Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Четверг, 14 Май 2015 17:51

Базилика Святого Прокопа

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Объект Всемирного наследия Ссылка Тип: Критерии В каком регионе: Включение
Достопримечательность
Базилика Святого Прокопа
В какой стране находится: Чехия
В каком городе: Тршебич
Какова конфессия: Католицизм
В каком архитектурном стиле: Романско-готический
Кто основатель: Ольдржих Брненский и Литольд Зноемский
Когда основан (Дата основания): 1101 год
Статус: Национальный памятник культуры Чешской Республики
№ 294 NP
В каком состоянии: Действующая
Jewish Quarter and St Procopius' Basilica in Třebíč
Еврейский район и базилика Св. Прокопа в городе Тршебич
№1078 в списке объектов Всемирного наследия en
Культурный
ii, iii
Европа и Северная Америка
2003 27-я сессия

Описание "Базилика Святого Прокопа"

Координаты: 49°13′01″ с. ш. 15°52′25″ в. д. / 49.2169528° с. ш. 15.8736361° в. д. / 49.2169528; 15.8736361 (G) (O) (Я)

Базилика Святого Прокопа (чеш. Bazilika svatého Prokopa) — церковная церковь в романско-готическом стиле, расположенная в чешском городке Тршебич. Построена на месте Марианской часовни бенедиктинского монастыря меж 1240 и 1260 годами. В составе объекта «Монастырь с костёлом Святого Прокопа в Тршебиче» в 2002 году признана государственным монументом культуры Чехии, а в 2003 году Базилика Святого Прокопа в Тршебиче вкупе с еврейским кварталом была занесёна в Перечень объектов Глобального наследства ЮНЕСКО.

Содержание

1 История 2 Строение 2.1 Внутренняя обстановка 2.2 Хор 2.3 Убранство аббатской капеллы 2.4 Окна 2.5 Большая апсида 2.6 Внешний облик 2.7 Северное фойе 3 Значение 4 Литература 5 Примечания 6 Ссылки

История

История базилики плотно сплетена с бенедиктинским монастырём в Тршебиче, который был заложен в 1101 году князьями Ольдржихом Брненским и Литольдом Зноемским, отпрысками Конрада I. Предшественницей базилики была капелла Святого Бенедикта, освященная епископом Праги Гержманом в 1104 году. Через 5 лет в монастыре уже был собственный костёл, освященный епископом Оломоуца Яном II в 1109 году. Потом оба основоположника монастыря были захоронены в крипте монастырского костёла.

С течением времени монастырь богател и воздействие его увеличивалось. Посреди XIII века он был перестроен (реконструкция подразумевала исчезновение романской архитектуры) и укреплён. В период с 1240 по 1260 годы была построена новенькая бизилика. Вначале она была посвящена Взятию на небо Девы Марии, а Прокопий стал святым покровителем исключительно в 1704 году в год пятисотлетия его канонизации).

В 1468 году войска венгерского короля Матьяша I осадили Тршебич (в поисках скрывающегося Йиржи из Подебрад). Город и монастырь, включая базилику, были разграблены и уничтожены. После чего Тршебич растерял статус аббатского городка, а монастырь пришёл в упадок. В 1582 году город становится собственностью семьи Вальдштейнов, которые перестроили монастырь в замковый комплекс, а здание базилики использовали в светских целях.

В 1704 году базилика была разделена от основной части комплекса, и по проекту конструктора Франтишека Каньки (чеш. František Maxmilian Kaňka) восстановлена (а именно, были достроены башни в стиле готики).

Современный вид базилика получила после реконструкции 1924—1935 годов по проекту конструктора Камила Гилберта, во время которой, а именно, был восстановлен пресвитерий

Строение

Базилика относится к малочисленным постройкам, переходным от романского типа к готическому, что заключается в сочетании романской галереи и полукруглых апсид боковых нефов с готической каркасной конструкцией сводов.

Главный неф и алтарь базилики Внутренняя обстановка

Базилика Святого Прокопа является трёхнефной, на западной стороне высятся две башни. Два коридор: наружный северный, южный внутренний. Поперечный неф несколько подавлен. Главный неф является самым широким и имеет 6 сводчатых площадок, два боковых нефа состоят из 9 сводчатых площадок; притом, один из сводов головного нефа имеет в два раза больший размер, ежели свод бокового нефа . Длина храма составляет 65,7 м, ширина — 20,2 м.

