Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 14:00

Тихвинский Введенский монастырь

Автор 
Оцените материал
(1 Голосовать)


Краткая информация

Монастырь
Тихвинский Введенский
Введенский Тихвинский монастырь.jpg
В какой стране находится: Россия
В каком городе: Тихвин, Ленинградская область
Какова конфессия: Православие
Епархия монастыря: Тихвинская
Тип монастыря: Женский
Кто основатель: архиепископ Пимен Чёрный
Когда основан (Дата основания): 11 февраля 1560 года
Дата упразднения: в 1924 году
Известные насельники: царица Дария, Таисия Леушинская
Кто настоятель монастыря: игуменья Тавифа Фёдорова
В каком состоянии: обитель восстанавливается
Официальный сайт: Официальный Официальный сайт:

Описание монатяря "Тихвинский Введенский монастырь"

Координаты монастыря: 59°39′ с. ш. 33°30′ в. д. / 59.650° с. ш. 33.500° в. д. / 59.650; 33.500 (G) (O)

Тихвинский Введенский дамский монастырь — действующий православный дамский монастырь, расположенный в городке Тихвин. Основан в 1560 году новгородским архиепископом Пименом, удачно действовал в протяжении нескольких веков. В 1924 году монастырь был закрыт. Решением Священного Синода Российской Православной Церкви открыт с 25 января 2009 года.

Содержание

1 История монастыря 1.1 Основание монастыря 1.2 Досинодальный период 1.3 XVIII век 1.4 XIX век — начало XX века 1.5 Русский период 1.6 Современное состояние монастыря 2 Строения и сооружения монастыря 3 Скиты монастыря 4 Настоятельницы 5 Память 6 Достойные внимания факты 7 Литература 8 Ссылки

История монастыря

Основание монастыря

Введенский дамский монастырь считается «сестрой» Тихвинского Богородичного Успенского монастыря, с которым был основан сразу, по указу Ивана Сурового от 11 февраля 1560 года новгородским архиепископом Пименом.

«Введенский монастырь всегда имеет неразрывное — духовное отношение с Огромным Тихвинским монастырём, составляет с ним вроде бы одну обитель. Крестные ходы, совершаемые в обители в храмовый праздничек введения и на Светлой неделе в Четверг, всегда бывают с иконой Тихвинскою и добросовестными крестами из огромного монастыря. Посещение Высочайших Особ Царствующего дома, Архипастырей и других принципиальных лиц после огромного монастыря, также бывают и для Введенской обители». Досинодальный период

История монастыря становится известной с начала ХVII века, когда сюда в 1604 году переселились из Горицкого Воскресенского монастыря инокиня-царица Дария — 4-ая жена Ивана Сурового, и две её племянницы — княжны Леонида и Александра Григорьевны Гагарины.

Игуменья Дария «местно почиталась в тихвинском в честь Введения во храм Пресв. Богородицы монастыре»

Во время польско-шведской интервенции Введенский монастырь подвергся разорению со стороны литовцев и шведов: по сопоставлению с Успенским монастырём он был слабо укреплён, что позволило шведским войскам под предводительством Якоба Делагарди занять обитель, расположить тут собственный штаб и, уходя, спалить все древесные постройки (14 сентября 1613 года). По преданию, во время нападений вражеских войск инокиня-царица Дарья со своими сподвижницами «скрывались в глуши непролазных болот, а по прекращении бедствий, собирались для богослужения и молитвы в полуразрушенную обитель». По другому рассказу, после пожара и до Столбовского мира монахини проживали в землянке на маленьком озере в 6 милях от обители, нареченном в память о тех событиях «Царицыным». Но никаких прямых документальных либо археологических подтверждений этому нет.

После заключения Столбовского мира начались труды по восстановлению и укреплению обители. В этот период правитель Миша Фёдорович жалует Введенскому монастырю ряд угодий, в обитель поступают пожертвования от царственных особ и личных лиц. После кончины инокини-царицы Дарьи, согласно духовному завещанию, обитель получила её вотчину под Устюжной.

XVIII век

В 1739—1764 годы для Новгородской епархии было изготовлено описание обители:

«В том монастыре каменных церквей две, в их престолов 5, из оных церквей под соборною церковью погребов два, у их своды в обоих каменныя, крыты оныя церкви двойным тёсом, главы обиты зубцоватым чешуйчатым гонтом, кресты на оных церквях древесные, обиты жестью. Колокольня каменная одна, на ней колоколов средних два, малых 6; из оных малых колоколов один расколот, крыта оная колокольня тесом без глав.

