Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 14:00

Спасо-Преображенский монастырь (Старая Русса)

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Спасо-Преображенский монастырь
В какой стране находится: Россия
В каком городе: Старая Русса
Какова конфессия: Православие
Епархия монастыря: НовВ каком городе:ская и Старорусская
Кто основатель: архиепископ Мартирий ум. 1199
Первое упоминание о монастыре: 1192 год
Когда основан (Дата основания): 1192 год
Дата упразднения: 1920-е годы
Статус: Объект культурного наследия РФ № 5310130000№ 5310130000
В каком состоянии: музей

Описание монатяря "Спасо-Преображенский монастырь (Старая Русса)"

монумент архитектуры (федеральный)

Монастырь Спасо-Преображенский монастырь Страна Наша родина Город Древняя Русса Конфессия Православие Епархия Новгородская и Старорусская Основоположник архиепископ Мартирий (мозг. 1199) 1-ое упоминание 1192 год Дата основания 1192 год Дата упразднения 1920-е годы Статус Объект культурного наследства РФ № 5310130000№ 5310130000 Состояние музей Спасо-Преображенский монастырь на Викискладе

Координаты монастыря: 57°59′39″ с. ш. 31°21′37″ в. д. / 57.99411° с. ш. 31.3603° в. д. / 57.99411; 31.3603 (G) (O) (Я)

Старорусский Спасо-Преображенский мужской монастырь — в прошедшем действующий монастырь Российской православной церкви в Старенькой Руссе. Находится на северо-восточной стороне городка, невдали от правого берега реки Полисти.

Содержание

1 История 2 Храмы 2.1 Церковь Спаса 2.2 Церковь Рождества Христова 2.3 Церковь Сретения с трапезной 2.4 Храм иконы Божией Мамы Старорусская 2.5 Колокольня 3 Достопримечательности 4 Примечания 5 Литература 6 Ссылки

История

Монастырь в первый раз упоминается в Новгородской Первой летописи под 1192 годом:

В то же лето в Русе сърубиша церковь на полуострове, Мартурии игумен, в имя святого Преображения, и створи манастырь, и быть прибежище крьстьяном.

Монастырь основан при новгородском князе Ярославе Владимировиче игуменом Мартирием, который согласно Новгородской Первой летописи был родом из Русы и позже имел прозвище Рушанин. Сначало, это была древесная, одноэтажная церковь во имя Спаса Преображения Господня, которая скоро сгорела. На её место Мартирий, возведённый в сан архиепископа в 1193 году, отдал приказ выстроить каменную однопрестольную церковь, а позже лично освятил её в Денек Успения Божией Мамы..

Сначало монастырь именовался «в Русе на посаде», потом назывался Спасским и Спасо-Преображенским.

В течение следующих веков монастырь не один раз подвергался нападению литовцев и шведов. В первой четверти XVII века на местности монастыря находились один древесный и два каменных храма с богатым набором церковных предметов и колокольня. После «шведского разорения» в 1628—1630-х годах монастырь был восстановлен и значительно расширен. Главный храм был серьезно перестроен, были построены ещё три каменные церкви..

Согласно монастырской описи 1739 года в обители не считая трёх каменных церквей (одна из которых была с кухней, трапезной и кладовыми) и колокольни имелись также древесные архимандричьи, братские, больничные и гостиные кельи с сенями и чуланами, квасоварня, солодожня, квасные и пивные погребы, овин, хлебные амбары, конюшенный двор, «работницкая изба», баня, гумно с ригами, несколько садов и огородов. Монастырь окружала ограда в 263 сажени с каменными и 2-мя древесными воротами. Сначала XVIII в к монастырю был приписан Козмодемьянский, в 1752 году — Леохновский, в 1764 году — Кречев Николаевский монастыри. В эти же годы в Спасо-Преображенском монастыре была введена архимандрития. По росписи 1768 года все помещения монастыря (не считая церквей) указаны древесными, каменный 1-этажный настоятельский комплекс появился только в конце 1780-х годов. С этим, видимо, связано причисление Спасо-Преображенского монастыря при учреждении духовных штатов в 1764 году только к третьему, самому низкому, классу.

Сначала XIX века в монастыре основано духовное училище. Построено несколько каменных построек, сооружена каменная ограда с башенками. Парадным был вход с Александровской улицы через южные врата с восьмиугольной башней над ними, в какой была устроена церковь Всех Святых, которая скоро была упразднена из-за тесноты и неудобства. Притвор церкви Рождества и древняя трапезная были соединены каменной вставкой. В 1830 году монастырь причислен ко второму классу. В 1880—1890-х годах возведён новый большой собор в честь возвращённой городской святыни — Иконы Старорусской Божией Мамы и несколько каменных корпусов. Территория к востоку от центра была занята садом и кладбищем, на котором с начала XIX века за определённую плату было разрешено хоронить узнаваемых людей городка. В 1892 году монастырь причислен к первому классу.

