Содержание
1 Основание монастыря 2 Развитие монастыря в XV веке 3 Упадок монастыря 4 Восстановление монастыря в XVII веке 5 Развитие в XVIII веке и ликвидация монастыря 6 Описание монастыря 7 Перечень настоятелей 8 Примечания 9 ИсточникиОснование монастыря
В Средние века Тршебоньский монастырь был общепризнанным центром развития образования и живописи на юге Чехии. Монастырь был основан 4-мя отпрысками Петра I из Рожмберка, которым архиепископ Праги Ян I Очко из Влашими 12 мая 1367 года выдал разрешение конвертировать Тршебоньский приход Святого Ильи в монастырь постоянных каноников Святого Августина. Рожмберки также обеспечили существование в монастыре первых восьми монахов, трое из которых были присланы из августинского монастыря Роуднице-над-Лабем его пробстом Микулашом. В течение последующих 20-ти лет на месте маленького приходского костёла был воздвигнут готический монастырский храм Королевы Девы Марии и Святого Ильи и примыкающее к нему здание конвента.
Монастырю были пожалованы сёла Доманин, Дунаёвице, Дворец, Граховиште, Милетин, Споли и Шальмановице. Согласно земляному регистру 1378 года, в феодальной зависимости у монастыря находились 162 крестьянских дворов общей площадью 70 гуф. Общий доход монастыря от этих хозяйств в том году составил 1907 грошей. Монастырь стремительно развивался благодаря поддержке Рожмберков. В 1380 году община монастыря состояла уже из 18 монахов, а в 1389 — из 21. В 1385 году 1-ый пробст монастыря Бенеш достигнул царского доказательства рожмберкских учредительных грамот.
2 февраля 1389 года папа Урбан VI удовлетворил прошение братьев Яна и Ольдржиха из Рожмберка повысил статус пробста Тршебоньского монастыря до звания аббата. После чего каноники монастыря получили право без помощи других избирать аббата из собственной среды. 1-ый аббат Бенеш отошёл от дел в 1390 году и погиб 5 лет спустя.
Развитие монастыря в XV веке
Совместно с повышением владений Рожмберков росло и благосостояние монастыря, ставшего большим землевладельцем. Кроме имений, жертвовавшихся и завещавшихся Рожмберками монастырь брал и выменивал новые и новые владения как в Чехии, так и за её пределами (к примеру, виноградник в Австрии). Возможно от Йиндржиха III из Рожмберка монастырь получил, кроме нескольких дворов и лугов, пруд Деканец и некие доходы от сёл Бранна и Слабошовице в качестве компенсации за село Опатовице, затопленное рожмберкским прудом, который по этой причине окрестили Опатовицким.
Во время гуситских войн Тршебоньский монастырь, благодаря защите Ольдржиха II из Рожмберка, не был разграблен и сожжён, в отличии от многих других чешских монастырей. С другой стороны, вотчины монастыря не пострадали и от самого Ольдржиха, захватившего в период войн большие монастырские владения на юге Чехии (а именно, земли Златокорунского монастыря). Невзирая на это, в 1421 году тршебоньская братия переехала в целях безопасности в австрийские монастыри и возвратилась в Тршебонь исключительно в начале 30-х годов. Монастырские вотчины, в отличии от самого монастыря, во время войны были не один раз разграблены гуситами вкупе с вотчинами Рожмберков: в 1422, 1425 и 1433 годах.
После возвращения монахов начинается новый шаг консолидации и подъёма Тршебоньского монастыря. Тршебоньский конвент достигнул в XV веке настолько широкой известности и высочайшего авторитета, что его монахов приглашали и направляли для роли в учреждении новых монастырей, как в Чехии, так и в Австрии (а именно, в 1455 году они участвовали в учреждении августинского монастыря в Борованах).
В период военного противоборства короля Йиржи из Подебрад и католического Зеленогорского единства в 1467—1468 годах владения Тршебоньского монастыря подверглись нападениям и грабежам.
