Ахпа́т (арм. Հաղպատ) — действующий монастырь в одноименном селе Ахпат на севере Армении в 10 км от городка Алаверди. Ахпатский монастырь — значимый монумент градостроительства средневековой Армении, отличается единством и компактностью асимметричной планировки, прекрасным силуэтом на гористом рельефе местности. Монастыри Ахпат и Санаин в 1996 году включены в перечень объектов Глобального наследства ЮНЕСКО.
Содержание
1 История 2 Комплекс монастыря 3 Галерея 4 См. также 5 Литература 6 Ссылки 7 ПримечанияИстория
Рельефные изображения ктиторов — царей Смбата и Кюрикэ (Гургена)Монастырь размещен на маленьком плато, окруженном ущельями. Основан в 976 году при Ашоте III Милостивом. В основании монастыря значительную роль сыграла королева Хосровануш. В X—XIII вв. был одним из центров духовной культуры Армении, большим монастырским владением, имевшим необъятные земляные угодья. Со 2-й пол. XII в. Ахпат становится духовно-религиозным центром Ташир-Дзорагетского (Лорийского) королевства. Сюда из примыкающего Санаина была перенесена усыпальница королевского рода лорийских Багратидов — Кюрикидов. В 1081 г. в Ахпате был рукоположен в католикоса армянский епископ Анийский и Ширакский Барсег, что свидетельствует о всеармянском принципиальном значении монастыря. С конца XI в. Ташир-Дзорагет, как и вся Армения, подвергается набегам турок-сельджуков, в 1105 г. монастыри Ахпат и Санаин были разграблены эмиром Кзылом, а в 1118 году королевство пало. Территория Ташир-Дзорагета была освобождена от сельджуков и присоединена к Грузии Давидом Строителем. Со 2-й пол. XII в. Ахпат принадлежал армянскому княжескому роду Арцруни, потом Захарянам. В XV—XVII вв. воздействие рода Закарянов ослабляется, с этого момента в монастыре пребывали владыки («парон-теры»), совмещавшие княжескую также духовную власть. В протяжении XVII—XVIII вв. из-за нередких нападений лезгин предстоятели Ахпата вынужденно находились в Тифлисе. Во 2-ой половине XVIII в. пару лет в монастыре жил именитый поэт Саят-Нова. В позже средневековье уделы Армянской Церкви на местности Грузии, Имеретии, Абхазии, Борчалу и Касаха, не считая Санаинского, подчинялись архиепископу Ахпата. В 1822—1826 гг. из-за обострения русско-иранских отношений из Эчмиадзина в Ахпат переехал Католикос Епрем I. После присоединения Восточной Армении к Рф монастырь стал духовным центром Сомхита (Борчалу) и Касаха с необъятными угодьями, деревнями и т.д.. Сначала XX столетия Ахпат опустел, лишаясь большей части собственных владений. Вновь открыт при католикосе Вазгене I, в текущее время является действующим монастырём.
Комплекс монастыря
Колокольня 1245 годаЦерковь Сурб Ншан (Св. Знамения, 972—991, 1016) с притвором (1185, 1209), древная сохранившаяся постройка монастыря, базирована царицей Хосровануш, супругой царя Ашота III Багратуни. Считается, что управляющим строительства церкви Сурб Ншан был конструктор Трдат. Интерьер храма представляет собой величавый купольный зал. Сохранились куски росписи начала XIII в. в алтаре, росписи содержат армянские и грузинские надписи. На восточном фасаде помещено скульптурное изображение отпрыской Ашота — Смбата и Кюрике (Гургена), держащих в руках модель храма. Головной убор Кюрике похож на митру, а чалма Смбата, является арабской регалией, показывающей его право на трон. В 1313 г. была сотворена по указанию видного политического деятеля, парона Садуна роспись северной стенки. Тогда же на южной стенке был исполнен портрет отпрыска Садуна Хутлубуги. В преддверии церкви Сурб Ншан находится жаматун (притвор), построенный в 1185 г. и служивший усыпальницей Кюрикянов. В 1223 г. монастырский комплекс Ахпата по приказу Иванэ Захаряна был обнесён крепостными стенками с башнями. В него вошли:
церковь Сурб Григор Лусаворич (Святого Григория Просветителя), построенная в 1005 г. и потом перестроенная в 1211 году, маленькая купольная церковь Сурб Аствацацин либо Хатунашен, построенная в 1025 г., гавит Амазаспа (1257) — просторный зал с 4 колоннами, наибольший посреди схожих в Армении, усыпальница рода Уканянц с часовнями, украшенными хачкарами, посреди которых по выполнению выделяется Аменапркич (Всеспаситель, 1273), книгохранилище (середины XI века, потом перестроенное в 1258—1262 годах), трапезная (сер. XIII в.).Раздельно стоящая трехъярусная колокольня (1245) с семигранной ротондой-звонницей послужила прототипом для поздних колоколен, к примеру в Карсе.
