Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 14:00

Святогорская лавра

Автор 
Оцените материал
(1 Голосовать)


Краткая информация

Монастырь
Свято-Успенская Святогорская лавра
В какой стране находится: Украина
Донецкая область Святогорск
Какова конфессия: Украинская православная церковь Московского патриархата
Епархия монастыря: де-факто Донецкая
Тип монастыря: Мужской
Первое упоминание о монастыре: 1526 письменное
Когда основан (Дата основания): XV век
Известные насельники: Иларион Григорович
Какие имеет святыни и реликвии: Святогорская икона, мощи святых насельников
Кто настоятель монастыря: Архиепископ Арсений Яковенко
Статус: Действующий монастырь
В каком состоянии: действующий

Описание монатяря "Святогорская лавра"

Координаты монастыря: 49°01′42″ с. ш. 37°34′05″ в. д. / 49.02833° с. ш. 37.56806° в. д. / 49.02833; 37.56806 (G) (O) (Я)

Свято́-Успе́нская Святого́рская ла́вра — православный монастырь Украинской Православной Церкви (Столичного патриархата) в городке Святогорске Донецкой области. Из числа монахов, подвизавшихся в монастыре, 17 были прославлены в лике святых. В 2004 г. получил статус лавры.

До 1918 года — Святогорская Успенская пустынь, заштатная, общежительная Харьковской епархии. С 2007 года после разделения Донецкой епархии лавра, хотя и стоит на местности Горловской епархии, приписана к Донецкой епархии.

Монастырь на правом высочайшем меловом берегу Северского Донца (на т. н. Святых горах, в одноимённом государственном парке). Не считая наземных строений, имеются меловые пещеры.

Содержание

1 История 2 Современное состояние 3 Описание монастыря 4 Святые 4.1 Святители 4.2 преподобные 4.3 преподобноисповедники 4.4 юродивые 5 Монастырские храмы 6 В художественной литературе 7 Примечания 8 Ссылки

История

Если веровать церковным преданиям, 1-ые монахи поселились в XIV либо XV веках. 1-ое письменное упоминание о местности «Святые горы» относится к 1526 году. Встречается оно в записках имперского посла Сигизмунда Герберштейна.

1-ое достоверное упоминание о монастыре относится к 1624 году, когда духовенству была пожалована королевская грамота на право владения этой землёй. В 1679 году монастырь захвачен и разграблен крымскими татарами. Потом восстановлен и во 2-ой половине XVIII века утратил оборонное значение, став большим землевладельцем.

В 1787 году по указу императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднён, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в казну. В 1790 году новым обладателем Святогорья стал князь Потемкин-Таврический. По указу Святейшего Синода монастырские храмы Успения Божией Мамы и святителя Николая на горе обращены в приходские, а остальные разобраны и увезены. В упразднённом состоянии обитель находилась практически 57 лет. Земли оставались в роду Потёмкиных.

В 1844 году по ходатайству землевладелицы Татьяны Потёмкиной указом правителя Николая I Святогорский монастырь был восстановлен по чину и уставу Глинской пустыни Курской епархии. За последующие 70 лет он достигнул необычного расцвета, став одним из больших в Русской империи. В этот период не раз подымался вопрос о присвоении Святогорской обители статуса лавры. Монастырь имел кирпичные мастерские, мельницы, различные мастерские, торговые лавки, был известен восхитительными видами и притягивал много богомольцев. Перед первой мировой войной в монастыре находилось около 600 монахов.

Хромолитография 1912 года

Действия 1917 года и приход новейшей Русской власти трагично отозвались на предстоящей судьбе Святогорского монастыря, разграбление которого началось с января 1918 года. В 1922 году монастырь был ликвидирован, а на его месте образован Дом отдыха для трудящихся Донбасса. Пришло время окончательного разорения монастыря.

