Свято-Григорьевский Бизюков монастырь — православный мужской монастырь в селе Красноватый Маяк Херсонской области, (Украина), находится в юрисдикции УПЦ МП (Новокаховская и Бериславская епархия). Посреди лета 1922 года монастырь закончил свое существование, в 1992 году началось его возрождение.
Содержание
1 История 2 Основание монастыря 3 Монастырь в XIX — нач. XX столетия 4 Архитектура монастыря 5 Библиография 6 СсылкиИстория
Основание монастыря
Свято-Григорьевский Бизюков мужской монастырь, цитадель Православия на юге Русской империи, занимавший сначала XX столетия в духовном плане 2-ое место после Киево-Печерской лавры, размещен на местности сегодняшнего села Красноватый Маяк Бериславского района Херсонской области.
Практически полтора столетия служил он Православию, сияя светом Христовой Правды. Неоценимо духовное наследство монастыря. Славна и трагична его история, а начиналась она в 2-ух различных местах и в различное время.
В царствование Екатерины Величавой земли от Днепра до Южного Буга получают заглавие Новороссия. В её состав входили Екатеринославская, Херсонская, Таврическая, отчасти Полтавская и Харьковская губернии.
Ах так обрисовывает место, где было положено начало Григорьевской обители, летописец монастыря Н. Ф. Ногачевский «Если мы унесемся мыслию за 150 лет до нашего времени, то увидим на расстоянии 16 верст от турецкого Кизикермена — сейчас городка Берислава, ввысь по течению Днепра, с правой его стороны, умопомрачительно глубокую опору, носящую заглавие „Пропасной“. …Пропасная опора была сплошь покрыта густым лесом и кустарниками; человеку только с трудом удавалось пройти посреди этой одичавшей растительности. Тут был притон разбойникам и ворам, а главное — запорожским шайкам, не желавшим подчиняться кошевому. Цель, для которой предназначались эти подземные жилья, была: прятать свою добычу, пиршествовать и укрываться от преследований со стороны разъездов и казачьих отрядов кошевого».
На краю той балки, на горе, стоял «Запорожский городок» — бывшая турецкая крепость, окруженная высочайшим земельным валом.
«Тут конкретно (в самой крепости) в 1782 г. появилось Софрониевское подворье, потом переименованное в Григорьевский Бизюков монастырь. С этих пор в означенной местности установилась тишь и спокойствие, ибо все шайки разбойников и плотоядных запорожцев скрылись, а с ними пропали и их зверские деяния». Феодосий
Основание Софрониевского подворья связано с именованием игумена Софрониевской Молчанской пустыни, Феодосия. Он обратился к князю Г. А. Потемкину с просьбой о выделении ему участка земли в Херсонской губернии для устройства монастырского подворья с церковью. Прошение было удовлетворено. «…ему отвели в 1872 г. 23 мая по указу Новороссийской Губернской Канцелярии в Кизикирменском уезде, при реке Днепр, с правой стороны Пропасной балки, 3 245 десятин земли, а сверх того, лежащие против сей дачи, за Днепром, плавни до реки Конки, заключающие внутри себя более 2 000 десятин…». Тут были построены несколько келий для монахов и часовня.
Новые поселенцы с огромным фуррором хозяйничали на дарственной земле. Тут сооружается 1-ая древесная церковь во имя священномученика Григория, просветителя Величавой Армении. В устроении этого богоугодного дела самое конкретное роль вновь воспринимает Потемкин. Церковь освящена во имя его небесного покровителя — в символ благодарности и глубочайшего почтения старца Феодосия к светлейшему князю. Князь Потемкин
Скоро церковь за неудобностью места переносится на обратную, левую сторону балки. Более крепкая, с каменными стенками, она простояла до времен послереволюционных гонений на православие и была разрушена около 1969 года. По преданию, средства на её строительство были получёны отчасти от запорожских казаков.
Сначала XIX века пустынь уже носит заглавие Новогригорьевской. Вокруг осваивались и заселялись новые земли. Но не было здесь ни 1-го мужского монастыря.
В ту пору в дальной Смоленской губернии пришёл в упадок монастырь, основанный в 1621—1643 гг. боярами Салтыковыми в селе Бизюково, в округи г. Дорогобужа.
Вельможа Федор Салтыков был человеком большой набожности и благочестивый. Потом он передал все свое имение с крестьянами в вечное владение монастырю и принял постриг с именованием Сергий. Монастырь был высококлассный, ставропигиальный. Долгие и длительные годы он являлся духовной крепостью Православия во времена Польско-Литовского порабощения, ограждая христиан-славян от насаждения католицизма и унии на этих землях, а после изгнания польско-литовских князей утратил свое значение. С возвращением области Москве после войны 1654 г. окончилась польско-литовская эра монастыря, и он оказался в границах Столичного страны. За свою более чем 150-летнию историю смоленский Бизюков монастырь прошёл периоды расцвета и упадка.
