Свято-Троицкий монастырь (до 1715 года Спасо-Преображенский) — один из наистарейших строительных ансамблей Сибири, действующий православный монастырь в Тюмени (ул. Коммунистическая, 10).
Размещен на высочайшем Затюменском мысу, образованном поймами рек Бабарынки, Туры (правый сберегал) и Тюменки, близ бывшей Ямской слободы (сейчас на месте слободы находится Тюменский архитектурно-строительный институт). Основан в 1616 году, возобновлён в 1995 году.
Содержание
1 История 1.1 Преображенский период 1.2 Троицкий период 1.3 Послереволюционный период 2 Архитектура 2.1 Троицкий собор 2.2 Церковь Петра и Павла 3 Известные люди 4 Галерея 5 Примечания 6 Литература 7 СсылкиИстория
Преображенский периодВ 1621 году тюменские воеводы получили из Казанского приказа последующую грамоту:
А в Казанском дворе... тюменский чёрный поп Иона произнес: поставил де в Тюмени за Ямскою слободою Преображенский монастырь старец Нифонт Казанский в 124 году мирскою дачею.
Это 1-ое весть об основании монастыря в 1616 году иноком казанской Раифской пустыни Нифонтом. Сначало монастырь не имел даже церкви. В июле 1621 года игуменом монастыря был назначен Авраамий из Ростова Величавого, монастырским строителем постриженик Кирилло-Белозёрского монастыря Иона Лихарёв, келарем постриженик Новгородского Антониева монастыря старец Онуфрий. Им поручалось возвести монастырскую церковь, срубить новые кельи и другие строения. В 1622 году под управлением мастера Корнелия Хорева была построена тёплая древесная шатровая церковь, освящённая как Спасо-Преображенская. Грамотой царя Миши Фёдоровича от 25 января такого же года монахам назначена «руга» (казённое жалование) и заведены в вотчину две рыбные «ловли».
В 1622 году при воеводе Прокопии Хрисанфовиче Измайлове вообщем выполнялось огромное строительство, связанное с обновлением Тюменского острога, город чуть не был поставлен вновь. Согласно Дозорной книжке 1624 года, кроме монастырской Спасо-Преображенской церкви, в городке в тот период размещались:
на местности кремля — соборная церковь Рождества Богородицы, приходская Успенская церковь (во имя Николая Чудотворца и Фёдорвея Стратилата); на местности укреплённого посада (в составе острога) — церковь Всемилостивейшего Спаса (прохладная), церковь Архангела Миши и св. Миши Малеина с приделом во имя Зосимы и Савватия (тёплая), церковь Ильи Пророка с приделом Бориса и Глеба, также приделом Флора и Лавра. Троицкий период Затюменский мыс сначала XX века Церковь апостолов Петра и Павла. С. М. Прокудин-Горский, 1912 годВ июле 1705 года в итоге огромного пожара сгорел практически весь город, не считая острога и первой каменной Благовещенской церкви. В том числе сгорела единственная монастырская Спасо-Преображенская церковь. Тюмень не заходила в число городов, где предусматривалось каменное строительство, но в 1706 году митрополит Филофей Лещинский ходатайствовал перед Петром I о разрешении выстроить в тюменском Преображенском монастыре «небольшую каменную подаянием мирских людей церковь» и таковое получил.
Каменная соборная церковь возводилась в 1708—1715 годах, из их последние 4 года под конкретным наблюдением Ф. Лещинского, который оставил митрополичью кафедру, принял схиму и жил в монастыре. В конце концов, 3 июня 1715 года церковь была освящена как Троицкая, по ней монастырь стал называться Троицким. Церковь стала третьим каменным строением Тюмени после каменных амбаров для казны (1702 год) и Благовещенской соборной церкви (1704 год).
Невзирая на то, что указом от 9 декабря 1714 года каменное строительство было запрещено всюду, не считая Санкт-Петербурга, вернувшийся в 1715 году на кафедру митрополит Филофей сумел устроить строительство в 1717 году на местности монастыря маленькой двуглавой церкви Зосимы и Савватия (Сорока страдальцев).
Запрет на каменное строительство в Рф был снят в 1722 году, в связи с чем Ф. Лещинский достигнул разрешения на строительство церкви апостолов Петра и Павла. Строительство началось в 1726 году, но после погибели митрополита строительство затормозилось и продлилось до 1755 года. Строительство настоятельского корпуса и каменных стенок производилось так же неторопливо, в 1724—1739 годах.
В 1761 году при монастыре базирована латинская школа. На плане 1766 года в первый раз обозначен Дунькин сад. По «Духовным штатам» от 26 февраля 1764 года монастырь отнесён к низшему, III-му классу. В 1842 году в городке произошёл сильный пожар, в каком Петропавловская церковь с колокольней «пострадали так, что не считая каменных стенок ничего в их не осталось». Последовавший в 1851—1853 годах ремонт внёс некие конфигурации в вид церкви. В размещенном в 1862 году «Описании Западной Сибири» отбывавший сибирскую ссылку Ипполит Завалишин именовал монастырь наилучшим в Сибири после иркутского Вознесенского и Иннокентьевского монастыря.