План комплекса АхпатВ XI—XV вв. широкую известность в Армении заполучили скрипторий и школа, основанные в Ахпате в X в. первым настоятелем монастыря — известным переписчиком вардапетом Симеоном. Выдающиеся деятели армянской науки и культуры Ованнес Саркаваг (Имастасер), Самуел Анеци, Еремия Андзревик, Давид Кобайреци, Ованес Ерзнкаци и др. преподавали тут грамматику, риторику, философию, богословие, музыку и проч. В монастыре рукописи не только лишь создавались, да и реставрировались, велась текстологическая работа, а именно исследовались Псалмы и «Огласительные и тайноводственные поучения» Кирилла I Иерусалимского. Ахпат славился собственной школой миниатюристов, тут был сотворен именитый монумент миниатюры «Ахпатское евангелие» (1211 г.).
В XI в. при монастыре около ц. Сурб Ншан была построена библиотека, ставшая богатейшим собранием армянских средневековых рукописей, позднее в целях большей сохранности они были перенесены в окрестные пещеры, где были устроены читальни. В Ахпате хранилось известное Мугнийское Евангелие (в текущее время в Матенадаране). Посреди утраченных рукописей необыкновенную ценность представлял «Котук» (предания монастыря Ахпат), упоминается перечень Библии 951 г. В 1931 г. из Ахпата в Ереван было привезено только 12 манускриптов, остальные числятся утраченными.
За оградой монастыря — маленькая часовня тринадцатого века, потрясающе архитектурно оформленный источник (XIII в.). Монументы Ахпата отличают компактность, грозная строгость форм, изящество малочисленных декоративных деталей, остроумие решений места, конструкций.
Галерея
крепостная стенка
См. также
Перечень объектов Глобального наследства ЮНЕСКО в Армении Достопримечательности АрменииЛитература
Халпахчьян О. Х. Строительные монументы Ахпата // Архитектура республик Закавказья. М., 1951; Мnazaganian S. Hakhpat. Mil., 1968; Кафадарян К. Ахпат. Ереван, 1963; Кримеци Иован. История известного Ахпатского монастыря С. Ншан. Вена, 1965 (на арм. яз.). Афанасьев Кирилл Николаевич. О соразмерности в строительных ансамблях Армении (Санаин, Ахпат, Гошаванк): . II Междунар. симпоз. по арм. искусству. — Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1978. — С. 152. — 22 с. Isabelle Auge i altres. Armenia Sacra. Musee du Louvre. Paris, 2007. ISBN 978-2-35031-068-8 Murad Hasratyan, Zaven Sargsyan. Armenia 1700 years of Christian Architecture. Moughni Publishers. Erevan, 2001. ISBN s/d А. Ю. Казарян Ахпат // Правоверная энциклопедия. Том IV. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. — С. 213-214. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-009-9Ссылки
Ахпат (монастырь) на Викискладе? Ахпат на Armenica.org Haghpat Monastery на Armeniapedia.org Monasteries of Haghpat and Sanahin на веб-сайте UNESCO The monastery of Haghpat монастырь Ахпат | Фото http://unesdoc.unesco.org/images/0011/001117/111704fb.pdf http://www.armenia.travel/download.php?f=245&fc=Haghpat%20Monastery.pdf Haghpat. Sourb Nshan, Sourb Astvatsatsin, Sourb Grigor Монастырь Ахпат на веб-сайте FindArmenia.com Haghbat: S. Nshan Monastery, AD 976-13th Century Монастырь Ахпат на travelgeorgia.ru Монастырь Ахпат | Фотобанк ГеоФото Haghpat — Photo Galleryкрепостная стена