монумент архитектуры (федеральный)
Спа́со-Прилу́цкий Димитриев монасты́рь — православный монастырь, основанный в 1371 году в излуке реки Вологды учеником Сергия Радонежского святым Димитрием Прилуцким. Один из самых старых и огромных монастырей Российского Севера. Был закрыт Русской властью в 1926 году, в 1930-е годы употреблялся как пересыльная кутузка. В 1992 году вполне возвращён церкви, с того времени — вновь действующий мужской монастырь. В 1993 году в составе села Прилуки вошёл в черту городка Вологды.
Является комплексом памятников архитектуры XVI—XVIII веков, посреди которых пятиглавый Спасский собор (1537—1542 годы) и Успенская церковь, перенесённая из Александро-Куштского монастыря — древная сохранившаяся древесная шатровая церковь в Рф (1-я четверть XVI века). В монастыре покоятся мощи его основоположника святого Димитрия Прилуцкого, из Спасского собора происходит шедевр российской иконописи — житийная икона Димитрия Прилуцкого работы Дионисия.
Содержание
1 История 1.1 Основание 1.2 XV — начало XVII века 1.3 Конец XVII — начало XX века 1.4 При Русской власти. Закрытие 1.5 Повторное открытие. Конец XX — начало XXI века 2 Архитектура 2.1 Надвратная церковь Вознесения (Феодора Стратилата) с колокольней 2.2 Спасский собор 2.3 Соборная колокольня 2.4 Введенская церковь с трапезной 2.5 Екатерининская церковь 2.6 Успенская церковь 2.7 Церковь Всех Святых 2.8 Монастырские кладовые 2.9 Кельи 2.10 Часовня над колодцем 2.11 Стенки, башни и ворота 3 Иконы и другие святыни монастыря 3.1 Икона Димитрия Прилуцкого 3.2 Киликийский крест 3.3 Библиотека 4 Настоятели 5 Арестанты монастыря 6 См. также 7 Примечания 8 Литература 9 СсылкиИстория
Основание См. также: Димитрий ПрилуцкийМонастырь основан в 1371 году Димитрием, игуменом Никольского монастыря в Переславле-Залесском, наиблежайшим последователем и духовным другом преподобного Сергия Радонежского. Димитрий принял монашеский постриг в Успенском Горицком монастыре, а скоро, приняв сан священства, основал неподалёку Никольский монастырь «на Болоте» и стал его игуменом.
Согласно житию Димитрия, бежав от «славословия и восхваления», он покинул Переславль, взяв с собой собственного ученика Пахомия. Димитрий и Пахомий двинулись на Север, в сторону «Прохладного моря», и тормознули неподалеку от Вологды, близ селения Авнега у реки Ле́жи, где поставили церковь Воскресения. Но местным жителям приход старца пришёлся не по душе: «Если величавый старец близ нас поселится, то обуяет и нами и сёлами нашими…», и Димитрий с Пахомием были обязаны двинуться далее. Достигнув Вологды, Димитрий «увидел город, увенчанный многими церквями, только не было тут церкви Всемилостивого Спаса нашего Иисуса Христа на Происхождение Добросовестного Креста и не было общежительного монастыря у иноков земли той от Волги реки и до края моря». Димитрий и Пахомий избрали место для постройки монастыря в излуке реки Вологды:
Тамошние христолюбивые обитатели — супруг именитый именованием Илья и его друг и сосед Исидор по прозвищу Выпряг — подарили ему по его просьбе столько земли, сколько потребовалось на устроение обители. Ради любви к нему и ради благословения пренебрегли они даже засеянным полем с уже взошедшими озимыми, позволив вытоптать ниву, чтоб поставить церковь Божию. На месте, которое благословил святой, был установлен крест, который и доселе хранится в монастыре.— Житие преподобного Димитрия Прилуцкого, вологодского чудотворца.
Постройка монастыря отыскала поддержку у Дмитрия Донского. Дмитрий Донской жертвовал средства на постройку монастыря, в то время как Димитрий Прилуцкий был крёстным папой его деток.
1-ый древесный храм грядущего монастыря был освящён в честь праздничка Всемилостливого Спаса, Пресвятой Богородицы, на Происхождение Животворящего Древа Креста Господня, отмечаемого 1 (14) августа. Рядом были построены древесные кельи для монахов.
Житие Димитрия Прилуцкого. Клейма иконы Дионисия, ок. 1503 г. ВГИАХМЗ Димитрий и Пахомий приходят в Вологду и получают землю для монастыря от Ильи и Исидора. Клеймо 7 Димитрий во время постройки храма предвещает погибель Димитрия Донского. Клеймо 8 Погребение Димитрия в поставленной им церкви (на заднем плане). Клеймо 12 Волшебство Димитрия о вятчанах. Клеймо 13 — одно из первых свидетельств об украшении раки расшитым покровом Явление Димитрия с бревном в руках при строительстве третьей церкви (понизу — фундамент строения). Клеймо 15Во время игуменства преподобного Димитрия монастырь назывался лаврой. Многие из учеников перебежали из Переславля к возлюбленному наставнику в Прилуки, и по примеру Троице-Сергиевой лавры в монастыре, в первый раз на Российском Севере, был введён общежительный утомившись. Преподобный Димитрий скончался 11 (24) февраля ок. 1406 года и был погребён в древесном Спасском соборе, у южной стенки рядом с правым клиросом. Перед собственной гибелью, которую он предсказал, Димитрий благословил «игуменом быть моему брату и отпрыску духовному Пахомию».
После преставления преподобного Димитрия ему приписывается огромное количество чудес — в главном, изгнание бесов, также несколько чудес, когда святой являлся, чтоб посодействовать монастырю либо городку Вологде. Посреди этих свидетельств покровительства и заступничества святого:
«чудо о заболевания корчете», когда от судорог, которые распространились, как эпидемия, в Вологде, люди спаслись, приходя к гробу святого; «чудо о вятчанах», когда разграбившие Вологду и монастырь вятичи были наказаны, сгинув в глухих топях Заволочья, а вояка, поругавший святыни собора и сорвавший пелену с раки святого, был поражён неизвестной силою и умер; «чудо о белоризцах», когда святой Димитрий в компании одетых в белоснежное мужей явился, чтоб укрепить городские стенки и тем спасти Вологду от войска Дмитрия Шемяки; «чудо о церкви святого», когда святой явился, чтоб посодействовать в постройке новейшей (третьей по счёту) Спасской церкви над местом собственного погребения. Акафист преподобному Димитрию, игумену Вологодской Прилуцкой обители, чудотворцу (кусок)Кондак 8 Странник и пришлец был еси во граде Вологде, преподобне отче наш Димитрие, сейчас же присный предстатель и защитник его, видев бо сей град, церквами святыми благоукрашенный, возлюбил еси его, и по умолению обитателей его на Прилуцех в предградии место уединенное обрет, на нем вселился еси, и добросовестный крест рукама своима соделав, водрузил еси, начало обители Спасовой полагая и присно воспевая распеншемуся на кресте Царю славы Христу: Аллилуиа.
