Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 13:48

Густынский монастырь

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Густынский Свято-Троицкий монастырь
Густинський Свято-Троїцький монастир
В какой стране находится: Украина
В каком селе: 17544, Украина, Черниговская обл., Прилукский р-н, с. Густыня.
Какова конфессия: Украинская православная церковь Московского патриархата
Епархия монастыря: Черниговская Епархия монастыря:
Тип монастыря: женский
Кто основатель: Иеросхимонах Иоасаф
Когда основан (Дата основания): 1600 год
Какие имеет святыни и реликвии: Густынская чудотворная икона

Описание монатяря "Густынский монастырь"

Координаты монастыря: 50°38′11″ с. ш. 32°28′24″ в. д. / 50.63639° с. ш. 32.47333° в. д. / 50.63639; 32.47333 (G) (O) (Я)

Густынский Свято-Троицкий дамский монастырь ― правоверная обитель в селе Густыня Черниговской области Украины. Один из выдающихся памятников украинского барокко. Место сотворения Густынской летописи.

Содержание

1 История 2 Современность 3 Исторические монументы 4 Примечания 5 Литература 6 Ссылки

История

Основан в 1600 г. иеросхимонахом Иоасафом, пришедшим с Афона в Киево-Печерскую Лавру. Скоро по случаю заболевания Иоасафа, из Киево-Печерской Лавры для устроения монастыря прибыл старец Исаия Копинский, потом митрополит Киевский. При его помощи монастырю были даны земляные угодия и привилегии обладателем этих мест князем Мишей Корибут-Вишневецким и его супругой Раиной Могилянкой. В 1614 г. построена древесная Троицкая церковь. В 1615 г. Корибут-Вишневецкий отдал монастырю право владения полуостровом, где стоял монастырь.

В 1620 г., при возвращении из Москвы через Украину, Густынский монастырь по приглашению гетмана Петра Сагайдачного посетил иерусалимский патриарх Феофан. В Киеве патриарх, по требованию гетмана и согласно своим исключительным правом, рукоположил Киевского митрополита Иова Борецкого и ещё пятерых епископов. Так была восстановлена высшая иерархия Украинской Православной Церкви. В числе новых епископов был и основоположник монастырей на Прилутчине, а потом игумен Киево-Братского монастыря Исаия Копинский. Его рукоположили епископом в Перемышль, но через гонения и преследования Исаия обязан был возвратиться в Киев. Исаия Копинский ещё при жизни первого игумена Иоасафа (начиная кое-где с 1615 г.) в течение 2-ух десятилетий управлял Густынским монастырём, а все настоятели в те годы практически были его наместниками.

Пожары, бывшие в 1625 и 1636 гг., убили практически все сооружения. В 1636 г. монастырь сгорел дотла, «со всей украшением и лепота». Пепелище было так страшным, что монахи решили отстроить монастырь на новеньком месте. Только за два года (1636—1637) удалось выстроить Успенскую церковь с трапезной, братские кельи, перенести старенькую колокольню, оградить монастырь и окопать его рвом.

За поддержку левобережными монастырями народных восстаний против шляхты Иеремия Вишневецкий начал наказывать не только лишь казаков и фермеров, да и монахов. Игумен Василий с монахами Густынского монастыря, не дожидаясь собственной очереди и прихватив всё ценное, бежали в Путивль, «в чужую землю Московськую», как записал летописец.

В 1639 г. монастырь посетил митрополит Пётр Могила и привёз с собой нового игумена из Лавры Илью Торского. Митрополит Могила устанавил крест на месте, где должна быть новенькая церковь. Он провозгласил игумена и отдал приказ выстроить новейшую огромную церковь. На строительство церкви в 1641 г. игумен выпросил значительную помощь от молдавского господаря Василия Лупу и от столичного царя Миши Фёдоровича. За 5 лет монастырь был восстановлен, построена Троицкая церковь.

Густынская летопись ведает, что Троицкая церковь стоит на телах трёх страдальцев. Из летописи узнаём и о катастрофы, которая разыгралась в 1640 г.: татары из Крыма пришли под самый Киев и только там, получив отпор, пронеслись вспять до Перекопа, гневно выжигая на своём пути казацкие сёла и хутора. Очень пострадали и Прилуки. Когда всё угомонилось, через три денька, путешественники поблизости монастыря узрели порезанных деток, брошенных на распутье и принесли их в монастырь. Игумена Ильи на то время не было, и кто-то из монахов распорядился похоронить малышей в старенькой келье. А позже об этом и совсем запамятовали, и даже отцу-игумену не доложили. В один прекрасный момент отец Илья во сне увидел трёх малышей, которые молились перед Богом, прося милости Божией Густынский обители и её братии. Игумен сказал об этом монахам, тогда же кто-то и вспомнил о погребении, их раскопали, обнаружив тела мучеников-младенцев вечными и, положив в гробнице-раки, торжественно похоронили среди монастыря, где началось строительство новейшей церкви. Над могилой воздвигли алтарь в честь Святой Троицы.

