Монастырь Тенгбоче (он же Тьянгбоче, Дава Чолинг Гомпа и Тхьянгче Донгак Тхакчок Чхолинг (тиб. ༄༅༎སྟེང་ཆེ་མདོ་མྔགས་བེག་མཆོག་ཆོམ་གླེང་།)) — шерпский буддистский монастырь (гомпа), расположенный в деревне Тенгбоче (сельский округ Кумджунг, регион Кхумбу, восточный Непал) на высоте 3867 метров над уровнем моря. Наибольшая гомпа в регионе Кхумбу. Построен в 1916 году. Основоположник — Лама Рокоту (Чатанг Чотар) из тибетского монастыря Ронгбук; Тенгбоче сохраняет тесноватые связи с тем монастырём. В 1934 году монастырь Тенгбоче был разрушен в итоге землетрясения, но скоро был восстановлен. В 1989 году снова был разрушен, сейчас из-за пожара, и опять воссоздан с помощью добровольцев и интернациональной поддержке.
Монастырь Тенгбоче размещен среди государственного парка Сагарматха; из него отлично видны многие верхушки Гималаев, в том числе высокие: Джомолунгма, Табоче (англ.)русск., Нупцзе, Лхоцзе, Ама-Даблам и Тхамсерку (англ.)русск..
Монастырь популярен посреди туристов. Государственный парк Сагарматха проводит специальную экскурсионную программку — проект «Ощути святые места» (англ. Sacred Sites Trail Project), в рамках которой предвидено посещение 10 монастырей, расположенных в округах Джомолунгмы, и посещение Тенгбоче завершает эту экскурсионную поездку.
Содержание
1 История 2 География 3 Строения 4 Произведения искусства 5 Дамский скит монастыря 6 Другие дочерние монастыри 7 Праздничек Влеки Римду 8 В культуре 9 См. также 10 Примечания переводчика 11 ПримечанияИстория
Буддизм просочился в равнину Кхумбу, где размещен монастырь Тенгбоче, около 350 годов назад. В старых тибетских рукописях эта равнина уже упоминается как одно из святых мест, вместе с долинами Ровланг и Ханбалунг. Там же говорится про ламу по имени Сангва Дордже, который основал 1-ый буддистский монастырь в равнине Кхумбу — в Пангбоче, также огромное количество маленьких скитов. Там же говорится, что Сангва Дордже обладал ясновидением и большущими духовными познаниями, что позволило ему предсказать возникновение монастыря около деревни Тенгбоче — на месте, где он медитировал и оставил след на горе.
Действительное основание монастыря вышло существенно позднее, во времена Нгаванга Тенцина Норбу (Норбу считается пятой инкарнацией Сангвы Дордже). Он основал монастырь Ронгбук в Тибете, у Северной стенки Джомолунгмы, а позже благословил Чатанга Чотара, известного как лама Рокоту, на создание ещё 1-го монастыря — в деревне Тенгбоче.
Так в 1916 году монастырь Тенгбоче был основан. Он стал первым монастырём для целибатов школы Ньингма (одно из направлений буддизма Ваджраяны). Неподалёку размещены ещё несколько маленьких монастырей.
Трое местных богатых шерпов оказали финансовую поддержку созданию монастыря Тенгбоче. Самым известным и влиятельным из их был шерп по имени Карма, который был собирателем налогов и воспользовался расположением правителей Непала династии Рана. Утверждается, что не считая шерпов из Кхумбу, в строительстве монастыря учавствовали шерпы из Шерунга.
Но монастырь Тенгбоче не является древним культовым объектом в одноимённой деревне. Некие из деревенских храмов, ступ и наименьших по размеру буддийских святынь датируются 1880 годом либо ранее. Стенка Влеки, сложенная из каменных плит, на которых написаны молитвы и священные тексты, датируется 1915 годом.