Святогорская обитель была вновь открыта в 1992 году. Первыми насельниками были монах, священник (на данный момент архимандрит Серафим) и четыре юных юношей «трудников» из Донецка. В этом году монастырю дали разграбленный и осквернённый, превращённый в кинозал Свято-Успенский собор, в боковых приделах были устроены публичные туалеты, сам собор был перекрыт железобетонным перекрытием на два этажа.

В 1995 году, когда возросло количество братии, начали реставрацию и восстановление храмов и корпусов обители.

28 ноября 2003 года Святогорскому монастырю были совсем переданы находившиеся в ведении Славяногорского историко-архитектурного заповедника и санатория «Святые Горы» жилые и хозяйственные строения.

Беря во внимание древность обители, её историческую роль, бессчетные воззвания православных верующих, также активное возрождение монастыря и его благодатное воздействие на духовную жизнь региона и Украины, 9 марта 2004 года Священный Синод Украинской Православной Церкви с благословения Патриарха Алексия Второго принял решение о присвоении монастырю статуса лавры. Таким макаром, Святогорский монастырь стал третьей на Украине православной (после Киево-Печерской, и Почаевской) лаврой.

12 июля 2008 года состоялось прославление Собора святых отцов, во Святых Горах на Донце просиявших. В Собор святогорских отцов вошли 17 святых: один святитель, 11 преподобных, 4 преподобноисповедника и один Христа ради юродивый. Решение о канонизации 16 из их было принято на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви 8 мая 2008 года (журнальчик № 38). Преподобный Иоанн, затворник Святогорский, был прославлен 24 августа 1995 года.

7 июля 2009 года братией монастыря были обретены мощи первого настоятеля Святогорской пустыни по её возобновлении в 1844 году архимандрита Арсения (Митрофанова) и мощи подвижника и прозорливца преподобного Исаакия (Головина).

Перечень настоятелей и наместников Андреевская часовня, XIX век Симеон, иеромонах (ок. 1624) Кирилл, иеромонах (ок. 1640) Игнатий, иеромонах (ок. 1651) Феофан, игумен (ок. 1654) Гавриил, иеромонах (ок. 1661) Корнилий, игумен (ок. 1672) Иоиль Озерянский, архимандрит (ок. 1679) Иосиф (Кононович), архимандрит (ок. 1687) Феодосий, архимандрит (ок. 1691) Вениамин, архимандрит (ок. 1701) Иона, игумен (ок. 1705) Вассиан (Васильковский), архимандрит (ок. 1707) Севастиан (Юхновский), архимандрит (ок. 1714) Арсений (Зарудный), архимандрит (ок. 1720) Митрофан (Шеинков), архимандрит (ок. 1723) Иларион (Григорович), архимандрит (1733—1737) Фаддей (Кокуйлович), архимандрит (1738—1758) Рафаил (Мокренский), архимандрит (1758—1765) Лаврентий (Кордет), игумен (с 1765) Матфей (Млодзинский), архимандрит (ок. 1766) Сильвестр (Кияновский), игумен (ок. 1767) Феофан (Феодоровский), архимандрит (с 1770) Филарет (Финевский), игумен (до 1787) Венедикт, архимандрит (1787—1788) Арсений (Митрофанов), архимандрит (1844—1859) Герман (Клица), архимандрит (1859—1890) Вассиан (Дегтярев), архимандрит (1890—1909) Трифон (Скрипченко), архимандрит (1909—1922) Иоанн (Стрельцов), игумен, (1926—1931 — временно исполнял обязанности настоятеля Святогорской Успенской пустыни при Всехсвятской кладбищенской церкви, управлял оставшейся братией) Серафим (Лаврик), архимандрит (1992—1995, до монашеского пострига строитель - протоиерей Николай Лаврик, после пострига наместник - иеромонах, потом игумен и позднее архимандрит Серафим Лаврик) Арсений (Яковенко) (с 20 января 1995, наместник - игумен, потом архимандрит, епископ, архиепископ) Святогорская икона Божией мамы

Современное состояние

Свято-Успенская Святогорская лавра является значимым духовным центром православной паствы восточной Украины и юга Рф.

