Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 13:48

Заиконоспасский монастырь

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Заиконоспасский монастырь

Вид со стороны Театральной площади
В какой стране находится: Россия
В каком городе: Москва
Какова конфессия: Православие
Епархия монастыря: Московская
Тип монастыря: мужской
Когда основан (Дата основания): XV век
Наместник архимандрит Петр Афанасьев
В каком состоянии: действует
Официальный сайт: Официальный Официальный сайт:

Описание монатяря "Заиконоспасский монастырь"

Координаты монастыря: 55°45′23″ с. ш. 37°37′14″ в. д. / 55.75639° с. ш. 37.62056° в. д. / 55.75639; 37.62056 (G) (O) (Я)

монумент архитектуры (федеральный)

Заиконоспа́сский монасты́рь — действующий православный ставропигиальный мужской монастырь в Москве на Никольской улице, в Китай-городе. До Октябрьской революции был второклассным ставропигиальным необщежительным мужским монастырём. Назывался Спасским «за иконными рядами». Был известен как «учительский» вследствие сотворения в его стенках просветительской школы, реорганизованной потом в Славяно-греко-латинскую академию, ставшую основой Столичной духовной академии.

Содержание

1 История 2 В текущее время 3 Настоятели 4 Примечания 5 Литература 6 Ссылки

История

На месте сегодняшнего монастыря с XIV века известен «Спасский монастырь на Никольском Крестце, на Песках, на Древнем месте» — т. н. монастырь Николы Старенького.

Считается, что Заиконоспасский монастырь, Спасский за иконным рядом, был основан Борисом Годуновым в 1600 году, хотя 1-ое упоминание его в исторических документах, в книжках Патриаршего приказа, относится к 1635 году. Существование его до 1610 года подтверждает изображение на «Сигизмундовом плане Москвы». Своё заглавие получил от расположения — за лавками, где вели торговлю иконами: И. Е. Забелин указывал на документ, согласно которому 12 марта 1678 года «патриарх был в Спасове монастыре, что за иконным рядом»; в грамоте 1706 года указывалось, что в 1661 году «июня в 14 денек Спасского монастыря, что за иконным рядом святогорец архимандрит Дионисий с братиею лупили челом величавому сударю…».

При царе Алексее Михайловиче, в 1660 году, заложен двуэтажный каменный собор: в первом этаже — во имя иконы Спаса Нерукотворного Вида, в верхнем — во имя иконы Богородицы, Всех скорбящих Радости. Средства на строительство Спасского собора отдал воевода князь Ф. Ф. Волконский. 20 ноября 1661 года строительство было завершено.

В 1665 году, заместо погибшего архимандрита Дионисия, монастырём стал управлять Симеон Полоцкий, при котором была учреждена школа для подготовки подьячих Приказа потаенных дел. Со времени учреждения школы к наименованию монастыря стали добавлять определение — «учительский».

В числе учеников школы был Сильвестр Медведев, который сменив Симеона Полоцкого в управлении монастырём в 1680 году, представил на утверждение царя Фёдорвея Алексеевича проект Устава Славяно-греко-латинской академии. Из-за погибели царя проект не был приведён в выполнение.

В 1687 году из Богоявленского монастыря сюда переехала основанная в 1685 году братьями Иоанникием и Софронием Лихудами школа, именовавшаяся греческими («Еллино-Греческая») либо Спасскими школами — 1-ое высшее учебное заведение в Великороссии, устроенное по эталону Киево-Могилянской академии. Объединённая с типографской школой она позднее стала называться Славяно-греко-латинской Академией.

Игумены монастыря, начиная с Палладия Роговского, и архимандриты состояли ректорами Академии, а храмы монастыря служили для её нужд — они были и домовой церковью, и кафедрой, на которой ученики практиковались в церковном сладкоречии.

Монастырь и собор перестраивались из-за пожаров в 1701 и 1737 годах. Перестройки монастырских храмов и построек проводились по проектам архитекторов И. П. Зарудного, работавшего в стиле барокко, И. Ф. Мичурина, М. Т. Преображенского, З. И. Иванова.

В 1814 году Академия была переведена в Троице-Сергиеву лавру, получив наименование Столичной духовной академии, а в корпусах Славяно-Греко-Латинской Академии разместилось Заиконоспасское духовное училище.

В 1825 году конструктор С. П. Обитаев спроектировал для монастыря Успенский собор.

В 1922 году собор монастыря (к тому времени закрытого) стал центром обновленческого Союза церковного возрождения во главе с одним из более ярких фаворитов — «митрополитом» Антонином Грановским; в 1929 закрыт.

В текущее время

Вид застройки со стороны Площади Революции

Богослужения в соборном храме Спаса Нерукотворного возобновились в 1992 году. Он получил статус Патриаршего подворья. На заседании Священного синода 5 марта 2010 года было принято решение: «Благословить открытие Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы, выделив его из Патриаршего подворья бывших Заиконоспасского и Никольского монастырей в Китай-городе г. Москвы». Наместником монастыря был назначен игумен Пётр (Афанасьев).

Многие монастырские помещения заняты нецерковными организациями: помещения общей площадью 4,4 тыс. кв. метров занимают Историко-архивный институт Русского муниципального гуманитарного института (РГГУ), ресторан Годунов, почтамт и ряд других арендаторов.

Монастырь находится в конфликтных отношениях с администрацией РГГУ в связи с процессом передачи имущества.

Настоятели

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его. Рафаил (Краснопольский) (1703—1704) Гедеон (Вишневский) (1723—1728) Герман (Копцевич) (1728—1731) Порфирий (Крайский) (5 сентября 1742—1748) Геннадий (Драницын) (1757—1758) Гавриил (Петров-Шапошников) (1760/1761 — 1763) Геннадий (Границкий) (1 января 1764—1768) Антоний (Герасимов-Зыбелин) (1768 — ?) Амвросий (Подобедов) (1774—1778) Павел (Пономарёв) (1782—1783) Мефодий (Смирнов) (1 января 1792—1794) Амвросий (Яковлев-Орлин) (1794—1795) Евлампий (Введенский) (1795—1798) Серафим (Глаголевский) (1798—1799) Владимир (Третьяков) (1799—1801) Августин (Виноградский) (25 декабря 1801 — 1814) Евгений (Казанцев) (1814—1817) Парфений (Чертков) (21 сентября 1817—1819) Виталий (Щепетов) (1827—1833) Иосиф (Богословский) (19 марта 1833—27 декабря 1842) Алексий (Ржаницын) (14 февраля 1843— 25 августа 1853) Леонид (Краснопевков) (22 апреля 1854 — 26 апреля 1859) Сергий (Ляпидевский) (8 августа 1859—1861) Иоанникий (Холуйский) (2 марта 1861 — после 1861) Иосиф (Баженов) (1881—1884) Арсений (Иващенко) (1886—1889) Феодосий (Рождественский) (? — 23 января 1895) Анатолий (Станкевич) (? — 20 декабря 1898) Феофилакт (Клементьев) (1903—1907) Евфимий (Елиев) (2 июня 1909 — ранее 1913) Василий (Богоявленский) (11 августа 1917 – 27 августа 1918) Петр (Афанасьев) (с 5 марта 2010)

Прочитано 1809 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...