XV — начало XVII векаМонастырь находился под покровительством столичных величавых князей — Василия Тёмного, его отпрыска Андрея Меньшого, удельного князя Вологодского, и брата последнего, величавого князя Ивана III, которые устанавливали для монастыря и его вотчин льготные пошлины. Местопребывание монастыря имело огромное значение как с военно-стратегической точки зрения, так и для торговли. Монастырь размещался на скрещении аква и сухопутных путей, ведущих из Вологды в Кириллов, Белозерск и важные российские центры интернациональной торговли XVI века — Холмогоры и Архангельск, также соединявших Вологду с центрами более доходных промыслов средневековья — солеварения (Сольвычегодск и Тотьма) и промысла рыбы и пушнины (весь Север). Связи монастыря с Москвой были принципиальным политическим моментом, беря во внимание острую борьбу Москвы и Новгорода за Вологду, продолжавшуюся с XIII до XV века.
Монастырь употреблялся как место ссылки. В 1493 году сюда были заточены величавым князем Иваном III княжичи углицкие Иван и Дмитрий — сыновья углицкого князя Андрея Горяя. Иван скончался тут в путах в 1523 году под именованием Игнатия (позже причислен к лику святых под именованием Игнатия Прилуцкого), Дмитрию в 1540 году было разрешено снять «железа». Братья были похоронены в монастыре рядом. Иван III брал из монастыря в поход на Казань икону Дмитрия Прилуцкого, написанную Дионисием Глушицким. После похода он украсил икону золотом и серебром, возвратив её 3 июня 1503 года монастырю.
В 1528 году в монастыре молились о даровании наследника Василий III и Лена Глинская. Потом их отпрыск Иван IV Суровый собственной грамотой 1541 года высвободил монастырские вотчинные сёла и деревни на 5 лет от всяких податей. В 1537—1542 годах в монастыре Спасский собор был возведён в камне. Иван Суровый в первый раз посетил монастырь в мае 1545 года, а в 1552 году брал в поход на Казань Киликийский крест из Спасо-Прилуцкого монастыря.
Прямо до 1645 года в Спасо-Прилуцком монастыре был обычай после денька памяти преподобного Димитрия 11 (24) февраля игумену монастыря ездить в Москву для поднесения сударю и его семейству воды, освящённой на торжественном молебне, и просфоры, из которой была вынута частичка за здравие царя и царствующего дома. Игумены монастыря присутствовали на «избирательных» соборах для утверждения на Столичном престоле нового царя: в 1598 году Бориса Годунова, в 1613 году Миши Фёдоровича.
Монастырь значительно пострадал в годы Смуты. В 1612 году на него напали поляки-литовцы и казаки, была разграблена монастырская казна, сожжены архивы. В 1615 году монастырь был разорён сибирским принцем Арасланом Алеевичем с дворянами, детками боярскими и казаками, пришедшими на Вологду «для оберегания». В 1619 году монастырь вновь подвергнут разграблению со стороны литовцев и «русских воров». 18 (31) декабря 1619 года в монастыре была сожжена трапезная с находившимися в ней людьми. В сей день было сожжено 59 и убито 32 монаха, а всего погибли более 200 человек.
Конец XVII — начало XX века Спасо-Прилуцкий монастырь, восстановленный после пожара, и село Коровничье (совр. Прилуки, справа) на гравюре 1830-х гг. Слева на заднем плане — церковь Николая на Валухе с колокольней со шпилем.В конце XVII—XVIII веках монастырь стал одним из богатейших на Российском Севере, одним из огромнейших землевладельцев и торговцев солью. По штатам 1764 года монастырь был положен во 2-м классе, степенью двадцатый. Ко времени составления штатов монастырь имел вотчины в округах Вологды, Грязовца, Кадникова и Радонежа, также подворья в Вологде (на месте Дома губернатора) и Москве (дом и каменная церковь Собора Иоанна Предтечи с приделом Димитрия Прилуцкого на Варварском крестце). Всего к этому времени у монастыря было 9 сёл, в их 7 церквей, 4 сельца и 88 деревень, в их 2819 душ фермеров. Кроме вотчин, с XVI века монастырь обладал соляными варницами в Тотьме, Сольвычегодске и при реке Уне в Архангельской губернии, на которых раз в год вываривалось более 14 000 пудов соли. Вологодское подворье использовалось для складирования и реализации соли. Не считая солеварения, монастырь имел 2 мукомольных водяных мельницы (обе на реке Вологде, одна неподалеку от монастыря) и 2 рыбных ловли (на реке Лосте и на озере Оназимском).
17 сентября 1811 года Спасский собор серьёзно пострадал от пожара (по преданию, от позабытой «грошовой свечи»). Сгорело всё внутреннее убранство, обгорели некие главы. Перед вторжением французов в Москву в 1812 году в Спасо-Прилуцкий монастырь были эвакуированы драгоценности патриаршей ризницы, Троице-Сергиевой лавры, Чудова, Новоспасского, Знаменского, Николо-Угрешского, Покровского, Новодевичьего, Вознесенского монастырей и неких столичных соборов и монастырей. Драгоценности хранились в спаленном Спасском соборе до освобождения Москвы. Спасский собор был реставрирован в 1813—1817 годах. Были изменены повреждённые пожаром главы, которым были приданы барочные кувшинообразные формы, устроен новый иконостас.
В 1898 году была открыта узкоколейная стальная дорога Вологда — Архангельск (с 1936 года в составе Северной стальной дороги), которая прошла в конкретной близости от монастыря (параллельно юго-восточной стенке). Через реку Вологду был построен временный, с древесными устоями, мост. В 1913 году его поменяли неизменным с металлическими фермами на каменных устоях, а в 1914 году линия была перестроена на широкую колею.
При Русской власти. ЗакрытиеВ 1918 году в монастыре были проведены обыск и опись имущества, часть построек заняли красноармейцы. В башнях монастыря во время Штатской войны были устроены склады взрывчатых веществ, и только благодаря вовремя принятым мерам начавшийся в один прекрасный момент пожар не привёл к уничтожению монумента. В монастыре была организована община из обитателей Прилук. С 1919 по 1923 годы в монастыре проходили изъятия церковных ценностей, в том числе в помощь голодающим Поволжья. По решению уездного исполкома архимандрит Нифонт (Курсин), монахи и послушники были выселены из монастыря, протестовавшие прихожане репрессированы. Весной 1922 года обитатели Прилук и близкорасположенных деревень просили разрешения разобрать стенки монастыря на кирпичи; ходатайство, но, было отклонено.
В августе 1924 года контракт с общиной был расторгнут, а монастырь закрыт. Произведения искусства были переданы в Вологодский музей, прочее имущество — разным учреждениям. В 1930-х годах в монастыре находилась пересыльная кутузка для раскулаченных, которых перевозили в северные лагеря ГУЛага, в 1950-х — 1970-х годах он был занят под военные склады. В монастыре размещался кинозал, дом инвалидов. С 1950-х годов опустевшие и разрушавшиеся постройки монастыря реставрировали, при всем этом многим из их был возвращён предполагаемый вид XVI—XVII веков. В 1979 году монастырь стал филиалом Вологодского муниципального музея-заповедника.