Тарас Шевченко. «В Густыни» (1845).

В 1648 г. монастырь разрушили повстанцы, но Богдан Хмельницкий взял эту обитель под свою «протекцию и оборону» и обеспечил её земляные владения, подтвердила также своим универсалом 1655 года.

В 1654 г., уезжая из Киева в Москву, Густыню посетил антиохийский патриарх Макарий с отпрыском Павлом Алеппским, который оставил потрясающее описание монастыря. В особенности высокопоставленных путников поразила краса иконостаса Троицкой церкви.

Пожар 1671 г. уничтожил Троицкую церковь, колокольня, кельи и бытовые строения. Остались только Успенская трапезная церковь, церковь Петра и Павла. Восстановление началось с игуменского либо Варваринского корпуса с кельями, воротами и колокольней. До 1672 г. построены новые строения взамен уничтоженных, а в 1674—1676 гг. на средства гетмана Ивана Самойловича было начато строительство новейшей большой каменной пятиглавый Троицкий церкви, которая существует и доныне.

В монастыре в 1675 г., в денек Сошествия Святого Духа, был посвящён в иереи будущий митрополит Ростовский Димитрий. Тут жил Иоасаф Белгородский.

23 мая 1675 г. Троицкая церковь была освящена архиепископом Черниговским Лазарем Барановичем. В 1670—1680 гг. монастырю всячески помогали и о нём хлопотали гетманы Иван Самойлович и Иван Мазепа, прилуцкий полковник Лазарь Горленко, а в 1690-х гг. его отпрыск, тоже прилуцкий полковник Дмитрий Лазаревич Горленко. Монастырь украшается новыми монументальными сооружениями, обогащается новыми владениями. На средства полковника Дмитрия Горленко построили высочайшие кирпичные стенки вокруг монастыря, выстроили каменные надвратные церкви ― Николаевскую с запада и Петропавловскую с востока.

В конце XVII в. полковник Дмитрий Горленко, чтоб надёжно защитить монастырь, выстроил вокруг него превосходные стенки с воротами и башнями. Были они с двухъярусными аркадами, внутренними проходами снутри стенки и с узенькими бойницами. Это была уникальная строительная достопримечательность. В 1734 г. восточную часть стенок перестроили, новые стенки украшали с внутренней стороны фигурными арками. Значимая перестройка стенок свершилась в 1754—1756 гг., общая длина их достигала 558 метров. Реставрацию их провели в 1850-х гг. На данный момент крепостные стенки потеряны практически вполне, строят поновой.

Не считая Самойловича и другие гетманы, также казацкая старшина даровала монастырю земли, сёла и хутора. Посреди XVIII в. монастырю принадлежало более трёх тыщ десятин в Черниговской губернии и поболее трёх тыщ душ фермеров. Богатством монастырь уступал только Киево-Печерской лавре. Гетман Мазепа выстроил каменную церковь Успения Богородицы.

В конце XVIII в. монастырь был одним из богатейших в Украине, но 1786 г. русское правительство секуляризировал его владения. Екатерина II указом 1786 г. перевела монастырь к уровню «внештатных», а позже его и совсем устранили. После утверждения штатов для монастырей в 1793 г. Густынский монастырь был закрыт. Более 50 лет он простоял недействующим, огораживание, строения, церкви были повреждены, полуразрушены.

Восстановление началось в 1841 г. с подачи одной из больших помещиц Украины — княгини Варвары Репниной-Волконской, урождённой графини Разумовской, на средства, собранные жителями Полтавщины. В 1843 г. вышел указ Синода о присвоении монастырю 3-го класса, а ещё через полгода ― 15 мая 1844 г., на праздничек, в денек Святой Троицы состоялось праздничное открытие монастыря. Но с восстановлением не торопились. Тогда же, в 1844 г., настоятелем в Густыню Синод провозгласил бывшего архимандрита 1-го из монастырей Санкт-Петербургской епархии Варсонофия. Как писал Александр Кониский, «… сперва таких основоположников ― исковеркать в монастыре и в церквях всё, что припоминает украинскую самобытность, всё, что не подходит под мерку и вкус московско-византийского монашеского деспотизма и аскетизма».

В главной Троицкой церкви убили портреты князя Вишневецкого и Ивана Мазепы, засыпали родовой склеп Горленко, сняли с образов и переплавили драгоценные облачения с гербами Горленко и Самойловичей. Древнейшие иконостасы и казацкие иконы поменяли новыми, заказанными в Петербурге. Но за годы собственного настотельства Варсонофий также возобновил полуразрушенные церкви, выстроил колокольню и гостиницу, два флигеля для монахов, хозяйственный двор с амбарами и конюшнями.

28 июня 1845 г. на Прилутчине побывал Тарас Шевченко, намереваясь изобразить строительные и исторические монументы старой земли. В том же 1845 г. на местности монастыря похоронен генерал-губернатор Малороссии князь Николай Григорьевич Репнин, а позже и его супруга Варвара, происходившая из известной в украинской истории фамилии Разумовских. Потом под Трапезной церковью был устроен домашний склеп Репниных-Волконских. В Троицкой церкви появились склепы Горленковых и Марковичей.

