Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Четверг, 14 Май 2015 17:51

Базилика Святого Ремигия

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Католическая церковь
Базилика Святого Ремигия
Basilique Saint-Remi
В какой стране находится: Франция
В каком городе: Реймс
Какова конфессия: католицизм
Епархия: Архидиоцез Реймса
В каком архитектурном стиле: романский, готика
Как долго продолжалось Строитель:ство: ???—1049 годы
Какие имеет святыни и реликвии: могила святого Ремигия
Статус: действующий храм

Описание "Базилика Святого Ремигия"

Координаты: 49°14′35″ с. ш. 4°02′31″ в. д. / 49.24306° с. ш. 4.04194° в. д. / 49.24306; 4.04194 (G) (O) (Я)

Базилика Святого Ремигия (фр. Basilique Saint-Remi) — церковная церковь в Реймсе, бывшая монастырская церковь аббатства святого Ремигия, основанного в VI веке. Современное здание базилики выстроено в первой половине XI века. В базилике находится могила Святого Ремигия, объект паломничества. Церковь включена в число объектов Глобального наследства ЮНЕСКО.

Содержание

1 История 2 Архитектура и интерьер 3 Могила Святого Ремигия 4 Ссылки

История

Скончавшись в возрасте 96 лет, епископ Ремигий в 533 году был погребён, как и его предшественники, в маленький часовне Святого Христофора на кладбище за пределами городских стенок Реймса. Растущее поклонение его останкам скоро привело к смене попечительства над часовней и расширению её строения. В 570-х годах базилика Святого Ремигия уже упоминается у Григория Турского. Праздничный перенос останков Ремигия в новый храм произошел 1 октября и сей день потом стал деньком памяти Святого Ремигия в Австразии, где Реймс был некое время столицей, а позже и в Восточно-Франкском царстве.

В 760 году архиепископ Тильпин — исторический макет архиепископа Турпина из поэмы Песнь о Роланде — основал тут аббатство и расположил монахов, пришедших из аббатства Сен-Дени, где он сам был членом религиозного ордена. Обитель получила официальный статус бенедиктинского аббатства святого Ремигия. Обширное почитание святого и щедрые пожертвования привели к резвому росту монастыря. С сих пор в протяжении более 1000 лет (прямо до Величавой французской революции) монахи-бенедиктинцы проводили богослужения у мощей святого Ремигия и воспринимали паломников.

Церковь аббатства была расширена в IX веке и 1 октября 852 года её освятил архиепископ Реймса Гинкмар, по решению которого мощи святого Ремигия с соблюдением всех правил были помещены в раку, покрытую серебром. В X веке группа построек, располагавшаяся за городскими стенками, получила собственное огораживание и тут появилось маленькое поселение, находившееся в ведении аббатства, настоятель которого по дозволению реймсских архиепископов прямо до 945 года избирался монахами. Конкретно в этом аббатстве Карл Величавый воспринимал папу Льва III.

План базилики по состоянию на 1049 год.

Бурное духовное и мирское развитие поселения принудило настоятеля аббатства Айрара приступить в 1007 — 1010 годах к сооружению очень большого строения новейшей церкви в романском стиле. Проект был так амбициозен, что скоро средства закончились и его преемник, аббат Тьерри, был обязан распорядиться повредить часть уже завершенного сооружения и начать новое строительство по более умеренному проекту. От первого проекта в наши деньки сохранились опорные колонны нефа, имеющие форму пучка, и увенчанные необычно богатой лепкой. Алтарная часть храма в первой половине XI века переходила в апсиду, предназначавшуюся для размещения останков святого Ремигия. В обоих крыльях трансепта к зданию примыкали три боковые апсиды. Этот длиннющий трансепт по краям ещё имел приделы. Предваряемый огромным крыльцом неф, имевший длину в 11 пролётов, был довольно широким чтоб вместить многочисленную массу, даже беря во внимание что в ближайших к трансепту трёх пролётах располагался церковный хор монахов. В тот период времени всё сооружение имело обыденную древесную кровлю. Конструктивные элементы базилики были очень просторны, но её пролёты ничем не отличались друг от друга, преобладали горизонтальные полосы, сходящиеся в направлении алтарной части храма. Новое здание базилики было освящено отцом Львом IX 1 октября 1049 года. Освящение проходило в присутствии огромного количества священников, собравшихся в Реймсе на Вселенский собор, объявивший о начале церковных реформ, позднее нареченных Григорианскими.

В XII веке церковь была отчасти перестроена, после этого заполучила некие готические черты. Одон, прошлый настоятелем с 1118 по 1151 год, украсил церковь аббатства мозаичным полом, большой люстрой с семью отделениями, также добавил надгробные монументы чтоб выделить функцию базилики как царской усыпальницы. В его деятельности очевидно выслеживается намерение затмить славу аббатства Сен-Дени и его настоятеля Сугерия. Такое рвение, вне сомнения, также правило действиями его преемника Петра из Целлы (занимал пост аббата в 1162 — 1181 годах), который начал претворять в жизнь большой план по декорированию всего строения базилики, чтоб оно стало прогуляться на церкви парижских аббатств.