4 декабря 1803 года Указом правителя Александра I Новогригорьевская пустынь обращается во второклассный штатный Григорьевский Бизюков мужской монастырь, а ставропигиальный Бизюков монастырь на Смоленщине упраздняет
Монастырь в XIX — нач. XX столетия
Вид монастыря. Гравюра XIX в.XIX век — время процветания и расцвета в истории Григорьевского Бизюкова монастыря. В 1822 году строится Покровская церковь.
С 18 декабря 1863 года установлено архиерейское настоятельство монастыря. Для местного управления утверждается наместничество. Тогда же 1-ый наместник архимандрит Димитрий устроил новый каменный архиерейский дом с домовой церковью. В 1881—1885 годах наместником монастыря являлся игумен Нектарий из Киево-Печерской лавры. Он организовал Братский совет обители.
Во все следующие времена здесь росли и духовно создавались будущие настоятели, архипастыри, ректоры семинарий и училищ. Являл монастырь собственных старцев и схимников. Тут творилась Иисусова молитва. В уединенных скитских пещерах повдоль Днепра селились монахи-аскеты.
К концу XIX столетия монастырь имел на собственной местности собор Вознесения Господня и 5 церквей: Григорьевскую, Спасскую, Пантелиимоновскую, Покровскую (зимний собор), 3-х Святителей — Тихона Задонского, Димитрия Ростовского и Митрофана Воронежского. Последняя была домовая и размещалась в северо-восточной части архииерейского дома. Расписывать их приглашали итальянских мастеров. Образы ангелов святых апостолов с евангельских картин поражали каждого входящего сюда великолепием красок и горним откровением.
Монастырь сначала XX столетия представлял собой пространное поселение. Господь благословил праведное и благоуспешное иноческое хозяйничанье. С постом, бдением и молитвою «прошло пару лет, и на тучных привольных пажитях монастырских паслось: 1000 голов рогатого скота, 2 000 лошадок и поболее 20 000 овец». Его земляные владения простирались на местности 45х7,5 км и имели площадь 32 тыс.га. Тут выращивали рожь и пшеницу, лен и кукурузу, просо и овес. В садах произрастало огромное количество плодовых деревьев и красивый виноград, из которого в обилии делали замечательное монастырское вино. Его удачно продавали за границу. Росли все овощные культуры. Урожайность на монастырских землях существенно превосходила среднюю по Херсонщине и составляла 70 пудов (зерна пшеницы) с десятины.
Доход монастыря составлял в ту пору 500—800 тыщ золотых рублей (например, Соловецкий монастырь имел 500 тыщ). После Столыпинской реформы количество желающих взять землю в аренду возросло. Это отдало приток к обители новых рабочих рук. За 20 лет число обитателей в монастыре возросло в 6 раз — в 1916 году их было уже 910 человек. Здесь работали мельницы и винодельни, маслобойни и молокарня, где изготавливали голландский сыр. Содержались пасеки, существовали два рыбозавода, один из которых сдавался в аренду. В районе Пропасной балки размещались конюшни и различные мастерские. Действовала кузница и черепично-кирпичное создание. Особое место было отведено под известковую. Известь десятилетиями готовили по специальной технологии и использовали в неизменном строительстве. Сохранившиеся сейчас строения свидетельствуют о непревзойденных свойствах таковой извести. Не так издавна были обнаружены её припасы в районе старенькых монастырских мастерских. Крепкость материалов тех пор обосновывают имеющиеся и доныне выложенные кирпичом потолки братского корпуса (сейчас это гостиница для паломников) и другие постройки.
Сначала XX столетия монастырь уже обеспечивался своей електроэнергией. В архивах сохранилось такое описание: «электрическая станция, в какой находится 2 газогенератора, 2 мотора к ним 30 сил, 2 насоса водопроводных поперечником 700 ведер воды в час каждый, заряд аккумов, динамо-мотор 23 сил и все другие приспособления полного оборудования станции…» В 1924 году электрическая станция была разорена. Монастырский же водопровод в селе действует и доныне.
