Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Четверг, 14 Май 2015 17:51

Базилика Рождества Христова

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Объект Всемирного наследия Ссылка Тип: Критерии В каком регионе: Включение
Достопримечательность
Базилика Рождества Христова

Интерьер центрального нефа
В какой стране находится: Палестина
Какова конфессия: Христианство
Епархия: Иерусалимская православная церковь, Иерусалимский патриархат Армянской апостольской церкви, Латинский патриархат Иерусалима Католической церкви
Birthplace of Jesus: Church of the Nativity and the Pilgrimage Route, Bethlehem
Базилика Рождества Христова
№1433 в списке объектов Всемирного наследия en
Культурный
iv, vi
Арабские государства
2012 36-я сессия

Описание "Базилика Рождества Христова"

Координаты: 31°42′15″ с. ш. 35°12′27″ в. д. / 31.704306° с. ш. 35.207639° в. д. / 31.704306; 35.207639 (G) (O) (Я)

Базилика Рождества Христова (араб. كنيسة المهد‎‎, арм. Սուրբ Ծննդյան տաճար, греч. Βασιλικὴ τῆς Γεννήσεως, ивр. ‏כנסיית המולד‏‎‎‎) — христианская церковь в Вифлееме, построенная, согласно преданию, над местом рождения Иисуса Христа. Вместе с Храмом Гроба Господня является одним из 2-ух основных христианских храмов Святой земли.

Одна из наистарейших безпрерывно действующих церквей в мире. 1-ый храм над пещерой Рождества был построен в 330-х годах по указанию правителя Константина Величавого. Его освящение состоялось 31 мая 339 года и с того времени богослужения тут фактически не прерывались. Современная базилика VI—VII вв. — это единственный христианский храм в Палестине, сохранившийся в целости с домусульманского периода.

29 июня 2012 года на 36 сессии Комитета Глобального наследства ЮНЕСКО, проходившей в Санкт-Петербурге, базилика была внесена в Перечень глобального наследства.

Содержание

1 Пещера Рождества 2 История базилики 2.1 Византийский период 2.2 Период крестовых походов 2.3 Османский период 3 Архитектурные изыски 4 Внутреннее убранство 5 Администрация 6 Галерея 7 Ссылки 8 Примечания

Пещера Рождества

Основная статья: Пещера Рождества

Под амвоном базилики находится величайшая христианская святыня — пещера Рождества. Место рождения Христа находится в восточной части пещеры и отмечено серебряной звездой. В сохранившихся письменных источниках пещера в первый раз упомянута около 150 года. Подземный храм тут размещается со времен святой Лены.

История базилики

Византийский период Вид на греческий православный алтарь базилики.

Базилика Рождества была заложена святой императрицей Леной во время её паломничества в Святую землю посреди 330-х годов. Согласно Евсевию Кесарийскому:

…воздвигла она поклоняемому Богу два храма: один при пещере рождения, другой на горе вознесения, ибо Эммануил (с нами Бог) благоволил родиться для нас под землей, и местом плотского его рождения евреи признают конкретно Вифлеем. Почему, благочестивейшая василиса всячески украсила эту священную пещеру и почтила чудными монументами бремя Богородицы. А спустя малость, ту же самую пещеру почтил своими приношениями и василевс, к щедротам собственной мамы присоединив золотые и серебряные дары и разные завесы.

Место, которое избрала Лена, впрямую не обозначено в Евангелиях, о некоторой пещере ведает только апокрифическое Протоевангелие Иакова. В первый раз о пещере в Вифлиеме написал Ориген около 247 года, он утверждает что Христос родился в самом городке (другие создатели, к примеру Иустин, помещали пещеру в округах Вифлеема либо на полпути из Иерусалима) и местом Рождества именует пещеру, которую обитатели демонстрируют паломникам.

Данный храм, как и ряд других, построенных царем Константином в Святой земле, по свидетельству Евсевия Кесарийскиого и Кирилла Скифопольского, имел целью не проведение богослужений, а создание способности каждому узреть места евангельской истории. Но паломница Сильвия (Этерия) (конец IV века) в собственных записках о паломничестве в Святую Замлю докладывает, что в четверг Светлой седмицы из Иерусалима верующие идут в Вифлеем для всенощного бдения, отмечая, что оно совершается в церкви, где «находится пещера, где родился Господь».

Базилика Константина была уничтожена пожаром в 529 году в процессе восстания Самарии, о чём свидетельствуют результаты археологических раскопок 1934—1936 годов. В целом Вифлеемская базилика Константина повторяла общие черты храма Гроба Господня. В современном здании от неё идеальнее всего сохранились полы.

В период правления правителя Юстиниана Савва Освященный направил ему прошение о восстановлении базилики. Построенный Юстинианом храм сохранился во время персидского нашествия (612—629 годы), о чём сохранилась легенда, популярная с IX века:

Святая Лена распорядилась украсить церковь с западной стороны мозаикой, изображающей Богоматерь с Малышом на груди и поклонение волхвов. …Персы, по их прибытию в Вифлеем, были поражены картиной персидских волхвов-астрологов, их сограждан. Из-за благоговения перед праотцами они сохранили церковь.

При завоевания городка халифом Аль-Хакимом в 1009 году базилика также не пострадала потому что мусульмане почитали место рождения Христа (южный трансепт храма был ими отделён и употреблялся как мечеть).

