Строительный комплекс Луцкого братства — комплекс историко-архитектурного ансамбля Луцкого Братства Добросовестного Креста, который состоит из Крестовоздвиженской церкви и монастырского помещения; монумента архитектуры государственного значения, расположенные в историко-культурном заповеднике «Старый Луцк». Монастырь размещен на улице Иова Кондзелевича под № 5, а церковь — улицы Данила Галицкого под № 2. Комплекс стоит на грани 2-ух площадей — Братский Мост и Рыночной площади.
Братский комплекс был построен в главном в течение 1630—1640-х годов. Длительное время он был политическим центром православного населения Волыни, но вследствие определенных событий на рубеже XVII—XVIII веков братство начало приходить в упадок. Вкупе с ним пал и строительный комплекс. В XVIII веке он мучился от пожаров, а в XIX веке церковь была практически на сто процентов разрушена. Хотя монастырь остался практически в первозданном виде с поправкой на малозначительные ремонты после пожаров, но сегоднящая церковь — это только алтарная часть бывшего огромного храма с прямоугольной русской пристройкой.
В текущее время монастырь употребляется отчасти под жилище, а церковь отреставрирована и употребляется Волынского краевого братства Андрея Первозванного, является наследником Луцкого братства Добросовестного Креста.
Содержание
1 История 1.1 Предпосылки строительства 1.2 Начало строительства. 1-ые постройки 1.2.1 Дело Лонского 1.3 Продолжение строительства: кирпичные церковь и монастырь 1.4 Предстоящая история. XVIII-ХХ века 2 Сейчас 3 Архитектура 3.1 Интерьер 4 Главные основоположники 5 Галерея 6 Примечания 7 СсылкиИстория
Православные братства существовали в Луцке уже на рубеже XVI—XVII веков. Так, понятно о хозяйственной деятельности братства при соборе Иоанна Богослова. Посреди их было и Братство Милосердия. Но была потребность в объединении православных шляхтичей, мещан в единую масштабную официальную компанию. В 1617 году было сотворено Луцкое братство Воздвижения Добросовестного и Животворящего Креста Господня.
Возможно, его базу составило братство милосердия, так как в документах Луцкое братство время от времени именуется Братством милосердия, но пока нет исследовательских работ, подтверждающих либо отрицающих наследственность Луцкого братства Добросовестного Креста с братствами, которые существовали в Луцке до 1617 года. Другой создатель утверждает, что луцкое братство по собственному типу было братством милосердия, а не наследуется от другого братства. Конкретно подчеркивая необходимость возрождения лазарета, братству потом была предоставлена возможность выстроить церковь при нем.
Предпосылки строительства Повелитель Сигизмунд ІІІВ XVI веке в северной части островной части Луцка рядом с Глушецким мостом существовал так именуемый «русский госпиталь» с церковью Святого Лазаря и кладбищем. В 1619 году этот комплекс сгорел. 20 февраля 1619 повелитель Сигизмунд III Ваза предоставил братству льгота, согласно которому им предоставлялось право заместо российского лазарета выстроить новый, также выстроить церковь со школой. 9 апреля в этом лазарете состоялось собрание православных мещан Луцка, где им было передано в вечное использование данное помещение.
В сентябре этого года в Верхнем замке состоялось собрание волынской православной шляхты, где было доверено мещанам, членам братства, вести наблюдение за постройкой школы, церкви и поликлиники. Посреди лиц, подписавших письмо возможностей, были Иван Выговский, Александр Пузина и другие. Письмо представляло собой также констатацию планов, согласно которым выбиралось место для постройки церкви, школы и поликлиники. Происходили препятствия для строительства новейшей церкви братством со стороны католического и униатского духовенства, также луцкого старосты Альбрехта Радзивилла в виде жалоб и протестов, но помешать деятельности братства они не смогли.
Начало строительства. 1-ые постройкиТаким макаром, к концу времени 1619 братья имели во владении прошлый российский лазарет и согласованы планы по строительству новых сооружений. Невзирая на препятствия в 1620 году уже началось строительство церкви и школы из дерева. И уже в этом году было завершено. Имея значимые средства для собственной деятельности и повсевременно получая новые, братство Добросовестного Креста не останавливалось на достигнутом. Но невзирая на достаточно тесное соседство с личными почвами мещан, с самого начала было нереально выстроить церковь и школу у российского лазарета так, чтоб все сооружения были объединены на одной местности. Отчасти братские сооружения располагались на личной земле Александра Зубцевского.
