Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 14:00

Муромский Свято-Успенский монастырь

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Муромский Свято-Успенский монастырь
В какой стране находится: Россия
Местоположение монастыря: Пудожский район, Республика Карелия
Координаты 61°29′ с. ш. 36°15′ в. д. / 61.483° с. ш. 36.250° в. д. / 61.483; 36.250 G O
Какова конфессия: Православие
Тип монастыря: Мужской
Кто основатель: Лазарь Мурманский
Когда основан (Дата основания): XIV в.
Статус: Действующий

Описание монатяря "Муромский Свято-Успенский монастырь"

Му́ромский Свя́то-Успе́нский монасты́рь — мужской монастырь Петрозаводской и Карельской епархии, расположенный на восточном берегу Онежского озера в Красноборском сельском поселении Пудожского района Карелии в 35 км к югу от посёлка Шальский и в 15 км от деревни Гакугса. Один из самых старых монастырей Карелии.

В Пудоже размещается подворье Муромского монастыря.

Содержание

1 История 1.1 Основание 1.2 1-ый монастырь 1.3 Приход упраздненного Муромского монастыря 1.4 Возрождённый монастырь 1.5 Русские годы 1.6 Новая история 2 Настоятели монастыря 3 Примечания 4 Литература 5 Ссылки

История

Основание

Муромский монастырь предположительно основан в конце XIV-начале XV века.

Легенда о разработке монастыря описывается в «Повести о Муромском острове».

Основоположником обители считается преподобный Лазарь Мурманский, отправившийся в 1342 году по поручению кесарийского епископа к новгородскому святителю Василию и оставшийся на Руси. После погибели святителя Василия Лазарь пошёл, как повелел ему духовный отец, «в северную сторону, к морю, к острову Мучь, на озеро Онего».

На Муромском полуострове, по преданию, Лазарь выстроил жилье и часовню. К Лазарю начали стекаться иноки, монастырь разрастался. При жизни основоположника монастыря, пришедшими из Киева иноками, была построена 1-ая в Поморье церковь во имя Успения Пречистой Богородицы Печерской. Потом была срублена церковь Рождества Иоанна Предтечи с трапезной. А малая церковь Воскрешения Лазаря, построенная в 1390 году и давшая жизнь монастырю, оказалась за пределами киновии — на кладбище.

1-ый монастырь

В 1612 году в эру смутного времени монастырь подвергся разорению «от германских и литовских людей».

В 1786 году Муромский монастырь был обращён в дамский, а в 1787 году упразднён.

Приход упраздненного Муромского монастыря

В 1788—1867 годах храмы упразднённого монастыря существовали как приход.

В 1838 году при закрытом монастыре проживали фермерская девушка Феодосия Тихоновна Кизилова с 8 странницами, которые желали открыть тут женскую обитель. Но их прошение об открытии дамского монастыря в 1843 году было отклонено Синодом.

В 1860—1866 годах прихожанами был возведён новый Успенский храм с 2-мя приделами — Рождества Иоанна Предтечи и Иоанна Рыльского. Над его притвором была устроена колокольня с 12 колоколами, один из которых — трёхпудовый — был отлит ещё в 1508 году.

Возрождённый монастырь

В 1867 году монастырь вернули с предназначением штата монашествующих из 7 человек без пособия от казны. При нём был учреждён дом для престарелых и убогих. Возрождение связано с именованием обеспеченного жертвователя, пудожского почётного гражданина Малокрошечного.

В 1891 году была построена и освящена каменная пятиглавая церковь Всех Святых, увенчанная на северной и южной стенках вделанными над окнами округлой формы иконами преподобных Лазаря и Афанасия Муромских (Афанасий Муромский был игуменом монастыря посреди XV века и почитаем вровень с преподобным Лазарем). На втором этаже каменного корпуса расположился домовой храм святителя Николая. Главные святыни обители — мощи преподобных Лазаря и Афанасия Муромских — находились под спудом в 2-ух часовнях. Монастырь окружала каменная ограда. Кладбищенская ограда (1867) считается последней страничкой в истории северных монастырских оград.

В XIX веке над Лазаревской церковью был возведён древесный храм огромного размера, заключивший её в футляр. Служба в церкви совершалась только раз в год, в Лазареву субботу.

В 1912—1913 году в ссылке в монастыре находился основоположник секты «иннокентьевцев» иеромонах Балтского Феодосиевского монастыря Иннокентий (Иван Левизор).

Русские годы

После установления русской власти церковь Воскрешения Лазаря была заброшена.

В 1919 году на местности Муромского монастыря была организована сельхозкоммуна им. Троцкого. 30 августа 1930 года было принято постановление о её закрытии.

После 1945 года тут размещался дом инвалидов.

В 1954 году конструктор А. В. Ополовников произвёл её замеры и сделал проект реставрации храма, в каком сохранился маленький иконостас XVI века. В 1959 году храм разобрали и перевезли на плотах в Кижи, где реставрировали по проекту Ополовникова. Храм занял место в перечне музейных артефактов как самый старый монумент древесного зодчества, узнаваемый на местности Рф.

С середины 1960-х место запустело.

Новая история

В 1991 году обитель была передана Российской Православной Церкви, началось возрождение монастыря.

К концу XX века сохранились белокаменные стенки Успенского собора, остов церкви Всех Святых, разрушенный братский корпус. В текущее время восстановлены: братский корпус, в каком разместились зимняя церковь святителя Николая, трапезная, кельи. Защитная часовня над Лазаревской церковью перестроена в летний храм, отреставрирована колокольня. Монастырь как и раньше остаётся местом серьезной уединённой жизни.

Настоятели монастыря

Лазарь, преподобный (1350—1391) Феодосий Афанасий Ефрем (1508) Лаврентий (1537—1539) Зосима, игумен (1583) Иосааф I (1586) Мисаил, чёрный священник (1628—1629) Савватий (1647) Илларион (Запольский) (1650) Афанасий II (1670-е гг.) Иосиф (1674—1676) Иосаф II (1688) Варлаам (1689) Кирилл (1722) Иаков (1737) Тарасий (с 1764) Пафнутий, строитель (1783) Иосиф, строитель (с 1783) Неонила (1786) Иоанн (Георгиевский), священник Феодосий, строитель, иеромонах (1867) Мисаил, строитель Онисим, иеромонах, строитель, с 1894 г. — игумен, с 1911 — архимандрит (1872—1914) Феодорит, и.д., иеромонах (1915) Феогност, иеромонах (1917) Иоаким (по 1918) Макарий, иеромонах (по 2010) Илия (Горбачёв), иеромонах, и.д. наместника.

Прочитано 1851 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...