В Пудоже размещается подворье Муромского монастыря.
Содержание
1 История 1.1 Основание 1.2 1-ый монастырь 1.3 Приход упраздненного Муромского монастыря 1.4 Возрождённый монастырь 1.5 Русские годы 1.6 Новая история 2 Настоятели монастыря 3 Примечания 4 Литература 5 СсылкиИстория
ОснованиеМуромский монастырь предположительно основан в конце XIV-начале XV века.
Легенда о разработке монастыря описывается в «Повести о Муромском острове».
Основоположником обители считается преподобный Лазарь Мурманский, отправившийся в 1342 году по поручению кесарийского епископа к новгородскому святителю Василию и оставшийся на Руси. После погибели святителя Василия Лазарь пошёл, как повелел ему духовный отец, «в северную сторону, к морю, к острову Мучь, на озеро Онего».
На Муромском полуострове, по преданию, Лазарь выстроил жилье и часовню. К Лазарю начали стекаться иноки, монастырь разрастался. При жизни основоположника монастыря, пришедшими из Киева иноками, была построена 1-ая в Поморье церковь во имя Успения Пречистой Богородицы Печерской. Потом была срублена церковь Рождества Иоанна Предтечи с трапезной. А малая церковь Воскрешения Лазаря, построенная в 1390 году и давшая жизнь монастырю, оказалась за пределами киновии — на кладбище.
1-ый монастырьВ 1612 году в эру смутного времени монастырь подвергся разорению «от германских и литовских людей».
В 1786 году Муромский монастырь был обращён в дамский, а в 1787 году упразднён.
Приход упраздненного Муромского монастыряВ 1788—1867 годах храмы упразднённого монастыря существовали как приход.
В 1838 году при закрытом монастыре проживали фермерская девушка Феодосия Тихоновна Кизилова с 8 странницами, которые желали открыть тут женскую обитель. Но их прошение об открытии дамского монастыря в 1843 году было отклонено Синодом.
В 1860—1866 годах прихожанами был возведён новый Успенский храм с 2-мя приделами — Рождества Иоанна Предтечи и Иоанна Рыльского. Над его притвором была устроена колокольня с 12 колоколами, один из которых — трёхпудовый — был отлит ещё в 1508 году.
Возрождённый монастырьВ 1867 году монастырь вернули с предназначением штата монашествующих из 7 человек без пособия от казны. При нём был учреждён дом для престарелых и убогих. Возрождение связано с именованием обеспеченного жертвователя, пудожского почётного гражданина Малокрошечного.
В 1891 году была построена и освящена каменная пятиглавая церковь Всех Святых, увенчанная на северной и южной стенках вделанными над окнами округлой формы иконами преподобных Лазаря и Афанасия Муромских (Афанасий Муромский был игуменом монастыря посреди XV века и почитаем вровень с преподобным Лазарем). На втором этаже каменного корпуса расположился домовой храм святителя Николая. Главные святыни обители — мощи преподобных Лазаря и Афанасия Муромских — находились под спудом в 2-ух часовнях. Монастырь окружала каменная ограда. Кладбищенская ограда (1867) считается последней страничкой в истории северных монастырских оград.
В XIX веке над Лазаревской церковью был возведён древесный храм огромного размера, заключивший её в футляр. Служба в церкви совершалась только раз в год, в Лазареву субботу.
В 1912—1913 году в ссылке в монастыре находился основоположник секты «иннокентьевцев» иеромонах Балтского Феодосиевского монастыря Иннокентий (Иван Левизор).
Русские годыПосле установления русской власти церковь Воскрешения Лазаря была заброшена.
В 1919 году на местности Муромского монастыря была организована сельхозкоммуна им. Троцкого. 30 августа 1930 года было принято постановление о её закрытии.
После 1945 года тут размещался дом инвалидов.
В 1954 году конструктор А. В. Ополовников произвёл её замеры и сделал проект реставрации храма, в каком сохранился маленький иконостас XVI века. В 1959 году храм разобрали и перевезли на плотах в Кижи, где реставрировали по проекту Ополовникова. Храм занял место в перечне музейных артефактов как самый старый монумент древесного зодчества, узнаваемый на местности Рф.
С середины 1960-х место запустело.
Новая историяВ 1991 году обитель была передана Российской Православной Церкви, началось возрождение монастыря.
К концу XX века сохранились белокаменные стенки Успенского собора, остов церкви Всех Святых, разрушенный братский корпус. В текущее время восстановлены: братский корпус, в каком разместились зимняя церковь святителя Николая, трапезная, кельи. Защитная часовня над Лазаревской церковью перестроена в летний храм, отреставрирована колокольня. Монастырь как и раньше остаётся местом серьезной уединённой жизни.