Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 14:00

Спасо-Евфимиев монастырь

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Спасо-Евфимиев монастырь
В какой стране находится: Россия
В каком городе: Суздаль
Какова конфессия: Православие
Епархия монастыря: Владимирская и Суздальская
Тип монастыря: мужской
Кто основатель: князь Борис Константинович
Когда основан (Дата основания): 1352 год
Статус: Объект культурного наследия РФ № 3310133000№ 3310133000
В каком состоянии: Музей-заповедник
Официальный сайт: Официальный Официальный сайт:

Описание монатяря "Спасо-Евфимиев монастырь"

Координаты монастыря: 56°25′59″ с. ш. 40°26′21″ в. д. / 56.43306° с. ш. 40.43917° в. д. / 56.43306; 40.43917 (G) (O) (Я)

Спа́со-Евфи́миев монасты́рь — мужской монастырь Владимирской и Суздальской епархии Российской православной церкви, расположенный на левом берегу реки Каменки в северной части Суздаля.

Основан в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем как крепость, призванная защищать город от наружных и внутренних противников.

Содержание

1 Общее описание 2 Кутузка в монастыре 3 Следующая история 4 Наследство ЮНЕСКО 5 Перечень сооружений монастыря 6 Строительный ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря 7 Настоятели 8 Примечания 9 Литература 10 Ссылки

Общее описание

Часы на монастырской звоннице Каменный крест над могилами рода Пожарских

Сначало монастырь был Спасо-Преображенским, позднее стал называться Спасо-Евфимиевым в честь первого игумена монастыря — святого преподобного Евфимия Суздальского.

Начальные древесные постройки монастыря не сохранились, сегодняшний вид ансамбля сложился в XVI—XVII веках. Строительство превосходных строений монастыря оказалось вероятным благодаря большим пожертвованиям княжеско-боярской знати. Большие вклады были пожалованы величавым князем Василием III, царем Иваном Суровым, князьями Пожарскими и др.

7 июля 1445 года у стенок монастыря произошла битва российских войск под командованием Василия II с казанским войском, под командованием казанских царевичей — Махмуда и Якуба (отпрыской хана Улу-Мухаммеда), в какой Василий потерпел ожесточенное поражение и был взят в плен.

В 1511 году архимандритом Спасо-Евфимиева монастыря был Кирилл, позже ставший архиепископом Ростовским, Ярославским и Белозерским.

Главный храм монастыря — Спасо-Преображенский собор (конец XVI века) — построен в традициях старой белокаменной архитектуры Суздаля, он мону­ментален и строг. Гордость собора — фрески XVI в., открытые реставраторами на фасадах, и росписи узнаваемых мастеров XVII столетия Гурия Никитина и Силы Савина.

В 1837 году монастырь посетил цесаревич Александр Николаевич.

16 мая 1913 года в связи с празднованием 300-летия Дома Романовых монастырь посетил правитель Николай II с величавыми княжнами Ольгой, Татианой, Марией и Анастасией.

Близ восточной стенки собора находится могила князя Дмитрия Михайловича Пожарского — известного российского предводителя. В 1930-х годах склеп над могилой был разобран. На месте захоронения установлен каменный крест. В 2009 году мраморный склеп восстановлен и 4 ноября открыт Президентом Медведевым

Кутузка в монастыре

Двор тюремного корпуса По распоряжению Екатерины II в 1766 году в монастыре была учреждена кутузка для «безумствующих колодников».

В 1829 году тут скончался доведённый до сумасшествия декабрист Фёдорвей Шаховской.

В 1826 году по приказанию правителя Николая I в Суздальский Спасо-Евфимьевом монастыре был заточён предсказатель Авель. Он скончался в нём 29 ноября 1841 года, погребён за алтарём монастырской Никольской церкви. С 1820 по 1832 г. в монастырской кутузке содержался фаворит секты скопцов Кондратий Селиванов, который в ней и погиб.

Тут же с 1869 года отбывал заключение фаворит секты прыгунов Максим Рудомёткин, в 1857 объявивший себя воплощением Святого Духа. В кутузке Спасо-Евфимьева монастыря он составил 14 пророческих книжек, вошедших в священное писание прыгунов «Книга солнца», и скончался в 1877 году.

В «Суздальской крепости» в XIX веке содержались старообрядческие священнослужители. Некие, как Алимпий, погибли в одиночных камерах, не дождавшись освобождения, некие, как Аркадий (просидевший в одиночной камере 25 лет), Конон и Геннадий, были освобождены в 1881 году. В деле их освобождения значительную роль сыграл Л. Н. Толстой. С 1898 по 1904 годы в кутузке содержался старообрядец Фёдорвей Ковалёв, похоронивший живьем 25 человек в связи с переписью населения 1897 г. С 1894 по 1902 годы в кутузке содержался архангельский благотворитель Василий Рахов. В 1900 г. четыре месяца в монастырской кутузке провёл Иван Чуриков, основоположник движения чуриковцев.