Повторное открытие. Конец XX — начало XXI века16 июня 1990 года, на праздничек Сретения иконы Димитрия Прилуцкого, в первый раз после закрытия монастыря был проведён крестный ход до церкви Лазаря Праведного на Горбачёвском кладбище. В августе 1990 года церкви была передана надвратная Вознесенская церковь. В 1991 году вновь открыт мужской епархиальный монастырь. 24 февраля 1992 года, в денек памяти Димитрия Прилуцкого (600-летие преставления), монастырь был стопроцентно возвращён Российской православной церкви. Два раза, 13—14 августа 1992 года и 16—17 июня 2007 года монастырь посещал Патриарх Столичный и всея Руси Алексий II.
В следующие годы в монастыре возродилась жизнь, был осуществлён ремонт монастырских строений, восстановлены иконостасы и колокола на соборной колокольне. Раз в день совершается полный круг богослужений. Содержится подворье и монастырская воскресная школа. В обители размещается ставленническое отделение Вологодского православного духовного училища, готовящего будущих священнослужителей Вологодской и Великоустюжской епархии. Раз в год проводятся Димитриевские образовательные чтения, собирающие духовенство и работников просвещения.
Подворьем монастыря является церковь Димитрия Прилуцкого на Наволоке в Вологде и с 1994 по 2003 год был Свято-Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь в Грязовецком районе Вологодской области.
Архитектура
План Спасо-Прилуцкого монастыря 1 — Спасский собор; 2 — галерея; 3 — крыльцо; 4 — переход; 5 — «новая» соборная колокольня; 6 — остатки старенькой церкви-колокольни Трёх Святителей; 7 — церковь Введения; 8 — трапезная Введенской церкви; 9 — Екатерининская церковь; 10 — могила К. Н. Батюшкова; 11 — церковь Успения из Александро-Куштского монастыря; 12 — церковь Всех Святых; 13 — монастырские кладовые; 14 — надвратная церковь Вознесения; 15 — колокольня надвратной церкви Вознесения; 16 — древненастоятельские кельи; 17 — зимние настоятельские кельи; 18 — летние настоятельские кельи; 19 — братские кельи и поликлиника; 20 — часовня над колодцем; 21 — Белозерская башня; 22 — Вологодская башня; 23 — Южная башня; 24 — Водяная башня; 25 — Мельничная башня; 26 и 27 — монастырские пруды; 28 — Казённый двор; 29 — Малые воротаСохранившаяся старая архитектура монастыря относится к XVI веку, когда были построены 1-ые каменные строения — Спасский собор, надвратная церковь и трапезная палата с церковью Введения. Архитектура этого периода основывается на столичной традиции, согласуясь с духовными и политическими связями монастыря. При всем этом получают развитие идеи первых каменных комплексов монастырей Российского Севера XV века — Спасо-Каменного (Спасо-Преображенский собор, 1481 год), Кирилло-Белозерского (Успенский собор, 1496 год) и Ферапонтова (Рождественский собор, 1490 год), построенных ростовскими зодчими. Обозначенные соборы — крестово-купольные, четырёхстолпные, трёхапсидные, на больших подклетах (не считая Успенского), с многообещающим порталом с килевидным окончанием, трёхчастным делением фасадов лопатками, подпружными арками, полукруглыми закомарами, покрытием кокошниками, большой главой в центре и малой над юго-восточным углом. Ферапонтовский собор с трёх сторон окружает галерея. В согласовании с животрепещущей столичной тенденцией конца XV века, в первых вологодских постройках употребляется кирпич с маленьким вкраплением камня. Спасский собор Прилуцкого монастыря (1537—1542 годы) наследует все обозначенные черты, кроме числа глав. Эта же, становящаяся основной для Российского Севера, традиция находит своё воплощение в Воскресенском соборе Горицкого монастыря (1544 год).
Спасо-Прилуцкий монастырь, вид в XVII веке. Кусок вологодской иконы Димитрия и Игнатия Прилуцких. Видна часозвоня надвратной Вознесенской церкви и две колокольни Спасского собораЦерковь Введения с одностолпной трапезной в Кирилло-Белозерском монастыре (1519 год) становится прототипом для подобных строений в Ферапонтовом и Спасо-Прилуцком (в последнем — с этим же посвящением) монастырях, которые повторили не только лишь архитектуру, да и осевое размещение построек. Это решение продолжало воспроизводиться в вологодских монастырях и в XVIII веке — трапезные Введенская церковь Михаило-Архангельского монастыря Величавого Устюга и Тихвинская церковь Троице-Гледенского монастыря, при всем этом повторяется и соединяющая строения скрытая галерея. Обычной особенностью северных столичных соборов становится типичный серьезный декор под и на закомарах (орнаментальные пояса из поребрика, бегунца, нишек и балясин). Спасский собор Прилуцкого монастыря продолжает линию столичной школы — отсюда пятиглавие, высочайший подклет, двухъярусная галерея и два ряда закомар. Декоративные мотивы Спасского собора повторяются в орнаменте надвратной церкви Вознесения и Введенской церкви.
После разорений начала XVII века в Прилуцком монастыре возобновляется насыщенное строительство, при всем этом, как и во многих других монастырях, повышенное внимание уделяется оборонительным сооружениям — возводятся массивные стенки и башни. Не считая того, в этот период возводится новенькая колокольня — основная высотная доминанта комплекса, также хозяйственные и жилые постройки.
После пожара 1811 года Спасский собор был реставрирован в 1813—1817 годах. При всем этом главам были приданы кувшинообразные барочные формы.
Невзирая на закрытие монастыря в русское время, его сооружения были в целом сохранены. В 1950-х — 1990-х годах была проведена научная реставрация, при всем этом памятникам XVI века был возвращён предполагаемый начальный вид. Реставрация в главном задела покрытия — по закомарам (Спасский собор) и кокошникам (Вознесенская и Введенская церкви), также формы глав — Спасский собор и Вознесенская церковь получили шлемовидные главы.
Надвратная церковь Вознесения (Феодора Стратилата) с колокольней Основная статья: Церковь Вознесения Спасо-Прилуцкого монастыряНадвратная церковь Вознесения Господня поставлена над Святыми воротами — основным заездом в монастырь со стороны старой дороги на Архангельск, Кириллов и Белозерск. Церковь с воротами и прилежащими участками северо-западной стенки — древная часть монастырской ограды, выстроенная в конце XVI века, скоро после Спасского собора, когда другие стенки с башнями были древесными. Позже церковь и Святые ворота оказались включёнными в кольцо стенок XVII века. Святые ворота имеют 2 арочных проёма: большой — для проездов и малый — для путников. Большой проезд оформлен многообещающим порталом, над которым ещё сначала XX века находилась фреска (на данный момент об этом припоминает железный голубец над огромным проездом).