При церкви Рождества Богородицы хлебопекарняя келия каменная одна, к ней приделаны сени с чуланом деревянныя ветхия, крыты дранью. Настоятельницы игумений древесных келий 5 и при их сени одни, чулан один, подвал один, крыты тёсом».

До секуляризационной реформы 1764 года года за обителью считались до 1338 душ, 380 десятин пахотной земли и некие угодья.

XIX век — начало XX века

В конце XIX — начале XX века, Введенский монастырь заходил в число 12-ти богатейших монастырей Русской империи, с капиталом выше 100 тыс. руб.

В справочнике «Православные Российские обители» 1910 года имеется последующее описание монастыря:

Храмов два. Главный соборный храм в честь Введения с 2-мя приделами. На левой стороне собора при входе высится гробница королевы Дарьи; над ней пылает негасимая лампада. На правой стороне храма близ иконостаса на аналое хранится несколько ковчегов со святыми мощами. В алтаре близ горняго места находится старая икона Тихвинской Божией Мамы, принадлежавшая королеве Дарье. К соборному храму пристроена церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы. В ризнице хранится несколько восхитительных рукописей XVII и XVIII веков, меж иным и духовное завещание королевы Дарии. В монастыре введён серьезный утомившись. К числу обязательных обязательств инокинь относится неусыпное чтение Псалтири с поминовением о здравии и упокоении благотворителей обители.

Русский период

После революции русская власть расположила в монастыре детскую колонию и целый ряд нецерковных учреждений. Сёстры обители некое время находились в монастырских зданиях совместно с вселившимися туда новыми поселенцами. В 1929 году монастырь был совсем закрыт; игумения Иоанникия осталась жить в Тихвине и была расстреляна в процессе огромного террора.

В русское время, собор превратили в спортивный зал, в притворе расположили раздевалки, а в алтаре устроили баню, душ и туалет.

В конце 1980-х годов монастырь решили реставрировать: в документах КГИОП Ленинградской области имеются разработки проектных предложений по реставрации строительного ансамбля Тихвинского Введенского девичьего монастыря от 1988 года с указанием противоаварийных работ на 1990 года, но они проведены не были.

Современное состояние монастыря Современный интерьер Введенского собора (ХVII в.), Тихвинского Введенского монастыря. 4 декабря 2012 года

С весны 2005 года началось возрождение Тихвинского Введенского монастыря. По благословению настоятеля Тихвинского Успенского монастыря игумена Евфимия (Шашорина) сотворена и зарегистрирована автономная некоммерческая организация (АНО) «Возрождение Введенского девичьего монастыря», которую возглавляла Л. Б. Большакова (сейчас монахиня Анфиса).

10 апреля 2005 года в надвратной церкви Введенского монастыря состоялся 1-ый молебен. Молебен служил иерей Сергий Ремизов.

25 декабря 2009 года принято решение Священного Синода Российской Православной Церкви об открытии Тихвинского Введенского дамского монастыря. Настоятельницей монастыря назначена монахиня Тавифа (Фёдорова).

29 сентября 2011 года настоятельница Введенского монастыря монахиня Тавифа (Фёдорова) построена в игуменское достоинство.

На начало восстановительных работ в монастыре строения на его местности не находились в принадлежности Церкви. Монахини были обязаны арендовать помещения и служить в отсутствии отопления. До января 2012 года во Введенском соборе размещалась школа единоборств, на месте алтаря — сауна; в игуменском корпусе — клуб восточных единоборств. Основная часть древесных зданий снесена из-за их аварийного состояния. В аварийном состоянии находится Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Большая часть монастырской кирпичной ограды — разрушена.

С 2009 года в монастыре возобновлено постоянное Богослужение. В монастыре проживают игуменья, 1 монахиня, 2 девочки-послушницы. Богослужение совершает служащий иеромонах Иннокентий (Гайда).

В восстановительных работах участвуют трудники и православные миряне, приезжающие в монастырь на повиновение (в том числе в рамках проекта «Тихвин. Прикоснись к святыне»).

Строения и сооружения монастыря

Храм Введения Богородицы с приделами Святителя Николая и Преподобного Кирилла Белозерского (1645 год) Надвратный храм с колокольней (1645 год) святых великомученицы Екатерины и страдалицы Королевы Августы. (Перестройка и реконструкция 1834—1836 гг.) конструктор И. И. Шарлемань. Сначала ХХ века, колокольня содержала 9 колоколов, наибольший весил 2,5 тонны, 2-ой по величине (1280 кг) отлит в 1652 году Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, трапезный храм, (1645 год), конструктор П. Баранов Игуменский корпус Монашеский корпус («Леушинский») Жилые дома (2 древесных и 1 каменный)

Скиты монастыря

Свято-Троицкий скит Тихвинского Введенского дамского монастыря размещается в деревне Сенно Бокситогорского района Ленинградской области.

