Базилика Вознесения Девы Марии (чеш. Bazilika Nanebevzetí Panny Marie) — моравский католический монастырский костёл при Старобрненском монастыре августинцев. Считается жемчужиной готической архитектуры Моравии. Размещен в городке Брно на северной стороне Менделевой площади (чеш. Mendlovo náměstí) неподалеку от улицы Увоз. 6 октября 1987 года папа Римский Иоанн Павел II наделил этот храм титулом малой базилики.
Содержание
1 История 2 Описание 3 Археологические исследования 4 См. также 5 Примечания 6 Литература 7 СсылкиИстория
Царица Чехии Элишка Рыкса Польская (1286—1335)Готический монастырский костёл Вознесения Девы Марии был заложен царицой Элишкой Рыксой в 1323 году в ареале основанного тогда же монастыря цистерцианок Aula Sanctae Mariae. Костёл выстроили рядом с тем местом, где с конца X либо начала XI века стояла маленькая романская ротонда Девы Марии, которая в конце XII века была отчасти разрушена и заменена однонефным романским храмом с квадратной апсидой. В письменных источниках капелла Девы Марии в Древнем Брно, с которой отождествляют эта ротонда, упоминается с начала XII века. 1-ое письменное упоминание о романском храме Девы Марии в Древнем Брно датируется 1210 годом, когда пан Лев из Клобоук передал его премонстрантскому монастырю в Забрдовице. Готический костёл появился рядом с романским храмом меж 1300 и 1323 годами.
Вдовствующая царица Чехии Элишка (Альжбета) Рыкса переехала в Брно после предназначения её победителя пана Йиндржиха из Липы на должность моравского земского гетмана в 1321 году. Кающаяся царица в 1323 году основала при древнем приходском храме Девы Марии в Древнем Брно «для ублажения совести и отпущения грехов» монастырь цистерцианок и начала строительство нового монастырского костёла в готическом стиле. Покровительство Девы Марии и статус приходского храма были перенесены на новый готический костёл, а старенькый романский храм в 1389 году был поновой освящён в честь Святой Анны. В 1325 году Йиндржих из Липы выбрал новый костёл в качестве места собственного погребения, что и было изготовлено после его погибели четыре года спустя. В 1333 году царица основала при древнем романском храме лазарет. После погибели царицы Элишки Рыксы в 1335 году её тело также было погребено в этом костёле, согласно монастырской хронике, у алтаря Святого Креста. Место её упокоения отмечено плиткой с литерой «E» и короной.
Старобрненский монастырь и монастырский костёл были повреждены и опустошены во время гуситских в 1429 году и чешско-венгерских войн в 1467 году. В последнем случае костёл был разграблен войсками князя Викторина из Подебрад. После проведённого восстановления костёл Вознесения Девы Марии был поновой освящён в 1483 году совместно со старенькым храмом Святой Анны и капеллой Святого Прокопа. Значимый вред зданию костёла, как и другим монастырским строениям, был нанесён в 1645 году при осаде Брно шведскими войсками. Во время следующего ремонта готического костёла функции монастырского храма делал старенькый романский храм Святой Анны.
Изображение базилики. 1862 годВ XVIII веке костёл был перестроен в строительном стиле барокко под управлением германского конструктора Морица Гримма (разум. 1757), но перестройка задела, приемущественно, внутреннего устройства (в главном, головного алтаря и кафедры епископа), оставив храму его уникальный готический внешний вид.
18 марта 1782 года в процессе реформы правителя Иосифа II монастырь цисцерцианок в Древнем Брно был закрыт. В 1783 году монастырский комплекс совместно с костёлом Вознесения Девы Марии был передан августинскому конвенту Святого Томаша. В конце XIX века была проведена общая реконструкция храма.
Во время 2-ой мировой войны костёл пострадал от бомбардировок, сначала, пострадали окна и витражи, восстановленные в 1975 году. В 1950 году монастырский комплекс был национализирован. Ордену августинцев Старобрненский монастырь и храм Вознесения Девы Марии были возвращены государством в 1990 году
В 1987 году в процессе визита в Брно Папа Римский Иоанн Павел II посетил костёл Вознесения Девы Марии. 6 октября 1987 года папа присвоил храму почётный титул малой базилики. Последний масштабный ремонт интерьера базилики был осуществлён в 2000 году.
