Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 14:00

Троице-Феодоровский монастырь

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Троице-Феодоровский монастырь
В какой стране находится: Россия
В каком городе: Казань
Какова конфессия: православие
Епархия монастыря: Казанская
Когда основан (Дата основания): XVI век
Какие имеет святыни и реликвии: чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, чтимый образ вмч. Феодора Стратилата

Описание монатяря "Троице-Феодоровский монастырь"

Троице-Феодоровский монастырь — монастырь в Казани, который размещался на высочайшем Федоровском бугре на левом берегу Казанки неподалеку от Казанского кремля. Огромную часть собственной истории монастырь существовал как приписной к другим казанским монастырям (В различное время обитель приписывалась к Казанскому архиерейскому дому, к Иоанно-Предтеченскому монастырю, а с 1855 года к Спасо-Преображенскому монастырю).

Содержание

1 XVI—XVII век 2 XVIII век 3 XIX век 4 XX век 5 Монастырь в русское время 6 Настоятели 7 См. также 8 Литература 9 Ссылки

XVI—XVII век

Монастырь был основан меж 1595 и 1607 гг. трудами Казанского митрополита Гермогена, потом Патриарха Всея Руси, и казанского воеводы князя Ивана Ивановича Голицына.

Четких данных об основании монастыря не сохранилось, по надписи на окладе монастырской иконы св. великомученика Феодора Стратилата можно заключить, что в 1607 году Феодоровский монастырь уже существовал.

В конце XVII века был построен в камне храм во имя св. Троицы с колокольней и приделом во имя св. Феодора Стратилата, освященный в 1700 году, от которого монастырь и получил свое заглавие (может быть сначало был и древесный храм во имя св. Феодора Стратилата). Главной святыней монастыря была почитаемая икона Феодоровской Божией Мамы, перечень с чудотворного вида, находящегося в Костроме и икона св. Феодора Стратилата, пожертвованная в монастырь в 1607 г. князем Голицыным.

По традиции каждое лето 20 июля в Феодоровский монастырь совершался крестный ход из кафедрального Благовещенского собора с иконами Казанской Божией Мамы и Смоленской Богородицы из Седмиозерной пустыни.

XVIII век

В 1728 году в Феодоровском монастыре для славяно-латинской школы было выстроено особое здание (по другим данным эта школа находилась в Архиеереском доме в Казанском кремле).

XIX век

К концу XIX века Троицкий храм был окружен маленькими, по большей части древесными строениями: к церкви примыкал маленькой каменный 1-этажный корпус с кельями. Вокруг храма также размещались три древесных одноэтажных флигеля с кельями и больницей, древесное здание просфорни и древесный двуэтажный дом для помещения настоятельницы и сестер (В 1900 году монастырь был преобразован в дамский). В ограде монастыря находилось здание Епархиального свечного завода. Все свободное место в ограде занимал монастырский сад.

12 декабря 1887 у стенок Троице-Феодоровского монастыря на Фёдоровском бугре пробовал свести счеты с жизнью, выстрелив для себя в грудь из пистолета, 19-летний Алексей Пешков. Монастырский охранник Мустафа Юнусов оказал Пешкову помощь, по этому будущий русский писатель Максим Горьковатый выжил.

XX век

23 сентября 1900 года указом Св. Синода (№ 6491) монастырь из мужского заштатного был преобразован в дамский общежительный, с предназначением настоятельницей его монахини Иоанны и 12 ноября 1900 года монастырь был освящен Высокопреосвященным Арсением, Архиепископом Казанским и Свияжским и дальше назывался как «Казанский Свято-Троице-Феодоровский дамский монастырь».

Последующая настоятельница — игумения Анфия (Анна Михайловна Бакакина) управляла монастырем до 1910 года. В возрасте 20 лет она поступила в Казанский Богородицкий монастырь, где несла повиновения на свечном заводе, а через 3 года была переведена в иконописную мастерскую, которой потом стала управлять. Через 21 год, в 1895 году, она была пострижена в монашество. В 1905 году переведена в Троице-Феодоровский монастырь, где несла повиновение в должности казначея и потом настоятельницы Феодоровского монастыря.

До революции монастырю принадлежали: 1) Сенные покосы в Казанском уезде близ дер. Займищ общей площадью 36 дес. 2294 саж. 2) Два лесных участка в том же уезде, — в 50 и 30 дес., в одном из которых, около Займищ, находились дачные помещения, скотный двор со службами и пчельник.

Монастырь в русское время

После переворота 1917 года монастырям ещё некое время удавалось существовать в виде трудовых общин. Троице-Феодоровский монастырь с 6 марта 1925 года также стал именоваться женской трудовой общиной, на попечении которой был оставлен монастырский комплекс. Невзирая на гонения, к 1927 году численность общины выросла до 67 человек, продолжало возрастать число прихожан, составив в 1929 году по данным ТЦИК 463 человека; в монастыре продолжали проводить богослужения священник Аркадий Владимирович Преображенский и псаломщик в сане диакона Миша Федорович Петкевич.