В монастыре после возрождения его одна за другой восстанавливались церкви. Они все в некий мере были перестроены, модернизированы, некие сооружения от этого существенно утратили, осталась незыблемой и постоянной только основная Троицкая церковь. Архимандрит Нектарий в конце XIX в. вернул пруд с пятью мостиками, сад около монастыря, начал декоративный парк вокруг монастырских стенок. Были высажены деревья, устроены цветники, аллейки с беседками и комфортными лавками, построена ограда с калитками. Перед монастырём поражали богомольцев солнечные часы с необычными знаками зодиака. Густыня вновь стала местом паломничества и святым местом. Под её стенками собирались людные ярмарки, икону Густынской Божией Мамы торжественно выносили из Троицкой церкви и ставили в часовне среди ярмарки.

Монастырь процветал до 1917 г. 14 августа 1920 г. «руководителем» монастыря стал Прилуцкий отдел народного образования, который устроил тут детскую колонию, просуществовавшую до начала 1941 г. Монастырь растерял все права на землю, инвентарь, имущество, сбор, продукты питания. Монахам выдавали только небогатый паёк.

Сделанная русской властью ликвидационная комиссия Густынского монастыря стала в особенности интенсивно действовать в 1923 году Сергию (Лубенцову), последнему архимандриту монастыря и братии в количестве 48 человек были выделены звоноверховий дом и сарайчик, церкви закрыли.

В марте 1924 года монастырь был закрыт, сейчас навечно. Иконы и резной иконостас XVII в. были изрублены на дрова, В 1930-х гг. было принято решение о полном разрушении Густынского монастыря, но прихожане смогли отстоять монастырь.

В 1943 года, при германской оккупации, было разрешено поселиться тут монашкам из закрытого русскими властями Ладанского Покровского монастыря, монастырь вновь возродился как дамский. Его возглавила игумения Евстолия. Монастырь разместился в двуэтажном Варвинском корпусе. Богослужение совершалось в Воскресенской церкви. В 1958 г. после погибели Евстолии монастырь возглавила игумения Рафаила.

В 1940-х гг. на местности монастыря был размещён психоневрологический диспансер. Самих же монахинь в 1959 г., 12 июля, на праздничек Петра и Павла, после еще одного закрытия Густынской обители, выставили за ворота. В послевоенное время в монастыре жили инвалиды и пенсионеры. Иконы отчасти были перевезены в Прилуцкий Сретенский собор, а другие вывез в церковь села Ряшки священник. Позднее эта церковь сгорела вкупе с иконами. Монастырь до 1993 г. был интернатом для престарелых. В 1993 г. монахини возвратились, монастырь снова стал действующим.

Современность

Вид монастыря после реставрации 1-ая божественная литургия свершилась 17 декабря 1993 г., когда был освящён престол в Воскресенском храме. Посреди монахинь много довольно юных, до 30 лет, причём у многих дипломы вузов. Сейчас Густыня на сто процентов обеспечивает себя всем нужным. Храмов в монастыре 5:

соборный Троицкий, каменный построен в 1676 г. на месте спаленного в 1671 г.; во имя свв. апп. Петра и Павла (1693—1708); во имя Воскресения Христова прошлый Успенский трапезный (XVIII в.); во имя свт. Николая Чудотворца, над воротами (1693—1708); во имя св. вмц. Варвары домовый при настоятельных кельях (XVII в.), возобновлён в 1844—1845 гг.

За последние 20 лет восстановлены Свято-Троицкий собор и Николаевская церковь, отреставрированы колокольня и огораживание монастыря. В 1994 г. восстановлена Воскресенская церковь, в 1997 г. Троицкая, в 1999 г. Николаевская, в 2000 г. Петро-Павловская церковь. К торжествам по случаю 400-летия обители написана большая икона.

В монастыре 53 га земли, есть животноводческая ферма, птицеферма, есть мини-пекарня, своя сельхозтехника. При обители действует детская воскресная школа, имеется паломническая гостиница, работает монастырская аптека. Игуменья направляет музыкально одарённых насельниц в Черниговское Духовное училище, в монастыре проф регенты.

Исторические монументы

В XVII в. в монастыре сделаны выдающиеся монументы украинской историографии: «Густынская летопись», обхватывающая историю Малороссии со времён Киевской Руси до 1597 г., и «Летопись монастыря Густынского». Святыни: Густынская чудотворная икона Божией Мамы (с левой стороны иконостаса Троицкой церкви) и мощевичок с частичками мощей святых Феодосия Черниговского, Иоасафа Белгородского, Димитрия Ростовского, преподобных Лаврентия Черниговского, Кукши Одесского, великомучеников Варвары и других святых.

Прочитано 1949 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...

Другие материалы в этой категории: Елецкий монастырь »