Главный неф выше боковых и отделён от их обоих шестью столбами, поочерёдно более широкими и тонкими, образуя стрельчатые арки. Сетчатый свод головного нефа пришёл ещё из барокко. Сначало свод был должен быть купольным, такого же типа, состоящего из восьми частей, как в хоре и западной прихожей. Во время строительства, но, решено было сделать шестирёберный свод. К более слабеньким колоннам были присоединены пилястровые опоры, украшенные капителями в стиле барокко со статуями чешских святых. Выступы начальных ребристых сводов увенчивают обыкновенные консоли. Начальный свод головного нефа, возможно, был повреждён во время венгерской осады в 1468 году. Пострадавший свод был снесён в 1679 году, после этого реставратор храма Франтишек Максимиллиан Канька решил выстроить новый свод в стиле барокко.

Хор

К хору перебегает главный неф триумфальной аркой. По углам, обращённым к нефу, песчаниковые блоки украшены рельефными крестообразными цветами. Это, возможно, часть боковых входов в лекторий. Латинская надпись на триумфальной арке, датированная 1730 годом, значит: «Во славу Господа и Девы Марии вернул из осквернённых руин Ян Йозеф для графа Священной Римской империи из Вальдштейна». Эта надпись является напоминанием общей реконструкции церкви, проведённой Франтишкем Максимилианом Канькой в 1726—1733 годах.

Хор имеет две огромных квадратных сводчатых площадки; сам свод куполовидный, состоящий из 8 частей с ребристым клиновым профилем. Потом следует апсида, имеющая вид 5 сторон восьмиугольника, сплетённая сводом, состоящим из 8 частей с ребристым, изогнутым профилем.

Перекрёстные своды аббатской капеллы. Убранство аббатской капеллы

Оба боковых нефа на востоке завершаются отдельными стенками капеллы аббата. До наших дней сохранилась только эта капелла в северном нефе. Капелла аббата представляет собой отдельное сводчатое помещение с 3-мя сводчатыми площадками с перекрёстными сводамм и полуцилиндрической апсидой с конхой. Северная капелла была, возможно, уничтожена в 1468 году при захвате Тршебича армией короля Матиаша Корвина и была восстановлена совместно с входом в крипту в 1956 году. В текущее время капелла употребляется в качестве ризницы. Оба боковых нефа имеют правильные ребристые перекрёстные своды.

Со стороны южного прохода бокового нефа сохранен начальный южный портал в церкви из бывшей обители, его пластическая обработка изображает цветочные мотивы.

Часовня аббата имеет принципиальное значение в том, что она сохранила древнейшие стенные росписи на библейские темы. Нерентабельный ресторан был закрыт в 1999 году.

Окна

Вовнутрь церкви свет проходит с каждой стороны головного нефа из 6 стрельчатых верхних окон. Такое же количество окон имеют и боковые нефы.

Трёхстенная большая апсида головного нефа украшена 3-мя круглыми окнами. Из их самым ценным является среднее окно, розеточное, своим видом (но не размером) схожее на окно в соборе Нотр-Дам в Ремеши. Любопытно, что все эти окна были до 1871 года замурованы.

Большая апсида

Снутри большой апсиды находится аркада. Она состоит из 30 трёх песчаниковых столбов, удерживающих стрельчатые арки аркад. Блюдцевидные основания и капители украшены. Потом карниз сверху продолжает оконный этаж. В углах полигонального окончания апсиды находятся колонны поддерживающие своды средством капителей. Над 3-мя круглыми окнами находится т. н. карликовая галерея, это низкая галерея с аркадами. Её место, обегающее апсиду со всех 5 сторон, отделяет от внутренней части хора окна с расписными стёклами. Галерея была оборудована в 2007 году. К входной винтообразной лестнице по сторонам примыкают апсиды в тех местах, где лестница примыкает к прилегающему квадратному полю хора. Этот подход был длительное время замурован и никто не знал, где вообщем он находится.

В апсиде два входа: один ведёт к монастырской часовне (надпись на тимпане показывает предполагаемую дату строительства базилики), другой — на юг часовни (на тимпане находится надпись об обновлении апсиды в 19 веке).

Надпись на арке над апсидой значит: «Под защитой Пресвятой Богородицы и Девы Марии».

Нынешний псевдо-готический алтарь посвящен св. Войтеху и его создателями являются Ян Кастнер, Штепан Залешак и Виктор Ферстер. В базилике он был установлен в 1935 году по советы конструктора Камила Гилберта.

Внешний облик

Внешний облик базилики соответствует его внутренней структуре. Вся стенка и хор окружены карнизом. Боковой фасад головного нефа украшен только гладкой лепниной. Малая галерея апсиды снаружи раскрывается по всем 5 сторонам всегда пятью законченными полукруглыми аркадами. Над этой частью есть стенка с ещё наименьшими круглыми окошками.