Сначало (в 1590 году) церковь была освящена во имя святого великомученика Феодора Стратилата, покровителя православного воинства, вроде бы охраняющего вход в обитель, и называлась так до XIX века. Существует предположение, что она была освящена в честь ангела царя Фёдорвея Иоанновича, отпрыска Ивана IV, вступившего на престол в 1584 году, и, может быть, каким-то образом способствовавшего строительству в Спасо-Прилуцком монастыре. В XVIII и начале XIX века вследствие пожаров церковь очень пострадала и находилась в таком состоянии до 1815 года, когда и была переосвящена во имя Вознесения Господня и подверглась ряду переделок, последние и «очень неудачные» (по характеристике искусствоведа Г. К. Лукомского) — 1875 года. Реставрации 1990-х годов возвратили церкви предполагаемый начальный вид.
Святые ворота с церковью Вознесения и колокольней, ок. 1590 г., — главный вход в монастырь Святые ворота с церковью Вознесения и колокольней, фото ок. 1913 г. Роспись свода Святых ворот Фресковая икона «Знамение» на наружной стенке колокольни церкви ВознесенияБазу строения Вознесенской церкви составляет кубический объём, апсиды отсутствуют. Покрытие кровли, глава и декор перекликаются со Спасским собором. Венчает храм один световой барабан с узенькими оконными проёмами, завершённый шлемовидной главой. Вверху — широкая полоса декора из килевидных арочек и рядов прямоугольных и круглых нишек с бегунцом и поребриком меж ними. Покрытие кровли — по большим кокошникам, имитирующим закомары, более маленькие кокошники обеспечивают переход к барабану (с 1815 года по 1990-е кровля была купольной, глава — сложной барочной формы). Конструкция храма — двустолпная, что соответствует показавшейся и получившей ограниченное распространение в столичной и северной архитектуре XVI века тенденции. В вологодской архитектуре двустолпные храмы составят позже необыкновенную группу — это церкви Иоанна Предтечи в Дюдиковой пустыни (1653 год), Андрея Первозванного во Фрязинове (1670 либо 1687 год), Николая во Владычной слободе (1669 год) и Николая на Валухе (1755 год). Внутреннее место церкви делится 2-мя сравнимо тонкими четырёхгранными столпами, меж которыми размещена низкая каменная алтарная преграда. На верхние части столбов опираются разгрузочные арочки. Центральный коробовый свод прорезан световым барабаном на парусах, а угловые части перекрыты уникальными ступенчатыми сводиками псковского типа. Внутреннее устройство храмового места отражено на северном и южном фасадах, которые членятся 3-мя лопатками на два неравных прясла. Единственным украшением стенок служат узенькие пояса прямоугольных нишек и поребрика — обычный декоративный мотив северного и столичного зодчества XVI века.
Рядом с церковью Вознесения над стенкой возвышается её уникальная колокольня, построенная в 1729—1730 году, но ещё в традициях древнерусской архитектуры. Стройный четырёхгранный столп колокольни с пучками полуколонок и кокошниками на углах несёт лёгкий восьмерик гула (восьмерик на четверике), завершённый вытянутым шатром и главкой. Подразумевается, колокольня выполнена на базе существовавшей тут в конце XVII века каменной часовни «о 4 стенах».
Спасский собор Основная статья: Спасский собор Спасо-Прилуцкого монастыряСпасский собор построен в 1537—1542 годах на месте спаленного древесного. Собор представляет собой пятиглавый храм на подклете, окружённый галереями, с 3-мя полуциркульными апсидами. Фасады строения поделены широкими лопатками на три прясла. Завершают прясла значимые по размеру закомары, средние из которых имеют больший размер, чем боковые. Переход к барабанам глав создаёт 2-ой ярус закомар. Очень выделяется по сопоставлению с боковыми центральная глава, имеющая в основании четыре закомары. Оживленное нарастание масс к центру сформировывает пирамидальную композицию.
Архитектура собора в целом согласована с традициями столичного зодчества первой половины XVI века:
«Столичное происхождение подобного типа соборного храма безусловно. Москва стремилась в это время утвердить на Севере свои строительные формы как общерусские, противопоставив их разным, а именно новгородским, воздействиям. Спасский собор — один из наилучших образцов этого нового направления, выразившего торжество и величие централизованного Российского государства».
Основное отличие от других столичных сооружений обозначенного периода — лаконизм и скупость обработки фасадов: лёгкие двойные полочки-уступы на лопатках, обычный карниз с раскреповками, оконные проёмы без наличников. Верхние части барабанов глав имеют более различный, но обычный для северно-русских храмов конца XV — начала XVI веков декор (подобные примеры встречаются в Кирилло-Белозерском, Ферапонтовом монастырях): ряды килевидных арочек, прямоугольных нишек и бегунца, которые на центральном барабане дополнены кирпичными балясинами и лентой поребрика.
Спасский собор Декоративный мотив (сверху вниз): горизонтальная тяга, поребрик, бегунец, балясины, нишки, горизонтальная тяга, аркатурный поясок Крыльцо. В тимпане — фреска с поклоняющимися Христу св. Димитрием и св. Игнатием Спасский собор (вид с востока)Собор с трёх сторон (не считая восточной) окружает двухъярусная галерея-гульбище с необыкновенными открытыми арками второго яруса с эффектными килевидными архивольтами, подобными закомарам. Галерея поздняя, появилась предположительно в 1654—1671 годах, во время проведения крупномасштабных каменных работ в монастыре. На галерею выходят три многообещающих портала с колонками по краям и килевидным верхом. С севера она завершается широкой двуэтажной ризничной палаткой с входом из алтаря. Время построения непонятно, в монастырских записках числится, что она была перестроена в 1759 году. К западному порталу ведёт огромное крыльцо XVII века с лестницей. В собственной конструкции оно содержит толстые кувшинообразные столбы, поддерживающие двойные арки с висящей гирькой. Начальный шатровый верх крыльца в XIX веке был заменён двускатной крышей.
Храмозданная надпись в паперти Спасского собораМилостію Божіею и Пречистыя Его Мамы и молитвами Преподобнаго Димитрія, Прилуцкаго Чудотворца, въ лѣто 7045 (1537), индикта 10, Маія 29, при державѣ Царя и Сударя Іоанна Васильевича всея Россіи, и по благословенію Преосвященного Митрополита Даніила всея Руссіи, начала здатися церковь каменная Происхожденія Честнаго Креста Господня игуменомъ Мисаиломъ, и еже о Христѣ съ братіею; и совершена бысть церковь въ лѣто 7050, индикта 15, при томъ же Государѣ и при Митрополитѣ Макаріи всея Pycciи и при игуменѣ Аѳанасіи и еже о Христѣ съ братіею.
Коробовые своды ступенчатой конструкции поддерживают четыре мощных столпа. Снутри собора стенки побелены. Возможно, в древности они не были расписаны, хотя высказывалось и другое мнение. Своды и стенки верхнего храма были украшены живописью в 1859 году (утрачена), первый этаж не был расписан из-за необходимости нередких поновлений из-за сырости.
К концу XIX века в верхнем этаже собора было три престола и ещё 5 — в нижнем:
Престолы верхнего этажа:
Всемилостивого Спаса Происхождения Добросовестных Древ, главный, в алтаре; Преображения Господня, в южной паперти; Александра Невского, в северной паперти.Ранее в алтаре головного храма находились также престолы Димитрия Прилуцкого, Иоанна Богослова и Преображения. В 1656 году престол Димитрия Прилуцкого был перенесён в первый этаж собора, а его место в нижнем отделении алтаря занял престол Иоанна Богослова. Преображенский престол после пожара 1811 года был перенесён в южную паперть на место существовавшего там ранее престола во имя святых страдальцев Платона и Романа.
