Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 13:48

Доминиканский монастырь (Луцк)

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Доминиканский монастырь
укр. Домініканський монастир

Волынская духовная семинария УПЦ МП
В какой стране находится: Украина
В каком городе: Луцк
Какова конфессия: Католицизм, Православие
Когда основан (Дата основания): 1791 год

Описание монатяря "Доминиканский монастырь (Луцк)"

Доминиканский монастырь — монастырь первого луцкого католического ордена; монумент архитектуры государственного значения, размещен на улице Драгоманова, 26, в историко-культурном заповеднике «Старый Луцк».

Луцкий доминиканский монастырь основан в третьей четверти XIV века. Длительное время он был единственным монастырем в городке. После Тридентского Собора жизнь ордена, как и вообщем Церковной Церкви, поменялась, что сказалось на луцкой резиденции. С начала XVII века в приорате происходят значительные конфигурации, приводящие к росту значения монастыря не только лишь для городка, да и всей Волыни. Монастырь интенсивно пробует стать прототипом соблюдения правил и строгости монастырской жизни, тут зарождается культ чудотворной иконы Луцкого Богоматери; интенсивно дополняется библиотека и увеличивается уровень орденской школы; ещё с предшествующего века действует школа для светских лиц; берут начало учреждения и явления, которые посильнее связывают монастырь со светской средой. В последующем веке тенденции усиливаются и монастырь приобретает обще провинциальное значение вместе с монастырями Познани, Варшавы, Люблина. Тут формируется школа институтского уровня, коронуется икона. Посреди XVIII века количество лиц луцкого монастыря достигала 50 человек. На рубеже XVIII—XIX веков монастырь испытывает нескольких разрушительных пожаров, а именно восстанавливается с нуля. Но сначала XIX века становится столицей Российской доминиканской провинции. Но существование Волыни в составе Русской империи делает неосуществимой деятельность церковных институтов, и в 1850 году вместе с другими монастырями городка доминиканский монастырь запирается; последние монахи покидают город в конце века.

После кассации резиденции костёл был разобран, а монастырь в течение последующего времени употреблялся по-разному. Сейчас монастырь доминиканцев является монументом архитектуры государственного значения. Тут расположена Волынская духовная семинария УПЦ МП.

Содержание

1 История 1.1 Возникновение в городке ордена и основания первого каменного комплекса 1.2 Борьба за структурное подчинение 1.3 Духовная жизнь и культы 1.3.1 Икона Луцкой Богоматери 1.3.1.1 Процесс коронации 1.3.2 Культ Кароля Франка 1.4 Умственная жизнь 1.4.1 Новициат 1.4.2 Орденское обучение 1.4.3 Библиотека 1.5 Общественная деятельность 1.5.1 Картонная фабрика и типография 1.5.2 Конфликт с евреями 1.5.3 Дело Дмитрия Гулевича 1.5.4 Нападения на приорат 1.6 Общее состояние монастыря в XIX веке 1.6.1 Новый комплекс 1.6.2 Последний пожар и кассация монастыря 1.7 ХХ века 1.8 Истинное 2 Архитектура 3 Дополнительно 3.1 Пожары монастыря и костёла, 3.2 Наикрупнейшие пожертвования монастырю 4 Галерея 5 Примечания 6 Литература 7 Интернет-ресурсы

История

Возникновение в городке ордена и основания первого каменного комплекса

Орден доминиканцев мог показаться на Волыни ещё в 1225 году скоро после основания ордена в Тулузе. Но достоверные начальные сведения о деятельности монастырей принадлежат к последующему веку. Луцкий монастырь образовался по инициативе львовских доминиканцев Общества Братьев Пилигримов во имя Христа в 1370-х годах. Может быть, луцкий и владимирский монастыри выделялись в отдельную Литовскую контрату Общества, что показывает на высочайший статус и самостоятельность этих конвентов.

Витовт

В 1390 году повелитель Владислав II Ягайло подарил луцким доминиканам село Городница с землями, пастбищами, лесами, а через три года величавый князь Витовт- Новостав и мельницу с прудом. Монастырский комплекс начали строить на южной окраине тогдашнего Луцка, закладывая таким макаром оборонительную функцию монастыря. Потом монастырь и костёл Успения Девы Марии окончили и так он стал первым католическим костёлом Луцка. Архитектура комплекса была готической, беря во внимание общую традицию ордена. Монастырь был одним из самых богатых в Величавом Литовском княжестве.