На сей день отреставрирован Успенский собор, монастырская колокольня с Покровским храмом, древний храм обители в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских со скитом, в каком по благословению головного архиерея братия одевается в древную форму одежки. Со стенок старых пещер стерты раны богоборческой эры, и восстановлен храм в честь преподобного Алексия, человека Божьего и храм святителя Николая на вершине меловой горы. Реальным монументом древесного зодчества можно считать возрожденный Всехсвятский скит с древесным храмом в честь всех святых нашей земли.

Сейчас все храмы, пещеры и уцелевшие строения возвратили монастырю. Повиновение в обители несут более сотки человек братии. Летом 2014 года в монастыре отыскали приют 800 беженцев, в том числе 300 деток.

Священным Синодом Украинской православной церкви Лавра определана местом пребывания епископов Иннокентия (Шестопаль), Ипполита (Хилько), схиепископа Сергия (Зализницкого) (практически проживает в Москве).

Описание монастыря

Меловые пещеры с церковью святителя Николая над ними

1-ые монахи выкопали церкви и кельи в верхнем ярусе. Через мелкие оконные просветы в их проникал свет, освещавший фрамугу (нишу) для иконы, вырубленную в меловой горе лежанку, ступень, просветы для дверей. Кельи соединяются с квадратным залом со сводом, опирающимся на мощный столб в центре. В восточной стенке ещё видны следы от иконостаса первой подземной церкви Святогорского монастыря до 1632 г. Поначалу она называлась Успенской, потом Николаевской, а в XIX в. Иоанна Предтечи.

От этой пещерной церкви разветвляются лабиринты тротуаров и келий. Один маленькой тротуар соединяет её с квадратной трапезной, севернее которой шёл проход на верхний 3-ий ярус пещер, где была Успенская церковь. 2-ой проход ведет к нижнему ярусу пещер с Алексеевской пещерной церковью высотой до 4 м. В 1753 г. сюда, во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны, сослали раскольника Чекменьева, который «сеял меж обычным народом ереси». Алтарная часть Алексеевской церкви имела форму сегментной фрамуги и была разделена от основного места пилястрами, на которые опирается арка, где крепится иконостас.

В неприметном месте снутри меловой горы размещена церковь преподобных отшельников (затворников) Антония и Феодосия. Маленький коридор, вырубленный в меловой породе, ветвится на три коридора, ведущих к главному месту в церкви. Основали её последователи киевских монахов, бежавших сюда от Батыевых орд. Недалеко от неё археологи отыскали посуду VIII—X вв. Как следует, тут жили ещё в каменном веке, сюда бежали люди в момент угрозы, тут высылали язычники и 1-ые христиане свои культовые ритуалы.

На площадке мелового утеса торчат остатки трехкамерной Николаевской церкви, построенной в стиле слободского барокко. Согласно рисунку монастыря в 1679 г. на том месте подымалиь три мощных меловых конуса с прорубленными окошками. Разумеется пещерная Успенская церковь под воздействием природы либо человека отчасти обвалилась и оголила часть интерьера (внутреннего места). Церковь не только лишь дополнила утраченную часть меловой горы, да и стала её украшением. Как в других православных, российских церквях, её купола размещены по оси восток-запад. Православные, российские мастера XV—XVI вв., пытаясь придать своим строениям стройный вид, обычно ставили на восьмигранник большего объёма восьмигранник наименьшего объёма. Над алтарем церкви высится пирамидальная башня с маленьким барабаном и грушевидным куполом. Схожим куполом увенчан западный алтарь. Центральную башню декорирует декоративный орнамент из кирпича по окружности (периметру) башни.