Упадок монастыря
В последующем столетии ситуация поменялась кардинально. Посреди XVI века в Тршебоньском монастыре, как и в других монастырях, наблюдалось существенное ослабление дисциплины и падение характеров. Дело дошло до того, что 24 ноября 1556 года владарж Вилем из Рожмберка направили в монастырь серьезное послание с требованием повысить монастырскую дисциплину и закончить моральное разложение. Но это не посодействовало: нравственный упадок братии дошёл до того, что монахи в опьяненном виде шли даже на совершение злодеяний. Из-за отвратительного управления хозяйством монастыря он опустился в безмерные долги.
Вилем из Рожмберка решил кардинально убрать задачи тршебоньской братии и в 1566 году с согласия короля Максимилиана I закрыл Тршебоньский монастырь. Желая поправить ситуацию в духовной сфере, Вилем пригласил в Тршебонь иезуитов, но они отказались прислать туда собственных священников. Тогда Вилем переподчинил Тршебоньский приход Милевскому монастырю премонстрантов, при всем этом в приходы Тршебоня и Младошовице были назначены светские админы. Собственность Тршебоньского монастыря, включая архивы и библиотеку, перебежала во владение Вилема из Рожмберка.
Одна из статуй в ареале костёла Святого Ильи и Королевы Девы Марии.Восстановление монастыря в XVII веке
В 1631 году повелитель Чехии Фердинанд II, в принадлежности которого в тот период находились тршебоньские владения пресекшегося рода Рожмберков, принял решение о восстановлении Тршебоньского и Борованского монастырей и возвращении им всех их владений и другого имущества, включая архивы и библиотеки. Функции временного админа монастыря были возложены на аббата австрийского монастыря Клостернойбург. Из Австрии же были присланы новые каноники монастыря, которые сначало разместились в Тршебоньском замке.
Строй работы по реконструкции монастырского комплекса продлились до конца 30-х годов, а восстановление разорённых войной вотчин — до 60-х годов. Монастырь управлялся клостернойбургским аббатом в качестве временного админа до 1663 года. Последний админ Бернард Шмединг ходатайствовал перед королём о возобновлении выборов тршебоньского аббата либо пробста, так как не мог уже управлять сразу 2-мя монастырями, но повелитель ввёл должность вице-администратора, который взял на себя конкретное управление Тршебоньским монастырём и борованскими канониками.
11 марта 1663 года повелитель провозгласил первым вице-администратором Норберта Херрмана. Новый настоятель установил в обители серьезный распорядок и значительно прирастил доходы монастыря компетентным управлением его имениями. Не считая того, Херрманом своими руками была написана хроника дома Рожмберков. Необходимо отметить, что у активного и предприимчивого настоятеля не сложились дела с новыми собственниками Тршебоньского панства, князьями Шварценберками, с которыми он долгое время вёл имущественные споры, забрасывая жалобами и их, и царскую канцелярии. В процессе развития конфликта Херрман закрыл панский ораторий в монастырском костёле, а князь Иоганн Адольф I цу Шварценберг решил переместить монастырь за границы Тршебоня. В дело вмешался архиепископ Праги, приказавший Херрману закончить дрязги, но конфликт завершился только со гибелью вице-администратора в 1699 году.
Развитие в XVIII веке и ликвидация монастыря
В 1738 году вице-администратор монастыря Войтех Прехтль получил статус аббата. Восстановление монастыря к тому моменту было стопроцентно окончено и монашеская братия по национальному составу уже вновь стала чешской. Тршебоньский монастырь стал общепризнанным центром духовной и культурной жизни городка и окрестности, заботясь не только лишь об укреплении церковной веры, да и о развитии науки, искусства и образования. В это время была проведена реконструкция монастырской мельницы у Опатовицкого пруда, построены новое здание аббатского дома, капелла Святой Варвары и другие строения.