Доминиканцы сходу интенсивно вступили в жизнь городка. Во время съезда монархов Европы в Луцке в 1429 году доминиканцы были в составе владельцев, которые встречали гостей съезда. А во время событий Луцкой войны 1431 года несколько доминиканцев казнили в замке в ответ на нападение войска, которое окружило город, на луцкого епископа Андрея Сплавского.

С восточного края тогдашнего Луцка тянулся длиннющий Величавый Луцкий мост, содержание которого возлагалось на местные шляхту, князей, мещан, духовенство. То же касалось и доминиканцев. От доходов в Новостав приор задерживал одну из городень моста. В свою очередь Доминиканы получали 4 копы литовских грошей от луцких таможенников.

Борьба за структурное подчинение

До 1456 года Луцкий конвент принадлежал к Обществу Братьев Пилигримов, когда оно было отменено. Тогда монастырь перебежал к Польской провинции.

В XVI веке в итоге Реформации западные европейские монастыри ощутили существенное экономическое ухудшение, усилилась роль восточных монастырей. В рамках таких больших провинций, как Польская, существовали тенденции к обособлению. В особенности это обострилось вследствие экономического упадка католицизма во время Реформации. Не считая экономических обстоятельств для образования Российской провинции, были такие: недовольство кадровой и управленческой политикой провинции, рвение вернуть самостоятельность, как в Общество пилигримов, лишний контроль и несправедливость со стороны центра провинции — Кракова. Потому в протяжении веков повсевременно велись пробы либо вернуть Общество пилигримов, либо сделать Русскую провинцию. А так как луцкий монастырь был очень безбедным, он интенсивно присоединился к этой борьбе. В 1593 году приора Григория Куницького подвергалось наказанию за содействие тенденциям отделения Российской провинции. В 1596 году монастырь был приобщен к Российской провинции, поэтому настоятеля Иоанна Евангелиста отстранили от должности. Но он не выполнил этого приказа и занимал должность до 1597 года. Может быть, за это Польская провинция одарила его титулом Генерального проповедника. В 1598 году из Кракова в Луцк прибыли представители краковского монастыря с документами о ликвидации Российской провинции, что, разумеется, подействовало так, что луцкий приорат опять перебежал к Польской провинции. Но в среде луцких доминиканцев не было определенной атмосферы и далее. В 1610 году начался трибунал над приором Гаспаром Варетием, так как тот нарушил собственный проф долг — не назначил в монастыре провинциальный приговор об осуждении Российской конгрегации, что могло истолковываться как попытка сопротивления подчинения конвента Польской провинции, к которой тогда он принадлежал. В конце концов, после 1612 монастырь совсем оставили в границах этой провинции.

Потом в 1793 году монастырь опять вошел в состав Российской провинции, и стал её столицей. Вследствие ограничительного воздействия на деятельность католицизма со стороны властей Русской империи провинции объединялись, потому с 1839 луцкий двор заходил уже в Литовско-Русскую провинции.

Духовная жизнь и культы

Особенностью духовной жизни монастырей было распространение культов разных святых и чудотворных икон. Это выражалось в титулатуре храмов, часовен, алтарей, икон, деятельности братств, и имён, которые для себя брали монахи во время пострига. Так, для луцкого доминиканского приората было присуще распространение культов как обще орденских, так и местного значения. Ими были культы: Святого Николая, Вознесение Богородицы, Взятие на небо Богородицы, Святого Доминика, Святого Гиацинта, Святого Фомы Аквинского, Святой Розы Лимской, Святого Каетана, Марии Магдалины, Иисуса у столба, Викентия Феррера. Не считая того, каждую пятницу доминиканцы совместно с иезуитами около изображения Иисуса Христа у столба проводили специальную мессу, посвященную Святому Томи. Члены приората также интенсивно врубались в процессии на улицах городка. Нередко это происходило вместе с луцкими иезуитами. С 1687 года в монастыре была отдельная должность духовника монахинь. К тому времени в городке уже утвердился дамский монастырь ордена Святой Бригитты, над которым и велась опека со стороны доминиканцев.

