Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 14:00

Николо-Вяжищский монастырь

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Николо-Вяжищский монастырь
В какой стране находится: Россия
Координаты 58°37′23″ с. ш. 31°10′00″ в. д. / 58.62306° с. ш. 31.16667° в. д. / 58.62306; 31.16667 G O
Какова конфессия: Православие
Тип монастыря: женский
Первое упоминание о монастыре: 1411 год
Когда основан (Дата основания): конец XIV века
Известные насельники: Евфимий II архиепископ НовВ каком городе:ский
Статус: Действующий монастырь

Описание монатяря "Николо-Вяжищский монастырь"

Нико́ло-Вяжи́щский монастырь — ставропигиальный дамский монастырь Российской Православной Церкви. Размещен рядом с деревней Вяжищи Новгородского района Новгородской области

Содержание

1 Ранешняя история монастыря 2 Монастырь в эру собственного расцвета (конец XVII-начало XVIII веков) 3 Монастырь во II половине XVIII-начале XXI века 4 Примечания 5 Литература 6 Ссылки

Ранешняя история монастыря

Основан в конце XIV века иноками Евфросином, Игнатием и Галактионом. 1-ое упоминание в летописи — 1411 год.

В 1411 году построен Никольский собор (из дерева), в 1417 году в летописях упоминается о строительстве нового храма (прежний возможно сгорел). В 1419 году был сооружен надвратный древесный храм в честь преподобного Антония Величавого. В 1458 году в обители был погребён её постриженник, архиепископ Новгородский Евфимий, скоро причисленный к лику местночтимых святых (общецерковное почитание установлено в 1549 году).

Монастырь в эру собственного расцвета (конец XVII-начало XVIII веков)

В XVII веке монастырь воспользовался покровительством первых царей из династии Романовых. В 1670-80-х годах к нему были приписаны Николаевский Понедельский и Спасский Сяберский монастыри. Зачинателем конструктивной перестройки монастыря в конце XVII века был Боголеп Саблин (с 1683 по 1697 год - настоятель Николо-Вяжищский монастыря), которого современники охарактеризовывают как человека честолюбивого, отлично известного в Москве и имеющего тесноватые связи в среде высшего духовенства. Существует устойчивое мировоззрение, что Боголеп делил идеи Никона, уже лишенного патриаршего сана и скончавшегося к этому времени. В борьбе за доминирование духовной власти над светской Никон стремился создавать строения, которые по размерам, строительным формам и отделке превосходили бы королевские. В осуществлении планов Боголепа мог участвовать и Новгородский митрополит Евфимий III. Евфимий был знаком с Никоном, делил его взоры, обожал пышность и помпезность. Строители в Вяжищах были приглашены, возможно, из Москвы. Столичные мастера учли специфику новгородских критерий и особенности новгородской архитектуры. В зданиях смешиваются столичная пышность с новгородской строгостью.

Наружные видеофайлы Николо-Вяжищский монастырь поблизости Новгорода. Архитектура 1681-1708 годов.

До наших дней постройки конца XVII века сохранились: Никольский собор (во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских) (1681—1683 годы, освящен в 1685 году митрополитом Новгородским Корнилием), трапезная с церквами святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и Вознесения Господня (1694—1698 годы), галерея, соединяющая их и имеющая два парадных крыльца. Сначала XVIII века в северной части монастыря были построены два каменных корпуса: двуэтажный с кельями для братии и 1-этажный хозяйственный корпус. Сначало монастырский ансамбль окружала древесная ограда. Сначала XIX века её заменила каменная.

Никольский собор представляет из себя двухэтажную трехапсидную пятиглавую постройку, с южной и северной сторон она имеет каменные галереи со сводами. С западной стороны фасада находится крыльцо с 2-мя «полатками», которые увенчаны шатрами (они были утрачены и восстановлены на базе описи 1698 года). Декоративное убранство и сам тип постройки обнаруживают стилистическое сходство с храмами в Поволжье. В полукруглых нишах по высшей части фасада храма сохранились росписи XIX века. Краски накладывались на кирпичную поверхность, потому фигуры как будто появляются через поверхность стенки. В 1691 году нижний храм собора над могилой святителя Евфимия Новгородского, был освящен в его честь. Тут находились его мощи и вериги. В текущее время обе церкви действующие.

