Такцанг-лакханг (по другому Таксанг-лакханг, Паро Таксанг, Такцанг-дзонг, Гнездо тигрицы; дзонг-кэ: སྤ་རོ སྟ་ཏྴ་ནྒ་ spa phro stag tshang / spa gro stag tshang) — именитый монастырь (лакханг) в Бутане. Он размещен в дзонгхаге Паро рядом с городом Паро и висит на горе высотой 3120 м, на 700 м над уровнем равнины Паро.
Заглавие монастыря переводится как гнездо тигрицы, по легендам, в эту пещеру перенёсся Падмасамбхава, сидя на тигрице, в которую перевоплотился его супруга Еше Цогьял. В пещере медитировал также Миларепа. Монастырь часто посещал Шабдрунг.
Монастырь (в его современном виде) был основан в 1692 году при правителе (Друк Деси) Гьялце Тензин Рабджи, хотя пещеры использовались для медитаций с ранешних времён.
19 апреля 1998 монастырь практически на сто процентов сгорел, погибло несколько монахов, из-за труднодоступности нереально было оказать срочную помощь. Но за куцее время монастырь был скрупулёзно восстановлен. На сто процентов монастырь был восстановлен в 2005 году.
Содержание
1 История 1.1 Предыстория и легенды 1.2 Место для медитаций (с VIII по XVII век) 1.3 Монастырь (с XVII века по истинное время) 1.4 Пожар 2 Положение и округи 3 Архитектура 3.1 Внешний вид и пещеры 3.2 Другие строения снутри монастырских стенок 4 Примечания 5 Ссылки 6 Перечень литературы 7 См. такжеИстория
Предыстория и легендыПо легенде, в VIII веке Падмасамбхава (Гуру Ринпоче) прилетел на это место из Тибета на спине тигрицы-демоницы из Кхенпайонга, которую он смог укротить. Поэтому это место посвящено укрощению тигра-демона.
Гуру Падмасамбхава, основоположник пещеры для медитаций. Стенная роспись на Мосту ПароДругая легенда говорит, что та тигрица была не демоницей. Тигрицей обернулась бывшая супруга правителя, популярная как Еше Цогьял, добровольно ставшая ученицей гуру Падмасабхавы в Тибете. Она и перенесла собственного учителя из Тибета к сегодняшнему местоположению Такцанг-лакханга. В одной из местных пещер учитель остался медитировать, показал восемь воплощённых форм (манифестаций), и так это место стало святым. А потом оно стало понятно как «Гнездо Тигрицы».
Склон горы, на которой размещен монастырьДругая пользующаяся популярностью легенда монастыря Таксанг содержит приукрашенную историю правителя Тензина Рабджи, который выстроил тут храм в 1692 году. По словам создателей легенды, Тензин Рабджи был перевоплощением Падмасабхавы. В доказательство тому они приводят последующие резоны: друзья лицезрели Тензина Рабджи сразу в 2-ух местах (в пещере и вне её); даже маленького количества пищи ему хватало, чтоб накормить всех гостей; во время проведения религиозных церемоний ни один человек никогда не пострадал: ни в самом монастыре, ни на дороге к нему (хотя эта дорога – крутой и скользкий подъём в гору); обитатели Равнины Паро лицезрели в небе разных животных и религиозные знаки, также дождик из цветов, которые появлялись и исчезали в воздухе, не долетая до земли.
Место для медитаций (с VIII по XVII век)Монастырь был построен вокруг пещеры Такцанг Сенге Самдуп (stag tshang seng ge bsam grub), в какой, по легенде, ещё в VIII веке медитировал индийский гуру Падмасабхава, прибывший сюда на спине летающей тигрицы, в которую преднамеренно перевоплотился Еше Цогьял. Тигрица приземлилась на эти горы, тем указав место для грядущего монастыря. Падмасабхава принёс буддизм Махаяны (школа Ньингма) на эти земли и стал «святым покровителем Бутана». Позже он посетил дзонгхаг Бумтанг. След от тела Падмасабхавы, по утверждениям неких, остался на стенке пещеры около храма Курджи Лхакханг. В 853 года Лангчен Пелкьи Сингье пришёл в эту пещеру, чтоб медитировать, и отдал своё имя Пелпхунг этой пещере, и она стала называться «Пещера Пелкьи».