В 1934 году монастырь Тенгбоче был разрушен землетрясением, и скоро после чего погиб основоположник монастыря лама Рокоту. Заниматься восстановлением Тенгбоче пришлось его преемнику — Умце Гелдену. Нгаванг Тенцин Норбу очень поддерживал восстановление монастыря. Работы по воссозданию монастыря велись силами монахов и местных обитателей; в их также принял роль квалифицированный плотник из Лхасы. Стенки расписывал именитый живописец Каппа Калден.
С ростом посещаемости региона Кхумбу туристами и альпинистами, росла и известность монастыря Тенгбоче.
19 января 1989 года из-за недлинного замыкания проводки появился пожар, который стремительно распространился и уничтожил огромное количество ценных древних рукописей, статуй, росписей и резных узоров. Растрескался даже каменный памятник с предполагаемым отпечатком левой ноги Сангвы Дордже. Несколько путников, бывшие в то время в монастыре, посодействовали спасти от огня некие книжки и картины.
Монастырь пришлось 2-ой раз восстанавливать; пожертвования на это дело собирались по всему миру, что позволило окончить его довольно стремительно. Различную помощь в восстановлении монастыря оказали: первовосходитель на Джомолунгму Эдмунд Хиллари, фонды «Himalayan Trust» и «American Himalayan Heritage Foundation» и огромное количество людей хорошей воли из различных государств и народов.
Отреставрированные настенные росписиВ 1989 году монастырь уже возглавлял его сегодняшний настоятель — Наванг Тенцинг Джангпо, который считается перевоплощением ламы Рокоту, основавшего монастырь. Он установил равенство меж всеми посетителями монастыря — туристами, альпинистами, паломниками всех деноминаций, что посодействовало привлечь средства для реставрации. Реставрационные и другие работы опять велись силами буддийских монахов и шерпов-добровольцев. Посреди тех, кто трудился во время второго воссоздания, можно отметить тибетского художника по имени Тарке-ла. На фресках, написанных им, изображены бодхисатвы либо Будда, занятые украшением святилища.
Как и Ронгбук, Тенгбоче является монастырём, стоящим на пути восхождения на верхушку Джомолунгмы (Ронгбук размещен на северном маршруте, Тенгбоче — на южном), и его история также переплетается с историей покорения высокой верхушки мира. Один из 2-ух первовосходителей Джомолунгмы, шерп Тенцинг Норгей, одно время пребывал в деревне Тенгбоче неподалеку от этого монастыря. Так монастырь Тенгбоче получил международную известность: через него альпинисты идут в южный (непальский) Базисный лагерь Джомолунгмы, откуда уже подымаются на верхушку через ледопад Кхумбу и по Западному гребню горы. Многие альпинисты посещают этот монастырь, чтоб зажечь свечки и снискать благословение богов, помогающих взойти на верхушку и возвратиться целыми и невредимыми.
Посреди гостей монастыря был и Джон Хант, управляющий Английской экспедиции на Джомолунгму 1953 года, совершившей первовосхождение. Потом Джон Хант в собственной книжке «Восхождение на Эверест» (англ. The Ascent of Everest) написал:
Тхянгбоче — это, должно быть, одно из самых красивых мест в мире. Высота более 12000 футов. Монастырские строения построены на холмике, расположенном на конце огромного отрога, преграждающего прямой путь реке Имдже. И монастырь, и окружающие его строения — всё дивное, роскошное, всё отдаёт каким-то средневековьем; эту горную панораму нельзя сопоставить ни с чем из того, что я ранее лицезрел — в Гималаях либо кое-где ещё.
Уникальный текст (англ.)Thyangboche must be one of the most beautiful places in the world. The height is well over 12,000 feet. The Monastery buildings stand upon a knoll at the end of a big spur, which is flung out across the direct axis of the Imja river. Surrounded by satellite dwellings, all quaintly constructed and oddly mediaeval in appearance, it provides a grandstand beyond comparison for the finest mountain scenery that I have ever seen, whether in the Himalaya or elsewhere.