Период крестовых походов Пещера Рождества (живописец М. Н. Воробьев, 1833 год)

В византийский период базилика представляла собой церковь-мартирий и не имела епископской кафедры. В период Иерусалимского царства базилика стала кафедрой латинского епископа Вифлеема и Аскалона (с 1100 года). В 1100 году в праздничек Рождества в ней был коронован Балдуин I, а в 1118 году — Балдуин II. В этот период базилика Рождества была описана бессчетными паломниками XII—XIII веков. В XII веке базилика была окружена зданиями монастырей, также оборонительной стенкой с прямоугольными выступающими башнями.

После завоевания Вифлеема армией Салах-ад-Дина (1187 год) латинский епископ и клир были изгнаны из базилики. Через 5 лет разрешение возвратиться в храм получили 2 церковных священника и диакон, но сам был отдан мусульманскими властями представителям Сирийской православной церкви.

В 1229 году Вифлеем вновь перешёл под контроль франков. Из-за неизменных войн в 1244 году базилику опоганили тюрки-хорезмийцы, а в 1263 году был уничтожен один из монастырей примыкавших к храму. В 1266 году мамлюкский султан Бейбарс I вывез в Каир мрамор и колонны. С 1271 года Вифлеем снова стали посещать католические паломники, с 1277 года им позволили совершать богослужения. С 1347 года церковная церковь в базилике была представлена орденом францисканцев, которые по истинное время обладают престолом в приделе Яслей пещеры Рождества. Греческая церковь с 1244 года обладает основным алтарём базилики и мужским монастырём у её южной стенки.

Османский период

После завоевания Палестины Османской империей права христиан на базилику Рождества ограничены не были. С разрешения властей храм не один раз чинили: в 1479 году была положена свинцовая кровля, выполненная на средства британского короля Эдуарда IV, в 1670—1671 годах кровлю чинили греки, также установившие в базилике новый иконостас (заменён на новый в 1764 году).

Землетрясение 1834 года и пожар 1869 года привели к повреждениям интерьера пещеры Рождества и вызвали необходимость ремонтных работ. От русских царей Александра III и Николая II в храм не один раз направлялись пожертвования (колокола, паникадила).

Архитектурные изыски

План базилики

Базилика имеет 5 нефов. После её перестройки при императоре Юстиниане размеры базилики стали 53,2 на 26,8 метров (длина трансепта — 36 метров). При реконструкции была расширена восточная алтарная часть храма, были добавлены экзонартекс и атриум.

Храм построен из тёсанного камня, кровля перекрыта деревом. Нефы базилики разбиты колоннадой из 10 колонн (в константиновой базилике их было девять), выполненных из розового вифлеемита. Колонны венчают капители коринфского ордера. Стенки и пол базилики облицованы мрамором, в высшей части стенок размещались мозаики, сохранившиеся только фрагментарно. Вначале внутреннее место освещалось 22-мя окнами, которые в текущее время заложены.

Внутреннее убранство

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно плану 1-го из участников Википедии, на этом месте должен размещаться особый раздел. Вы сможете посодействовать проекту, написав этот раздел.

Администрация

Церковь находится в совместном управлении Иерусалимской православной церкви, Армянской апостольской церкви и Римско-католической церкви. Все три христианские церкви имеют при базилике свои монашеские общины, здание православного монастыря примыкает к юго-восточной части базилики, армянский монастырь находится на юго-западной стороне, католический (орден францисканцев) — на северо-западной.

Галерея

Базилика Рождества Христова

«Врата смирения» — основной (западный) вход в базилику. Обыкновенному человеку можно войти только склонив голову.

Вход из притвора (нартекса) в саму базилику.

Интерьер базилики сначала XX века.

Под полом базилики сохранилась византийская мозаика.

Мозаика XII века, сохранившаяся на стенках.

Армянский алтарь в северо-восточной части базилики, около северного выхода из пещеры Рождества.

Чтимая правоверная Вифлеемская икона Божией Мамы, находится около южного входа в пещеру Рождества.

Могила святого Иеронима Стридонского в пещере под базиликой, где он провел много лет. Эта пещера принадлежит католикам.

Барельеф святого Иеронима Стридонского в пещере под базиликой.

Алтарь Рождества в Пещере Рождества.

Серебряная звезда в Пещере Рождества.

Ссылки

Фоторассказ. Базилика Рождества Христова

Базилика Рождества Христова

«Врата смирения» — основной (западный) вход в базилику. Обычному человеку можно войти только склонив голову.

Вход из притвора (нартекса) в саму базилику.

Интерьер базилики в начале XX века.

Под полом базилики сохранилась византийская мозаика.

Мозаика XII века, сохранившаяся на стенах.

Армянский алтарь в северо-восточной части базилики, около северного выхода из пещеры Рождества.

Чтимая православная Вифлеемская икона Божией Матери, находится около южного входа в пещеру Рождества.

Могила святого Иеронима Стридонского в пещере под базиликой, где он провел много лет. Эта пещера принадлежит католикам.

Барельеф святого Иеронима Стридонского в пещере под базиликой.

Алтарь Рождества в Пещере Рождества.

Серебряная звезда в Пещере Рождества.

Прочитано 1361 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...