В 1917 — 1922 годах монастырем управлял епископ Димитрий (Сперовский). После закрытия монастыря большая часть храмовых построек не были разрушены, пострадали только второстепенные постройки. На их месте были построены жилые дома. В годы Величавой Российскей войны в монастыре находилась германская комендатура. В процессе боёв за город монастырь очень пострадал. В 1960-х годах были проведены реставрационные работы под управлением Т. В. Гладенко.После их окончания в 1973 году в зданиях монастыря разместился краеведческий музей.

В текущее время от ансамбля монастыря сохранились четыре каменные церкви, два каменных корпуса XIX века и остов собора Старорусской иконы Божией Мамы, перестроенный под спортивную школу.

Храмы

Церковь Спаса

Древесная церковь построена в 1192 году игуменом Мартирием, сгорела, видимо, через два года во время пожара, уничтожившего город. В 1198 году владыка Мартирий выстроил в основанном им монастыре каменную церковь. Посреди XV века она была разобрана практически до земли, и на древнем основании построена поновой. Позже в 1690-х и начале XIX века подвергалась ряду перестроек.

После Октябрьской революции храм был закрыт одним из первых в 1920-е годы. Может быть с 1930 года употреблялся в качестве хранилища зерна, вместе с другими храмами Новгорода и Старенькой Руссы. В годы войны храму были причинены огромные разрушения: кладка была местами разрушена, имелись проломы на северной апсиде и в нижней части южного фасада и с северной стороны барабана, южная стенка притвора уничтожена вполне, стенки храма покрыты трещинками и провалами.

Церковь Рождества Христова

Церковь Рождества Христова примыкает к колокольне с северной стороны. Притвор церкви на втором этаже сообщается с храмом «под колоколы». Благодаря летописным источникам и натурным данным реставраторов В. Я. Ядрышников относит сооружение древесной церкви к 1620 году, а строительство каменной — к 1630.

В 1835 году в подцерковье была устроена церковь Козьмы и Дамиана, упразднённая в 1892 году. Тогда же была сооружена каменная пристройка, связавшая притвор церкви Рождества и трапезную. В 1892 году Рождественский храм был передан духовному училищу. После революции в здании церкви размещался уездный архив.

В военные и послевоеные годы храм был очень разрушен. После реставрационных работ на верхнем этаже церкви были расположены экспозиции краеведческого музея, а понизу — хранилище фондов.

Церковь Сретения с трапезной

Церковь Сретения с трапезной размещается в 8 метрах от Рождественского храма. Дата её строительства относится к 1630 году, на основании более старой, древесной церкви 1530—1540-х годов. Представляет собой монастырскую трапезную с церковью. Состоит из 2-ух двухэтажных построек — храма и трапезной. С северной стороны ранее примыкал каменный двуэтажный братский корпус. Особенностями храма является его асимметричность (церковь размещена не строго по продольной оси трапезной, а сдвинута к югу) и серьезное декоративное решение.

В 1940-х годах здание очень пострадало: были утрачены кровля и стропильная система, части свода церкви и трапезной, многие участки угрожали разрушением.

Храм иконы Божией Мамы Старорусская

В 1888 году в Старенькую Руссу была возвращена чудотворная икона Старорусской Божией Мамы, находившаяся в Тихвине с 1570 года. Для её размещения в июне 1889 года был заложен собор Старорусской иконы Божией Мамы, который был освящён 31 августа 1892 года.

В 1960-е годы собор был перестроен и превращён в спортивную школу.

Колокольня

Четырёхъярусная колокольня примыкает к притвору церкви Спаса. Построена она после «шведского разорения» в конце 1620-х годов. Она является не обыкновенной колокольней, а столпообразным храмом «под колоколы», либо просто «столпом». В 1818 году колокольня очень перестраивалась: её окончание было разобрано, был достроен дополнительный круглый ярус, при всем этом уничтожен ряд окон, уничтожены куранты и часть декора. В XVIII веке нижний этаж сдавался а аренду под склад казённого вина.

В 1930 году был утрачен шпиль, в будущем году сняты колокола. В годы войны на верхнем ярусе немцы устроили железобетонный дот. В процессе реставрационных работ было установлено, что из всех новгородских столпообразных храмов старорусский сохранился в более полном виде, было принято решение разобрать надстройку XIX века и вернуть храм в старом виде.

