Богоявленский мужской монастырь в городке Венёве существовал в XVII—XVIII веках. По сей день на месте бывшего монастыря размещается комплекс Богоявленской и Казанской церквей XVIII века.
Содержание
1 История монастыря 2 Известные настоятели монастыря 3 Богоявленская церковь 4 Казанская церковь 5 Примечания 6 СсылкиИстория монастыря
До 2-ой половины XVII столетия нет свидетельств того, что в Венёве существовал монастырь (старый Венев-Никольский монастырь стоял далековато от городка) — и в числе 7 церквей, упомянутых в «Дозорной и переписной книжке Венёва» (1636), Богоявленской церкви нет.
Но уже во 2-ой половине XVII века в Венёве существует Богоявленская пустынь — судя по всему, как раз в этом столетии и показавшаяся. В «Списках иерархов и настоятелей монастырей Русской церкви» (1670-е годы) говорится: «Города Венева Богоявленской пустыни темный поп Гавриил — 1666 и апреля 1672 годов». Заглавие «пустынь» показывает на то, что Богоявленская церковь была единственным храмом обители.
Монастырь был очень беден и просуществовал около столетия. Виной его закрытию был злосчастный для российских обителей екатерининский Манифест о секуляризации монастырских земель (1764).
Ещё в конце XVIII века современники обрисовывают ветхие древесные кельи около церкви и древесные монастырские ворота.
Известные настоятели монастыря
- в скобках — годы упоминания в документах:
Гавриил (1666, 1672) Авраамий (1676, 1677, 1680) Маркел (1688) Авраамий (1697, 1698) Павел (1701—1703) Совватий (1739)Богоявленская церковь
Современный видСуществовавшая в монастыре каменная церковь Богоявления XVII века в 1766 году — уже после закрытия монастыря — была разобрана за ветхостью и выстроена вновь как приходская строителем (обыденным веневским негоциантом) Иваном Бородиным с прихожанами. Может быть, что были применены античные фундаменты и в некий мере сохранены древнейшие формы. По последней мере, архитектура этого храма несёт отчётливые следы воздействия столичного барокко конца XVII века — разве что наличники окон по стилю очевидно принадлежат XVIII веку.
В XIX веке церковь собственного прихода не имела, а принадлежала Никольскому храму, а из достопримечательностей в ней сохранялось рукописное Евангелие 1685 года.
В русское время в храме располагался пункт приема стеклотары. В текущее время церковь вновь открыта для богослужений и реставрируется.
Казанская церковь
Казанская церковь на дореволюционной фотоВ 1764 году рядом с Богоявленской церковью была выстроена ещё одна церковь — тёплый кирпичный храм во имя Казанской иконы Божьей Мамы. Об этом свидетельствует надпись на каменной доске, вделанная в южную стенку сегодняшнего строения храма: «1764 года мая постройся сия церковь Божия во имя Пресвятьм Богородицы Казанския при благополучном царствовании благоверной Государыни Императрице Екатерине Алексиевне и при наследнике Ея Благоверном Государе и величавом князе Павле Петровиче по обещанию негоциантов Емилиана Баравкова, Андреана Барадина». Обе эти церкви принадлежали монастырю до так именуемого открытия штатов. В 1764 году веневский воевода надворный советник Иван Завалишин отвечал на запросы Академии: «Внутри городка соборная церковь каменная; а на посаде приходских каменных 2, древесная 1; да монастырь один, в каком церквей каменных две». Судя по всему, имеются в виду конкретно Богоявленская и Казанская церкви.
Здание перестроено в 1775 году. Исследователи дореволюционного периода отмечали существование в храме увлекательных фресок с изображением Сивилл (не сохранились, не считая 1-го ореола). В XIX веке здание храма было модернизировано, в том числе сколоты все выступающие узоры и лепнина. С 1764 по 1872 годы Казанская церковь использовалась как полковая церковь для войск, расквартированных в Веневе. С конца XIX века не действовала.
Новенькая жизнь церкви началась в 1930-х годах, когда практически все храмы городка Венёва были закрыты. Сейчас церковь лишена окончания XIX века.