Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 14:00

Михайловский Златоверхий монастырь

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Михайловский Златоверхий монастырь
Михайлівський Золотоверхий монастир
Михайлівський Золотоверхий монастир  1 .jpg
В какой стране находится: Украина
В каком городе: Киев
Какова конфессия: Православие
Епархия монастыря: Украинская православная церковь — Киевский патриархат
Архитектор Григорович-Барский, Иван Григорьевич
В каком состоянии: действующий
Официальный сайт: Официальный Официальный сайт:

Описание монатяря "Михайловский Златоверхий монастырь"

Координаты монастыря: 50°27′20″ с. ш. 30°31′22″ в. д. / 50.45556° с. ш. 30.52278° в. д. / 50.45556; 30.52278 (G) (O) (Я)

Миха́йловский Златове́рхий монасты́рь (укр. Михайлівський золотоверхий монастир) — один из древних монастырей в Киеве. Включает разрушенный в 1930-е годы и поновой построенный в средине 1990-х годов соборный храм в честь Архангела Миши в стиле украинского барокко, также трапезную с церковью Иоанна Богослова (1713 год) и колокольню (1716—1719 годы).

Подразумевается, что Михайловский собор был первым храмом с золотым верхом, откуда на Руси пошла эта типичная традиция.

Содержание

1 История 1.1 Снос 2 Современность 3 Литература 4 Примечания 5 Ссылки

История

Предание приписывает основание монастыря первому киевскому митрополиту Мише.

1-ый храм в честь Архангела Миши был заказан в 1108 году князем Святополком Изяславичем (в крещении Мишей) на месте Дмитриевского монастыря, построенного предположительно его папой — Изяславом Ярославичем (в крещении Димитрием).

Возведённый в 1108—1113 годах Михайловский собор имел особенное значение для киевлян, ибо был посвящён архангелу Мише — небесному покровителю Киева. В XII веке монастырь был местом захоронения князей.

Подразумевается, что при церкви был тогда же учреждён и монастырь. С древней поры церковь носит заглавие Златоверхой, возможно, поэтому, что была единственной в то время церковью с золочёным верхом. Ко времени Святополка предание относит и перенесение в Киев из Константинополя в 1108 году главной святыни Златоверхого монастыря, мощей святой великомученицы Варвары.

Во время взятия Киева Батыем и во время нападения на Киев крымского хана Менгли I Гирея в 1482 году, Златоверхий монастырь очень пострадал. Повелители польские дают ему грамоты на свободный выбор игуменов и независимость от воевод и митрополитов. В XVI веке обитель была одним из богатейших киевских монастырей. В 1612 году Сигизмунд III дал Златоверхий монастырь униатам, но овладеть практически ни монастырём, ни даже, по-видимому, монастырскими имениями, униатам не удалось. Может быть, монастырь должен этим поддержке казаков, благодаря которым в 1620 году михайловский игумен Иов Борецкий был посвящён в митрополиты. Иов остался жить в Златоверхом монастыре, который на время приобрёл значение митрополичьей резиденции.

С присоединением в 1654 году Киева к Российскому государству, Златоверхий монастырь лишился большей части собственных имений, лежавших в областях, оставшихся за Речью Посполитой; зато и гетманы, и казацкая старшина щедро наделили монастырь владениями на левобережной Украине. Много было приобретено монастырём земель и оковём покупки. В 1800 году Златоверхий монастырь назначен для пребывания епископов чигиринских, викариев киевской епархии. В XVII-XVIII вв. после реконструкции в стиле барокко домонгольская церковь составляла среднюю часть головного монастырского храма; от неё сохранялись алтарные абсиды, часть стенок и главный купол. Античные мозаики с XIX в. исследовались искусствоведами, а в 1888 году были расчищены и отчасти отреставрированы древнейшие фрески.

В XVII веке по соседству с мужским Златоверхим монастырём находился и Златоверхий Михайловский дамский, перенесённый в 1712 году на Подол.

Михайловскому монастырю принадлежал скит в Феофании, основанный в округах Киева в 1861 году. До революции Михайловский монастырь был вторым по посещаемости храмом Киева после Киево-Печерской Лавры.

Снос

Посреди 1930-х годов, после переноса столицы УССР из Харькова в Киев, было принято решение о сносе собора и строительстве на его месте административных построек. Пробы ряда искусствоведов (а именно, репрессированных Н. Е. Макаренко, Д. В. Айналова) сохранить собор (хотя бы домонгольскую его часть) были отвергнуты властями, которые согласились лишь на снятие со стенок строения старых мозаик и фресок. Разборка собора осуществлялась в 1934—1936 годах, в июне 1937 г. оставшиеся его конструкции были снесены взрывом. В 1934—35 годах сохранившиеся мозаики сняты на новое основание и перенесены в Софийский собор (группа реставраторов под управлением В. Фролова). Для мозаики «Евхаристия» в выставочном зале Софийского собора выстроили специальную стенку, по форме повторяющую апсиду Михайловского собора. Также были сняты и перенесены в музеи Ленинграда (Эрмитаж), Москвы (Третьяковская галерея) и Киева (Софийский собор) некие фрески. В 1941 г. остававшиеся в Киеве мозаики и фрески попали в руки германских оккупантов. После войны они возвратились в СССР, но не все в Киев (также в музеи Москвы, Ленинграда и Новгорода). Мощи великомученицы Варвары с начала 1960-х годов покоятся во Владимирском соборе.

Решение о строительстве административного центра на месте собора так и не было осуществлено, и весь русский период его место оставалось незанятым.

Мозаика «Евхаристия», установленная в киевском Софийском соборе]

Дмитрий Солунский. Мозаика собора, 12 век, ГТГ

Рельеф с изображением 2-ух всадников (Нестора и Дмитрия), ок. 1062. ГТГ]

Современность

Новопостроенный Михайловский Златоверхий собор Михайловский Златоверхий собор

Восстановленный в 1997—1998 годах Михайловский собор (конструктор Юрий Лосицкий; официально открыт 30 мая 1999 года) — один из основных храмов Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата.

C 2001 года министерство культуры РФ производит передачу хранившихся в Эрмитаже уникальных фрагментов фресок Михайловского собора и других предметов в распоряжение министерства культуры Украины. 15 июля 2008 года возвращенные Россией фрески были выставлены.

На прилегающей местности находятся Киевские духовные школы УПЦ КП.

На колокольне монастыря установлены современные электронные часы-куранты и клавишно-колокольный музыкальный инструмент карильон, созданный для выполнения сложных мелодий специально приготовленным музыкантом.

На фронтоне собора установили копию старого скульптурного изображения Архистратига Миши (этому вещественно посодействовали боксеры братья Кличко). Оригинал статуи после сноса храма был спасен искусствоведом Павлом Жолтовским, он попал в Музей этнографии и художественного промысла во Львове, а потом возвратился в Киев.

Литература

Златоверхий Михайловский монастырь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. Киево-Златоверхо-Михайловский монастырь (Киев, 1889).

Мозаика «Евхаристия», установленная в киевском Софийском соборе]

Дмитрий Солунский. Мозаика собора, 12 век, ГТГ

Рельеф с изображением двух всадников (Нестора и Дмитрия), ок. 1062. ГТГ]

Прочитано 1954 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...