Западный фасад, сейчас барочный, во время осады монастыря был серьёзно повреждён. Сначало фасад имел природу вестверка, другими словами западной оборонительной части с призматическими боковыми башнями. Нынешняя башня отчасти припоминает старенькую башню.

Северное фойе

На северной стороне базилики завлекает внимание фойе прямоугольной планировки. Сплетение является одним сводчатым полем с ребристой аркой, состоящей из 7 частей. Её держат четыре угловых и три опорных столба, в центре боковых стенок меж сводами входа. Наружу раскрывается 2-мя полукруглыми аркадами. Меж этих аркад находится сильный несущий столб. Стенка над аркадами украшена двойными окнами, в центре со столбиком, в согласовании с малеханькой галереей. На внутренней стороне этого фойе находится вход в костёл. Портал богато украшен: в нём чередуется семь гладких гранитных столбиков с треугольными песчаниковыми уступками, богато увенчанными декоративными растительными элементами. Колонны завершают песчаниковые плиты и капители. Растительная и фигуральная отделка выражают похвальную оду Творцу. Четыре фигуры в высшей части на обоих частях портала, возможно, четыре евангелиста, рядом с ними с каждой стороны откоса собственного прямоугольного входа, возможно, изображены фигуры аббатов.

Когда сначала 15-го века после поражения монастыря, в базилике была базирована пивоварня, в северном фойе находилась варочная. Позже она была адаптирована к жилым целям, в предстоящем для размещения капеллана. Фойе было освобождено и в качестве портала восстановлено во 2-ой половине 19-го века, о чём свидетельствует сейчас надпись золотыми знаками на каменной плите над входом: «От долговременного опустошения выручил и поправил граф Винсенс Уолдштейн-Уортенберг в 1862 году»

Для портала северного фойе также употребляется заглавие Врата рая. Его создателем является также монс. Франтишек Долежел.

К ценнейшим частям базилики относятся:

Крипта. Является наистарейшей и более сохранившейся частью базилики. Выполнена в готическом стиле, имеет потолочную древесную крепь и заполняет место под хором центрального нефа (отчасти входит в прилегающие боковые нефы). Её потолок опирается на опоры, капители которых украшены орнаментами с мотивами растений, животных и умопомрачительных лиц. Потому что с конца XVI века крипта базилика использовалась как пивоваренный подвал, одна из опор была убрана (мешала передвижению пивных бочек) и заменена на обычный цилиндрический столб. Крестовый каменный свод над алтарной частью (пресвитерий) и радиальное окно-розетка. Восстановлены Канькой в XVIII веке. Кроме этого центральный неф был перекрыт сетчатым сводом в стиле барокко, реконструированы повреждённые колонны, достроен западный фронтон. Северный входной портал. Полукруглый романский портал представляет собой выдающуюся камнетёсную работу, относится XIII веку. Современный вид получил во время реконструкции 1862 года. Вначале имел прямоугольную планировку и был перекрыт ребристым сводом (тут в различное время размещались мастерская, комнаты для персонала, капеллана). Сейчас через портал, именуемый так же «Райскими воротам» (от лат. porta paradisi) входят в базилику.

Значение

Исключительное архитектурное значение базилики святого Прокопа в том, что она соединяет внутри себя принципы 2-ух строительных стилей: романского и готического. При том что это не временное строительство: элементы готики не перекрывают романские элементы. Хотя строители храма, выходцы из романской концепции, уже были знакомы с элементами готики и работали с ними; примером являются мощные готические ребра гробницы. При всем этом, внешняя большая апсида является, кроме нескольких деталей, практически на сто процентов романской.

Увлекательным фактом, который появился позднее, будет то, что стенки были лишены штукатурки, их оставили сырыми и каменными, на неких параллелепипедах каменщики оставили знаки. Внутренняя штукатурка была удалена по требованию последующего церковного реставратора, конструктора Камила Гилберта. За полное восстановление встал тогдашний Тршебичский декан и настоятель прихода Франтишек Боргиаш Долежел.

Последующий увлекательный факт в том, что для строительства базилики, приемущественно, служит местный крупнозернистый сероватый гранит, исключительно в месте, где был акцент на детали, дополнен ославанским песчаником.

Крипта базилики. Свод над пресвитерием. Окна базилики. Вход через северный портал.

Литература

Ольга Шумихина, Елизавета Утко. Сокровища населения земли. 981 монумент Глобального наследства ЮНЕСКО

Прочитано 646 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...