Восстановленный монастырь был официально освящён в 1993 году и рассматривается как «ворота Джомолунгмы». Реставрация религиозной комнаты Гуру Римпоче была завершена в сентябре 2008 года. Ворота монастыря были восстановлены при поддержке фонда «Greater Himalayas Foundation».
География
Монастырь на фоне горМонастырь Тенгбоче размещается на холмике около места слияния рек Дудх-Коси и Имджа-Кхола. Это место находится в Непале, район Солукхумбу, к северо-востоку от Катманду, рядом с границей Китая (Тибета) и Непала. Местное население — в главном, шерпы, потомки переселенцев из Тибета, прибывших сюда приблизительно 600 годов назад. Горная тропа от монастыря ведёт в посёлок Намче-Базар, а оттуда — к аэропорту в Лукла, принимающему самолёты из Катманду.
Путь из Лукла до Тенгбоче занимает три денька при насыщенной ходьбе, но для наилучшей высотной акклиматизации его рекомендуется проходить за четыре денька. Сначала этой тропы — переправа через реку Дудх-Коси на высоте 3250 метров над уровнем моря, потом она идёт на подъём, и в Тенгбоче добивается высоты в 3870 метров. От неё ответвляется нисходящая тропа, ведущая к другой обители — женскому монастырю Девоче (Devouche).
За Тенгбоче показывается пик Ама Даблам, покрытый (в особенности зимой) ослепительно броским снегом. От него уже неподалеку до Джомолунгмы, соединённой с Лхоцзе Южным седлом; а рядом — ещё восьмитысячники и огромное количество семитысячников. Тенгбоче размещен на полпути до базисных лагерей альпинистов, восходящих на эти горы. Всё это — территория Государственного парка Сагарматха, занимающего 1148 км2. Благодаря такому расположению, монастырь Тенгбоче посещает огромное количество туристов из различных государств мира (а не только лишь религиозные паломники).
Весной у Тенгбоче на склонах холмика цветёт огромное количество рододендронов.
Строения
Вход в монастырь; в монастыреСовременные монастырские строения сложены из камня. Имеется большой внутренний двор и складские помещения. Основным зданием монастыря Тенгбоче является доханг — ритуальный холл с большой, расположенной на 2-ух этажах, скульптурой Будды Шакьямуни. Рядом с ней установлены скульптуры Манджушри и Майтреи. Другая принципиальная реликвия монастыря — рукописные тексты Ганджура — учения Будды, переведённые на традиционный тибетский (англ.)русск..
В восстановленном монастыре также есть площадка для кемпинга и огромное количество лоджий. Периметр местности монастыря выложен старыми камнями влеки с начертанной на их мантрой «Ом влеки падме хум», а над всем этим развеваются разноцветные молитвенные флаги
Божество в основном святилищеПри всем этом, в восстановленном после пожара монастыре отсутствовали многие удобства, в том числе надёжное снабжение неопасной питьевой водой, электричеством и т.д. Спецы подготовили «Мастер-план», средства на его воплощение были собраны. Сейчас в Тенгбоче есть повсевременно действующий водопровод, местная сточная канава, своя мини-ГЭС, обеспечивающая монастырь электроэнергией, высокогорная плантация фармацевтических растений, «Эко-Центр», занимающийся развитием устойчивого туризам (англ.)русск., комнаты отдыха для носильщиков. Также разработаны схемы финансирования за счёт доходов от туризма устойчивого развития местного населения, в том числе образования.
Произведения искусства
Некие уникальные произведения изобразительного искусства, бывшие в монастыре в его 1-ые годы, датируются XIV веком (по утверждениям Fuerer Haimendorf), но те, что находятся там в текущее время, написаны в XX столетии. Монастырь богато украшен стенными росписями, танка и статуями. Критик-искусствовед Тукки (Tucci) так отозвался о коллекциях Тенгбоче:
мотивы различного происхождения и барочная роскошь отделки подчёркиваются некой тяжестью конструкции и стремятся не оставлять незаполненных пространств
Уникальный текст (англ.)motifs of differing origin and baroque exuberance of workmanship are underlined by a certain heaviness of design and concern not to leave any space unfilled
Дальше Тукки развивает тему лишнего использования изображений в тибетском искусстве:
Даже форма тибетской утвари и мебели — напыщенные. Выпуклые чайники с узенькими горловинами и высочайшими куполообразными крышками нисколечко не похожи на лёгкие персидские либо китайские.