В 1903 году Свято-Григорьевский Бизюков монастырь праздновал собственный вековой юбилей. Празднество, согласно избранной программке, утвержденной Святейшим Синодом, было трехдневным и по традиции приходилось на Крестовоздвижение. В Бизюков монастырь раз в год к деньку Воздвижения Добросовестного и Животворящего Креста Господня стекалась масса народа, время от времени более 3-х тыщ человек. А в сей раз — «…богомольцев, прибывших (пароходами, в экипажах, пешим порядком, авт.) на монастырское торжество, тыщ до двенадцати» (Херсонские епархиальные ведомости.- 1903-№ 19.) Касперовская икона Божьей Мамы
Поток паломников, богомольцев и странников к монастырю был бесконечен. Сначала XX столетия поклониться виду Святой Чудотворной Касперовской иконе Божьей Мамы их стекалось до нескольких тыщ. Богомольцев располагали и кормили во славу Божию, а не за средства. Тут для их расположения имелось все нужное. Гостиницы и постоялые дворы для отдыха, а главное — церкви и соборы для молитвы.
Тянулось к монастырю и дворянское сословие. Специально выстроенная для него гостиница изредка была пустующей, знать Санкт-Петербурга и Москвы нередко приезжала сюда. Монастырь был возлюбленным местом российских православных царей со времен Екатерины II. Славная императрица, наведавшись в обитель, отметила тут особенный порядок и мудрейшее правление игумена Феодосия. В 1916 году Свято-Григорьевский Бизюков монастырь посетил с семьей правитель Николай II.
Монастырь рос и богател, славя Бога. Но мир непреклонно тяготел ко злу. Чтоб ему противостоять, необходимы были настоящие, высокообразованные духовно подвижники и 1913 году при Свято-Григорьевском Бизюковом монастыре открываются миссионерские курсы, а в 1914 г. на их базе утверждается единственная в Рф Духовная миссионерская семинария. Студентами становились малыши из семей монастырского поселения, которое к тому времени было широким. Летом 1917 года тут состоялся Общероссийский съезд православных миссионеров. Семинария представляла собой красивое архитектурное сооружение в три этажа, имела необъятную благоустроенную местность и отлично вписывалась в ландшафт. Имела все нужное для плодотворного процесса обучения. Сначала прошедшего века эту семинарию закончил прославившийся на духовной и пастырской ниве Херсонщины архимандрит Варсонофий (Юрченко). Упокоен он в Херсоне около храма Всех Святых. К его могиле не прекращается поток верующих и в наши деньки. Многие получают тут молитвенную помощь. До революции монастырь всегда знал нужды и чаяния народа. Его благотворительная деятельность обширно распространялась как на личных лиц, так и на различные общества и в особенности детские учреждения. Духовное же воспитание оставалось главной его задачей. Свято-Григорьевский Бизюков монастырь имел собственный филиал в с. Камышаны под Херсоном. Там находилась Свято-Успенская женская обитель, которой монахи всячески помогали, как молитвенно, так и плодами земных собственных трудов. Духовная связь их была неразрывной. О монастырской поликлинике следует упомянуть особо. Открытие её по благословению архиепископа Сергия состоялось в декабре 1891 г. Получали тут помощь, как стационарную, так и амбулаторную, монашествующие, служащие в монастыре, штатные рабочие и пришлый народ (богомольцы, странники, сроковые рабочие), начиная от собственной до смежной и отдаленных губерний. Вылечивали в числе иных такие заболевания как тиф, пневмонию, дизентерию, сибирскую язву и лихорадку. Проводили и легкие хирургические операции. Отлично снабжалась аптека. Лекарства привозили из Одессы и Херсона. Питание нездоровых было скооперировано зависимо от заболевания. Соблюдалась диета, а в постные деньки всем без исключения готовилась постная еда. Общее число мест в стационаре было 12, но по мере надобности его могли прирастить. О качестве и результатах исцеления в монастырской поликлинике можно судить по такому примеру. За весь 1891 год из 1659 амбулаторных и 113 стационарных нездоровых погиб только один. 1-ая глобальная война отозвалась в сердцах монастырского братства жаркой молитвой. С первых дней схваток обитель стала оказывать и вещественную помощь фронту. По указанию архиепископа Назария, в 1914 году был сформирован отряд из братии и иеромонахов. Их научили санитарному делу и выслали на фронт. В самом монастыре был оборудован госпиталь для покалеченых.
Архитектура монастыря
Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.До революции 1917 года на местности монастыря находились:
собор Вознесения Господня; Григорьевская церковь; Спасская церковь; Пантелиимоновская церковь; Зимний собор (Покровская церковь); церковь 3-х Святителей; архииерейские палаты; гостевая обитель; сиротский приют; бессчетные хозяйские постройки, включая свою электрическую станцию.