Настоятельницы

Евпраксия — 1608 г. (Дария (Колтовская), царица-инокиня — предположительно) Агафия (упом. 1613 и в духовной грамоте Дарии (Колтовской), датированной 31 марта 1626) Еврония — 1632 г. Евраиса — 1656 г. Платонида (княжна Гагарина), племянница Игуменьи Дарии — 1642 Платонида — 1669 г. Измарагда — 1675 г. Марфа — определена в мае 1675 г. и уволена на покой 16 августа такого же года Таисия — 1677 г. Евдоксия — 1678 г. Параскева — 1686 г. Евдоксия — 1691 г. (вторично) Юлиания — 1692 г. Еврония — 1696 г. Евдоксия — 1700 г. Капитолина — 1703 г. Еврония — 1705 г. (вторично) Ольга — 1722 г. Дорофея — 1738 г. Александра — 1743 г. Ельпидифора — уволена на покой 12 марта 1761 г. Нимфодора — переведена из Сыркова монастыря (1761); уволена на покой Наталия — переведена из Десятинского монастыря; в 1780 г. уволена на покой Мария († 1805) Таисия (Чертова) (1805—1823) из дворян, бывшая казначея этого монастыря Августа (Свешникова) (1823 — 21 февраля 1858) из Новгородского Зверина монастыря Серафима (Тимковская) (1858—1876) из дворян Рафаила (Варнот) (14 октября 1876 — 18 ноября 1900) из дворян Аполлинария (Владыкина) (1901 — 14 мая 1918) Иоанникия (Кожевникова) (1918—1929) канонизирована в 2002 году Тавифа (Фёдорова) (c 25 декабря 2009)

Память

2 декабря 2007 года, у входа в Введенский монастырь, был установлен мемориальный поклонный Крест «Тихвинская Голгофа», в честь Собора тихвинских новомучеников и исповедников.

Достойные внимания факты

В Веденском монастыре был крещён Николай Андреевич Римский-Корсаков: «27 апреля 1844 года в Тихвинском Введенском монастыре крестили отпрыска реального статского советника Андрея Петровича Римского-Корсакова и его супруги Софьи Васильевны и нарекли малыша Николаем». На данный момент на местности монастыря размещается архив музея им. Н. А. Римского-Корсакова. Во время настоятельстваигумении Серафимы в 1861 году в монастырь поступила Мария Солопова (из дворянского рода Солоповых), призванная к монашеству видением Тихвинского вида Богоматери. В протяжении многих, около 10 лет, делала свое повиновение, также учила малышей в монастырской школе. Во Введенском монастыре 13 мая 1870 года послушница Мария приняла иноческий постриг с именованием Аркадия. Будущая настоятельница Леушинского монастыря Игумения Таисия именовала Введенский Тихвинский монастырь «своей монастырской колыбелью». При Игуменье Рафаиле во Введенском монастыре был открыт приют для девочек-сирот в память о расчудесном спасении правителя Александра III и его семьи во время крушения поезда близ станции Борки 17 октября 1888 года. При открытии в приют было принято 12 девченок, а к 1914 году насчитывалось уже 23 воспитанницы. 19 июня 1859 года монастырь посетил правитель Александр II. Сударь посетил Введенский собор и настоятельские кельи. В память о собственном посещении правитель прислал в обитель блестящие священнические облачения, золотой крест для Игумении из кабинета Его Величества, потрясающие четки из разноцветных камешков с алмазными украшениями для Казначеи монастыря — монахини Софии. Монастырь посещали сестры Лохвицкие: Надежда (Тэффи) и Мария (Мирра), приезжавшие из Петербурга к собственному дяде — тихвинскому негоцианту 2-ой гильдии Иосифу Владимировичу Лохвицкому. 23 августа 1892 года, во Введенском соборе состоялось венчание Марии Александровны Лохвицкой и выпускника юридического факультета правительского Санкт-Петербургского института Евгения Эрнестовича Жибера.

Литература

Описание Введенского девичьего второклассного монастыря в г. Тихвине, Новгородской губернии. Тихвин, 1914. — 43 с. Виноградова Л. В. Тихвинский Введенский девичий монастырь. СПб., 2005. Описание Тихвинского Введенского монастыря / Сост. Ю. Ю. Черемская. СПб., 2006. Двас Г. В. «Тихвинские дали», Изд. «Сад искусств», СПб, 2002. ISBN 5-94921-006-9 °C. 79 — 85

Прочитано 1052 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...