Уникальный текст (англ.)Even the shape of the Tibetan utensils and furniture is overblown. The bulging teapots, rather short necked with their high domed lids have none of the lightness of the Persian or Chinese ones.
Дамский скит монастыря
Буддизм Ваджраяны не проводит значимой дискриминации меж мужиками и дамами в постижении вероучения. В 1-ые годы после основания монастыря Тенгбоче, монахини тут жили, трудились и изучали буддизм вкупе с монахами. Но годы спустя, когда монахини захотели поселиться в отдельном месте, настоятель монастыря Лама Рокоту отдал им участок земли неподалеку от Тенгбоче: около маленький деревне Девоче, посреди зарослей можжевельников и рододендронов, на высоте 3800 метров над уровнем моря, . Так была базирована женская обитель, нареченная Дамский монастырь Девоче (либо Дебуче) (англ. Devoche or Debuche Nunnery (Ani)). Она, хоть и отделилась территориально, осталась в руководстве настоятеля монастыря Тенгбоче, став собственного рода отделением либо филиалом монастыря. Одно время там жили пятнадцать монахинь, на данный момент осталось только девять престарелых насельниц, живущих в бедности. Многие монахини уехали отсюда в Катманду либо в Индию, чтоб продолжать занятия там.
Другие дочерние монастыри
Ступы в деревне ТенгбочеУ монастыря Тенгбоче также есть дочерние подчинённые монастыри, скиты и ступы, в том числе в Пангбоче, Тхаме, Лавдо, Кумджунге, Кунде и других примыкающих деревнях.
Праздничек Влеки Римду
Влеки Римду — важный праздничек для шерпов. «Мани» значит «часть песни Ченрезига», а «Римбу» либо «Рилбу» — «красные шарики», которыми благословляют участников фестиваля. Традиция празднования Влеки Римду пришла в Тенгбоче из монастыря Ронгбук. Во время фестиваля проводятся торжественные церемонии и медитационные (ретриты) Друбчен (англ.)русск..
Праздничек начинается с сотворения мандалы из разноцветного песка, добытого в различных местах посреди гор и бугров. На то, чтоб выложить из песка набросок мандалы, уходит четыре часа. Потом мандалу накрывают и ставят на почётное место среди празднества, где она пребывает последующие 10 дней.
В программке фестиваля — 16 танцевальных номеров с смешными интерлюдиями. В конце праздничка, когда все гости уже покинут монастырь, монахи проводят пламенный ритуал Хома, чтоб развеять все неудачи мира. Позже песочная мандала убирается со словами пожелания всех благ всем чувствующим созданиям. Заканчивается фестиваль танцем-маскарадом с воззваниями к неким богам как к проявлениям Ринпоче, основоположника тибетского буддизма и фаворита бесов.
Фестиваль продолжается девятнадцать дней и проводится в десятый лунный месяц (англ.)русск. по тибетскому календарю (по григорианскому — в октябре-ноябре каждого года). Как раз в это время года раскрывается осенний сезон восхождений на Джомолунгму, и огромные группы туристов и альпинистов идут через Тенгбоче до южного базисного лагеря, потому у этой церемонии в монастыре Тенгбоче бывает много гостей из различных государств. Монастырь Тенгбоче и фестиваль Влеки Римду — одни из главных туристских достопримечательностей Непала. Количество гостей монастыря составляется около 15000 человек в год, а в разгар туристского сезона — доходит до 600 в неделю.
В культуре
Монастырь Тенгбоче упоминается в песне «Wild Man» из альбома «50 Words for Snow» певицы Кейт Буш.