Престолы первого этажа:
Димитрия Прилуцкого и Игнатия Прилуцкого, главный (сначало только Димитрия). К северу от левого клироса этого храма находилась палатка, где, по преданию, была келья преподобного Димитрия;по правую сторону от престола Димитрия и Игнатия
Сергия Радонежского; Сретения Господня (с 1786 года);по левую сторону от престола Димитрия и Игнатия
Богоявления Господня (с 1788 года); Успения святой Анны (с 1831 года). Соборная колокольня В центре: остатки нижних ярусов бывшей соборной Трёхсвятительской церкви-колокольни (ок. 1540 г.)Древняя церковь-колокольня Трёх Святителей. Возведённая сразу со Спасским собором колокольня занимала северо-западный угол галереи. Она была решена как церковь «под колоколы» — строительный тип, получивший распространение в XVI веке в Столичном княжестве. В первом ярусе колокольни находился храм, а выше — открытый ярус гула, на который вела отчасти сохранившаяся узенькая лестница в толще стенки. Престол был освящён в честь трёх вселенских святителей — величавых каппадокийцев Василия Величавого, Григория Богослова и константинопольского патриарха Иоанна Златоуста.
В описи 1623 года обозначено:
... да колокольница при соборной церкви каменная, о одном верхе, а под колоколы церковь — Три Святителя. Соборная колокольня с церковью Алексия (1644—1656 г., перестройки 1720-х гг. и конца XVIII в.)В 1720 году древняя церковь-колокольня была практически стопроцентно разобрана, а колокола перенесены на новейшую. К истинному времени от старенькой колокольни сохранилась только нижняя часть — подклет и 1-ый ярус восьмигранного столпа, перекрытый сводом.
Новенькая колокольня с церковью Алексия. Меж 1644 и 1656 годами была выстроена новенькая, более высочайшая колокольня. Согласно традиции середины XVII века, это была шатровая постройка типа «восьмерик на четверике». Её широкая нижняя часть — подклет с 2-мя кельями и двухъярусный четверик, декорированный умеренными наличниками, плоскими лопатками и поясом кокошников по границе меж 2-мя ярусами. Поставленный выше восьмерик сходу перебегает в открытый ярус гула с арочными проёмами, увенчанными килевидными архивольтами. Прежнее шатровое окончание было снято в 1720-е годы, при всем этом стенки гула надложены, и на их водружён ещё один восьмерик, в каком были поставлены огромные колёсные часы с боем. В конце XVIII века верхний восьмерик получил окончание в виде фигурной кровли со шпилем.
Низкая пристройка с западной стороны — церковь Алексия. Таким макаром, новенькая колокольня, также как и древняя, была призвана кооперировать функции колокольни и храма, что для середины XVII века было не совершенно обычно и гласит о следовании «прежним образцам».
Из колоколов Спасо-Прилуцкого монастыря по именам известны «Большой» (357 пудов 30 фунтов), «Вестовой» и «Протас». Они были отлиты в 1736—1738 годах, а в разгар индустриализации, в 1935 году, были пущены на переплавку. Новые колокола (14 штук) были отлиты по эталону колокольни Софийского собора и посажены в 2007 году. Планируется отлить ещё один колокол массой 4 тонны.
Введенская церковь с трапезнойЦерковь Введения Богородицы во храм — стройное квадратное в плане здание на подклете со сводами, покрытыми эффектной пирамидой из трёх ярусов килевидных кокошников, и украшенное барабаном с луковичной главой. Особенностью храма является отсутствие алтарных апсид, свойственное для трапезных церквей XVI века. Фасады, включая восточный, украшены лопатками, заканчивающимися снизу на уровне подклета. Верхний ярус стенок меж лопаток декорирован широким кружевным поясом, состоящим из поребрика, кирпичных балясин и прямоугольных нишек. Этому орнаментальному фризу вторит аналогичный декор вверху барабана храма над рядом килевидных арочек.
Время постройки церкви — не позже 1623 года. Потом церковь была перестроена, при всем этом она получила купольное покрытие свода заместо кокошников и огромную пятигранную апсиду. В 1927—1928 годах купол церкви был разобран, и в храме устроен киноклуб с буфетом, играли спектакли. Предполагаемый начальный вид был возвращён в процессе реставрации 1950-х годов.
Церковь Введения (не позже 1623 г.), вид с юго-востока Церковь Введения, вид с юго-востока, фото И. Ф. Барщевского (не позже 1913 года), видна разобранная на данный момент апсида Скрытая галерея-переход соединяет Спасский собор с трапезной Введенской церкви Трапезная Введенской церкви и древненастоятельские кельи (слева)С запада к церкви примыкает впечатляющих размеров трапезная палата (одностолпный зал имеет площадь приблизительно 15×15 м) — обычная постройка для российских монастырей XVI—XVII веков. Её подклетный этаж был занят погребами, хлебней и другими хозяйственными помещениями. В верхнем этаже размещена широкая одностолпная сводчатая палата для общих монастырских трапез. В трапезной были устроены придел во имя великомученицы Варвары, в иконостасе которого находились иконы, пожертвованные Троице-Герасимовской церковью. Фасады трапезной лаконичны, единственным украшением являются большие арочные ниши с откосами, в каких помещены оконные проёмы, и обыкновенные лопатки меж ними и на углах объёма, завершённого зубчатым карнизом.
Екатерининская церковьЦерковь во имя святой великомученицы Екатерины и святого равноапостольного величавого князя Владимира построена в 1830 году вологодским губернским предводителем дворянства В. А. Волоцким как домашняя усыпальница. Представляет собой маленькое здание в стиле ампир в виде ротонды с 4-мя неравными (боковые больше фронтального и заднего) портиками.
Поблизости церкви находятся остатки монастырского некрополя, очень повреждённого в русское время. В целости сохранилась только могила поэта К. Н. Батюшкова, скончавшегося в Вологде 7 июля 1855 года. На кладбище монастыря были также захоронены митрополит Сарский и Подонский Иона, архиепископ Вологодский и Белозерский Симон, статский советник, вологодский вице-губернатор А. С. Нарышкин, другие духовные и светские лица, представители узнаваемых вологодских фамилий. Адмирал, главный командир Архангельского порта И. Я. Барш погребён в первом этаже собора.
Екатерининская церковь (1830 г.) Могила К. Н. Батюшкова (1787—1855 гг.) Успенская церковь бывш. Александро-Куштского монастыря (1-я четверть XVI в.) Церковь Всех Святых (1-я четверть XVIII в.), оканчивающая корпус братских келий Успенская церковь Основная статья: Успенская церковь Александро-Куштского монастыряДревесная шатровая Успенская церковь перевезена в Спасо-Прилуцкий монастырь в 1962 году из закрытого Александро-Куштского монастыря, отреставрирована и освобождена от поздней тесовой обшивки. Считается древней сохранившейся древесной шатровой церковью.