Достопримечательности

В храме находились (в реальный момент местопребывание их не понятно):

1.По прошению архимандрита Моисея с благословения преосвященнейшего Амвросия, митрополита Новгородского и С.-Петербургского для благолепия и декорации св. обители, перенесены из новгородского Софийского собора 23 сентября 1805 года части св. мощей, числом 50, последующих угодников Божиих: 1. Никиты, епископа Новгородского, 2. Иоанна, архиепископа Новгородского, 3. священномученика Антипы, епископа Пергамского, 4. Преподобного Антония Римлянина, 5. Апостола Андрея Первозванного, 6. Евфимия, архиепископа Новгородского, 7. Иоанна Златоустого, 8. Преподобного Иоанна Дамаскина, 9. Преподобного Макария Египетского, 10. Преподобного Ефрема Новоторжского, 11. Препод. Отец, в Синае и Раифе избиенных, 12. Св. мучен. Параскевы, 13. Святого благоверного князя Феодора Ярославича. 14. Св. Моисея, архиепископа Новгородского, 15. Св. великомученика Никиты, 16. Св. Епифания, епископа Кипрского, 17. Св. страдальца Иоанна вояки, 18. Апостола Иакова, брата Божия, 19. Св. Гурия в Варсонофия Казанских, 20. Св. великомученика Феодора Тирона, 21. Апостола Анания, 22. Ризы св. Ионы, архиепископа Новгородского, 23. Св. благоверных князей Феодора и Давида Ярославских 24. четыредесяти страдальцев, иже в Севастии, 25. Св. страдальца Пантелеймона, 26. Св. Николая, архиепископа Мирликийского, 27. Св. великомученицы Варвары, 28. Великомученика Жору, 3. Св. благоверного князя Миши Черниговского, 30. Преподобного Алексея — человека Божия, 31. Преподобного Евфимия Суздальского, 32. Стефана, епископа Пермского, 33. Св. Климента, папы Римского, 34. Св. страдальца Меркурия, 35. Св. страдальца Прокопия, 36. малышей, избиенных Иродом в Вифлиеме, 37. Св. архидиакона Стефана, 38. Св. Иакова Боровичского, 39. Св. страдальца Христофора, 40. Св. страдальца Иакова Персиянина, 41. Св. страдальца Феогния и Кизических страдальцев; 42. Антипатра, 43. Феостиха, 44. Артемия, 45. Феодота, 46. Магна, 47. Фавмасия, 48. Филимона, 49. Руфа и 50. Преп. Моисея Мурина.

Частички мощей всех сих св. угодников Божиих вставлены в кипарисную доску и хранятся в серебряном вызолоченном ковчеге. По углам этого ковчега четыре финифтевые клейма с изображением евангелистов. Самый ковчег помещается в бронзовой раке.

2. Кадило серебряное, литое с крышкою, в виде башенки и с крестом, 1641 года.

3. Евангелие печатное в лист 1644 года, пожертвованное митрополитом Ростовским Варлаамом.

4. Два печатные Евангелия 1685 и 1698 года.

5. Евангелие в лист, писано полууставом с киноварью священноиноком Андреем. На обороте последнего листа древнею скорописью числится последующее: «Лета 7100 (1592) г. марта 26 денька положил сию книжку Евангелие в дом всемилостивому Спасу в Старенькой Руссе священноинок Андрей». Пониже сей другая надпись: «Лета 7117 (1609) года апреля 23, пан ляховския земли Иван Федоров отпрыск Черновский, услышав, что то святое Евангелие всемилостивого Спаса, взял у государева войска у казаков и дал ко всемилостивому Спасу, в монастырь в Старенькой Руссе и о здравии его за то Бога молить, а по погибели его поминати, а подписал многогрешный Богданко Петров».

6. Крест напрестольный, серебряный, позлащенный, с мощами. На нем распятие Господне литое, вокруг распятия четыре круглых клейма с изображениями: 2-ух ангелов, Богоматери, Иоанна Богослова и Николая чудотворца. На обороте креста в кругах 15 изображений различных святых и понизу надпись: "И бысть изготовлен сей животворящий крест Господень с чудотворными мощами в Старенькую Руссу Преображению Спаса Господа нашего Иисуса Христа, индикта, лета 7100 (1592) года, месяца мая. Длиною крест 6 вершков. Весом с деревом и мощами 80 золотников.

7. Крест со святыми мощами серебряный, с приделанным вверху ушком. Он устроен достаточно массивно, с лицевой стороны ярко вызолочен; мерою в длину и в поперечнике 2-вершковый и по всем четырем концам округлый. На этом кресте с лицевой стороны литое распятие с грядущими — Богоматерью и Иоанном Богословом; вверху распятие Господа и Дух святый, а понизу глава Адамова, — все литые. Святые мощи в сем кресте положены: 1. Апостола Андрея Первозванного, 2. Апостола Марка евангелиста, З. Апостола Филиппа, 4. князя Владимира, 5. великомученицы Варвары, 6. святителя Германа Казанского, 7. великомученика Димитрия Солунского, 8. святителя Иоанна Златоустого и 9. св. Григория Неокесарийского.

8. Нерукотворенный образ Христа Спасателя 81/2 верш. длиною и 7 верш. шириною, с серебряным позлащенным по полям окладом и с таким же венцом, обнизанным жемчугом. Св. убрус изображен в облаках с парящими вокруг херувимами и поддерживается 2-мя ангелами и херувимом в сребропозлащенных венцах; а над ними в полукружии изображено Триипостасное божество, окруженное огнеобразными шестикрылыми серафимами. Образ сей очень старой греческой живописи, по устному преданию, пожалован в сей монастырь Сударем Царем Петром Величавым.

Прочитано 1870 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...