Икона Луцкой Богоматери Virgin Salus Populi Romani из римского собора

В конце века луцкий епископ Бернард Мацейовский посетил Рим, где Папа Климент VIII подарил ему икону Божией Мамы Римской, которая является копией известной Чудотворной иконы Salus Populi Romani из собора Санта-Мария-Маджоре в Риме, где она почиталась как покровительница римлян. Эта икона была одной из первых копий иконы из Рима, которая распространялась на Волыни. После приезда в Луцк в 1598 году епископ передал икону доминиканскому монастырю. Это стало выдающимся событием в жизни обители, так как доминиканцы считали Римскую Богоматерь собственной опекуншей. Икона заняла принципиальное место в деятельности доминиканцев.

Для размещения иконы была специально построена часовня, средства на которую отдал Александр Красинский в 1649 году.

Перечень чудес римской иконы начали вести с середины XVII века. Поначалу показания просто выцарапывались на стенке костёла, потом их записывали и хранили в конвентуальном архиве. Посреди очевидцев и свидетелей, чьи показания записывались, больше всего было шляхты и магнатов. Меньше было от самих доминиканцев и ещё меньше мещан и фермеров. Также были свидетельства православных и униатов. Не считая того, подвергались воздействию и почитали икону луцкие Бригидки и иезуиты. Епископ Луцкий Франциск Пражмовский инициировал создание комиссии, которая в согласовании с каноническими правилами церковной церкви должна была учить и инспектировать показания о чудесах. Но в 1701 году он погиб, что поставило под опасность деятельность комиссии. Но админ луцкой кафедры Павел Дубравский созвал повторную комиссию. Чудеса были испытаны, и в 1703 году икона была провозглашена чудотворной и названа «щитом Царства и неколебимой башней Волыни». Тогдашний доминиканский приор Игнатий Ковнацкий подытожил перечень чудес и другие свидетельства и опубликовал их в книжке под заглавием «Sparta Polska …». Полный перечень, изданный позже Томашом Челейовским, содержит 172 чуда. Посреди описаний чудес были, к примеру, такие: излечение нездоровых, воскрешение мёртвых, возвращение зрения слепым. Приор Петр Щербинский сам испытал чудотворные воздействия иконы и утверждал, что икона уберегла комплекс от пожара. В 1724 году он подал ходатайство в Рим о коронации иконы. О прославлении иконы волновался и сам провинциал Польской доминиканской провинции Юсти Якельський.

Процесс коронации

При помощи волынского воеводы Миши Потоцкого декрет о коронации был подготовлен в 1748 году. Для этого в монастыре было выстроено 3 арки. 1-ая иллюстрировала оборону воеводства от противников. На 2-ой арке помещались изображения святых. 8 сентября 1749 с ролью торжественной делегации из столицы свершилась праздничная коронация иконы. Процесс был очень пышноватым с привлечением огромного количества узнаваемых лиц Царства. Не считая того, вышли две речи, посвященные коронации, описание процесса был издан в Риме, также была размещена статья в «Польском курьере». В Риме были вылиты серебряные монеты, на одной из сторон которой был образ Римской Богородицы, а на другой — доминиканский святой Викентий Феррера. В 1776 году был издан целый сборник молитв, обращенных к Луцкого Богоматери.

Культ Кароля Франка Кароль Франко

Кароль Франко — член луцкого доминиканского конвента, который погиб в 1622 году. Родом из Олыки. Образование получил в иезуитском коллегиуме, потом постригся в доминиканцы. После погибели члены ордена приступили к его канонизации, но возможно, вследствие того, что тело Кароля было уничтожено во время нападения казаков на Луцк в 1648 году, процесс был приостановлен. Но в 1660-х годах другой член семьи Франков, который постригся в Летичевском монастыре, избрал для себя имя собственного луцкого родственника. В XVIII веке внимание к личности Кароля восстановилось и тогдашний луцкий доминиканский приор И. Ковнацкий в 1703 году издал житие Кароля, создателем которого был магистр луцких новициатов Мариан Колумбан. В житии Кароля отмечалось, что он стремительно стал преданным и умеренным, страшился дам, в определенные периоды питался только хлебом и водой, занимался самобичеванием, очень с ревностью почитал икону Луцкой Богоматери, практиковал молчание и молитвенные размышления. Фигура Кароля символизировала аскетический эталон доминиканца, к которому стремились монахи конвента.