Александро-Куштский монастырь был основан около 1420 года монахом Спасо-Каменного монастыря Александром на берегу реки Кушты неподалеку от Кубенского озера. Успенская церковь была древним соборным храмом монастыря. Она была построена скоро после пожара 1519 года, уничтожившего прежние строения монастыря. В базе строения — высочайший крещатый сруб, над центром которого поставлен мощнейший восьмерик с повалом (расширением наверх), украшенный шатром и маленький главкой. Высочайшие боковые ветки креста завершены бочковыми кровлями, они красиво поддерживают общую стремящуюся ввысь архитектонику храма.
Церковь Всех СвятыхЦерковь Всех Святых построена в 1721 году как больничная церковь при поликлинике, находившейся в здании братских келий. Вначале была освящена как церковь Трёх Святителей (заместо разобранной соборной церкви-колокольни). В 1846 году была перестроена и переосвящена в церковь Всех Святых.
Монастырские кладовыеЗдание монастырских кладовых примыкает впритирку к северо-западной стенке монастыря, к северо-востоку от надвратной церкви Вознесения (справа, если глядеть изнутри монастыря). Дата постройки — не позже 1675 года. Здание представляет собой вроде бы двухъярусную галерею. Внутренний фасад выходит на Казённый двор — узенький внутренний дворик меж северо-западной стенкой монастыря и длинноватым зданием летних настоятельских келий. Нижний ярус образуют две пологие арки и находящийся посредине высочайший дверной проём с лестницей наверх, обрамлённый наряженным наличником с пилястрами и килевидным архивольтом. 2-ой ярус образован малеханькими оконцами, разделёнными пилястрами, тянущимися до карниза. Посредине меж пилястрами над входной аркой — окошечко с наличником. На внешней стороне стенки ограды нижним аркам корпуса соответствуют трёхлопастные ниши с окнами, увенчанными наличниками.
Кельи1-ые хозяйственные постройки монастыря были древесными, и в главном, погибли во времена Смуты. Восстановление каменных келий и других вспомогательных зданий началась с 1645 года.
Древненастоятельские кельи примыкают к трапезной Введенской церкви и фасадом обращены к Спасскому собору. Это двухэтажное каменное строение с кирпичными сводами. В подклетном этаже строения находились кладовые и погреба с кухней. Верхний этаж занимали покои архимандрита, соединяющиеся скрытой галереей с трапезной церкви Введения и Спасским собором. В XVII веке кельи были значительно перестроены и расширены. При всем этом фасад украсили фигурные наличники оконных проёмов и ниши-ширинки на лопатках, появилось оригинальное крыльцо с западной стороны. Зимние настоятельские кельи. Вначале — каменные келарский корпус и сушило (в верхнем этаже), построенные у западной стенки ограды к юго-западу (слева, если глядеть изнутри монастыря) от надвратной Вознесенской церкви не позже 1675 года. В 1718 году здание было перестроено под зимние настоятельские кельи, а в 1893 году превращено в монастырскую гостиницу. Летние настоятельские кельи существовали уже посреди XVII века как «две казенные кельи о два житья, а перед кельями и на монастырь крыльцо каменное с лестницею». Другую часть строения (вытянутого в сторону северо-востока) составляли четыре 1-этажные братские кельи с сенями, построенные в 1645 году ярославскими каменщиками Иваном Сергеевым, по прозвищу Сено, и Титом Ивановым, по прозвищу Балаш. В XVIII веке здание было перестроено и объединено с братскими кельями в единый большой корпус, сохранив только отдельные прежние детали на фасаде со стороны Казённого двора. Меж летними кельями и Святыми воротами посреди XVII века были сооружены ворота Казённого двора. Они также сохранили ряд фрагментов старой архитектуры. Братские кельи — двухэтажное строение, вытянутое параллельно северо-западной стенке монастыря в продолжение летних настоятельских келий. Ранее являлось больничным корпусом. Строительство началось в XVII веке, завершилось в 1790 году. С востока к корпусу келий в 1721 году была пристроена Всехсвятская церковь. Часовня над колодцемК северу от Спасского собора находится колодец, по преданию, выкопанный преподобным Димитрием. Над колодцем поставлена древесная часовня. Из колодца берётся вода для молебнов с водоосвящением. Ранее на этом месте находилась круглая каменная часовня (время постройки непонятно), снутри имевшая настенные росписи, маленький иконостас, крест, поставленный Димитрием при основании монастыря, и колодец.
Стенки, башни и ворота Надпись над Святыми воротамилѣта 7164 (1656) августа въ 1 денек, сдѣланъ сей градъ около Прилуцкаго монастыря при державѣ Сударя Царя и великаго князя Алексѣя Михаиловича всея великія и малыя и бѣлыя Россіи самодержца и при его благовѣрной королевѣ и величавой княгинѣ Марьѣ Ильиничнѣ и при благовѣрномъ принцѣ и великомъ князѣ Алексѣѣ Алексѣевичѣ и при великомъ государьѣ святѣйшемъ Никонѣ патріархѣ московскомъ и всея великія и малыя и бѣлыя Россіи и при государьѣ преосвященномъ Маркеллѣ, архіепископѣ вологодскомъ и великопермскомъ и святыя обители сея при архимандритѣ Іонѣ и при келарѣ старцѣ Сильвестрѣ съ братіею, и дѣланъ сей градъ монастырскою казною.
До середины XVII века монастырь был окружён древесной оградой, каменными были только Святые ворота с надвратной церковью и часть примыкающей к ним северо-западной стенки. В 1640—1650-е годы были построены новые кирпичные стенки, согласно королевской грамоте 1644 года, монахам было дано право делать кирпич безоброчно. Строительство было завершено в 1656 году, о чём свидетельствует надпись, вырезанная в камне над Святыми воротами.
Всего имеется 5 башен:
Белозерская (северный угол); Вологодская (восточный угол); Южная (южный угол); Мельничная (западный угол); Водяная (посреди юго-западной стенки).В плане они образуют неверный многоугольник, напоминающий трапецию, общей протяжённостью 950 метров с башнями по углам и посреди юго-западной стенки. В северо-западной стенке имеется заезд в монастырь через Святые ворота с надвратной церковью Вознесения, в месте которых стенка образует тупой угол, направленный кнаружи. Толщина стенок превосходит 2 метра, высота на юго-восточной и северо-восточной сторонах, обращенных к дороге, доходит до 7 метров. Юго-западная стенка, обращённая к реке Вологде, самая низкая.
Высочайшие и массивные башни на северном (Белозерская), восточном (Вологодская) и южном (Южная) углах ограды очень выступают за линию стенок, имеют 16 граней. Возможно, что они думали как главные оборонительные сооружения. Башни имеют несколько ярусов бойниц и адаптированы к радиальный обороне. В стенках меж башнями также устроены бойницы: арочные нижние — для подошвенного боя, длинноватые тонкие — в среднем ярусе, и косые и узенькие — в верхнем ярусе — для верхнего боя. Повдоль всех стенок с внутренней стороны на каменных арках либо на утолщении стенок устроена площадка, служащая ходом по периметру ограды и позволявшая вести верхний бой. В юго-восточной и северо-восточной частях ограды были устроены так именуемые «мешки» — каменные столбы с узенькими помещениями снутри, которые служили для хранения пороха и других боеприпасов, и куда также заключали особо принципиальных преступников. Со стороны реки Вологды перед юго-западной стенкой устроен земельный вал.