Этапы расширения базилики Святого Ремигия.

Было разумеется, что алтарная зона храма была недостаточно просторна из-за чего доступ к мощам был затруднён, а вход в неф был сужен и плохо освещён. Сперва он распорядился снести крыльцо базилики, сохранив при всем этом башни романского стиля по углам строения, и потом удлинил неф на две готические травеи, что позволило сконструировать новый фасад, открытый дневному свету. Ещё одно принципиальное изменение в архитектуре было изготовлено исходя из интересов паломников — после перестройки могила святого Ремигия оказалась в апсиде, и паломники могли созидать её только издалека. Потому аббат Пётр распорядился поменять линию апсид романского стиля новейшей просторной алтарной частью храма, окружённой деамбулаторием с пятью лучеобразно расходящимися часовнями. Новый настоятель Симон (занимал пост аббата в 1182 — 1198 годах) довёл этот проект до окончания, подняв стенки нефа и трансепта с помощью стрельчатых арок и накрыв стенки сводчатым потолком, устроив в их круглые окна. Был выполнен дорогостоящий проект установки витражных окон. Можно с уверенностью гласить о том, что этот период стал расцветом монастырской жизни в аббатстве Святого Ремигия, которое насчитывало в собственных стенках от 150 до 200 монахов.

В Столетнюю войну число монахов сократилось приблизительно до 40. В 1473 году был выпущен акт о праве бессрочного использования имуществом и доходами от него. Одним из первых священников, пользующихся бенефицием, стал архиепископ Робер де Ленонкур, который не стал небережно относиться к состоянию строения. В 1506 году он выполнил проект переустройства южного фасада трансепта в стиле пламенеющей готики, а в 1531 году расположил в хорах 10 уникальных декоративных гобеленов, иллюстрирующих житие Святого Ремигия. В 1602 году аббат-архиепископ Филипп дю Бек укоротил северное крыло трансепта на один пролёт и заказал устройство огромного окна-розетки и скоро после чего был реализован проект реконструкции лестницы, ведущей в общую спальню монахов.

Монастырская библиотека и школа имели так высшую репутацию, что папа Александр III написал аббату благодарственное письмо, дошедшее до нас. В XVII веке аббатство святого Ремигия перебежало в конгрегацию Святого Мавра, ветвь бенедиктинцев.

В 1793 году аббатство, как и остальные французские монастыри, было закрыто. Базилика была разорена революционерами, мозаичные полы романского стиля были разбиты чтоб сделать пол более комфортным для постоя лошадок, погибли Святая Стеклянница и огромное количество ценных предметов убранства храма, но витражи XII века уцелели. В предстоящем базилика продолжала своё существование как приходская церковь и это выручило её от поражения. Но уже к началу XIX столетия сводчатый потолок нефа был повреждён так очень, что в критериях нехватки средств в 1830 — 1835 годах его спешно поменяли на древесный фальш-потолок, покрытый штукатуркой. В это время городской конструктор Реймса Нарцисс Брюнетт провёл реставрацию верхних уровней фасада базилики, пытаясь вернуть их первоначальное состояние. Но эти работы были выполнены не очень радиво и его «реставрация» верно отличается другой структурой камня.

В 1918 году в процессе Первой мировой войны здание церкви серьёзно пострадало от германских артобстрелов. Сводчатый фальш-потолок сгорел и неф остался незащищенным перед различными погодными явлениями. В итоге, южная стенка нефа обрушилась и разрушилась часть крыла трансепта. Потребовалось 40 лет чтоб поновой отстроить покоробленные части строения. Реставрация была идеально выполнена под управлением конструктора Анри Денё, при всем этом также построили каменные своды над нефом. 1 октября 1958 года базилика Святого Ремигия была вполне готова к проведению церковных богослужений. В 1991 году базилика Святого Ремигия вкупе с 2-мя другими достопримечательностями Реймса — кафедральным собором и дворцом То были включены в число объектов Глобального наследства ЮНЕСКО. В 1996 году базилику посещал папа Иоанн Павел II, который возглавлял торжества по случаю 1500 лет крещения Хлодвига святым Ремигием.

Архитектура и интерьер

Скульптура Святого Ремигия на фасаде.

Церковь имеет в плане латинский крест. Неф и рукава трансепта — романские, это более древнейшие части храма. Хор и галерея с часовнями выполнены в готическом стиле. Самая новенькая часть — фасад южного трансепта.

Базилика имеет малозначительное количество скульптурных украшений. На главном фасаде на восстановленных древних колоннах расположены две скульптуры. Одна из их, конечно, скульптура Святого Ремигия. 2-ая скульптура — Святого Петра — свидетельствует о принадлежности храма к Римско-католической церкви.

Единственные капители, увенчанные фигурами, вначале находились в трёх самых больших травеях нефа над лавками монахов. Эти статуи конца XII века (некие значительно реставрированные) изображают предшественников Иисуса Христа, возвестивших возникновение Мессии в собственных предсказаниях. Некие из этих персонажей также были изображены на большой мозаике, украшавшей хоры монахов и не дошедшей до наших дней.

