Татевский монастырь (арм. Տաթևի վանք) — армянский монастырский комплекс IX—XIII веков в Сюникском марзе Армении, в 20 км от городка Горис. Является частью большого туристского комплекса, в который также входят обитель отшельников Татеви Анапат, канатная дорога «Крылья Татева», природный мост Сатани Камурдж, пещера Сатани Камурдж и много других достопримечательностей.
Содержание
1 История 2 Этимология 2.1 Татевский институт 2.2 Новая история обители 3 Главные сооружения 4 Проект «Возрождение Татева» 5 Галерея 6 См. также 7 Примечания 8 СсылкиИстория
См. также: Сюник и Сюни (династия)Основан в 895-—906 гг. сюзереном Сюника Ашотом и его супругой Шушан, также князем Гегаркуника Григор Супан II и князем Опора Дзагик. Религиозный центр Сюника с IX века. В X веке в обители проживало около тыщи человек. В XIII веке монастырь собирал налоги с 680 близлежащих деревень и стремился расширять свое воздействие, на почве чего даже появлялись конфликты с местным популяцией. Один из важных центров науки и просвещения в Армении (XIV—XV в.). В Средневековье тут развивалась татевская школа миниатюры. Монастырь являлся одним из умственных центров средневековой Армении.
27 апреля 1921 года на съезде в монастыре была провозглашена дашнакская Республика Горная Армения. Очень пострадал от землетрясения в 1931 году. В текущее время на местности ведутся восстановительные и реставрационные работы. Монастырь открыт для посещения без ограничений.
Этимология
Монастырь ТатевТатевский монастырь был основан в IX веке. Есть две версии происхождения наименования обители. Согласно какой-то из них, «Татев» переводится с армянского как «Дай крылья». Молвят, что, завершив работу, мастер-строитель встал на край ущелья, перекрестился, произнес: «Огни, Сурб, та тэв» («Да ниспошлет Святой Дух крылья!»), — и ринулся в пучину. Выросли у мастера крылья, он улетел, а построенный им монастырь окрестили Татев. 2-ая версия связана с именованием святого Евстатеоса (Евстафия), ученика апостола Фаддея, проповедовавшего христианство в Армении. В этих местах миссионер принял страдальческую погибель, а в IV веке над его могилой был построен храм, который освятил Григор Лусаворич (святой Григорий Просветитель). Руины храма сохранились за крепостными стенками, недалеко от входа в обитель. Возрождение этого средневекового монастыря — основная цель проекта «Возрождение Татева», в рамках которого была построена самая длинноватая в мире канатная дорога «Крылья Татева».
Татевский институтВ конце XIVв. в Татевском монастыре Ованесом Воротнеци был основан институт - наикрупнейший на Южном Кавказе. В институте преподавали философию теологию, грамматику, физику, арифметику и астрономию, каллиграфию, родную речь, литературу, историю и архитектуру, учили искусству миниатюры и настенный росписи, основам живописи и технике дизайна книжек. Институт готовил сановников, богословов, преподавателей и профессионалов по переписи манускриптов. Обучение продолжалось 7-8 лет. В Татеве, кроме 500 монахов, жили также философы, музыканты, писатели и живописцы. Расцвет института связан с деятельностью ректоров Ованеса Воротнеци (1315-1388) и Григора Татеваци (1346-1410). Татевский институт просуществовал до 1435г., когда кавалерия Шахруха, младшего отпрыска и преемника Тимура, спалила обитель.
Новая история обителиВ 1995 году Татевский монастырь рассматривался на включение в перечень Глобального наследства ЮНЕСКО.
16 октября 2010 года стартовал проект «Возрождение Татева», первым результатом которого стал пуск канатной дороги «Крылья Татева» длиной 5,7 км, ведущей через Воротанское ущелье к монастырю.
