Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Четверг, 14 Май 2015 17:51

Архитектурный комплекс Луцкого братства

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Православный храм
Комплекс Луцкого братства
укр. Комплекс Луцького братства

Братская церковь и монастырь
В какой стране находится: Украина
В каком городе: Луцк
Какова конфессия: Православие
Как долго продолжалось Строитель:ство: 1630—1640 годы

Описание "Архитектурный комплекс Луцкого братства"

Координаты: 50°44′26″ с. ш. 25°19′01″ в. д. / 50.740512° с. ш. 25.316839° в. д. / 50.740512; 25.316839 (G) (O) (Я)

Строительный комплекс Луцкого братства — комплекс историко-архитектурного ансамбля Луцкого Братства Добросовестного Креста, который состоит из Крестовоздвиженской церкви и монастырского помещения; монумента архитектуры государственного значения, расположенные в историко-культурном заповеднике «Старый Луцк». Монастырь размещен на улице Иова Кондзелевича под № 5, а церковь — улицы Данила Галицкого под № 2. Комплекс стоит на грани 2-ух площадей — Братский Мост и Рыночной площади.

Братский комплекс был построен в главном в течение 1630—1640-х годов. Длительное время он был политическим центром православного населения Волыни, но вследствие определенных событий на рубеже XVII—XVIII веков братство начало приходить в упадок. Вкупе с ним пал и строительный комплекс. В XVIII веке он мучился от пожаров, а в XIX веке церковь была практически на сто процентов разрушена. Хотя монастырь остался практически в первозданном виде с поправкой на малозначительные ремонты после пожаров, но сегоднящая церковь — это только алтарная часть бывшего огромного храма с прямоугольной русской пристройкой.

В текущее время монастырь употребляется отчасти под жилище, а церковь отреставрирована и употребляется Волынского краевого братства Андрея Первозванного, является наследником Луцкого братства Добросовестного Креста.

Содержание

1 История 1.1 Предпосылки строительства 1.2 Начало строительства. 1-ые постройки 1.2.1 Дело Лонского 1.3 Продолжение строительства: кирпичные церковь и монастырь 1.4 Предстоящая история. XVIII-ХХ века 2 Сейчас 3 Архитектура 3.1 Интерьер 4 Главные основоположники 5 Галерея 6 Примечания 7 Ссылки

История

Православные братства существовали в Луцке уже на рубеже XVI—XVII веков. Так, понятно о хозяйственной деятельности братства при соборе Иоанна Богослова. Посреди их было и Братство Милосердия. Но была потребность в объединении православных шляхтичей, мещан в единую масштабную официальную компанию. В 1617 году было сотворено Луцкое братство Воздвижения Добросовестного и Животворящего Креста Господня.

Возможно, его базу составило братство милосердия, так как в документах Луцкое братство время от времени именуется Братством милосердия, но пока нет исследовательских работ, подтверждающих либо отрицающих наследственность Луцкого братства Добросовестного Креста с братствами, которые существовали в Луцке до 1617 года. Другой создатель утверждает, что луцкое братство по собственному типу было братством милосердия, а не наследуется от другого братства. Конкретно подчеркивая необходимость возрождения лазарета, братству потом была предоставлена возможность выстроить церковь при нем.

Предпосылки строительства Повелитель Сигизмунд ІІІ

В XVI веке в северной части островной части Луцка рядом с Глушецким мостом существовал так именуемый «русский госпиталь» с церковью Святого Лазаря и кладбищем. В 1619 году этот комплекс сгорел. 20 февраля 1619 повелитель Сигизмунд III Ваза предоставил братству льгота, согласно которому им предоставлялось право заместо российского лазарета выстроить новый, также выстроить церковь со школой. 9 апреля в этом лазарете состоялось собрание православных мещан Луцка, где им было передано в вечное использование данное помещение.

В сентябре этого года в Верхнем замке состоялось собрание волынской православной шляхты, где было доверено мещанам, членам братства, вести наблюдение за постройкой школы, церкви и поликлиники. Посреди лиц, подписавших письмо возможностей, были Иван Выговский, Александр Пузина и другие. Письмо представляло собой также констатацию планов, согласно которым выбиралось место для постройки церкви, школы и поликлиники. Происходили препятствия для строительства новейшей церкви братством со стороны католического и униатского духовенства, также луцкого старосты Альбрехта Радзивилла в виде жалоб и протестов, но помешать деятельности братства они не смогли.

Начало строительства. 1-ые постройки

Таким макаром, к концу времени 1619 братья имели во владении прошлый российский лазарет и согласованы планы по строительству новых сооружений. Невзирая на препятствия в 1620 году уже началось строительство церкви и школы из дерева. И уже в этом году было завершено. Имея значимые средства для собственной деятельности и повсевременно получая новые, братство Добросовестного Креста не останавливалось на достигнутом. Но невзирая на достаточно тесное соседство с личными почвами мещан, с самого начала было нереально выстроить церковь и школу у российского лазарета так, чтоб все сооружения были объединены на одной местности. Отчасти братские сооружения располагались на личной земле Александра Зубцевского.