После погибели Падмасабхавы в Непале, его тело расчудесным образом возвратилось в монастырь милостью божественного Дорье Легпа и, как на данный момент молвят, было замуровано в ступе слева вверху от входной лестницы. Эта ступа была отреставрирована в 1982–83 и в 2004 годах.
Миларепа (1040–1123), медитирующий в пещере в ТакцангеНачиная с XI века, многие тибетские святые и знатные люди приходили в Такцанг медитировать. Посреди их был Миларепа (1040–1123), Пха Дампа Сангье (англ. Dampa Sangye) (мозг. 1177 г.), тибетская йогиня Мачиг Лабдрон (1055–1145), Тангтонг Гьялпо. В конце XII столетия в Паро была базирована Школа Лапа. С XII по XVII век многие ламы, прибывшие из Тибета, основывали свои монастыри в Бутане. В числе их был когда Сонам Гелцхен, лама Ньингмапа (направление Катхогпа), при котором в XIV века было выстроено 1-ое святилище. Росписи, искусство которых он принёс, ещё различимы на горе над основным зданием; но от уникальных уже не осталось и следа. На монастырский комплекс Такцанг Угьен Цемо, восстановленном после пожара в 1958 году, написан год постройки «1408». В протяжении нескольких веков, прямо до середины XVII столетия, ламы школы Катхогпа правили в Такцанге.
Монастырь (с XVII века по истинное время) Цечу – ритуальный танец монахов (Чёрных Шляп), введённый Пема Лингпа из БумтангаВ XVII веке известны тертон Пема Лингпа из Бумтанга, основавший огромное количество монастырей в разных частях Бутана, так же выдумал религиозные и светские танцы, основанные на его концепции «Зандог Пелри» – раскрашенная медная гора, в какой жил гуру Падмасабхава. Эти танцы исполняются на цечу – каждогодних фестивалях в Паро. Но это было во времена Нгаванга Намгьяла, принадлежащего к буддийской традиции Друкпа Кагью, который сбежал из Тибета в Бутан, спасаясь от преследований со стороны приверженцев школы Гелугпа (которые доминировали в Тибете при Далай-Ламах), и когда в Бутане стали формироваться определённые административные механизмы.
Когда Бутан выиграл войну с Тибетом (1644-1646 гг.), правитель Бутана Шабдрунг очень желал, но не мог выстроит храм в Такцанге. Воля Шабдрунга была исполнена позже, во времена четвёртого Друк Деси Тензина Рабджи (1638–1696), первого и единственного наследника Шабдрунга Нгаванга Намгьяла (Zhabs-drung Ngag-dbang rNam-rgyal) и «дальнего родственника по боковой полосы от „безумного святого“ Друкпа Кюнле». Во время цечу 1692 года он посетил священную пещеру Пелпхунг и заложил 1-ый камень храма, посвящённого Гуру Ринпоче и нареченного «Храм Гуру с восемью именами» (’gu ru mtshan brgyad lha-khang). Тензин Рабджи принял такое решение, стоя у входа в пещеру и обозревая Равнину Паро. В то же время он возглавлял фестиваль цечу.. Тогда, как понятно, было только два храма на ещё большей высоте над уровнем моря: Зангдо Пелри (Zongs mdog dPalri) и Кислород Цемо (Urgyan rTse-mo).
Пожар19 апреля 1998 года в монастыре случился большой пожар, вспыхнувший в основном здании (в каком хранились ценные картины, артефакты и скульптуры. Предполагаемой предпосылкой пожара могло быть куцее замыкание проводки или вспышка одной из масляных ламп, освещавших висящие гобелены. На этом пожаре умер один монах. Реставрация монастыря обошлась приблизительно в 135 млн. нгултрумов. Правительство Бутана и Повелитель Бутана Джигме Сингье Вангчук в 2005 году приехали инспектировать, как обстоят дела с реставрацией монастыря и того, что в нём.