План каменной церквиПосле погибели он завещал всю землю и имущество братству, но это только мало улучшило земляную ситуацию. Братству принадлежали обрывки разрозненных земель, которые в главном сосредоточены вокруг так именуемого Кандибивського грунта. В 1620-х годах Юрий Пузина выкупил этот участок у её хозяев и подарил братству. Таким макаром, образовалась сплошная территория, принадлежавшая этой религиозно-просветительской организации. Сначала 1630-х конкретно на Кандибивськом грунте начала строиться новенькая церковь из кирпича. Основоположниками церкви были как отдельные личности, члены братства, мещане, духовенство, так и целые семьи волынских шляхтичей: Гулевичи, Пузины, Семашко, Четвертинские.
Дело ЛонскогоВ 1621 году построенная древесная братская церковь была ограблена. Один из воров был пойман на месте. Им оказался католик Валентий Лонский. Магистратский трибунал вынес приговор — погибель на костре. Но плебан Мартин Издембський костела Святого Якуба вынес протест приговора. Он утверждал, что православные просочились в кутузку и напоили Валентия так, что тот не сумел исповедаться и принять причастие перед казнью. Самого Лонского сожгли не на Рынке, как это делали обычно, а рядом с костелом Якуба. Более того, тело недопалили до конца и оставили валяться изуродованным около костела. Это было начало конфликтов меж братством и католиками Луцка в последующие два десятилетия.
Продолжение строительства: кирпичные церковь и монастырь Галшка ГулевичивнаВ 1634 году Галшка Гулевичевна записала 1000 злотых братству, половина из которых пошла на достройку храма. Тут а именно была вмурована надмогильная плита луцкого бурмистра Григория Посолейковича, который погиб в 1569 году и был похоронен на кладбище Лазаривской церкви. 24 мая 1634 произошел инцидент меж членами иезуитского коллегиума и братством. Двенадцать иезуитов ворвались на местность братства, в ещё не достроенную церковь, лупили в колокола, ограбили казну, вышыбли окна в монастыре. Из чего была составлена и занесена в городских книжек жалоба епископа Афанасия Пузыни. В будущем году в братстве была базирована типография. Оборудование подарил Сильвестр.
Братское издание «Лямент», 1628 г.Скопление потребностей для школы, типографии, лазарета, монастыря сделало непростую хозяйственную ситуацию в Луцком братстве Добросовестного Креста и потребовало к строительству новых сооружений. В 1645 году благодаря стараниям члена братства Александра Мозелла получил льготу от короля Владислав IV на строительство каменного лазарета. Мозелла выделил средства в размере 41000 злотых для строительства, которое началось в будущем году. В 1647 году двухэтажное помещение было выстроено и тут разместились лазарет, школа, кельи, библиотека и типография.
Во времена расцвета школа была ведущей посреди других братских школ. Перед принятием к обучению поступающему устраивался трехдневный экзаменационный срок. После вступления направления обучения подбирались персонально согласно возможностям и возрасту ученика. Преподавали грамматику, пиитику, риторику, диалектику, математику, богословские предметы, церковное пение. Ученики школы учавствовали в публикациях, которые выпускались братской типографией. Тут преподавал узнаваемый богомаз Иов Кондзелевич. Не считая мещан и отпрыской шляхты в школе обучались бедные детки, которые собирали милостыню.
Предстоящая история. XVIII-ХХ векаС 1713 года Луцкое братство начало приходить в упадок. Монастырь перебежал к ордену василиан. В 1761 году монастырь подвергся разрушениям от пожара и восстанавливался до 1774 года. В это время в алтаре церкви был выбит новый вход. В 1795 году церковь с монастырем опять перебежала к православным и стала соборной.В 1803 году произошел новый пожар.
Д. М. Струков Разрушенная церковь, XIX в.Пока шло время меж пожаром и восстановлением, стенки потрескались, а своды храма отчасти обрушилось. Также пострадали кельи, но они были потом восстановлены. Это было изготовлено монахами ордена василиан, которые в текущее время опять завладели монастырем и церковью. В 1833 году они были обязаны покинуть братский комплекс в связи с отменой ордена. Потом территория братства использовалась как еврейский рынок. В 1864 году православное духовенство городка заключило контракт с последним обладателем магазина, который размещался в руинах церкви, луцким евреем Абрамом Сорокой, о ликвидации лавки. Каким-то образом случилось так, что часть церкви, занятую лавочкой, либо всю церковь выставили на городской аукцион, и она была продана для разборки на строительный материал. Абрам Сорока начал разборку церкви. Были потеряны боковые стенки. Но в этом же году генерал-губернатор М. Анненков, который тогда был в городке, воспретил разбирать церковь. В итоге осталась только алтарная часть. В 1870-х кирпич отчасти использовали на строительство колокольни Покровской церкви.