Мельничная башня Вал меж юго-западной стенкой и рекой Вологдой Водяная башня Южная башня Вологодская башня Белозерская башняОкончание стенок по старой традиции сплошное, не расчленённое на отдельные зубцы. Башни вначале венчали древесные шатры со смотровыми вышками, которые в XVIII веке были изменены фигурными кровлями. В процессе реставрации 1955 — 1960-х годов Белозерская и Вологодская башня были покрыты тёсом (другие имеют железную кровлю), грани Белозерской, Вологодской и Южной башен в XIX веке были выкрашены в белоснежный, жёлтый и оранжевый цвета. Другие башни и стенки, по традиции, побелены. Не считая Святых и Водяных ворот, в обитель ведут Малые ворота в северо-восточной стенке.
Стенки и башни монастыря имеют различную строительную обработку. Монументальные Южная и восточная Вологодская башни выделяются не только лишь своими большенными размерами (около 20 м), да и декоративной обработкой зубцов и машикулей (у Вологодской они украшены полихромными изразцами). Мельничная башня имеет 8 граней и отличается подчёркнутой декоративностью — грани выделены сложными полуколонками, на которые опирается аркатурный пояс, с полукружьями последнего выше перекликаются трёхчастные ниши и бровки над верхними бойницами. Нижние бойницы украшены обрамлениями в виде двухуступчатых кругов. Водяная башня — маленькая четырёхгранная, ранее — проездная. Завершена древесным шатром с железным покрытием и имеет маленькой караульный чердак.
Иконы и другие святыни монастыря
В 1642 году в подклете собора был устроен престол во имя святого Димитрия, в каком пребывают главные святыни монастыря — под спудом мощи преподобного Димитрия и Игнатия Прилуцких. В подклете также находятся чтимые иконы — перечень чудотворного вида преподобного Димитрия с житием (с ней игуменский посох и часть вериг святого) и Пресвятой Богородицы «Страстная», написанная богомазами монастыря Кутлумуш на Афоне в память о несохранившейся келейной иконе преподобного Димитрия. Близ гробницы преподобного Игнатия Прилуцкого пребывают вериги, по преданию носимые подвижником, также ковчег с частичками Ризы Господней, мощей святителей Иоанна Златоуста и Василия Величавого, Сорока страдальцев Севастийских, преподобного Иоанна Дамаскина. В особенности почитаема в обители икона Божией Мамы «Скоропослушница» — перечень чудотворного вида, сделанного на Афоне и привезённого в обитель в 1910 году. Местно почитаемая Казанская икона Божией Мамы в драгоценной ризе после закрытия монастыря находится в Вологодском музее-заповеднике.
Икона Димитрия ПрилуцкогоИз местного ряда иконостаса Спасского собора монастыря происходит почитающаяся чудотворной икона «Преподобный Димитрий Прилуцкий с житием» — шедевр российской иконописи работы Дионисия. Обычно считается, что икона была написана в 1503 году (в это время Дионисий заканчивал роспись Рождественского собора Ферапонтова монастыря). Дата появилась на основании разновременных летописных сведений, в XIX веке собранных в «Вологодский летописец», где говорится о сретении иконы в 1503 году в Вологде. Согласно этому источнику, икона была прислана царём Иваном III в обитель в благодарность за помощь Димитрия Прилуцкого в Казанском походе.
…ходившу благочестивому сударю нашему величавому князю Иоанну Васильевичу всея Рф ратию в Казань на татары. И по днех тех прииде известие, яко в той денек почти все пособие было его величеству с ратными в Казани над погаными татары… По возвращении же из Казани з благополучною над татары многою победою присылает благочестивый же и величавый сударь правитель и величавый князь Иоанн Василъевичъ всеа Рф на Вологду во обитель Спасову по видению собственному новоизображенную и украшенную златом и сребром этого преподобного Димитрия святую икону, купно с царскою своею милостивою братии милостынею. И егда принесена быстъ та святая икона на Вологду, пославшие принесли известие к епископу, тогда бывшу, Стефану Вологодскому и Великопермскому и к первым града. Епископ же абие иде с кресты на место то, идеже та новоизображенная икона принесшими поставлена и тамо сретеши ю со всем освященным собором, с начальники же и со обилием народа, молебная тамо совершившие. И повале епископ святую ту икону с иными святыми иконами и добросовестными кресты нести в ту Всемилостивого Спаса обитель… …а на месте, идеже ю сретоша, тако и церковь во имя преподобного воздвигнугиа, иже зовется в Кобылине улице. Благоверный же Иоанн Васильевич всеа Рф повеле оттоле всему освященному собору на сретение тоя святыя иконы повсегодно со всенощным и крестным из града во оную обитель хождением, в он же денек принесеся, праздновать месяца июния в 3-ий денек…
— Сказание о сретении чудотворной иконы преподобного Димитрия Прилуцкого из Казанского похода 1503 года.
По другой версии, в поход Ивана Сурового на Казань 1552 года бралась житийная икона Дмитрия Прилуцкого из Спасского собора Прилуцкого монастыря, сретение которой в Вологде состоялось 3 июня 1580 года.
Как свидетельствует Сказание, на месте сретения иконы была построен древесный клетский храм, посвящённый преподобному Димитрию (до XVII века — церковь Димитрия Прилуцкого в Кобылине улице). Около 1690 года на месте древесного строения церкви построена каменная, существующая на данный момент. Высказывалось также предположение, что конкретно к этому храму (а не к церкви Димитрия Прилуцкого на Наволоке) относится упоминание о постройке ярославскими мастерами храма Димитрия Прилуцкого в Вологде в 1653 году. Церковь была освящена в честь святых равноапостольных царей Константина и Лены (по сей день — церковь Константина и Лены), а придел нижнего храма — в честь Димитрия Прилуцкого.
Преподобный Димитрий Прилуцкий с житием, икона из Спасского собора Спасо-Прилуцкого монастыря. Дионисий. Около 1503 года. Вологда. ВГИАХМЗ Икона Димитрия Прилуцкого с житием в ризе, фото ок. 1902 г. Крестный ход в Спасо-Прилуцком монастыре 3 (16) июня 1902 г. Церковь Константина и Лены (в XVI—XVII вв. — Сретения иконы Димитрия Прилуцкого), имеющееся здание — ок. 1690 г.Высказывается мировоззрение о более ранешном времени разработке вида, может быть, заказанного для третьего по счёту соборного храма монастыря, возведённого в 1487 году.
В 1924 году икона поступила в собрание Вологодского муниципального музея-заповедника. Реставрирована в 1927 году А. И. Брягиным. В текущее время икона находится в экспозиции музея (инв. 1593, размер 139,5×111 см). В Спасском соборе находится перечень с иконы.