В 1929 году ЖАКТ № 29 обратился к Горсовету с требованием «церковь Федоровского монастыря передать под клуб, детсад ЖАКТу № 21». Городские власти поддержали «требование трудящихся», за дело взялся лично заведующий иностранно-общим отделением НКВД тов. Таипов. Формальный повод для расторжения контракта с монастырской общиной был скоро найден: монахини зарабатывали на хлеб пошивом одеял. Таипов вкупе с инспектором Уголовного Розыска Закировым 5-го марта в 11 часов вечера явился в монастырь, и убедившись, что монахини заняты работой зафиксировал «нарушение». По этому документу от наркома внутренних дел Мратхузина, начальника Управления Адмнадзора ТНКВД Апанасова и заведующего общим отделением Таипова в ТЦИК было ориентировано ходатайство о расторжении контракта и передаче построек под детсад ЖАКТ 21. Невзирая на протесты общины, указывавшей, что крошечный храм не подойдет для детсада, ТЦИК удовлетворил решение, позволив только передать некие иконы (чудотворную Феодоровскую икону Божией Мамы и копию с неё и чтимый образ вмч. Феодора Стратилата, иконы Св. Троицы, св. пророка Божия Илии, Божией Мамы Троеручицы, Казанской, Нерукотворного Спаса), и утварь в Грузинскую церковь. Остальное имущество монастыря, включая 8 колоколов, инспектор Отдела Неналоговых Доходов ТНКФ Ключников передал в Госфонд.

Убедившись на практике, что маленький храм (5 на 5 саженей) не подходит под детсад, церковь постановили разобрать, но после протеста Музейного отдела, разрушение монумента XVII века остановили. В 1932 уцелевшие строения монастыря пробовали приспособить под общежитие студентов Медфармполитехникума, но из-за ветхости остатки монастырского комплекса городские власти приняли решили все строения снести совсем.

Вид на Фёдоровский бугор и монастырь во время разлива Казанки

Последней игуменьей монастыря (с февраля 1923 года) была игуменья Ангелина (Алексеева Анна Степановна, р.1884 — +21.12.1937).

В должности настоятельницы монахиня Ангелина была утверждена в 1910 году епископом Иоасафом Удаловым. 2 июля 1923 г. настоятельница оказала сопротивление захвату монастыря обновленцами, и заявила о непризнании обновленческого ВЦУ и обновленческого Казанского епархиального управления. После закрытия монастыря в 1928 г. монахиня Ангелина проживала в Казани, 27 июня 1931 г. арестована по делу о филиале Поистине православной Церкви в Монгольской АССР за «активное роль в организации снабжения продуктами питания и средствами ссыльного и заключенного за контрреволюционную деятельность духовенства», в выполнении «поручений контрреволюционной организации по связи с епископом Иоасафом Удаловым» и в «распространение контрреволюционных антиколхозных листовок» и осуждена на 3 года ссылки, которую отбывала в Архангельске и Коми АО, По возвращении в Казань помогала епископу Чистопольскому Иоасафу (Удалову), по его поручению посещала в ссылке митрополита Кирилла (Смирнова), передавала письма. Вновь арестована 8 дек. 1937 г. по обвинению в том, что «среди приезжавших к Удалову верующих фермеров систематически вела антисоветскую клеветническую агитацию, сопровождая ее антисоветскими измышлениями о гонениях на религию в СССР, о голоде в колхозах… Вела антисоветскую пораженческую агитацию о неизбежности свержения Соввласти и о торжестве православия». 15 дек. 1937 по приговору тройки НКВД ТатАССРпо приговору тройки НКВД ТатАССР игуменью Ангелину расстреляли. В текущее время отдел канонизации Казанской епархии готовит документы и материалы к канонизации игумении Ангелины.

После окончательного разрушения монастыря в 1930-е некое время на пустыре существовал рынок, где вели торговлю продуктами и различным скарбом. В 1980-е годы федоровский бугор был отчасти срыт, и на его месте выстроили Ленинский мемориал, который после перестройки переименовали в Национально-культурный центр «Казань».

Настоятели

Илларион, игумен, около 1765 г. Арсений 1-й — игумен с 16 июля 1806 г., в предстоящем переведенный в Кизический Введенский мужской монастырь игуменом; Анастасий — игумен с 18 ноября 1820 г., переведенный в предстоящем из Казанской в Воронежскую епархию; Арсений 2-й, по увольнении от должности в сем монастыре и скончался; Никанор — игумен с 17 февраля 1821 г., уволен от сей должности на покой в Седмиезерную пустынь; Иоасаф — игумен с 22 октября 1823 года; Иннокентий — игумен с 17 января 1826 года, переведен игуменом в Кизический Введенский мужской монастырь. Аркадий — игумен с 26 апреля 1829 года, по заболеванию уволен на покой в Седмиезерную пустынь. Савва — игумен с 15 марта 1830 года, переведен в сентябре 1823 года в строители в Цивильский Тихвинский монастырь; Елевферий — игумен с 19 августа 1830 года, переведен 23 мая 1831 года в строители в Цивильский Тихвинский монастырь (по данным описи 1 фонда 290 ГИА ЧР); Гедеон — игумен с 23 мая 1831 года.

После учреждения Троице-Феодровского дамского монастыря

Настоятельница Иоанна с 1900 года Игумения Анфия с 1907 по 1910 год Игумения Ангелина с 1910 до закрытия монастыря в 1928 году

Прочитано 760 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...