из Магдебурга мощи основоположника ордена премонстрантов Святого Норберта Ксантенского, был расширен трансепт, а размер базилики возрос в направлении запада. В 1630 году был сотворен новый фасад храма. Ян Логел, будучи уже архиепископом Пражским, после собственной погибели в 1622 году был похоронен перед основным алтарём страговского храма.
В 1742 году базилика была значительно повреждена в итоге французских обстрелов и бомбардировок, после этого её фасад был реконструирован в стиле позднего барокко в согласовании с проектом Ансельмо Лураго и А. Гаффенекера. Статуи на фасаде костёла были выполнены Яном Антонином Квиттайнером. Барочный вид приобрёл и интерьер храма: силезский живописец Вилем Нойнгерц 1743 году расписал картуши повдоль стенок головного нефа фресками со сценами из жизни Святого Норберта, а свод храма — фресками на марианские темы, создателем художественной штукатурки был Ян Паллиарди, главный алтарь и 10 боковых алтарей в 1768—1769 годах сделал пражский каменотес Йосеф Лауерманн, а статуи алтарей сделали Игнац Платцер (главный алтарь) и Я. А. Квиттайнер (боковые алтари). Алтарные образы были написаны в большей степени Леопольдом Виллманном, Ксавером Балко и Сиардом Носецким.
В 1774 году на хорах храма были установлены органы. В конце XVIII — XIX веках на органах храма игрались такие известные органисты как Ян Крштител Кухарж и Роберт Фюрер, а в 1787 году на храмовых органах импровизировал Вольфганг Амадей Моцарт. В 1900 году старенькые органы были изменены на новые.
6 ноября 1991 года папа римский Иоанн Павел II даровал храму титул малой базилики. Торжества по этому случаю проводились 1—2 февраля 1992 года.
Алтарная апсида и башни базилики Базилика Вознесения Девы Марии среди Страговского монастыря Скульптура агнца на главном фасаде базилики Главный фасад базиликиОписание
Главный алтарь и малые алтари базиликиХрам Вознесения Девы Марии в Страговском монастыре за свою практически девятисотлетнюю историю пару раз перестраивался, потому в его сегодняшнем виде можно отыскать следы разных строительных стилей. Храм построен в виде трехнефной романской базилики с плоским барочным сводом и 3-мя схожими апсидами в восточной оконечности. Трансепт базилики по собственному стилю является готическим, а пресвитерий — ренессансным. Две высочайшие храмовые башни приметно доминируют в области, тем паче, что сам монастырь и храм находятся на возвышенности Страговского холмика. Длина базилики составляет 63 метра, ширина — 10, а высота — 16.
Главный алтарь в апсиде базилики был сделан из мрамора Йосефом Лауерманном, он украшен рельефом со сценой Вознесения Девы Марии и скульптурами Святого Августина, Святого Норберта Ксантенского и Святого Германа Иосифа Штейнфельдского. В южной части хора находится символический надгробный камень короля Владислава I, останки которого были захоронены в храме, но четкое место погребения было позабыто. На южной стороне хора находится надгробный камень архиепископа Пражского Яна III Логела (1549—1622), бывшего ранее страговским аббатом. Под хором находятся гробницы страговских аббатов и монахов. Сам хор отделён от нефа мраморной конструкцией.
В колоннах головного нефа, отделяющих его от боковых нефов, размещаются 10 боковых алтарей, посвящённых Рождеству Господнему, Божественному Сердечку Господнему, Святому Яну Непомуцкому, Святой Марии Магдалине, Воззванию Апостола Павла, Святому Мартину, Святой Анне, Святому Августину, Чешским Покровителям и Посещению Девы Марии.
В южном нефе с XIV века находилась готическая капелла Святых Ангелов, которую по указанию генералиссимуса Альбрехта Вальдштейна (разум. 1634) перестроили в барочную капеллу Девы Марии Пасовской для захоронения в ней рейхсмаршала Готфрида Паппенгейма и племянника Вальдштейна Бертольда, погибших в битве при Лютцене в 1632 году. Под капеллой находится гробница Паппенгейма и пустой склеп, в каком в своё время был должен быть захоронен сам Альбрехт Вальдштейна. На барочном алтаре помещена копия вида Девы Марии Пасовской, а потолок капеллы декорирует фреска работы Сиарда Носецкого со сценами битвы при Лютцене.
На обратной стороне храма, в северном нефе, находится вначале готическая капелла Святой Урсулы, в какой находятся алтарь Святого Норберта с мощами этого святого и алтарь Святой Урсулы и её спутниц с мощами неких из их, приобретенными храмом от кёльнского архиепископа Конрада в 1256 году. После того как в 1873 году в капеллу Святой Урсулы были перенесены мощи Святого Норберта, капелла была перепосвящена этому святому.
Западная сторона базилики завершается хорами, на которых находятся установленные в 1774 году органы.