Ахенский либо Имперский собор (нем. Aachener Dom, Aachener Münster, Kaiserdom) — кафедральный собор епархии Аахена, в каком столетия короновались цари Священной Римской империи. Древная и более драгоценная часть соборного комплекса различных эпох — дворцовая капелла-усыпальница Карла Величавого (796—806), в согласовании с заветами византийской архитектуры представляющая собой по форме восьмиугольник высотой в 31 метр и поперечником около 32 метров. В восточной части собора размещены готические хоры. Ахенский собор одним из первых был занесён в перечень Глобального наследства ЮНЕСКО (в 1978 году).
История
Строительство собора начал около 800-го года Карл Величавый, пригласив профессионалов из южных государств (Рима, Византии) для сотворения на германской местности монументальной каменной постройки. В 805 году собор был освящён отцом Львом III, а в 814 Карл Величавый был погребён в дворцовой капелле (четкое место спорно).
Дворцовая императорская капелла, построенная около 796 по инициативе Карла Величавого Одоном Мецским в византийском стиле, является ядром собора. Она имеет высоту 31 м, а в разрезе 32 м, по форме же представляет собой восьмигранный купол, окружённый 16-гранной галереей в два этажа. Купол поддерживается 8 столбами; в 8 арках верхнего обхода установлены двойные колонны, выполняющие чисто декоративную функцию. Хоры в готическом стиле были пристроены в 1353—1414. Большая часть капелл, окружающих восьмиугольник, в готическом стиле.
Посреди его лежит камень с надписью «Carolo Magno». Но не под ним находится гроб Карла Величавого, который в 1000 был раскрыт по велению правителя Оттона III. По словам летописи монастыря Новалезе, составленной ещё в 1048, правитель был найден отлично уцелевшим, в белоснежном императорском облачении, сидячим в кресле с короной на голове и скипетром в руках. В 1165 при канонизации Карла Величавого правитель Фридрих I Барбаросса повелел опять раскрыть императорскую могилу. По всей вероятности, он повелел переложить останки правителя в показываемый богато увенчанный ящик, из которого правитель Фридрих II в 1215 переложил их снова в другой драгоценный гроб художественной работы. В этом последнем гробу, стоявшем на алтаре хора, останки правителя покоились до конца XVIII века, после этого были перенесены в ризницу. Отысканные в гробу знаки правительского плюсы были перенесены в 1798 в Вену. Белоснежный мраморный стул, на котором как будто правитель был найден сидячим, позднее был обложен золотом и до 1531 служил троном императору, когда он после коронования приветствовал имперских князей. Сейчас он стоит на верхушке восьмиугольника.
Ахенский собор на открытке 1900 годаФридрих I украсил храм прекрасным подсвечником, висячим над камнем с надписью. Не считая Карла Величавого, в соборе погребён и Оттон III. Сохраняющиеся в ризнице вкупе с останками Карла Величавого реликвии состоят из исподнего платьица Девы Марии из желтовато-белого полотна, пелен Малыша Христа, пояса, который Христос носил во время распятия, и покрывала, на котором был обезглавлен Иоанн Креститель. Все эти реликвии, привезённые с Востока при Карле Величавом, в XIX веке показывались каждые 7 лет (к примеру, в 1881, 1888) с 10 по 24 июля. Не считая того, в ризнице хранятся многие так именуемые малые реликвии и сосуды качественной работы.
Старенькое строение в течение времени было очень обезображено разными переделками; в особенности пострадала мозаика, украшавшая некогда своды купола и от которой к началу XX века сохранились только маленькие остатки. В конце XIX века основанное в 1849 году «Общество Карла Великого» («Karlsverein») поставило для себя задачей реставрировать собор как с внутренней, так и с наружной стороны; ему это уже существенно удалось благодаря сильной вещественной поддержке короля Фридриха Вильгельма IV и Вильгельма I. Восьмиугольники были опять украшены прекрасными мраморными колоннами, которые в 1794 году похищены французами и опять возвращены ими по Парижскому миру. Четырнадцать статуй снутри хора воздвигли снова во всём прежнем великолепии красок. Реставрация мозаики была закончена в 1881 году. При входе на хоры, у того места, где некогда возвышался алтарь, перед которым в просвет времени меж Людовиком Благочестивым (813 год) и Фердинандом I (1531 год) были помазаны 35 германских правителей и 14 цариц, 18 ноября 1873 года был освящён новый алтарь.
За свою более чем тысячелетнюю историю собор повсевременно достраивался, отчасти разрушался и реставрировался. С ним связаны легенды, а именно сага о том, что средства на строительство собора пришлось брать у самого беса при условии, что он получит душу первого, кто войдёт в достроенное здание. По этой легенде, горожане обхитрили беса, запустив первым волка, и скупой бес сходу вцепился в жертву, только позже заметив подкол.
Вид на купола
Снутри восьмиугольной дворцовой капеллы
Царский трон в соборе
Помещение с алтарём
Стол с наклонной поверхностью (Adlerpult)
Башня
Ворота
«Всевидящее Око»