Описание
Базилика построена в стиле так именуемой силезской готики. Храм отличается сложной и редчайшей для Моравии горизонтальной композицией из 2-ух перпендикулярных нефов в форме креста, также необыкновенной строительной техникой, использующей тесаный камень совместно с неоштукатуренной кладкой из кирпича. Здание с такими архитектурными изысками разумеется было сотворено под воздействием готических строений Кёльна, Гессена и Силезии тех пор. В этом же стиле царица Элишка Рыкса ранее распорядилась воздвигнуть Собор Святого Духа в городке Градец-Кралове, в каком царица жила до того.
Главными украшениями интерьера базилики Вознесения Девы Марии являются известный серебряный алтарь с иконой Девы Марии Святотомской («Старобрненская Мадонна»), перенесённый августинцами из собственного предшествующего храма Благовещения Девы Марии и Святого апостола Томаша после переселения в Старобрненский монастырь в 1783 году, и монументальный образ головного алтаря со сценой Вознесения Девы Марии работы Йосефа Тадеаша Роттера. Главный алтарь завершён скульптурной группой Святой Троицы.
Сначала 60-х годов XVIII века в местах головного нефа и трансепта были устроены боковые алтари, образы которых были написаны в главном Йосефом Тадеашем Роттером, а рельефные лепные декорации сделаны неведомым создателем. 1-ая пара боковых алтарей: алтарь Девы Марии — Мамы Хорошего Совета с образом 14-ти святых помощников (слева) и алтарь Девы Марии Радостной с образом Всех святых (справа). 2-ая пара боковых алтарей: алтарь Безгрешного зачатия с образом Святого Бенедикта (слева) и алтарь Божественного Сердца Господнего с образом Святого Бернара Клервоского (справа). 3-я пара алтарей: алтарь Святого Иосифа с образом Святого семейства и образом Марты и Марии (справа) и алтарь Святого Алоизия с видами Святого Альбериха, Святых апостолов Петра и Павла и Святых Прокопа и Яна Непомуцкого (слева).
Кафедра базилики, увенчанная гипсовым рельефом, была сотворена Ондржеем Швеглой. Главным мотивом убранства кафедры является сюжет «Моисей получает 10 заповедей». Барочная Капелла Гроба Господня, расположенная в пространстве огромного трансепта, была построена в последние годы цисцерцианского владения храмом Францем Антоном Гриммом, отпрыском Морица Гримма. Тимпан над основным входом в базилику содержит рельеф с сюжетом коронации Девы Марии Иисусом Христом.
Главный вход в базилику Главный алтарь базилики Своды базилики Колокольня базиликиАрхеологические исследования
План Старобрненского монастыря. 1797 годВесной—летом 1966 года в храме были проведены необъятные археологические исследования, целью которых было спасение храма от разрушения. Сначало в задней части головного нефа было найдено 6 захоронений, в 2-ух из которых были найдены остатки подушек в названии. На одном из скелетов были обнаружены остатки розария с древесным крестом в железной оправе. Последующие исследования проявили, что захоронения в задней части головного нефа относятся к XVIII веку, а общее их количество составляет около 100. при вскрытии древесного поля ризницы было найдено два каменных надгробия, под которыми находилось останки человечьих скелетов и мужской череп. И в конце концов в фронтальной части правого нефа была найдена и вскрыта ещё одна могила, сооружённая из средневекового кирпича. В гробу находились останки скелета взрослого мужчины. Согласно монастырским записям, в этом месте в 1329 году был похоронен моравский земский гетман пан Йиндржих из Липы.
В 1976—1984 годах археологические исследования в ареале костёла Вознесения Девы Марии и Старобрненского монастыря проводились спецами музея городка Брно. В итоге раскопок были изучены три стадии существования базилики: следы ротонды конца X — начала XI века, остатки романского однонефного храма с квадратной апсидой и 2-мя боковыми капеллами и начального готического костёла XIV века. Следы ранешней романской ротонды были обнаружены в 1978 году в кладке пресвитерия и восточной части нефа начального романского храма. Эта ротонда является наистарейшим зданием на местности Брно. От неё практически стопроцентно сохранилась кладка апсиды немного подковообразной формы и остатки кладки северного и западного цилиндрического нефа. В конкретной близости было изучено кладбище, относившееся в своё время ко всем трём историческим храмам.