Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 14:00

Покровский монастырь (Харьков)

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Свято-Покровский монастырь
укр. Свято-Покровський монастир
Харьков. Покровский собор и архиерейский дом.jpg
Вид на Покровский собор с колокольней и Озерянскую церковь
В какой стране находится: Украина
В каком городе: Харьков
Какова конфессия: Православие, УПЦ МП
Епархия монастыря: Харьковская Епархия монастыря:
Тип монастыря: Мужской
Кто основатель: Епифаний Тихорский
Когда основан (Дата основания): 1726 год
Кто настоятель монастыря: архиепископ Изюмский Онуфрий Легкий
Официальный сайт: Официальный Официальный сайт:

Описание монатяря "Покровский монастырь (Харьков)"

монумент архитектуры

Монастырь Свято-Покровский монастырь укр. Свято-Покровський монастир Харьков. Покровский собор и архиерейский дом.jpgПокровский монастырь — православный мужской монастырь в историческом центре Харькова (ул. Институтская).

Основан в 1726 году Белоградским епископом Епифанием (Тихорским) на местности бывшей Харьковской крепости в связи с переносом в Харьков архиерейской школы (в 1731—1840 гг. — Харьковский Коллегиум). Заглавие получил по присоединённому к монастырю синодальным указом от 1729 года бывшему приходскому храму Покрова Пресвятой Богородицы, в текущее время являющемуся самым старенькым зданием городка.

Содержание

1 XVIII век 2 XIX — начало XX века 3 Русские годы и истинное время 4 Наместники 5 Издания монастыря 6 См. также 7 Литература

XVIII век

По состоянию на 1751 год насельниками монастыря были 11 иеромонахов, 4 иеродиакона и 10 монахов, часть которых преподавала в Коллегиуме, причём ректор Коллегиума (в сане игумена, позднее — архимандрита) являлся также настоятелем монастыря. По примеру ректора Столичной академии он носил знаки отличия, приближенные к архиерейским: мантию со скрижалями и панагию.

Программка Коллегиума основывалась на учебном плане Киевской академии, к которому с течением времени было добавлено исследование арифметики, истории, географии, французский, германский и итальянский. В 1768 году при Коллегиуме были открыты Добавочные классы с преподаванием прикладных наук (геодезия, инженерное дело, артиллерия, позднее — инструментальная музыка, танцы, набросок, живопись и архитектура) для подготовки дворянских деток к гос службы. Размещались они за пределами монастыря (на месте библиотеки им. В. Г. Короленко), в 1789 году были разделены от Коллегиума и объединены с Народным училищем в Главное слободско-украинское училище, после основания Харьковского института переименованное в Слободско-украинскую гимназию.

В 1-ые годы в Коллегиуме училось около 400 человек, с течением времени число учащихся возросло в два раза. Посреди выпускников и педагогов особенное место занимает Григорий Сковорода (преподавал поэтику, древнегреческий язык и христианское добронравие), монумент которому в 1992 году был поставлен у монастырской стенки со стороны Каскадного сквера. В Коллегиуме обучались также М. Т. Каченовский, Я. В. Толмачёв, И. А. Двигубский, Н. И. Гнедич. Добавочные классы закончил П. А. Ярославский.

В библиотеке монастыря и Коллегиума, сначало располагавшейся на втором этаже надвратного монастырского строения, хранилось огромное количество редчайших книжек, включая Острожскую Библию 1581 года, Маргарит Иоанна Златоуста 1596 г, Октоихи Столичной печати 1618, 1683 и др., Евангелие Столичной печати 1636 г, требник Петра Могилы 1646 г, Апостол Львовской печати 1666 г и др. В монастырской ризнице также находилось много памятников церковной старины XVII—XVIII веков.

В 1786—1788 гг. при проведении объявленной Манифестом от 26 февраля 1764 г. секуляризации церковных владений в казну были отобраны имения Покровского монастыря, в том числе 3076 десятин земли, 650 душ фермеров, мельницы, винокурни, скотные дворы, сады в губернии и в самом Харькове.

XIX — начало XX века

После образования отдельной Слободско-Украинской епархии (указом правителя Павла I от 16 октября 1799 года) на местности монастыря была открыта Духовная Консистория, а верхняя церковь Покровского храма до 1846 года служила кафедральным собором епархии. Нижняя (тёплая) церковь во имя Трёх Святителей, в XVII—XVIII столетиях служившая также усыпальницей авторитетных харьковчан, а в XIX — архиереев, некое время оставалась за Коллегиумом, который после сотворения в 1805 году Харьковского института реорганизован в чисто духовное учебное заведение (в 1817 году включён в реестр духовных семинарий, с 1840 официально называется семинарией и перенесен из монастыря в новое здание на Прохладной горе — сейчас ул. Володарского, 46, прошлый корпус Харьковского института воздушных сил, на данный момент — Харьковский апелляционный административный трибунал). При епископе Павле (Саббатовском) в 1818 году было выстроено новое каменное здание Коллегиума с домовой церковью, в 1820—1826 — новый Архиерейский дом, пристроенный к собору, также с маленькой домовой Крестовой церковью на втором этаже, и трапезная, объединившая храм с колокольней.