В память сретения иконы Димитрия Прилуцкого каждый год 3 июня служилась литургия в кафедральном Софийском соборе и церкви Константина и Лены, а потом совершался крестный ход из городка в Спасо-Прилуцкий монастырь. Священником Константино-Еленинской церкви в 1898—1911 годы служил вологодский писатель и краевед о. Сергий (Непеин):
К Цареконстантиновскому храму приходят с хоругвями и св. иконами от ближайших храмов, и общий крестный ход направляется в собор, соединяясь в пути с другими крестными ходами. Отсюда, уже с ролью Преосвященного Владыки, крестный ход направляется к водопроводу, на Архангельскую улицу и за город к Прилуцкому монастырю. Стройное шествие при участии городского общества хоругвеносцев в прекрасных костюмчиках, со обилием хоругвей, сопровождаемое массами народа, очень прекрасно со стороны.
— Свящ. С. Непеин. Вологда до этого и сейчас. 1906 г.
В 1990-е годы традиция крестных ходов возрождена.
Киликийский крестТак именуемый Киликийский крест, лежащий в текущее время в Вологодском музее-заповеднике, по преданию, был принесён Димитрием Прилуцким из Переславля в Спасо-Прилуцкий монастырь. Происхождение наименования до конца не ясно (см. Киликия). Представляет собой древесный крест с резными накладками из кости. Разумеется, что стиль, в каком выполнен крест, относится к XVI веку, и реликвия, может быть, является копией знаменитого креста XIV века.
Высказываются представления, что часть резных фигур выполнена под воздействием школы Дионисия — это клейма «Распятие, с предстоящими», «Предста Царица», «Спас Нерукотворный», «Смоленский князь Фёдорвей с отпрысками Давидом и Константином», «Борис и Глеб», «Ефрем Новгородский и Савва Вишерский», «Царь Константин и королева Елена» и «Апостол Павел» (поясной). В то же время другие фигуры — «Спас на Престоле», «Рождество Христово», «Преображение», «Вход в Иерусалим», «Вознесение», «Сошествие святого Духа», «Обретение главы Иоанна Предтечи» и некие святые — исполнены под воздействием геометрического стиля Близкого Востока, берущего начало в Сирии, и может быть, повлиявшего на вологодского мастера через знакомство с монументами Грузии либо Армении.
БиблиотекаМонастырь до этого обладал богатейшей библиотекой. Большая часть старых рукописных книжек (к примеру, житие преподобного Игнатия XVI века) было изъято в столичные собрания к концу XIX века. «Бесцеремонное отбирание» книжек закончилось только после соответственного указа Синода от 1890 года, на момент которого в монастыре ещё сохранялись несколько книжек XV—XVI веков.
Настоятели
Основная статья: Перечень настоятелей Спасо-Прилуцкого монастыряПервым игуменом монастыря был преподобный Димитрий, перед гибелью он благословил на игуменство собственного ученика Пахомия. С середины XVII века настоятелями монастыря были архимандриты, с начала XIX века — архимандриты и ректоры Вологодской семинарии, в последнюю четверть XIX века — епископы Тотемские, викарии Вологодской епархии.
После возрождения обители настоятели сменялись, с 1992 года это был игумен Ефрем, потом — Галактион, с 1996 по 1999 годы игуменом был одиозный «старец» Гурий (Чезлов), предсказывавший скорый конец света, проповедовавший против использования компов, ИНН, новых русских паспортов и пластмассовых карточек, также требовавший особенным методом совершать крестное знамение. В 2010 году настоятелем является священноархимандрит обители Вологодский и Великоустюжский архиепископ Максимилиан. Наместник — игумен Дионисий (Воздвиженский).
Братия — около 15 человек, в монастыре есть трудники и несколько вольнонаёмных работников.
Арестанты монастыря
Муниципальная и церковная власти издавна использовали ссылку в монастыри провинившихся, как из духовной, так и из светской среды для исправления и раскаяния. Обычно, сроки ссылки духовных лиц за «упущения по службе», неприличное поведение, дебоширство и хозяйственные проступки были маленькие. Архимандрит монастыря был должен два раза за месяц отправлять в консисторию рапорты о поведении ссыльных.
В 1624 г. «на покой» в Спасо-Прилуцкий монастырь был выслан митрополит Иона, попавший в немилость патриарху Филарету за неприятие исправления богослужебных книжек и за препятствие крестить переходящих в православие католиков-поляков. Митрополит погиб и погребён в монастыре в 1627 г.
В 1665—1666 гг. по распоряжению Вологодского архиепископа Симона в Спасо-Прилуцком монастыре «под началом» находился противник исправления церковных книжек инок Григорий (Неронов).
Прямо до середины XIX века в монастырь по решениям Синода либо губернского уголовного суда высылали штатских и военных лиц из числа раскольников, молокан и других отступников от православия. Каждому «для беседы об правдах веры» назначался исповедник, который был должен содействовать их раскаянию.
В 1831 г. по указу Синода был удалён от управления Иркутской епархией архиепископ Ириней, приверженец церковной независимости, узнаваемый своими столкновениями с иркутским городничим А. Н. Муравьевым — сосланным в Сибирь по делу декабристов. Ириней отрешался подчиниться указу, но после доказательства, которое доставил в Иркутск флигель-адъютант Гогель, он в сопровождении жандармского подполковника Брянчанинова был доставлен в Спасо-Прилуцкий монастырь. 27 июля 1831 г. из Синода был выслан указ Вологодскому епископу Стефану поручить настоятелю монастыря «иметь за ним бдительный надзор, каковый иметь и вашему преосвященству, и чтоб об стиле жизни его и поступках доносили св. синоду по третям года». 17 апреля 1848 г. Иреней был переведён настоятелем в Ярославский Толгский монастырь.
Серьезный режим Спасо-Прилуцкого монастыря, обладавшего массивными и отлично охраняемыми стенками, отвечал требованиям для изоляции принципиальных ссыльных, в том числе, находившихся вне церковного права. Уже в конце XV века Иван III заключил в Спасо-Прилуцкий монастырь молодых отпрыской опального удельного князя углицкого Андрея — Ивана и Димитрия. Старший брат — Иван скончался в монастыре в 1522 г., проведя в путах практически 30 лет. Перед кончиной он был пострижен в монахи под именованием Игнатий. С младшего брата кандалы сняли исключительно в 1540 г., незадолго до его погибели. Димитрий похоронен «при ногах брата» в первом этаже Спасского собора, в церкви Димитрия и Игнатия Прилуцких.
В 1799 г. был выслан в Спасо-Прилуцкий монастырь в качестве нескончаемого арестанта капитан В. С. Кряжев, адъютант и управляющий канцелярией смоленского военного губернатора, один из активных участников потаенного кружка, в который входили предшественники декабристов смоленские бюрократы и офицеры, недовольные правлением Павла I. 15 марта 1801 г., через четыре денька после состоявшегося дворцового переворота, новый правитель Александр I подписал указ Сенату «О прощении людей, содержащихся по делам, производившимся в Потаенной Экспедиции, с присовокуплением 4-х списков оных». Был освобождён из заключения и Кряжев.