Монашеский скит

Монастырский птичник

Спуск к воде

Хозяйственный двор

Святые

Герман Святогорский Святители епископ Крутицкий Иларион (Григорович) (1696—1759); преподобные архимандрит Фаддей (Кокуйлович) (около 1694—1758); архимандрит Рафаил (Мокренский) († 1765); архимандрит Арсений (Митрофанов) (1805—1859); архимандрит Герман (Клица) († 1890); архимандрит Софроний (Смирнов) (1828—1921); иеросхимонах Лонгин (Грифцов), (1798—1882); Иоанн Святогорский иеромонах Феодосий († 1850); иеромонах Киприан (Манько) (1811—1874); иеромонах Иоанникий (Аверкиев) (1823—1882); иеромонах Исаакий (Головин) († 1903); иеросхимонах Иоанн (Крюков), затворник Святогорский (1795—1867); преподобноисповедники архимандрит Иоиль Озерянский (XVII век); архимандрит Трифон (Скрипченко) (1865—1939); схиархимандрит Миша (Галушко) (1877—1961); игумен Иоанн (Стрельцов) (1885—1970); юродивые монах Феофил (Шаронин) († 1868).

Монастырские храмы

Храмы и часовни, находящиеся на местности Святогорской лавры:

собор Успения Пресвятой Богородицы (1859—1868); церковь Покрова Пресвятой Богородицы (с нижним храмом праведного Филарета Милостивого; 1850); церковь святителя Николая Чудотворца (1851); пещерный храм Рождества Иоанна Предтечи (до XVI в.); пещерный храм преподобного Алексия, человека Божия (1861 г.); пещерный храм преподобных Антония и Феодосия Печерских (до XVIII в.); часовня апостола Андрея Первозванного (сер. 1850-х гг.) Новые постройки церковь Рождества Богородицы (2011 г.); церковь святого пророка царя Давида (2011 г.); церковь в честь всех преподобных отцов, в подвиге просиявших (2011 г.); часовня водосвятная (2004 г.); часовня преподобных Арсения и Германа Святогорских (2009 г.); часовня преподобных отцов Киево-Печерских (2013 г.); часовня надкладезная (идет строительство); Кирилло-Мефодиевская лестница (восстановлена в 2013 г). Приписные храмы и часовни в округах храм в честь мучениц Веры, Надежды, Любви и мамы их Софии (строится в г. Святогорске как соборный храм городка); Всехсвятский скит 2005 г. скит в честь иконы Божией Мамы «Всех скорбящих Радость» в селе Богородичное Свято-Георгиевский скит в селе Равнина скит святителя Иоанна Шанхайского в селе Адамовка, на месте дома Максимовичей, в каком родился святитель Свято-Николо-Феодосиевский скит: храм святителя Николая Чудотворца с боковым алтарем в честь святителя Феодосия, архиепископа Черниговского (1870 г.).

Ранее в монастыре также были церкви: Петропавловская, Преображенская (c нижним храмом в честь Казанской иконы), Ахтырская (в больничном хуторе либо больничном скиту), трапезная церковь Рождества Богородицы, прп. Арсения Величавого в Арсеньевом скиту, Храм Христа Спасателя в Спасо-Святогорском скиту.

Изображение Пресвятой Богородицы — Игумении у входа в Святогорскую лавру (архитектор Николай Шматько)

Успенский собор

Покровская церковь

Древесная церковь Всех Святых (Всехсвятский скит)

В художественной литературе

В Святогорской лавре происходит действие рассказа Антона Павловича Чехова «Перекати-поле». Монастырь описывается в рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Святые горы». Монастырю посвящено стихотворение Фёдорвея Ивановича Тютчева «Святые горы». Василий Иванович Немирович-Данченко написал очерк «Святые горы».

Монашеский скит

Монастырский птичник

Спуск к воде

Хозяйственный двор

Прочитано 2238 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...

Другие материалы в этой категории: Донецкий Иверский монастырь »