Храм после разборки. Ян Конопацкий, 1879 г.Позднее исследователь Леонид Маслов писал:
Заместо некогда величавой церкви, построенной "слезами и позже" луцких братьев стоит сейчас отремонтирована с её абсиды в 1890 году старанием восстановленного Чеснокрестного Братства малая церковь со старенькой, уже трехвековой, куполом.В 1888 году остатки церкви обустроили как часовню. Потом братство получило 3000 рублей от правителя Александра III, который 27 августа 1890 посетил церковь, и 2000 рублей от члена братства М. Терещенко. К часовне пристроили женскую, вернули иконостас и отлили колокола. В 1890 году она опять стала храмом. Совершались богослужения тут и в первой половине ХХ века. В 30-х по проекту С. Тимошенко был изменен силуэт купола и макушки и западный фронтон. Уже в 1957 году братскую церковь обустроили под планетарий, а в 1964 пристроили двухэтажное помещение для его обслуживания. Монастырь стал употребляться как дом. В 1990 году постановлением городского совета братская церковь была передана только восстановленном Луцком братству, которое получило заглавие Волынского краевого братства Андрея Первозванного.
Сейчас
Храм во время ремонта 2010 г. Символ братства с мемориальной доскиСейчас Братская Крестовоздвиженская церковь, начиная с 1990 года, употребляется братством как епархиальный храм Украинской православной церкви Киевского Патриархата. Со времени государственного возрождения на рубеже 80-90-х годов было сотворено несколько проектов по реставрации церкви до её начального вида. Но ни один проект не был воплощен. Зато в 2010 году был закончен ремонт церкви, который занес нехарактерные украинские храмовые элементы вида, чем несколько исказил государственный монумент архитектуры. Рядом с храмом расположена мемориальная доска с именами похороненных в крипте членов братства. На стенке, изготовленной в русские годы пристройки, расположен барельеф Галшки Гулевичивна, одной из основательниц церкви. Храм имеет подземелья, где похоронены члены братства, а именно Даниил Братковский. Братский монастырь отчасти употребляется как жилище, а отчасти как помещение братства. На нем висит мемориальная доска, которая освещает главные действия из истории Луцкого братства. Рядом с братским комплексом размещен участок, где расположена колокольня и крест.
Архитектура
Строительный элементВ архитектуре церкви воплотилось две концепции: трехкамерная, которая была присуща древесным украинским церквям, и неф с византийской архитектуры. С момента строительства церковь имела 17 саженей в длину, состояла из апсиды и 4 равновеликих в плане квадратных камер, разбитых арками. На гравюре Яна Конопацкого середины XIX века ещё наблюдаются арки. Рядом 2-ух средних камер были узенькие нави, а по краям пресвитерию — ризница и казна. Пресвитерий и квадрат средней нави были перекрыты куполами со световыми фонариками — схожими тем, которые есть на единой сохраненной до сих купола церкви.
Братская церковь со времени собственного сотворения игралась вескую роль в градостроительной композиции Рыночной площади. Она была одним из 3-х (4) храмов, которые размещались по краям площади. Не считая того, высочайший купол церкви вносил вертикальную доминанту до улицы Данила Галицкого, на обратном конце которой в то же время была построена еврейская хоральная синагога, имеет некие общие элементы наружного декора с братской церковью. Синагога и братская церковь, составляют композиционную ось юг-север историко-культурного заповедника.
Интерьер ИконостасБеря во внимание очень небольшую площадь, которая сохранилась от некогда величавого храма, также то, что большая часть сегодняшней церкви — это пристройка 50-х годов, помещения не позволяют узреть первичную структуру интерьера церкви. Иконостас церкви, изготовлен из дубового дерева с резьбой и позолотой, происходит из XIX века. Содержит 16 икон. Место меж иконами разбито шестью резными золочеными колонками сложной формы. 2-ой ярус иконостаса занимают две боковые системы икон, над которыми установлены скульптурные изображения ангелов с крестами над ними, надпись «Христос Воскресе» и средняя икона, выше которой расположено изображение Иисуса Христа. С 1963 года до 1990 иконостас находился на хранении в Свято-Троицком кафедральном соборе. Храм имеет также и отдельные старенькые ценные иконы. Интерьер был поновой расписан в 2000-х годах.
Главные основоположники
Галшка Гулевичевна Александр Мозелла Владимир Зубцевский М. А. Терещенко Правитель Александр IIIГалерея
Братская церковь на картине Лемана, 1916 год
Братский комплекс (вид с площади Рынок)
Вершина с крестом
Элемент бокового фасада
Галшка Гулевичивна. Барельеф на боковом фасаде
Росписи под куполом
Витражи
Икона
Монастырь с улицы Иова Кондзелевича
Своды монастыря
Братская церковь на картине Лемана, 1916 год
Братский комплекс (вид с площади Рынок)
Верхушка с крестом
Элемент бокового фасада
Галшка Гулевичивна. Барельеф на боковом фасаде
Росписи под куполом
Витражи
Икона
Монастырь с улицы Иова Кондзелевича
Своды монастыря