Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 13:48

Антониев монастырь (Новгород)

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Антониев монастырь
В какой стране находится: Россия
В каком городе: Великий НовВ каком городе:
Какова конфессия: Православие
Епархия монастыря: НовВ каком городе:ская
Статус: Музей

Описание монатяря "Антониев монастырь (Новгород)"

Координаты монастыря: 58°32′21″ с. ш. 31°17′22″ в. д. / 58.53917° с. ш. 31.28944° в. д. / 58.53917; 31.28944 (G) (O) (Я)

Культурное наследство Русской Федерации объект № 5310004000

Глобальное наследство ЮНЕСКО

Ссылка: 604 рус. • англ. Год внесения: 1992 Тип: Культурный объект Аспекты: ii, iv, vi

Антониев монастырь — упразднённый монастырь в Новгороде, один из центров духовной жизни Новгородской республики. Размещен на правом берегу реки Волхов к северу от центра городка. Адресок: ул. Антоново, 1.

Содержание

1 История 2 Архитектура 3 Современность 4 Примечания 5 Литература

История

Основоположником и первым настоятелем монастыря был преподобный Антоний Римлянин. Происшествия его возникновения в Новгороде описываются в составленном в XVI веке житии и имеют знаменитый нрав. Согласно житию, Антоний происходил из Рима и попал в Новгород расчудесным методом. Во время уединенной молитвы гора, на которой он стоял, оторвалась от берега и приплыла к берегам Волхова в округах Новгорода. Согласно житию это вышло в 1106 году на праздничек Рождества Богоматери (8 сентября). Тут Антоний и основал собственный монастырь.

Хотя происхождение преподобного Антония остается неясным, о нём и его монастыре сохранилось достаточно много документальных сведений. Летописи с необычным для личного лица вниманием фиксировали его деяния. Антоний был в Новгороде чужаком. Все же епископ Никита благословил его на создание монастыря, о чём а именно упоминается в сохранившейся в перечне XVI века духовной грамоте преподобного Антония (текст точно повторяет оригинал, датируемый 1100—1130 гг.). Но после погибели епископа Никиты преподобный Антоний на долгие и длительные годы оказался в конфликте с князем Всеволодом и новым королем Иоанном Попьяном. Исключительно в 1131 году взошедшый на кафедру архиепископ Нифонт поставил Антония в игумены его монастыря.

Существует очень правдоподобная версия возникновения Антония в Новгороде, объясняющая а именно предпосылки жесткого конфликта меж ним и епископом Иоанном. Преподобный Антоний мог быть выходцем из Киево-Печерского монастыря, который производил широкую миссионерскую деятельность. Может быть, это была часть загаданного монастырского освоения Новгородской земли. Типично, что владыки Никита и Нифонт, оказывавшие Антонию поддержку, были выходцами из Киево-Печерского монастыря. Напротив, епископ Иоанн был воинственно настроен к Киеву и возможно даже претендовал на автокефалию собственной кафедры от киевского митрополита. Тут проявились уже существовавшие трудности в отношениях Киева и Новгорода, который все более демонстрировал рвение к независимости.

Невзирая на все трудности, преподобный Антоний сумел выстроить в собственном монастыре каменный собор и расписать его фресками. Для этого ему непременно требовалась мощная поддержка со стороны Киева. 1-ая Новгородская летопись отмечает закладку собора в 1117 году, а в 1119 году гласит о окончании строительства. Роспись собора была выполнена в 1125 году, а в 1127 строится трапезная церковь. Погиб преподобный Антоний в 1147 году, завещав настоятельство собственному ученику Андрею, который позже написал 1-ый несохранившийся текст жития святого Антония. При нём монастырский дьякон и доместик Кирик занимался музыкой и арифметикой.

На литографии 1860 года

В 1528 году новгородский архиепископ Макарий ввёл в монастыре общежительный утомившись. Скоро начались новые строй работы. При архимандрите Геронтии в 1533—1536 гг. были построены Сретенская церковь и церковь «иже под колоколы» в честь Антония Величавого. Посреди XVI столетия игумен монастыря Вениамин обрел камень преподобного Антония, лежавший на берегу Волхова, и «водрузил» его в внешную стенку собора. На данный момент камень Антония Римлянина лежит в притворе справа от входной двери в собор под изображением епископа Новгородского Никиты. В 1558 году было написано «Похвальное слово» преподобному Антонию. Тогда же начало складываться его общерусское почитание, хотя официально включен в перечень общерусских святых преподобный Антоний Римлянин был исключительно в 1597 году. Эта задержка была связана с опричным разгромом Новгорода в 1570 году, когда были казнены вся братия и игумен монастыря Геласий.