Огромная люстра высотой 6 метров с семью отделениями своим огромным венцом света, вроде бы парившим над головами монахов, символизировала библейский сюжет Спасения, уходящий корнями в Ветхий Завет. Люстра, которую мы лицезреем в базилике в наши деньки, является средней копией оригинала XII века, разрушенного революционерами. Все же она и на данный момент делает своё символическое назначение.

Люстра нефа и вид на алтарную часть.

Реконструкция хоров, при которой в их больших окнах были установлены витражи, также была инспирирована символикой света. По главной оси храма на самом верхнем уровне центральное место занимает изображение Девы Марии, справа и слева от которой представлены изображения апостолов и пророков. Ниже Девы Марии по главной оси в центре изображён Святой Ремигий, окруженный изображениями его преемников, архиепископов Реймса, поначалу канонизированных, а потом и его неканонизированных преемников, прямо до Генриха I Французского, который скончался в 1175 году, незадолго до выполнения витражных окон. Иллюстрацию того, как под наставничеством епископов производится приобщение к Божеству в таинстве Евхаристии, установленном Иисусом Христом, мы лицезреем на большенном Распятии Христа, украшающем центральное окно галереи базилики. У подножия креста изображена святая чаша, куда собирается Кровь Христова. Другие окна на этом уровне представляют из себя огромные цветные композиции без какого-нибудь метафорического вида, в которые вклеены маленькие изображения старых персонажей, возможно взятые из окон существовавших до этого апсид (приблизительно 1140-е годы) — епископы в случайном порядке соседствуют с королями из Ветхого Завета и святыми девами.

Центральная триада витражей в хорах была обновлена в XX веке. Реставрация была выполнена Жаком Симоном в 1953 — 1956 годах, при всем этом несколько уникальных фрагментов было добавлено в южной апсидиоле.

Также в XX веке в базилике появились две новые работы — окно-роза на северном фасаде работы Жака Симона (1958 год) и южное окно, выполненное его приёмным отпрыском Шарлем Марком, который изукрасил его светящимися голубками, символизирующими легенду о Святой Стекляннице (1976 год).

До этого в хорах были вывешены гобелены, выполненные в 1531 году по заказу архиепископа Робера де Ленонкура, на которых представлены эпизоды жизни Святого Ремигия. В наши деньки эти 10 гобеленов представлены в неизменной экспозиции Музея Сен-Реми, размещенного по соседству с базиликой в стенках прежнего аббатства.

В наше время алтарная часть утратила собственный начальный вид. Высочайший алтарь из красноватого мрамора был доставлен сюда в 1803 году из заброшенной часовни францисканцев. Он датируется XVIII веком, как и иная церковная утварь и пюпитр. После Революции храм получил разные предметы обстановки, взятые из других церквей, прекративших своё существование, и это считается некоторой компенсацией утраченного церковного имущества.

В базилике похоронен ряд реймсских архиепископов и членов царских семей, а именно повелитель франков Карломан, брат Карла Величавого и повелитель Франции Людовик IV.

Могила Святого Ремигия

Могила Святого Ремигия в алтаре базилики.

В 1660-х годах хоры базилики были украшены огораживанием, которое построили заместо громоздкой каменной аркады, покоившейся на колоннах красноватого и темного мрамора. Снутри огораживания находится склеп Святого Ремигия, который был воздвигнут в 1847 году по указанию реймсского архиепископа кардинала Тома-Мари-Жозефа Гуссе взамен уничтоженного революционерами памятника. Склеп был сотворен в стиле Возрождения, что позволило использовать уцелевшие статуи, выполненные в 1533 — 1537 годах по заказу архиепископа Реймса Робера де Ленонкура. Скульптурная группа «Крещение Хлодвига» обставлена скульптурами 12-ти пэров Франции — архиепископ Реймса держит собственный пастырский крест, епископ Лана держит Святую Стеклянницу, епископ Лангра держит скипетр, епископ Бове держит тунику, епископ Шалона держит кольцо, епископ Нуайона держит ленту-перевязь, барон Бургундии — корону, барон Нормандии — геральдическое знамя, барон Аквитании — боевой штандарт, граф Тулузы — шпоры, граф Фландрии — клинок и, в конце концов, граф Шампани — хоругвь. Выбор конкретно такового дизайна указывает, что церемония коронации, в каком перечисленные вассалы короны были главными действующими лицами, имеет очень глубочайшие корешки в акте крещения Хлодвига.

Расчудесная Святая Стеклянница, применявшаяся в обряде помазания правителей Франции, хранилась в этом склепе. Она покидала стенки храма исключительно в денек церемонии коронации и только под усердной охраной, сопровождавшей процессию в Реймсский собор.

Невзирая на то, что фиал со священным елеем был на осколки разбит в 1793 году, мощи святого удалось сохранить. Они находятся в раке, выполненной в 1896 году из золотой бронзы с эмалевой росписью, которая представляется каждый год в новенну и проносится вокруг храма после праздничного богослужения в денек памяти Святого Ремигия.

Центральный витраж алтаря Алтарная часть с могилой Св. Ремигия Крещение Ремигием короля Хлодвига (1896 год)

Прочитано 651 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...