Умственная жизнь Новициат

С 1619 года в монастыре повсевременно действовал новициат, о чём было издано постановление капитула. C 1640-х годов профессию приняли 8 человек. Действия Хмельниччины плохо воздействовали на деятельность новициата, но уже в 1671 году в монастырь постригалося 4 человека раз в год, что было наибольшим для луцкого конвента. В XVIII веке Луцкий доминиканский новициат был одним из самых больших в Польской провинции. Его профессий, окончившие новициат, направляли в разные монастыри волынской контраты. Средний возраст кандидатов в монахи, которые вступали в новициату, был 15-23 года.

Орденское обучение

В доминиканском ордене была разветвленная система школ, где происходило умственное воспитание монахов. В 1477 году в монастыре уже была конвентуальна школа, так как есть упоминания про лектора Климента. В конвентуальной школе преподавали казуистику, философию и экзегетику.

Активное оживление доминиканских школ в Луцке начинается с середины XVII века. В монастыре зарождается студиум высшего уровня. Не считая моральной, преподаётся и догматическая теология. В 1663 году в монастыре есть два педагога теологии, один из которых имел степень бакалавра. В 1686 году начала логики преподавал узнаваемый в то время доминиканец Гиацинт Любоведзкий. А в будущем году в монастыре зафиксировано аж два магистра (не считая магистра новициатов), что было значимым фактом, так как во всей провинции должность магистра могло занимать менее 8 человек. В 1694 году школу официально повысели до уровня формальной — школы институтского уровня без права предоставлять научные степени. Это повлекло увеличение статуса монастыря во всей провинции, и он стал одним из центров доминиканской умственной жизни Польской провинции рядом с центром Люблина, Познани, Варшавы. Краковский монастырь капуцинов заполучил рукопись Гиацинта Любоведзкого, па которым он читал лекции в Луцке. А экземпляр философского курса, также прочитанного в Луцке, находился в одной из монастырских библиотек Вильнюса. В 1796 году луцкие доминиканцы издалече коллективное антимасонское произведение «Последняя крепость вильновирцив …». Выход книжки происходил в контексте борьбы доминиканцев Речи Посполитой с масонами.

Монахи нередко высылались за границу для получения образования высшего орденского уровня в генеральных школах. Такими были школы в столицах доминиканских провинций. Из Луцка больше всего ездили в Падую. Также в Рим, Перуджу, Неаполь. Потом они ворачивались назад. После Третьего раздела Речи Посполитой Волынь вошла в состав Русской империи. Также поменялись границы доминиканских провинций. Луцкий монастырь больше не заходил в Польскую провинцию. Заместо этого он перебежал к Российской провинции и стал её столицей. Соответственно, конкретно в луцком монастыре разместилась орденская школа высшего уровня — Генеральный студиум. Преподавались теология, нравственное богословие, спекулятивная теология, философия, догматика, церковная история, право, латынь.

С конца XVI века в монастыре действовало братство Розария, где сочетались молитвенные практики с идеями об основах веры.

Библиотека

В конце XVI века в библиотеке насчитывалось чуток больше 20 книжек. Были книжки как XV века, так и XVI. В 1605 году вышло постановление Генеральной капитулы раз в год брать несколько современных книжек и книжек узнаваемых создателей. В последующие 5 лет произошёл резвый рост книжек луцкой доминиканской библиотеки. В 1610 году количество книжек достигала более 70. Посреди их книжки Платона, «Сумы» Сильвестра де Приеро, экзегетические произведения Фомы Аквинского, «Сентенции» различных создателей и другие книжки, нужные для монастырской жизни. В 1610 году библиотека содержала много главных и животрепещущих полемических трудов контрреформационных создателей: Эка, Белармина, Гозия и других. Были произведения Эзопа и Эразма Роттердамского, хотя работы последнего содержались в индексе запрещённых книжек. Отдельное место занимала группа книжек иезуитов, которые были идейными конкурентами доминиканцев. Посреди таких в библиотеке содержалась агиографическая зибрка иезуита Петра Скарги, над заглавием которой кто-то дописал слово «Еретик». Но, невзирая на это в библиотеке не было огромного количества нужных книжек для обычного функционирования новициата и другой базисной литературы для доминиканских конвентов. Всего книжки касались таких направлений познаний: экзегетика, агиография, гомилетика, каноническое право, философия, догматика, моральная теология, полемика, литургика, Священное Писание, история, аскетика, грамматика, сакраментология, древная литература, а позднее: риторика, поэтика, магия, право, обрядовые книжки и другие. Не считая того, в кельях братьев было много собственных книжек, которые не входили в библиотечные сборники.