В 1708-23 гг., до перенесения кафедры в Александро-Невский монастырь, конкретно в Антониевом монастыре помещалась резиденция новгородских викарных епископов. В этот период епископы вели в обители огромные строй работы (по строительству поликлиники с храмом Александра Невского, келарской палаты, казначейских и других келий, квасоварни, бани, новейшей ограды).

В 1740 году стараниями архиепископа Амвросия (который завещал похоронить себя в паперти монастырского собора) при монастыре была базирована Новгородская духовная семинария. Посреди питомцев ее первого выпуска (1754 г.) был Тихон Задонский. В 1788—1800 годах статус Новгородской семинарии снижается до уровня четырёхклассной. За немногими исключениями, с 1743 года настоятели Антониева монастыря были и ректорами семинарии. В 1918 году семинария была закрыта, а в 1920 году был упразднён Антониев монастырь.

Перечень настоятелей Антониева монастыря Антониев монастырь на серебряной монете достоинством 25 рублей из серии «Россия во глобальном, культурном и природном наследстве ЮНЕСКО» Кирилл (Завидов) (1580—1594) игумен Павел (август 1613—1623) архимандрит Иоиль (Вязьмитин) (1701—1708) архимандрит, с 1704 — епископ Иннокентий Мигалевич (1743 — апрель 1744) Дамаскин (Аскаронский) (1746 — 11 января 1748) архим. Иоасаф (Миткевич) (1750—1756) архим. Парфений (Сопковский) (18 февраля 1756 — 23 апреля 1758) архим. Симон (Лагов) (январь 1759 — август 1761) архим. Феофил (Раев) (13 июля 1774 — июль 1782) архим. Амвросий (Серебренников) (1782 — 26 декабря 1783) архим. Амвросий (Келембет) (29 декабря 1796 — 17 сентября 1797) архим. Феофилакт (Русанов) (8 ноября 1798—1799) архим. Амвросий (Орнатский) (1808—1811) архим. Игнатий (Семёнов) (1823—1827) Илиодор (Чистяков) (1828—1832) Евфимий (Беликов) (1852—1856) Корнилий (Орлинков) (1874 — 25 июля 1886) Владимир (Богоявленский) (1886—1888) Тихон (Никаноров) (21 января 1891—1892) Аркадий (Карпинский) (1895—1896) Арсений (Стадницкий) (1896—1897) Димитрий (Сперовский) (1897—1903) Алексий (Симанский) (1911—1913) Тихон (Тихомиров) (1913—1919) Иоанникий (Сперанский) (1919—1923)

Архитектура

Основная статья: Собор Рождества Богородицы (Антониев монастырь) Останки некрополя рядом с собором Рождества Богородицы. Вдалеке слева видна Сретенская церковь.

В 1117 г. преподобный Антоний заложил главный храм обители — собор Рождества Богородицы. Освятил его через два года епископ Иоанн. Здание представляло собой трехнефный одноглавый храм с круглой лестничной башней, в отношении плана наследующий Благовещенской церкви на Городище (известна по раскопкам). Чтоб убрать неспокойную асимметрию двуглавия над самим храмом и лестничной башней, ещё в древности число глав было увеличено до трёх.

Соборная церковь сохранилась до нашего времени. В сопоставлении с княжескими соборами начала XII века её строительные формы облегчены, кладка относительно халатна, отсутствуют двухуступчатые ниши на фасадах. Хоры размещены только над нартексом, другими словами в боковых нефах не продлены на восток. Восточная пара столбов имеет форму Т, а средняя — шестигранную. В русское время за записью XIX века были открыты фрески 1120-х годов.

Трапезная Сретенская церковь (1533-36) — один из первых бесстолпных храмов Новгородской земли. Маленькой по размерам одноглавый храм, сохранившийся до нашего времени, перекрыт «очень пологим куполом, опирающимся конкретно на стенки и на систему тромпов» над углами четверика.

По летописным материалам понятно о том, что посреди XVI века в монастыре была построена церковь Антония Величавого «иже под колоколы». Эта церковь была разобрана после обрушения в 1804 году. Тогда же были разобраны больничная церковь Александра Невского и церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи над южными воротами, построенная в 1670-е годы. Фундаменты церкви Антония были обнаружены и изучены только в 1980-е годы.

На месте церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи была построена трёхярусная колокольня — соответствующий монумент эры классицизма. В 1930-х годах два верхних яруса колокольни были снесены и разобраны на кирпич.

Современность

Сейчас монастырские постройки входят в состав Новгородского музея-заповедника. На местности монастыря размещен ряд факультетов Новгородского муниципального института им. Ярослава Мудрейшего (прошлый Педагогический институт, вошедший в состав института).

Прочитано 5126 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...

Другие материалы в этой категории: « Свято-Юрьев монастырь Аркажский монастырь »