Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 13:48

Богоявленский монастырь (Венёв)

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Богоявленский монастырь в Венёве

Панорама В каком городе:а Венёва в начале XX века. В центре — Богоявленская и Казанская церкви XVIII век на территории бывшего Венёвского Богоявленского монастыря
В какой стране находится: Россия
В каком городе: Венёв
Какова конфессия: Православие
Епархия монастыря: Тульская
Первое упоминание о монастыре: Вторая половина XVII века
Дата упразднения: 1764 год
Здания:
Богоявленская церковь • Казанская церковь
Статус: Две действующие церкви на месте бывшего монастыря
В каком состоянии: Храмы требуют реставрации

Описание монатяря "Богоявленский монастырь (Венёв)"

Координаты монастыря: 54°21′12″ с. ш. 38°16′25″ в. д. / 54.3536056° с. ш. 38.2737861° в. д. / 54.3536056; 38.2737861 (G) (O) (Я)

Богоявленский мужской монастырь в городке Венёве существовал в XVII—XVIII веках. По сей день на месте бывшего монастыря размещается комплекс Богоявленской и Казанской церквей XVIII века.

Содержание

1 История монастыря 2 Известные настоятели монастыря 3 Богоявленская церковь 4 Казанская церковь 5 Примечания 6 Ссылки

История монастыря

До 2-ой половины XVII столетия нет свидетельств того, что в Венёве существовал монастырь (старый Венев-Никольский монастырь стоял далековато от городка) — и в числе 7 церквей, упомянутых в «Дозорной и переписной книжке Венёва» (1636), Богоявленской церкви нет.

Но уже во 2-ой половине XVII века в Венёве существует Богоявленская пустынь — судя по всему, как раз в этом столетии и показавшаяся. В «Списках иерархов и настоятелей монастырей Русской церкви» (1670-е годы) говорится: «Города Венева Богоявленской пустыни темный поп Гавриил — 1666 и апреля 1672 годов». Заглавие «пустынь» показывает на то, что Богоявленская церковь была единственным храмом обители.

Монастырь был очень беден и просуществовал около столетия. Виной его закрытию был злосчастный для российских обителей екатерининский Манифест о секуляризации монастырских земель (1764).

Ещё в конце XVIII века современники обрисовывают ветхие древесные кельи около церкви и древесные монастырские ворота.

Известные настоятели монастыря

- в скобках — годы упоминания в документах:

Гавриил (1666, 1672) Авраамий (1676, 1677, 1680) Маркел (1688) Авраамий (1697, 1698) Павел (1701—1703) Совватий (1739)

Богоявленская церковь

Современный вид

Существовавшая в монастыре каменная церковь Богоявления XVII века в 1766 году — уже после закрытия монастыря — была разобрана за ветхостью и выстроена вновь как приходская строителем (обыденным веневским негоциантом) Иваном Бородиным с прихожанами. Может быть, что были применены античные фундаменты и в некий мере сохранены древнейшие формы. По последней мере, архитектура этого храма несёт отчётливые следы воздействия столичного барокко конца XVII века — разве что наличники окон по стилю очевидно принадлежат XVIII веку.

В XIX веке церковь собственного прихода не имела, а принадлежала Никольскому храму, а из достопримечательностей в ней сохранялось рукописное Евангелие 1685 года.

В русское время в храме располагался пункт приема стеклотары. В текущее время церковь вновь открыта для богослужений и реставрируется.

Казанская церковь

Казанская церковь на дореволюционной фото

В 1764 году рядом с Богоявленской церковью была выстроена ещё одна церковь — тёплый кирпичный храм во имя Казанской иконы Божьей Мамы. Об этом свидетельствует надпись на каменной доске, вделанная в южную стенку сегодняшнего строения храма: «1764 года мая постройся сия церковь Божия во имя Пресвятьм Богородицы Казанския при благополучном царствовании благоверной Государыни Императрице Екатерине Алексиевне и при наследнике Ея Благоверном Государе и величавом князе Павле Петровиче по обещанию негоциантов Емилиана Баравкова, Андреана Барадина». Обе эти церкви принадлежали монастырю до так именуемого открытия штатов. В 1764 году веневский воевода надворный советник Иван Завалишин отвечал на запросы Академии: «Внутри городка соборная церковь каменная; а на посаде приходских каменных 2, древесная 1; да монастырь один, в каком церквей каменных две». Судя по всему, имеются в виду конкретно Богоявленская и Казанская церкви.

Здание перестроено в 1775 году. Исследователи дореволюционного периода отмечали существование в храме увлекательных фресок с изображением Сивилл (не сохранились, не считая 1-го ореола). В XIX веке здание храма было модернизировано, в том числе сколоты все выступающие узоры и лепнина. С 1764 по 1872 годы Казанская церковь использовалась как полковая церковь для войск, расквартированных в Веневе. С конца XIX века не действовала.

Новенькая жизнь церкви началась в 1930-х годах, когда практически все храмы городка Венёва были закрыты. Сейчас церковь лишена окончания XIX века.

Прочитано 1915 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...