В 1923—1939 годы в монастырской кутузке существовал политизолятор (с 1935 г. — кутузка особенного предназначения). В нём содержались, а именно, митрополит Петр Крутицкий, епископ Александр Боярский, экономисты Николай Кондратьев, Леонид Юровский, партийные и комсомольские деятели Владимир Невский, Мартемьян Рютин, Лазарь Шацкин, Иван Смирнов.

Следующая история

В 1940 г. в монастыре содержались интернированные военнослужащие Чешского легиона польской армии во главе с Людвиком Свободой, которые были взяты под стражу после Польского похода РККА.

В 1941 г. после начала Величавой Российскей войны в монастыре был организован проверочно-фильтрационный лагерь, в каком бойцы и офицеры РККА проходили проверку после пребывания в плену и окружении противника. Через него прошло 8232 человека.

1 января 1943 г. монастырь стал лагерем военнопленных, в каком содержались офицеры и генералы вермахта, итальянской, румынской, венгерской и испанской (Голубая дивизия) армий. А именно, в нём содержался фельдмаршал Фридрих Паулюс.

С 1946 по 1967 гг. на местности монастыря располагалась воспитательно-трудовая колония для несовершеннолетних преступников (поначалу мальчишек, а после мятежа 1947 года — девченок).

В 1968 г. монастырь стал музеем.

Наследство ЮНЕСКО

Строительный комплекс монастыря занесён в перечень глобального наследства ЮНЕСКО. Весь ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря заходит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В зданиях располагаются экспозиции, фондохранилища и подсобные службы. На монастырской звоннице поновой подобраны все колокола и пару раз в денек гости имеют возможность слушать их привораживающий перезвон. Одним из звонарей в монастыре трудится известный Ю. Ю. Юрьев.

Перечень сооружений монастыря

Наружные изображения Спасо-Евфимиев монастырь монастырь с высоты птичьего полета Спасо-Преображенский собор (1594 год) Монастырская звонница (XVI—XVII века) Благовещенская надвратная церковь (XVI—XVII века) Успенская трапезная церковь (XVI век) Дом архимандрита (XVII век) Никольская церковь с корпусом больничных покоев (1669 год) Братский келейный корпус (XVII—XIX века) Тюремный замок (XVIII век) Башни монастыря (XVII век)

Строительный ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря

Братский корпус Спасо-Евфимиева монастыря, Суздаль. Вид с крыши Главной проездной башни. Территория монастыря окружена крепостными стенками с двенадцатью массивными башнями, бойницами и амбразурами. Каменные стенки были построены в 1670—1680 гг.. заместо более старенькых древесных, их протяжённость составляет 1200 метров. Все башни монастыря, не считая очевидно выделяющейся Проездной (Входной), имеют круглое сечение. Входная башня высотой в 22 метра сложена из красноватого кирпича, а её мощный прямоугольный объём прорезан 2-мя проездными арками, над которыми размещаются киоты. Нижняя часть башни отличается строгостью, а её верхний ярус богато отделан кирпичными наличниками, карнизами, поясками — декоративными элементами российского узорочья. Обращённые к городку башни восточной стенки имеют более обычной декор и украшены только зубцами и широкими лопатками; ещё проще отделка башен западной стенки, смотрящей на Каменку. Невзирая на свою мощь, стенки монастыря никогда не делали свою оборонительную функцию.

Спасо-Преображенский собор

Благовещенская надвратная церковь, построенная в качестве святых ворот на рубеже XVI—XVII веков, после возведения каменной ограды оказалась снутри монастырских стенок. Самым ранешным каменным сооружением монастыря является Спасская церковь, поставленная над могилой Евфимия Суздальского в 1507—1511 годах и потом превратившаяся в придел пятиглавого Спасо-Преображенского собора (1594 г.). Сходу после постройки он напоминал Рождественский собор Суздальского кремля, в XVII веке его украсили внешней росписью. Стенки, разделённые на три части пилястрами с килевидными закомарами, украшены по периметру аркатурно-колончатым поясом. В XVIII веке стенки собора были с трёх сторон окружены галереей, а во 2-ой половине XIX века к нему пристроен придел Сергия Радонежского. 5 куполов венчают центральную часть собора, два купола гораздо меньше — его приделы. Световые барабаны прорезаны узенькими высочайшими окнами и украшены каменной резьбой.