В восточной части трапезной размещались две церкви: церковь во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова (освящена 8 декабря 1702 года) и церковь в честь Вознесения Господня (освящена 2 декабря 1708 года). Церковное крыло строения должны были венчать 5 глав, но во время бури 1698 года ненастье снесло кровлю и храм после восстановительных работ в 1702 году получил одноглавое окончание. Пятиглавие было восстановлено только после проведения реставрационных работ в 2005 году. Трапезная палата, находящаяся на высочайшем подклете, соединяет церковь с Никольским собором. Подклет употреблялся для хозяйственных помещений: погребов и кладовых. В западной части строения находились настоятельские покои. Над ними в 1708 году была сооружена восьмигранная двухъярусная колокольня, над которой высятся 5 глав. В текущее время обе церкви трапезной находятся в стадии реставрационных работ и богослужение там не проводится.

Особенностью зданий конца XVII века является внедрение цветных изразцов — ленточными фризами они облегают здание монастыря, декорируют наличники окон. На маленьких изразцах изображались цветочные букеты в вуале либо геометрические фигуры. Более большие изразцы многообразны по рисунку. На их изображены единорог, лев, жеребец, двуглавый орел, крест... Изразцы, изображающие животных схожи по расцветке: фон бирюзовый, тело желтоватое, грива, хвост, копыта покрашены в белоснежный, голубий либо карий цвета. Более ярко изразцовое убранство трапезной, а в особенности - церкви Иоанна Богослова. Нижний ярус трапезной, где располагались служебные и хозяйственные помещения, лишен изразцов, они все декорируют верхние места строения. Вопрос происхождения изразцов не решен. Они могли изготавливаться в мастерской при Валдайском монастыре. Были бы привезены из Москвы либо Ярославля, может быть, были местного новгородского производства.

Изразцовые сюжеты Николо-Вяжищского монастыря

Единорог

Крест

Лев

Монастырь во II половине XVIII-начале XXI века

По штатам 1764 года Николо-Вяжищский монастырь включили в число второклассных; все его земли были секуляризованы. В XVIII—XIX веках на его местности размещалась монастырская кутузка.

В 1920 году монастырь был закрыт и отошёл к местному колхозу. На втором этаже трапезной палаты размещалась школа. В Никольском соборе богослужения длилось еще около 15 лет. Настоятель монастыря архимандрит Серафим (Велицкий) в 1920 году был рукоположен в епископа Крестецкого, викария Новгородской епархии.

Строения монастыря очень пострадали в годы Величавой Российскей войны.

В 1958 году под управлением архитектора-реставратора Л. Е. Красноречьева в монастыре начались обмерные и исследовательские, а с 1964 года по начало 1990-х — реставрационно-восстановительные работы.

В 1988 году Николо-Вяжищский монастырь был возвращен церкви. 31 марта 1990 года митрополит Новгородский и Ленинградский Алексий (Ридигер) сделал освящение нижнего храма в честь святителя Евфимия, архиепископа Новгородского. Монастырь стал дамским и с 1995 года ставропигиальным.

Храмы монастыря:

Соборная церковь Николая Чудотворца и Евфимия Вяжищского Церковь Иоанна Богослова с трапезной церковью Вознесения Господня

Другие постройки и объекты монастыря:

Галерея-переход с крыльцами Святые врата (XIX в.) Стенки ограды (XIX в.) Северо-восточная башня ограды (XIX в.) Юго-восточная башня ограды (XIX в.) Южная башня ограды (XIX в.) Хозяйственные (проездные) ворота Западные ворота Келейный корпус (XVIII в.) Монастырская постройка Хозяйственная постройка Жилые, служебные и хозяйственные постройки Некрополь Пруды Хозяйственная территория (огороды)

Единорог

Крест

Лев

Прочитано 2636 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...