В связи с тем, что конкретно в XVIII веке происходил расцвет доминиканской школы и подъём её до уровня института, те же тенденции должны быть свойственны для библиотеки, но последующий узнаваемый каталог библиотеки относится к 1832 году — после полного пожара, когда сгорел и был заноново восстановлен весь монастырь. Потому в 1832 году библиотека содержала только 185 книжек, поновой собранных для нужд Генерального студиума. 35 % книжек имели итальянское происхождение, столько же — польское, 9 % — германское, 6 % — французское. Половина книжек издана в XVIII веке, 18 % — в XVII и 6 % — в XVI веке.

Общественная деятельность

В протяжении XVI века при монастыре действовала Мариинская латинская школа, где обучались малыши из Луцка и близкорасположенных сел. Одним из ярчайших учителей школы был теолог и проповедник приор Северин. К началу XVII века обязанности лектора делал приор. В 60-х годах XVI века по инициативе приора Северина в городке открылась доминиканская пивоварня, корчма и шинок. Потому в луцком земском суде были слушания относительно недоразумений мещан и городской принадлежности доминиканцев. С 1623 года происходят упоминания про лазарет в монастыре. 2000 злотых в лазарет вложил Андрей Красинский. Приюты для сирот действовали в XVI в. и потом в XVIII. В XVIII веке Йозеф и Раймунд Богушевские основали музыкальную капеллу для монастыря. Она во времена расцвета насчитывала 38 человек.

Картонная фабрика и типография

В Новоставе конвент держал огромную бумажную фабрику, которая производила бумагу для реализации. В 1573 году по инициативе приора Северина новоставский папирник Мартин Кобылка открыл бумажную фабрику в монастыре Святой Марии. Новоставская картонная фабрика считается первым на Волыни центром картонного производства. В 1688 году костёл был вполне реставрированным после пожара 1667 года, и шляхта ходатайствовала о переносе сюда волынских сеймиков. В 1783 году от короля Станислава Августа Понятовского луцкие доминиканцы получают преимущество, которая позволяет выпускать книжки на различных языках. Уже через 4 года в древнем монастыре была открыта большая типография. Тут выпускались книжки на польском, латинском, французском и российском языках. В 1787—1804 в типографии вышло более 100 наименований книжек. Типография в XIX веке имела печатать 1 книжки на заказ Начальства Образования и отдавать 100 её экземпляров для нужд Волынской гимназии.

Конфликт с евреями Синагога. Изображение XIX в.

В мае 1626 повелитель Сигизмунд III Ваза предоставил льготу луцким евреям на построение каменной синагоги и новейшей школы.

Основная статья: Большая синагога (Луцк)

Синагога должна была показаться в центре еврейского квартала, рядом с которым находился латинский, в центре которого и стоял доминиканский комплекс. Члены ордена стали сетовали, что синагога будет выше костёла и потому препятствовали строительству, которое затянулось на два года. Но уже в 1628 году повелитель вновь предоставил преимущество. Дело завершилось в царском суде победой еврейской общины. Трибунал постановил, что высота синагоги не препятствует монастырю.

Дело Дмитрия Гулевича

В 1623 году произошёл скандал, связанный с луцкими доминиканцами и членом семьи Гулевичей Дмитрием, который стал монахом ордена. 9 октября 1623 он составил фонд луцкому конвенту, согласно которому в распоряжение доминиканцев переходили сёла Коршовец, Вербяив, Поганов, Голешив, а самое главное — правоверная церковь Святого Дмитрия, расположенная в Окружном замке, напротив дворца Альбрехта Радзивилла. Также в собственность доминиканцев переходила церковная утварь из дмитровского храма: золотые и серебряные крестики, бокалы, церковные колокола, Евангелие, другие ценные книжки, привилегии, письма, фонды. Это привело к ссоре снутри Гулевичей. Начались бессчетные судебные иски, где отмечалось, что храм принадлежит всей семье, потому сам Дмитрий не мог так распорядиться с храмом. Судебные дела тянулись несколько десятилетий, и в конце концов, храм остался за доминиканцами.