План каменной церкви

После погибели он завещал всю землю и имущество братству, но это только мало улучшило земляную ситуацию. Братству принадлежали обрывки разрозненных земель, которые в главном сосредоточены вокруг так именуемого Кандибивського грунта. В 1620-х годах Юрий Пузина выкупил этот участок у её хозяев и подарил братству. Таким макаром, образовалась сплошная территория, принадлежавшая этой религиозно-просветительской организации. Сначала 1630-х конкретно на Кандибивськом грунте начала строиться новенькая церковь из кирпича. Основоположниками церкви были как отдельные личности, члены братства, мещане, духовенство, так и целые семьи волынских шляхтичей: Гулевичи, Пузины, Семашко, Четвертинские.

Дело Лонского

В 1621 году построенная древесная братская церковь была ограблена. Один из воров был пойман на месте. Им оказался католик Валентий Лонский. Магистратский трибунал вынес приговор — погибель на костре. Но плебан Мартин Издембський костела Святого Якуба вынес протест приговора. Он утверждал, что православные просочились в кутузку и напоили Валентия так, что тот не сумел исповедаться и принять причастие перед казнью. Самого Лонского сожгли не на Рынке, как это делали обычно, а рядом с костелом Якуба. Более того, тело недопалили до конца и оставили валяться изуродованным около костела. Это было начало конфликтов меж братством и католиками Луцка в последующие два десятилетия.

Продолжение строительства: кирпичные церковь и монастырь Галшка Гулевичивна

В 1634 году Галшка Гулевичевна записала 1000 злотых братству, половина из которых пошла на достройку храма. Тут а именно была вмурована надмогильная плита луцкого бурмистра Григория Посолейковича, который погиб в 1569 году и был похоронен на кладбище Лазаривской церкви. 24 мая 1634 произошел инцидент меж членами иезуитского коллегиума и братством. Двенадцать иезуитов ворвались на местность братства, в ещё не достроенную церковь, лупили в колокола, ограбили казну, вышыбли окна в монастыре. Из чего была составлена и занесена в городских книжек жалоба епископа Афанасия Пузыни. В будущем году в братстве была базирована типография. Оборудование подарил Сильвестр.

Братское издание «Лямент», 1628 г.

Скопление потребностей для школы, типографии, лазарета, монастыря сделало непростую хозяйственную ситуацию в Луцком братстве Добросовестного Креста и потребовало к строительству новых сооружений. В 1645 году благодаря стараниям члена братства Александра Мозелла получил льготу от короля Владислав IV на строительство каменного лазарета. Мозелла выделил средства в размере 41000 злотых для строительства, которое началось в будущем году. В 1647 году двухэтажное помещение было выстроено и тут разместились лазарет, школа, кельи, библиотека и типография.

Во времена расцвета школа была ведущей посреди других братских школ. Перед принятием к обучению поступающему устраивался трехдневный экзаменационный срок. После вступления направления обучения подбирались персонально согласно возможностям и возрасту ученика. Преподавали грамматику, пиитику, риторику, диалектику, математику, богословские предметы, церковное пение. Ученики школы учавствовали в публикациях, которые выпускались братской типографией. Тут преподавал узнаваемый богомаз Иов Кондзелевич. Не считая мещан и отпрыской шляхты в школе обучались бедные детки, которые собирали милостыню.

Предстоящая история. XVIII-ХХ века

С 1713 года Луцкое братство начало приходить в упадок. Монастырь перебежал к ордену василиан. В 1761 году монастырь подвергся разрушениям от пожара и восстанавливался до 1774 года. В это время в алтаре церкви был выбит новый вход. В 1795 году церковь с монастырем опять перебежала к православным и стала соборной.В 1803 году произошел новый пожар.

Д. М. Струков Разрушенная церковь, XIX в.

Пока шло время меж пожаром и восстановлением, стенки потрескались, а своды храма отчасти обрушилось. Также пострадали кельи, но они были потом восстановлены. Это было изготовлено монахами ордена василиан, которые в текущее время опять завладели монастырем и церковью. В 1833 году они были обязаны покинуть братский комплекс в связи с отменой ордена. Потом территория братства использовалась как еврейский рынок. В 1864 году православное духовенство городка заключило контракт с последним обладателем магазина, который размещался в руинах церкви, луцким евреем Абрамом Сорокой, о ликвидации лавки. Каким-то образом случилось так, что часть церкви, занятую лавочкой, либо всю церковь выставили на городской аукцион, и она была продана для разборки на строительный материал. Абрам Сорока начал разборку церкви. Были потеряны боковые стенки. Но в этом же году генерал-губернатор М. Анненков, который тогда был в городке, воспретил разбирать церковь. В итоге осталась только алтарная часть. В 1870-х кирпич отчасти использовали на строительство колокольни Покровской церкви.

Храм после разборки. Ян Конопацкий, 1879 г.

