Содержание
1 История 2 Монастырские храмы 3 Примечания 4 ЛитератураИстория
Четких сведений об основании монастыря не сохранилось. По сведениям исследователя истории монастырей Симбирской епархии К. И. Невоструева:
Самарский Спасо-Преображенский мужской монастырь находился в г. Самаре… меж Успенской и Преображенской церквями. Непонятно, когда и почему он появился. Судя по владениям монастыря, происхождение его можно относить к началу самого г. СамарыНаходился монастырь в районе современной улицы Крупской.
Монастырь был одним из огромнейших землевладельцев Самарского уезда. По данным переписных книжек 1646 года вотчина монастыря занимала бо́льшую часть Самарского уезда, и в ней размещалось до 90 % крестьянских дворов уезда. С начала XVII века упоминаются пашни и селения, принадлежавшие монастырю, и занимавшие восточную часть Самарской Луки. По переписным и отказным книжкам монастыря в 1640—1642 годах он обладал селами Рождественское и Ильинское (Подгоры), также прилежащими к ним деревнями и починками.
В 1648 году правитель Алексей Михайлович выдал патриарху Иосифу грамоту на владение Самарским Спасо-Преображенским монастырём с селами и деревнями: Подкараульная, Ахтулина, Терновая Поляна с пустошами, озёрами и другими угодьями — поселениями на правом берегу Волги, напротив Самары. В 1670-х годах в их было 436 дворов и 1106 человек. По документам 1671 года к владениям монастыря прибавилось построенное село Архангельское (Новинки).
Владения монастыря включали пахотные земли, покосы, леса, рыбные ловли, озёра, две мельницы. Работой в главном занимались монастырские фермеры и наёмные люди — служебники, проживавшие в главном в селе Рождественское, где была резиденция патриаршего служки. Настоятелями монастыря в 1631—1738 годах были игумен Филарет, старец Моисей, игумен Иоасаф, игумен Парфений, иеромонах Даниил, игумен Варлаам. Не считая хозяйственно-экономической деятельности, Спасо-Преображенский монастырь занимался и миссионерской: входившие в его владения мордовские и чувашские деревни Шелехметь, Борковская, Терново, Чуракаева были обращены в христианство посреди XVII века.
В 1670 году правитель Алексей Михайлович издал новый указ, по которому монастырь изымался из владений патриарха в пользу казны. В 1672 году воевода Василий Яверский составил переписные книжки монастыря из-за его перехода во владения казны. Фермеры и земли с этого момента считались как дворцовые. А для содержания монастыря выделялось государственное жалование — руга — и 10 десятин пахотной земли. В 1683 году по ходатайству монахов годичная руга была заменена на право на рыбные ловли на реке Самара в протяжении 40 вёрст от устья реки Кинель и до городка Самара.
Но уже в 1701 году по указу Петра I рыбные ловли и земли были отписаны в казну, а монастырь с этого момента был должен существовать только на пожертвования. Такая политика привела монастырь к упадку: по данным на 1718 год в нём, не считая настоятеля, было только 8 монахов. В 1723 году монастырь по распоряжению Петра I был закрыт, остававшиеся монахи были переведены в Жадовскую пустынь Сызранского уезда, село Рождественское с деревнями передавалось в дворцовое ведомство.
В январе 1732 года Столичное синодальное ведомство дало указ для архиепископа Казанского и Свияжского о восстановлении самарского Спасо-Преображенского мужского монастыря и переводе в него монахов из Жадовской пустыни. В 1738 году монастырь указом Казанской духовной консистории был упразднён совсем, а монахи переведены в другие монастыри.
Монастырские храмы
Гравюра Джона Кэстля. 1730-е годыРасположенная в монастыре древесная церковь Спасо-Преображения с приделом во имя святителя Алексия после закрытия монастыря была обращена в приходскую. Она сгорела в 1765 году, заместо неё спустя три года была построена новенькая древесная церковь во имя Успения Божией Мамы с приделом во имя святителя Алексия, но она также сгорела в 1807 году. Но начальный вид монастырского храма известен по рисунку британского художника Джона Кэстля, некое время проведшего в Самаре в 1730-х годах. В центре его рисунка находятся две древесные церкви Спасо-Преображенского монастыря. Одна относится к клетскому типу и дополнена: «лёгкой шатровой колокольней… Рядом высится другой монастырский храм. В отличие от первого, он относится к типу шатровых церквей. Могучий шатёр — перекрытие храма и несущий его мощнейший бревенчатый восьмигранный сруб (восьмерик) приметно отличается от лёгкого каркасного шатрового окончания древесных колоколен. Отчётливо виден повал, другими словами расширение сруба восьмерика наверх, что функционально защищало брёвна кладки от дождевой воды, а в художественном отношении усиливало воспоминание от высоты и стройности вертикали храма».