Нападения на приорат Восстание Хмельницкого

В 1648 году Луцк, как и другие волынские городка и городки, подвергся нападению казаков. Доминиканский костёл также пострадал от нападения. Хотя сами кельи и здание костёла не перетерпели разрушения, и не были опустошены и разграблены. Архивные документы, которые включали княжеские и царские привилегии, налоговые квитанции, завещания, письма были утоплены в болоте. Не считая монастырского комплекса были ограблены два дома в городке, принадлежавших монастырю. Не обошла такая участь и монастырское село Новостав. Сначала 1649 года доминиканцы возвратились в Луцк и возобновили деятельность ордена. Заработала школа, начались службы и рядовая монастырсая жизнь. Но в 1653 году монастырь опять остановил деятельность в связи с событиями Хмельнитчины. В 1670 г. монахи были обязаны бежать из городка, так как он был подвергнут нападению татар. Но члены монастыря стремительно возвратились, как миновала угроза.

Ещё позднее, в 1772 году, в Луцке произошла эпидемия, в итоге которой монастырь растерял больше половины собственных братьев.

Общее состояние монастыря в XIX веке

В конце XVIII века Волынь оказалась в составе Русской империи. В 1803 году в городке епископ Каспер Цецишовский собрал всё духовенство Луцко-Житомирской епархии с целью открытия и содержания школ Волынской, Подольской и Киевской губерний. Было решено, что духовные общины и лица должны вещественно поддерживать деятельность школ и открытие новых. Доминиканский приор должен заносить 1/8 годичного дохода на развитие Волынской гимназии. Также доминиканцы должны были отсылать трёх членов ордена в Виленский институт для учительской подготовки. Не считая того, монастырь предоставлял средства на открытие школы в Староконстантинове, 1000 злотых в ботанический сад в Луцкой и Житомирской школах, 100 экземпляров учебников из своей типографии Волынской гимназии и школам других волынских городов. В 1812 г. в части помещения монастыря размещался штаб российской армии под командованием генерала Багратиона. В 1824 году для откупа собственного крестьянина из Новостава от рекрутства луцкие доминиканы заплатили 1000 рублей серебром российскому военному ведомству.

Новый комплекс

Ещё в 1791 году рядом с новозаложенным монастырём начинается строительство нового Успенского костёла. А меж тем в 1793 году старенькый комплекс опять мучается от пожара, но благодаря средствам Лаврентия Радецкого в размере 100000 злотых восстанавливается в стиле классицизма. Но после всех пожаров строительство нового монастырского комплекса было полностью целесообразным. Итак, работы по сооружению велись дальше. На плане городка 1795 года обозначены два комплекса — старенькый и новый. Новый комплекс размещается мало севернее практически впритирку. Монастырь нового комплекса строится с западной стороны. Достаточно богатую картину застройки доминиканской земле дает акварель Наполеона Орды. На ней виден новый комплекс, остатки старенькых келий, костёла и оборонительное сооружение с башнями.

В 1819 году был завершен и освящен новый костёл с монастырём, возникшие в стиле классицизма. Костёл был трехнефною базиликою с удлиненным пресвитерием, имел полуцилиндрические апсиды и галерею, которая окружала его. Длиной костёл был 55 м. Двухъярусная башня опиралась на среднюю часть нартекса. Яруса декорированы колоннами коринфского ордера. Высочайшая башня костёла была украшением городка. На изображениях Луцка тех времен виден островерхий доминиканский шпиль, а часы-куранты своими циферблатами выходил на четыре стороны света.

Старенькый монастырский комплекс на то время уже был в неприменимом для использования состоянии и был разобран. Остался только кусочек восточной стенки.