Главные сооружения
Гавазан-качающийся столп Храм Сурб Погос-Петрос, либо святых апостолов Петра и Павла. Главное архитектурное сооружение монастыря было выстроено в 895—906 гг.. Построенный на закате арабского правления собор явился свидетельством мощи и амбиций возрожденного Армянского королевства, планка устремлений которого находилась на уровне высокого тогда армянского храма. Повышенное внимание зодчие уделили убранству храма, служившего основным собором Сюникского княжества. В 930 г. внутренние стенки храма были украшены фресками, которые сейчас фактически на сто процентов утрачены. Справа от апсиды находится гробница Григора Татеваци, последнего канонизированного святого Армянской Апостольской Церкви, 1-го из самых почитаемых святых в Армении и за её пределами. Гробница Сурб Григор Татеваци, либо Святого Григора Татеваци. Скромное сооружение — мартирий с арочным перекрытием и куполом, построено в конце XVIIIв. над могилой известного средневекового ученого, богослова и преподавателя, ректора Татевского института Григора Татеваци. С 1390г. он провел в Татевском монастыре более 20 лет, прямо до собственной блаженной кончины (1409). Татеваци — последний деятель, причисленный Армянской Церковью к лику святых. Церковь Сурб Григор Лусаворич, либо Святого Григория Просветителя. Это более преждевременное из сохранившихся культовых сооружений монастыря. Согласно хронике, церковь, примыкающая к южному фасаду кафедрального собора обители, была построена в 1295 году заместо строения, построенного в 836—848 гг. сюникским князем Пилипосом и разрушенного землетрясением в 1138 г. Храм был восстановлен в конце XIII в. династией Орбелян. Церковь Сурб Аствацацин, либо Пресвятой Богоматери. Меньшая из 3-х церквей Татевского монастыря. Построена в восьмидесятые годы XI в. на крепостной стенке над старой монастырской гробницей. Имеет вертикально направленные пропорции, что встречается изредка в армянской архитектуре. Гавазан. Украшенный хачкаром уникальный качающийся столп, воздвигнутый в 904 году по соседству с резиденцией епископа, архитектурное посвящение Святой Троице. Восьмигранная каменная колонна опирается на восьмигранный пьедестал. Старым зодчим удалось очень точно вычислить характеристики соответствия меж силой тяжести самого памятника и его объёмами, что обеспечивает размеренное вертикальное положение столпа. Вкупе с тем, он установлен на шарнире и способен раскачиваться, фактически потому и именуется «качающимся столпом» либо «живым посохом» («гавазаном»). Колонна приходила в движение даже во время самого слабенького землетрясения, предупреждая монахов и местных обитателей о катаклизме. Раскачивалась она также когда дрожала земля при приближении неприятельских войск. Маслодавильня Дзит Ан. В одном из 2-ух залов маслодавильни XVII в. сохранился мощный жернов, при помощи которого отжималось масло. Растения поначалу подвергали термический обработке на слабом огне, потом массу дробили жерновом и помещали под гнет. Приобретенная жижа отстаивалась, фильтровалась, и на выходе выходило растительное масло, которое использовалось в хозяйстве и при обороне обители. Маслодавильня стала первым объектом монастыря, отреставрированным в рамках проекта "Возрождение Татева".Проект «Возрождение Татева»
По инициативе русского бизнесмена Рубена Варданяна в 2008 году запущен проект «Возрождение Татева», реализуемый как благотворительная инициатива под управлением государственно-частного партнерства. В базу проекта заложена мысль реконструкции средневекового армянского монастыря, возрождения академических и духовных традиций обители, также воплощение мер, содействующих развитию туристской инфраструктуры региона, увеличению уровня жизни местного населения и вовлечение его в промышленность радушия. Официальный старт проекта дан 16 октября 2010 года, в денек пуска канатной дороги «Крылья Татева». Вся прибыль от эксплуатации канатной дороги направляется в фонд проекта и создана для реконструкции монастыря и развития местных общин. За время, прошедшее с момента открытия «Крыльев Татева», число посетивших Татев туристов возросло в 10-ки раз, так, исключительно в 2012 году канатной дорогой пользовалось 69 тыс. гостей монастыря, а в городке Горис, расположенном на расстоянии 20 км от канатной дороги, раскрылось 10 новых гостиниц. Окончание проекта планируется осенью 2017 года.