Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 14:00

Кирилло-Новоезерский монастырь

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Кирилло-Новоезерский монастырь

Кирилло-Новоезерский монастырь на гравюре 1823 г.
В какой стране находится: Россия
Местоположение монастыря: Белозерский район
Какова конфессия: православие
Епархия монастыря: Вологодская
Тип монастыря: мужской общежительный
Кто основатель: Кирилл Новоезерский
Когда основан (Дата основания): 1517 год[1]
Статус: Объект культурного наследия РФ № №
В каком состоянии: закрыт

Описание монатяря "Кирилло-Новоезерский монастырь"

Координаты монастыря: 59°57′13″ с. ш. 37°14′15″ в. д. / 59.953661° с. ш. 37.237437° в. д. / 59.953661; 37.237437 (G) (O) (Я)

Кири́лло-Новоезе́рский монасты́рь — прошлый мужской монастырь в Вологодской области. В текущее время — колония для отбывающих бессрочное заключение «Вологодский пятак».

Находится на полуострове Пламенном на озере Новеньком поблизости городка Белозерска, в Белозерском районе Вологодской области.

В монастыре было три храма. Главный собор в честь Воскресения Христова был построен на средства вельможи Б. И. Морозова, любимчика царя Алексея Михайловича. Мощи преподобного Кирилла были открыты в 1649 году при копание рва для фундамента строившейся церкви и были положены в серебряной позлащённой раке в арке меж соборной и придельной во имя преподобного Кирилла церквями.

На местности монастыря находилась ещё церковь в честь Смоленской иконы Богоматери, также надвратная церковь апостолов Петра и Павла. Рядом с монастырём на Кобылиной горе находилась Тихвинская церковь, где хранилась икона Богородицы, принесённая преподобным Кириллом, и к которой совершался крестный ход в праздничек Тихвинской иконы Божией Мамы.

Содержание

1 История 2 Примечания 3 Литература 4 Ссылки

История

Основан в 1517 году в княжение величавого князя Василия III Иоанновича преподобным Кириллом Белоснежным, иноком Корнилиево-Комельского монастыря.

По преданию он увидел над полуостровом «столб огня». Обитель воспользовалась благодеяниями величавых князей и царей столичных, которые часто лично посещали монастырь и награждали его обеспеченными вкладами и вотчинами.

В 1685 году царевна Софья Алексеевна пожертвовала средства на строительство теплой церкви во имя Смоленской Богоматери и трапезной палаты.

В 1721 году островной монастырь посетили Пётр I с императрицей Екатериной, оставившие богатые валютные вклады и пожаловавшие чугунные плиты для пола в соборе.

Планировка монастыря, загаданная в XVII веке, свидетельствовала о цельности композиционного плана. Обитель делали неприступной высочайшие каменные стенки на сваях и гранитном фундаменте с сильными угловыми и надвратной башнями.

Секуляризационная реформа 1764 года и огромные издержки на каменное строительство ухудшили состояние обители: с 1764 года она считалась монастырем 3-го класса Новгородской губернии, Белозерского уезда. Сначала 1790 гг. на полуострове жило всего 7 монахов.

В 1793 году, по прошению белозерских людей, в Кирилло-Новоезерский монастырь был переведен игуменом выдающийся подвижник православия – Феофан , в миру Феодор Соколов (11.05.1752 – 03.12.1832).

Деятельность нового игумена, а с 1819 г. - архимандрита, позволила возвратить монастырю его былое благосостояние: к 1838 году в нём жило уже 80 монахов. В монастырской ризнице хранилось огромное количество икон, книжек, риз из драгоценных тканей, золотой и серебряной утвари.

Об авторитете игумена Кирилло-Новозерского монастыря свидетельствовал тот факт, что с 1799 года ему было доверено исправление должности благочинного монастырей Кирилловского уезда: Кирилло-Белозерского, Горицкого, Моденского и Филиппо-Ирапской пустыни.

В 1829 году из-за заболеваний Феофан принужден был просить увольнения от должности, оставив монастырь собственному преемнику в потрясающем состоянииа, .

Архимандрит Феофан Новоезерский сыграл приметную роль в оживлении российского иночества поистине монашеским духом. Будучи одним из ближайших учеников старца Клеопы Покровского – подвижника благочестия XVIII века, оставил о нем устное повествование, записанное сестрами Горицкого монастыря, в становлении иноческой жизни которого благочинный воспринимал инициативное роль. В 1830 году в Кирилло-Новоезерском монастыре у Феофана проходил послушнический искус будущий епископ, ученый и проповедник Игнатий (Брянчанинов).

После Октябрьской революции 1917 года монастырь был превращён в кутузку для «врагов революции». В 1930-е и 1940-е годы тут была колония для политических заключённых в системе ГУЛАГа. После погибели Сталина в 1953 году колония была преобразована в обыденную кутузку для небезопасных преступников.

В 1973 году монастырские строения были применены в качестве фона в кинофильме Василия Шукшина «Калина красноватая». «Вологодский пятак» также показан в кинофильме «Шизофрения». Монастырь также бытует в неких произведениях российского писателя Александра Яшина.

В 1997 году монастырь стал кутузкой только для заключённых, отбывающих бессрочную меру наказания. После введения в 1996 году в Рф моратория на выполнение приговоров к смертной экзекуции эти приговоры стали автоматом означать бессрочное тюремное заключение.

Вид Кирилло-Новоезерского монастыря. А. Г. Ухтомский. Гравюра резцом с рисунка Каулинга. 1823 г. Кирилло-Новоезерский монастырь. Офорт. Около 1880 г. Преподобный Кирилл Новоезерский в житии. Ок. 1648 г. 134,5 х 109,5 см. Происходит из Кирилло-Новезерского монастыря. В Н.В. хранится в Череповецком музейном объединении Вологодской области. Реставрация 2000 – 2010 г Беловым С.П.

Прочитано 1087 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...