Последний пожар и кассация монастыря

Большой пожар 1845 года, который сжёг большая часть луцких костёлов, не обошёл и доминиканского. Не считая того, посреди XIX века русские власти интенсивно боролись против католицизма на Волыни, в итоге чего было закрыто сильно много монастырей и костёлов. Потому, будучи очень покоробленным и не имея поддержки, доминиканский монастырь запирается русскими властями в 1847 (1850) году. Коронованную икону в серебряном обрамлении совместно с другими иконами передали луцкой кафедре. Старенькый монастырский комплекс, основанный ещё во 2-ой половине XIV века, разобрали на материал. В новеньком же монастыре разместился лазарет, а в костёле — военный склад. Потом костёл разобрали. И от 2-ух доминиканских комплексов остался только новый монастырь и кусочек стенки старенького комплекса. После чего православные чехи Луцка и Луцкого уезда просили правительство передать им прошлый доминиканский монастырь для приспособления его под свою церковь.

ХХ века

С 1920 по 1933 года доминиканский монастырь употреблялся как резиденция епископа. Чудотворная икона находилась в кафедральном костёле до 1924 года, когда пожар впитал её навеки. Но образ Луцкой Богоматери из доминиканского монастыря не был утрачен навечно. Не считая образов в костёлах Волыни, в городке Седльце в гарнизонном костёле хранилась копия луцкой доминиканской иконы, выполнена в 1670 году. На ней надпись — "Obraz Cudowny z Łucka z R. 1670, odnowiony w R. 1851 ". В сидлецкий костёл образ попал в 1946 году из Олавы, куда поначалу он попал из костёла села Новый Витков, для которого, фактически, и была когда-то изготовлена копия. Сидлецкая икона является единственным уцелевшим образом Луцкой Богоматери. В 1997 году она была повреждена наводнением, но потом реставрирована в Народном музее Познаня. 25 июня 1999 года в кафедральном соборе луцкий свершилась интронизация этой иконы. На данный момент она хранится в Сидлецком костёле.

В монастыре в русские времена располагались поликлиника и Проф техническое училище № 1. Потом здание было отдано для Волынской духовной семинарии УПЦ МП.

Истинное

Будучи основанным во времена позднего Средневековья, доминиканский монастырь сыграл огромную роль для истории городка и Волыни а именно. Он был оборонительным, духовным, благотворительным, умственным и культурным центром Луцка.

Сейчас в бывшем монастыре доминиканцев разместилась Волынская духовная семинария УПЦ МП с церковью Кирилла и Мефодия.

Архитектура

Архитектура первого костёла и монастыря была готической. Но не сохранилось описаний, либо изображений, по которым можно установить детализированный вид храма. От него остался кусочек стенки, который отлично наблюдается с улицы Драгоманова.

2-ой комплекс появился в стиле классицизма. Хотя его костёл был разобран в XIX веке, но на данный момент ещё можно следить остатки в южной части, где он в определенном месте не был разобран даже до уровня земли. Древняя сохранившаяся стенка добивается в высоту нескольких метров и около 2-ух в длине полукруга, которым завершался костёл с юга. Над этими старенькыми остатками стенка была отчасти восстановлена. Пока объект на стадии строительства. Сохранена подземная часть костёла.

Монастырь 3-этажный прямоугольный в плане с размерами 51×12 м. Лестницы содержатся в той части, которая примыкала к костёлу. Коридоры соединяют комнаты этажей, окнами выходят на реку. 1-ые два этажа имеют крещатые своды. Фасад украшен спаренными лопатками, порталы имеют обрамление, которые заканчиваются волютами либо лучковыми сандриками. С улицы Драгоманова, не считая того, можно следить массивные остатки старенького комплекса XIV века.

Дополнительно

Пожары монастыря и костёла, 1540 (?) 1664 1667 1781 1793 1803 1845 Наикрупнейшие пожертвования монастырю

Предоставление монастырю делались как в виде средств, процентов от определенной суммы, так и методом косвенных пожертвований: освобождение от налогов, разрешение на местность, подарок недвижимости, разрешение вести ту либо иную экономическую деятельность (разрешение на существование корчмы от короля Ягайло в 1390 году, разрешение взятие пошлины от каждого негоцианта в городке от короля Сигизмунда III в 1596 году и т. п.). Но больше и почаще осуществлялись валютные предоставления — запись процентов от определенной суммы. Стоит учитывать, что одна и та сумма, предоставленная в различные исторические отрезки, не эквивалентна вследствие инфляции.

Галерея

У входа

Элемент декора

С юга

У входа

Элемент декора

С юга

Прочитано 1729 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...