Архиепископская капелла (итал. Cappella Arcivescovile) — домовая церковь равенских епископов, построенная в конце V — начале VI веков в период правления Теодориха при епископе Петре II. Капелла посвящена апостолу Андрею Первозванному. В 1996 году капелла в составе раннехристианских памятников Равенны была включена в число объектов Глобального наследства.
Содержание
1 Архитектура 2 Внутреннее убранство 3 Примечания 4 Литература 5 СсылкиАрхитектура
Капелла построена в форме греческого креста, восточный конец которого заканчивается апсидой. Вход в капеллу предваряется маленьким прямоугольным нартексом с бочарными сводами. В 1914 году капелла была отреставрирована, в том числе был переделан вход, увенчанный люнетой с мозаикой.
Внутреннее убранство
Свод нартекса украшен мозаичными белоснежными лилиями, розами и 99-ю разноцветными птицами, некие из которых являются представителями местной фауны. На стенках помещены 20 гекзаметров на латыни (1-ый, «цари свободно, о Свете, рождённый здесь либо здесь заточённый»).
Люнет над входом в основное место капеллы украшен мозаикой, изображающей юного безбородого Христа в виде вояки. Он одет в римские доспехи, с наброшенным поверх их голубым плащом с булавкой. В правой руке помещён крест, в левой книжку с латинской надписью «Ego sum via, veritaset, vita». Лик Христа обрамлён кресчатым ореолом, а ноги попирают льва и аспида. Композиция базирована на строчках 90 псалма: «да не преткнешься о камень ногою твоею; на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона» (Пс. 90:12-13).
Академик Лазарев В. Н. пишет об этом виде Христа: «по собственному композиционному типу он непременно всходит к позднеантичным изображениям императоров-победителей, еще раз свидетельствуя о том, как сильным было воздействие триумфальной темы на равеннское искусство».
Христос-воин (мозаика люнета нартекса)
Ангелы возносят монограмму Христа (мозаика свода)
Мозаика свода нартекса
Апсида капеллы расписана темперной краской, основным изображением является крест на фоне звёздного неба. Крестовой свод украшен мозаичной монограммой Христа, которую возносят четыре ангела, меж которыми помещены знаки евангелистов. На распалубках свода помещены медальоны с несколькими мозаичными изображениями Христа, 12-ти апостолов и ряда святых. Академик Лазарев В. Н. отмечает их ярковыраженную особенность лиц. Нередко повторение изображений Христа разъясняется желанием заказчика капеллы выделить установленную Никейским собором единосущную Богу Папе божественную природу Иисуса, которую опровергали владевшие городом готы-ариане.
В капелле хранится драгоценный серебряный крест равенского архиепископа Агнеллуса, увенчанный сорока чеканными медальонами (четыре медальона выполнены в VI веке, другие — XVI век).