Успенская трапезная церковь Фрески Спасо-Преображенского собора

Звонница монастыря состоит из нескольких построенных в различное время построек — девятигранной столпообразной церкви Рождества Иоанна Предтечи начала XVI века и многообразно декорированной трёхпролетной галереи гулов XVI—XVII веков. Церковь и галерея соединены башенкой-«часозвоней», где расположены часы с боем. Монастырские колокола XVI века не сохранились: они были высланы в переплавку в 1930-х годах. В текущее время звонница имеет 17 колоколов, которые звонят 5 раз в денек.

Братский корпус Никольская больничная церковь Архимандритский корпус Склеп князя Пожарского

Успенская трапезная церковь, сооружённая в последней четверти XVI века, размещена перед Спасо-Преображенским собором напротив звонницы. Это столпообразный храм типа «восьмерик на четверике», украшенный шатром с 2-мя ярусами кокошников. Мощная апсида украшена лопатками и килевидными арочками, с восточной стороны к храму примыкает придел страдальца Диомида в виде маленькой столпообразной церкви с 3-мя ярусами кокошников и роскошной главкой. С другой стороны Успенская церковь перебегает в двухъярусную трапезную палату, покрытую тесовой кровлей. Первый этаж трапезной палаты был предназначен для разных хозяйственных служб, в верхнем помещался трапезный зал со сложной системой сводов, опирающихся на центральный столп.

К Успенской церкви со стороны Диомидовского придела примыкает монумент штатской архитектуры XVII века — Архимандритский корпус — возведённый меж 1628 и 1660 годами. Это двухэтажное Г-образное здание украшено скрытой древесной галереей-гульбищем, опирающейся на каменные столбы. Корпус возводился как казённое здание, но приблизительно с конца XVIII века в нём пребывал архимандрит монастыря.

В 1971—1981 годах звонница, Успенская трапезная церковь и Архимандритский корпус подверглись всеохватывающей реставрации. Была восстановлена начальная объёмно-планировочная структура и форма памятников, воссозданы своды, оконные и дверные проёмы, также декоративное убранство фасадов. В 2001—2008 годах реставрационные работы были продолжены. Сейчас приходилось биться деформацией фундамента и стенок, ведущей к образованию трещинок и угрожающей полным разрушением сооружений. Для спасения построек был применён комплекс мер по инженерному укреплению, включавший установку анкеров в фундамент и стенки Архимандритского корпуса и звонницы. В 2008 году была проведена соответственная расцветка звонницы, отражающая разновременность строительства её составных частей, также восстановлены куранты. Был произведён ремонт фасадов Успенской трапезной церкви с Диомидовском приделом, покрытия закомар и главок выполнены из меди, а в её кровле применен биметалл.

Ещё одна допетровская постройка монастыря — Братский корпус, построенный приблизительно в то же время, что и Архимандритский корпус. Это Г-образное двухэтажное здание, идущее параллельно восточной стенке монастыря, было создано для монашеских келий. Согласно исследованиям И. А. Столетова, самыми ранешними постройками, датированными первой половиной XVII века, являются южная часть строения (на илл.) и весь нижний этаж. Главное украшение строения — оконные наличники с кокошниками.

Никольская церковь с примыкающими к ней двухъярусными больничными палатами была построена в 1669 году в северо-восточной части монастыря. Это бесстолпная одноглавая церковь с выразительными порталами, обыкновенные фасады которой украшены закомарами и наличниками с кокошниками. Сводчатый зал на нижнем этаже был отведён под трапезную, на втором этаже помещались больничные покои.

Никольская церковь реставрировалась в 1968—1974 и 1999—2006 годах. В 1-ый период была восстановлена начальная объёмно-планировочная структура и строительная форма строения, воссозданы своды, барабан с главкой, двуэтажная паперть, оконные и дверные проёмы, также декоративное убранство фасадов. Сначала XXI века была заменена древесная кровля на основном объёме церкви и её алтарной части, выполнена работы в интерьере и произведена вычинка кирпичной кладки и обмазка фасадов.

Настоятели Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его. Евфимий Суздальский (1352—1454) Кирилл (упом. 1511) Савватий (1570—1571) Иов (1572—1587) Герасим (1605—1612) Питирим (1650—1654) Досифей (Глебов) (1709—1710) Гервасий (Линцевский) (17 июля 1777—1788) Серафим (Чичагов) (1899—1904) Павел (Борисовский) (1916—1921) Леонтий (Стасевич) (1922—1923)

Прочитано 1663 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...