Положение и округи
Монастырь в облакахМонастырь размещен в 10 км к северу от городка Паро, на высоте 3120 м над уровнем моря, на верхушке большой горы, возвышающейся приблизительно на 900 м над Равниной Паро, на правом берегу Паро Чу).. Склоны горы, на которой построен монастырь, очень крутые (практически вертикальные), и внешние стенки монастырских построек построены у самого края обрыва, вроде бы «встроены» в гору. На 1-ый взор, они кажутся неодолимыми, но в реальности пройти к монастырю Такцанг можно несколькими способами: через лес с северо-запада, либо с юга (этим оковём обычно прогуливаются паломники), либо с севера (через скалистое плато, называемое «Сто тыщ фей» либо Бумда (hBum-brag). Есть ещё дорожка для мулов, проходящая через сосновый лес, увенчанная гирляндами из мха и разноцветных молитвенных флагов. Облака нередко закрывают монастырь и появляется чувство ужасной удалённости от всего.
Сосновый лес неподалеку от монастыря ТакцангПо пути к монастырю попадается ещё один лакханг (монастырь деревенского уровня) и храм Ургьяна Цемо (U-rgyan rTse-mo) которые, как и основной монастырь, размещены на скальных плато в нескольких сотках футов над равниной. Отсюда отлично виден Такцанг-лакханг, находящийся на обратной стороне ущелья, на возвышении, которое именуют «Медная раскрашенная гора, рай Падмасамбхавы». Это – смотровая площадка для гостей, на ней есть кафетерии. Далее дорога очень красочная, и только шум водопада там нарушает тишину.. Повдоль дороги попадаются голубые сосны, разноцветные молитвенные флаги – и киоски, в каких можно приобрести церемониальные принадлежности (к примеру, молитвенные колёса, храмовые колокольчики и черепа), и огромное количество храмов. Дальше необходимо пройти по мосту над 60-метровым водопадом. Эта дорога ведёт к основному монастырю. Можно побывать и в той пещере, где медитировал Падмасабхава (он же Гуру Ринпоче) – но только один денек в году туда пускают всех желающих поглядеть..
Архитектура
Внешний вид и пещеры Храмы «Гнезда Тигрицы»Монастырские строения, включая четыре основных храма и жилые строения, органично интегрированы в скалистый ландшафт. Понятно о восьми пещерах на местности Такцанга; четыре из низ относительно доступны. Та пещера, в которую вошёл Падмасабхава сразу после полёта на тигрице, именуется Тхолу Пхук. Другая, в какой он длительное время жил и медитировал – Пел Пхук. Падмасабхава указал духовно просветлённым монахам строить монастырь конкретно в том месте; и в монастыре до сего времени помнят его слова: «это будет держаться на склоне горы, похожей на геккона». Вход в главную пещеру узенький. В тёмной пещере можно узреть 10-ки изображений бодхисаттв, освещённые только мерцающим светом масляных ламп. Посреди их можно узреть изображение Ченрезига (Авалокитешвары). В примыкающей келье хранятся буддийские священные писания, написанные с внедрением золотой пыли и порошка из костей 1-го из лам. Ещё молвят, что монахи, практикующие буддизм Ваджраяны (муниципальная религия Бутана) в этом пещерном монастыре, живут тут три года, только время от времени спускаясь в равнину.
Все строения монастыря сообщаются меж собой лестницами, вырубленными в горе. Есть несколько шатких древесных мостиков, соединяющих лестницы и дорожки. На самом верхнем уровне храма находится изображение Будды. В каждом здании есть балкон, с которого открываются красивые виды на Равнину Паро, лежащую кое-где понизу.
Другие строения снутри монастырских стенок Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его. Молитвенное колесо Ещё один вид на монастырь