Позднее исследователь Леонид Маслов писал:

Заместо некогда величавой церкви, построенной "слезами и позже" луцких братьев стоит сейчас отремонтирована с её абсиды в 1890 году старанием восстановленного Чеснокрестного Братства малая церковь со старенькой, уже трехвековой, куполом.

В 1888 году остатки церкви обустроили как часовню. Потом братство получило 3000 рублей от правителя Александра III, который 27 августа 1890 посетил церковь, и 2000 рублей от члена братства М. Терещенко. К часовне пристроили женскую, вернули иконостас и отлили колокола. В 1890 году она опять стала храмом. Совершались богослужения тут и в первой половине ХХ века. В 30-х по проекту С. Тимошенко был изменен силуэт купола и макушки и западный фронтон. Уже в 1957 году братскую церковь обустроили под планетарий, а в 1964 пристроили двухэтажное помещение для его обслуживания. Монастырь стал употребляться как дом. В 1990 году постановлением городского совета братская церковь была передана только восстановленном Луцком братству, которое получило заглавие Волынского краевого братства Андрея Первозванного.

Сейчас

Храм во время ремонта 2010 г. Символ братства с мемориальной доски

Сейчас Братская Крестовоздвиженская церковь, начиная с 1990 года, употребляется братством как епархиальный храм Украинской православной церкви Киевского Патриархата. Со времени государственного возрождения на рубеже 80-90-х годов было сотворено несколько проектов по реставрации церкви до её начального вида. Но ни один проект не был воплощен. Зато в 2010 году был закончен ремонт церкви, который занес нехарактерные украинские храмовые элементы вида, чем несколько исказил государственный монумент архитектуры. Рядом с храмом расположена мемориальная доска с именами похороненных в крипте членов братства. На стенке, изготовленной в русские годы пристройки, расположен барельеф Галшки Гулевичивна, одной из основательниц церкви. Храм имеет подземелья, где похоронены члены братства, а именно Даниил Братковский. Братский монастырь отчасти употребляется как жилище, а отчасти как помещение братства. На нем висит мемориальная доска, которая освещает главные действия из истории Луцкого братства. Рядом с братским комплексом размещен участок, где расположена колокольня и крест.

Архитектура

Строительный элемент

В архитектуре церкви воплотилось две концепции: трехкамерная, которая была присуща древесным украинским церквям, и неф с византийской архитектуры. С момента строительства церковь имела 17 саженей в длину, состояла из апсиды и 4 равновеликих в плане квадратных камер, разбитых арками. На гравюре Яна Конопацкого середины XIX века ещё наблюдаются арки. Рядом 2-ух средних камер были узенькие нави, а по краям пресвитерию — ризница и казна. Пресвитерий и квадрат средней нави были перекрыты куполами со световыми фонариками — схожими тем, которые есть на единой сохраненной до сих купола церкви.

Братская церковь со времени собственного сотворения игралась вескую роль в градостроительной композиции Рыночной площади. Она была одним из 3-х (4) храмов, которые размещались по краям площади. Не считая того, высочайший купол церкви вносил вертикальную доминанту до улицы Данила Галицкого, на обратном конце которой в то же время была построена еврейская хоральная синагога, имеет некие общие элементы наружного декора с братской церковью. Синагога и братская церковь, составляют композиционную ось юг-север историко-культурного заповедника.

Интерьер Иконостас

Беря во внимание очень небольшую площадь, которая сохранилась от некогда величавого храма, также то, что большая часть сегодняшней церкви — это пристройка 50-х годов, помещения не позволяют узреть первичную структуру интерьера церкви. Иконостас церкви, изготовлен из дубового дерева с резьбой и позолотой, происходит из XIX века. Содержит 16 икон. Место меж иконами разбито шестью резными золочеными колонками сложной формы. 2-ой ярус иконостаса занимают две боковые системы икон, над которыми установлены скульптурные изображения ангелов с крестами над ними, надпись «Христос Воскресе» и средняя икона, выше которой расположено изображение Иисуса Христа. С 1963 года до 1990 иконостас находился на хранении в Свято-Троицком кафедральном соборе. Храм имеет также и отдельные старенькые ценные иконы. Интерьер был поновой расписан в 2000-х годах.

Главные основоположники

Галшка Гулевичевна Александр Мозелла Владимир Зубцевский М. А. Терещенко Правитель Александр III

Галерея

Братская церковь на картине Лемана, 1916 год

Братский комплекс (вид с площади Рынок)

Вершина с крестом

Элемент бокового фасада

Галшка Гулевичивна. Барельеф на боковом фасаде

Росписи под куполом

Витражи

Икона

Монастырь с улицы Иова Кондзелевича

Своды монастыря

Братская церковь на картине Лемана, 1916 год

Братский комплекс (вид с площади Рынок)

Верхушка с крестом

Элемент бокового фасада

Галшка Гулевичивна. Барельеф на боковом фасаде

Росписи под куполом

Витражи

Икона

Монастырь с улицы Иова Кондзелевича

Своды монастыря

Прочитано 615 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...

Другие материалы в этой категории: « Асклепион Архиепископская капелла (Равенна) »