Послереволюционный периодВ январе 1923 года на основании постановления Наркомюста от 24 августа 1918 года монастырь был закрыт, чуток ранее улицу Огромную Монастырскую переименовали в Коммунистическую. В 1922 году в доме настоятеля монастыря разместился губернский архив, позднее переведённый в Спасскую церковь. В декабре 1929 года монастырь передан в ведение Горкомхоза для использования под культурные и общеполезные учреждения. Решением Тюменского горкома ВКП(б) сначала 1930 года могила Филофея Лещинского была уничтожена, его останки переданы в Тюменский антирелигиозный музей, размещавшийся в Благовещенском соборе (взорван в ночь с 13 на 14 июня 1932 года). В сентябре 1941 года монастырь передан КЭЧ Тюменского гарнизона.
В 1946 году принято решение о строительстве на местности монастыря очистных сооружений, зачем снесены церковь Сорока страдальцев (бывшая Зосимы и Савватия) и домовая церковь митрополита Филофея в честь Боголюбской иконы Божией Мамы. Полное разрушение монастыря предотвращено изданием в мае 1947 года постановления Совета министров РСФСР № 389 «Об охране памятников архитектуры», распространявшегося и на Троицкий монастырь. Охранный статус монастыря был повышен постановлением Совета Министров СССР от 22 мая 1948 года № 503. В 1949—1950 годах Тюменским облисполкомом принято решение о проведении полгого ремонта. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года № 1327 монастырь объявлен монументом архитектуры республиканского значения, в апреле такого же года он передан областному управлению культуры. В 1995 году в первый раз после закрытия монастыря был назначен настоятель архимандрит Тихон (Бобов), занимающий эту должность до нынешнего времени. 11 декабря 1996 года началась передача Троицкого собора, настоятельского корпуса и строения церковно-приходской (воскресной) школы в использование Тобольской и Тюменской епархии. В денек Святой Троицы 15 июня 2003 года совершено 1-ое богослужение в отреставрированном Троицком соборе. В декабре 1997 года освящено Тюменское православное духовное училище, для которого в 2006 году построено новое здание (арх. В. А. Силантьев) напротив монастыря. В том же году в процессе ремонта Вознесенско-Георгиевской церкви были обретены мощи Филофея Лещинского, которые торжественно перенесены в Троицкий собор.Архитектура
Троицкий монастырь вместил в себя главные типы церквей собственного времени: обычный кубический (Троицкий собор), трапезный (церковь Сорока страдальцев) и крестообразный (церковь Петра и Павла). Троицкий собор Собор ТроицкийПри преобладании древнерусского начала кубических монументальных храмов Троицкий собор в то же время обнаруживает тяготение к «украинскому барокко»: аскетизму его массивного лаконичного кубического объёма противоборствует фасадный декор барочного происхождения. В связи с этим фактом Б. А. Жученко высказывает предположение, что тобольский мастер Матвей Максимов только начал строительство храма, а завершал его украинский мастер. Южноамериканский славист У. К. Брумфилд смог рассмотреть в архитектуре собора даже напоминание о конусообразной вертикальной форме субургана в буддийской архитектуре Юго-Восточной Азии.
В 2005 году в процессе реставрации произведены более значительные конфигурации внешнего облика монастыря за всю его историю: купола были покрыты имитирующим позолоту нитридом титана, что плохо сказалось на грозном монументальном строе монумента.
Церковь Петра и Павла Крестообразный план церкви получил распространение в украинской архитектуре конца XVII века. В. И. Кочедамов представил, что макетом церкви стал Георгиевский собор (1701 год) киевского Выдубицкого монастыря, а создателем проекта являлся тоболяк С. У. Ремезов. Но Б. А. Жученко считает более подходящим вариант со Всехсвятской церковью (1698 год) на Экономических воротах Киево-Печерской лавры. При всем этом церковная колокольня имеет классическую для допетровской Рф шатровую форму.Известные люди
Митрополит Сибирский и Тобольский, святитель Филофей (Лещинский) в 1711 году принял тут схиму под именованием Феодора. После выхода в 1720 году на пенсию схимонах Феодор вновь жил тут, скончался 31 мая 1727 года и погребён напротив западных дверей Троицкого собора, «дабы мимоходящие попирали останки ногами». В 1746 году в Дунькином (Никольском) саду похоронен естествоиспытатель Георг Вильгельм Стеллер. По существовавшей традиции лютеран не могли хоронить на православных кладбищах, потому он был погребён за оградой монастыря.Галерея
Вид с Моста влюблённых. Фото А. Беляева
Вид с реки Тура
Могила Филофея (Лещинского) в Троицком соборе (фото 1912 года)
Вид с Моста влюблённых. Фото А. Беляева
Вид с реки Тура
Могила Филофея (Лещинского) в Троицком соборе (фото 1912 года)