Последним аббатом монастыря в 1750 году стал Аугустин Марек из Баворова, имя которого до сего времени носит сделанный им Марковский пруд. При нём расцвет Тршебоньского монастыря продолжился, но в конце жизни аббата обитель поняла вереница неожиданных бедствий и разрушений: три года попорядку случался неурожай, вызвавший голод и эпидемию чумы. Четвёртый год осенью отдал отличные ростки, но сильный град уничтожил их практически на сто процентов, а те, что уцелели, были съедены массовым нашествием мышей. Не считая того, от чумы полёг большой рогатый скот. В довершение всех несчастий в 1771 году из-за невнимательности работников, ремонтировавших башню костёла, в монастыре начался пожал, ставший наисильнейшим за всю историю Тршебоня. Не считая монастырского комплекса, на сто процентов выгорели 68 домов, ратуша с башней, пивоварня, мясные лавки. Пожар не тронул только Тршебоньский замок и 21 дом за его пределами. У монастырского костёла сгорела только крыша, но в итоге обвалился шпиль, который при падении пробил свод пресвитерия. Ремонт костёла был проведён в кратчайшие сроки, но в итоге новый свод утратил свои начальные готические черты, приобретя барочный вид. Новенькая крыша была ниже предшествующей, а высшая часть башни костёла заполучила очертание луковки.
«Моление о чаше». Кусок «Тршебоньского алтаря» костёла Святого Ильи и Королевы Девы Марии. Конец XIV века.Монастырь был фактически восстановлен после пожара когда 14 июля 1785 года погиб аббат Аугустин Марек, а 20 октября 1785 года в процессе религиозной реформы Иосифа II Тршебоньский монастырь был закрыт. Монахам не позволили похоронить их последнего настоятеля в аббатской крипте монастыря, потому Аугустин Марек из Баворова был погребён на городском кладбище. Админ монастырского имущества позволил братии находиться в монастыре до марта 1786 года, после этого они были разбросаны по различным приходам царства. Управление приходами Тршебоня, Младошовиц и Борован было передано светскому пастору. Каждому из бывших каноников монастыря была назначена каждогодная пенсия в 300 гульденов. Владения монастыря были оценены в 146 708 гульденов и выставлены на аукцион, где их приобрёл за 162 876 гульденов Иаганн I Непомук, 5-й князь Шварценберг. Бывшие монастырские вотчины вошли в состав Крумловского герцогства Шварценбергов, а в монастырском комплексе было расположены органы управления княжескими лесами и охотничьими заповедниками. Монастырские ворота с того времени несут на для себя в качестве 1-го из украшений древесный рельеф Святого Губерта — небесного покровителя охотников.
Описание монастыря
Доминантой ареала монастыря является храм Святого Ильи и Королевы Девы Марии. К его северной стороне прилегает двухэтажное здание монастырского конвента квадратной формы с клуатром, уцелевшим практически в уникальном виде с конца XIV века. Клуатр с широкими заострёнными аркадами с узенькими балюстрадами служит обычным обрамлением внутреннего квадратного «райского двора» (сада). В центре восточного крыла клуатра находится капелла Святого Иоанна Богослова, стоящая на начальном фундаменте. Среди сада находится колодец.
Двор монастыря состоит из комплекса построек, приемущественно, возведённых в XVIII веке в строительном стиле барокко. Исключение составляет здание на южной стороне двора с готической капеллой Святого Винцента на нижнем этаже, построенное до 1380 года по указанию Петра II из Рожмберка. Сначало она служила домашней часовней Рожмберков, но в 1395 году была передана монастырю (до нашего времени не сохранилась). Среди монастырского двора находится каменный фонтан конца XVII века.
В монастыре сохранились готические окна, увенчанные красивыми узорами, и стенные росписи конца XIV — XVI веков.
Известным шедевром монастырского костёла Святого Ильи и Королевы Девы Марии является «Тршебоньский алтарь» — одно из знаменитейших чешских произведений международной готики конца XIV века, выполненное неведомым создателем, именуемым Мастером Тршебоньского алтаря.