В 1846 году архиерейская кафедра была перенесена в Успенский собор вкупе со всем штатом белоснежного духовенства. К тому времени монастырь населяли всего 8 монахов. Необходимость совершать богослужения привела к повышению числа иеромонахов и иеродиаконов, также монастырской братии вообщем. Согласно местной статистике, число монашествующих в Харькове доходило в 60-х годах до 52 человек, в 70-х 40-55 человек, в 80-х 60, в 90-х — 45—46, но непонятно, каковой процент от этого числа приходится на братию Покровского монастыря.

В конце 1850-х годов усыпальница под нижним храмом монастыря, представлявшая до того времени просто подвал, была расширена и преобразована в церковь, нареченную так, как до этого называлась нижняя церковь, — Трёхсвятительской. Гробница почитаемого в народе архиепископа Мелетия (Леонтовича) († 1840, канонизирован в 1978 году), устроенная, в отличие от других, не в стенке, а открыто, была украшена на пожертвования паломников. Пожар, случившийся в церкви в 1875 году уничтожил сень над гробницей, ступени и жестяной гроб, но внутренний гроб с останками святителя остался цел, что усилило его почитание.

Вид на Покровский монастырь со стороны ул. Клочковской на открытке начала XX века

С 1844 года главной святыней монастыря стала Озерянская икона Божией Мамы, раз в год переносившаяся на зимние месяцы из Куряжского монастыря в Покровский. Сначало она выставлялась в верхней Покровской церкви, где было устроено отопление жарким воздухом. Тесноватый храм, но, не мог вместить всех желающих. В 1896 году была освящена Озерянская церковь, построенная по проекту епархиального конструктора В. Х. Немкина в редчайшей для православной архитектуры базиликальной форме, декорированной византийско-русскими мотивами и двенадцатью столичными главками-луковицами, красиво контрастирующими с украинскими куполами Покровского собора. Мощное здание нового храма закрыло роскошный силуэт Покровского собора со стороны Институтской горки, но возвратило монастырскому комплексу нужную монументальность, утраченную с началом высотной застройки городка. Боковые приделы церкви были освящены в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова и вмч. Димитрия Солунского. Был также устроен нижний храм с усыпальницей, куда из закрывшейся Трёхсвятительской церкви перенесли останки архиепископа Мелетия.

Кроме Озерянской церкви В. Немкиным в монастыре были посторены здание Консистории (ул. Институтская, 6, взамен снесённого прежнего, бывшего головного корпуса Харьковского Коллегиума), корпус келий с трапезной на месте старенькой Консистории, дом настоятеля с главными воротами (ул. Институтская, 8), не сохранившиеся нижние запасные ворота с часовней со стороны Клочковской улицы. По проекту преемника Немкина, конструктора В. Н. Покровского было перестроено принадлежащее монастырю торговое здание по Институтской, 10, сдававшееся Архиерейским управлением в аренду галантерейной фирме «Жирардовская мануфактура».

Русские годы и истинное время

В 1922 году монастырь был закрыт, в зданиях расположены посторонние организации. «Жирардовские мануфактуры» и Архиерейский дом служили корпусами Исторического музея, Озерянская церковь, главы которой были снесены — городским архивом, корпус келий и трапезной — военкоматом Дзержинского района.

В 1950-х годах произведена косметическая реставрация разрушавшегося Покровского собора. В 1960-х разработан проект реставрации храма в начальном виде — с галереей меж церковью и колокольней. Для этого разобрали достроенные в XIX веке трапезную меж церковью и колокольней и переходы к Архиерейскому дому и Озерянской церкви. Далее, но, дело не пошло, и храм простоял в лесах до самой перестройки.

Монастырь в 2012 году Крестный ход в честь Харьковского собора в монастыре. Монахи Покровского монастыря. На хоругвях две Озерянские иконы Православные миряне в монастыре.

15 января 1990 года властями было принято решение о возвращении церкви монастырских сооружений, а 8 апреля состоялось освящение и 1-ая служба в Покровском соборе. Процесс передачи шёл равномерно и закончился к середине 1990-х годов.

27 мая 1992 года на местности монастыря прошёл Архиерейский Собор УПЦ, осудивший филаретовский раскол. На соборе архиереями был избран новый митрополит УПЦ — Владимир (Сабодан).

К 2003 году была завершена реставрация Покровского Собора и Озерянской церкви, восстановлены пристройки XIX века. Перед Архиерейским домом, служащим резиденцией Митрополита Харьковского и Богодуховского и зданием Епархиального управления, установлены памятные знаки 2000-летию Рождества Христова (монумент Иисусу Христу) и 200-летию Харьковской епархии.

Наместники

Виталий (Жуков), архимандрит (1992 — 2000) Севастиан (Щербаков), архимандрит (2000 — 2003) Онуфрий (Лёгкий), епископ (2003 — 2012) Нестор (Петренко), архимандрит (с 25 августа 2012)

Издания монастыря

Покровский вестник (журнальчик). Периодичность раз за месяц, формат А4, 32 стр., на 01.2013 г. изданы 57 номеров.

Прочитано 1971 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...