Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 14:00

Старо-Голутвин монастырь

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь
Общий вид Старо-Голутвина монастыря.JPG
Общий вид
В какой стране находится: Россия
В каком городе: Коломна
Какова конфессия: Православие
Епархия монастыря: Московская
Тип монастыря: мужской
Когда основан (Дата основания): 1385 год
Статус: Объект культурного наследия РФ № 5010184000№ 5010184000
В каком состоянии: действующий
Официальный сайт: Официальный Официальный сайт:

Описание монатяря "Старо-Голутвин монастырь"

Координаты монастыря: 55°04′43″ с. ш. 38°49′59″ в. д. / 55.07861° с. ш. 38.83306° в. д. / 55.07861; 38.83306 (G) (O) (Я)

Богоявле́нский Ста́ро-Голу́твин монасты́рь — мужской православный монастырь Российской православной церкви на окраине Коломны. Размещен неподалеку от места впадения реки Москва в Оку. Основан в конце XIV века. Действующий. С 1993 г. идёт восстановление монастыря.

В 1995—2012 годах ряд построек монастыря занимала Коломенская правоверная духовная семинария.

Содержание

1 Заглавие 2 История монастыря 2.1 XV в. 2.2 XVI в. 2.3 XX в. 2.4 XXI в. 3 Настоятели монастыря 4 Строения 5 Примечания 6 Ссылки

Заглавие

Есть несколько версий толкования наименования:

Дано по наименованию местности Голутвино, которое, в свою очередь, образовано от слова «голутва». Им обозначается лесная просека, другими словами вырубка по лесной дороге от городка к Окской переправе. Может быть, голутва значит также речной сберегал без леса. Заглавие Голутвино может также происходить от древне-русского слова голытьба (голыдьба, голижьба), означавшего разбойников из племени Голяда, пришедших в эти края по р. Оке с берегов р. Протвы. на границе Столичной и Владимирской областей.

Приставка Старо- в заглавии обители появилась в конце XVIII — начале XIX века, в 1799—1800 гг., когда была упразднена Коломенская епархия. Для сохранения архиерейского подворья в Коломне (где власти собирались устроить военные казармы) митрополит Столичный Платон (Левшин) распорядился переселить туда братию Голутвина монастыря. Образовался Ново-Голутвин Свято-Троицкий монастырь, в подчинение которого вошли опустевший Старо-Голутвин и Бобренев монастыри.

История монастыря

Одна из псевдоготических башен 1778 года

Один из многих монастырей, появившихся в итоге подвижнической деятельности Сергия Радонежского. Первым настоятелем считается ученик Сергия — Григорий Голутвинский. Он был поставлен игуменом новообразованной обители коломенским епископом Герасимом. В источниках имеется упоминание о коломенском епископе Григории, относящееся к этому времени. Может быть, этим епископом и был преподобный Григорий Голутвинский.

Монастырские легенды говорят, что под управлением преподобного Сергия было выбрано не только лишь место обители, да и заложен 1-ый храм, в честь Богоявления. Сейчас в подклете Богоявленского храма монастыря можно созидать остатки начального фундамента храма, именуемые «камушки преподобного». По преданию, когда появилась нужда в колодце, преподобный Сергий указал братии место на местности монастыря, где скоро забил источник. Он действовал прямо до первой половины XX века, когда после закрытия монастыря источник был засыпан, а потом забетонирован властями. До закрытия монастыря в 1929 году в монастыре хранились святыни, связанные с именованием святого: его посох, наперсный крест, ризы.

В связи с набегами татар устроение монастыря на р. Оке имело и значение укрепляющего звена в оборонительном поясе монастырей. Это в свою очередь послужило будущему развитию и упрочению обители.

XV в.

В XV веке монастырь всё более высился, росло его благосостояние, укреплялась монашеская жизнь. Заложен зимний храм преподобного Сергия Радонежского. Он имел высочайший подклет, разные подсобные помещения: одностолпная братская трапезная, поварня и хлебодарня. Построена колокольня меж Сергиевским и Богоявленским храмами (разобрана в конце XVIII в.).

Монастырь имел владения в Москве (Голутвинская слобода), в 1472 г. князь Юрий Васильевич передал в дар монастырю сёла Рожек и Маливку.

1480 г. — посещение обители величавым князем Иваном III, перед выступлением против монгольского хана Ахмата (стояние на реке Угре).

Когда мы вошли в монастырь, нас повстречали по обыкновению и ввели в огромную церковь Богоявления... Вход в эту церковь дивный высочайший, с трёх сторон, кругом – галерея с 3-мя дверцами. Церковь очень старая. Мы отстояли в ней вечерню и пошли помолиться в другую церковь, которая находится в трапезе отцов. Она очень старая и прекрасная, в честь 1-го из новых святых, по имени Сергия... Меж этими 2-мя церквами высочайшая колокольня с приподнятым высочайшим куполом наподобие куполов церковных.

Архидиакон Павел Алеппский, 1656 г. XVI в.

Существенно растёт благосостояние обители. Монастырь посещает правитель Иоанн Суровый. Содержится богатая библиотека.

XX в.

В апреле 1912 настоятелем монастыря, за год до собственной кончины (1 апреля 1913), был назначен почитаемый старец Варсонофий Оптинский. Монастырь был закрыт в 1929 году. Передан в ведение Столичной епархии в 1994 году; с декабря 1994 года возобновлены постоянные богослужения. В 1995 году в монастырь переведено Столичное епархиальное духовное училище, потом перевоплощенное в Коломенскую православную духовную семинарию.

XXI в.

В октябре 2012 года строения исторических восточного братского, западного гостиничного корпуса и ряд других были переданы Коломенской семинарией в ведение монастыря.

Настоятели монастыря

Богоявленский и Сергиевский храмы Надвратная колокольня Вид на духовную семинарию прп. Григорий Голутвинский, ок. 1385—1405 иг. Авраамий, 1612—1614 иг. Евфимий, 1618—1619

архимандриты (с 1707 г.):

архим. Иоасаф, 1708—1724 архим. Никита, 1732—1733 архим. Виктор, 1735—1736 архим. Григорий, 1740—1744 архим. Софония, 1744—1747 архим. Феоктист, 1754—1756 архим. Вениамин, 1756—1760 архим. Товия, 1761—1765 архим. Вонифатий (Борейко), 1766—1771 архим. Иакинф (Карпинский), 1723—1798, ректор Коломенской семинарии архим. Арсений (Тодорский), 1774—1784, в 1775—1784 гг. ректор Коломенской семинарии архим. Тихон, 1784—1788 архим. Наркис, 1788—1789 архим. Иоанн (Островский), 1789—1795, ректор Коломенской семинарии иг. Самуил (Колесницын), 1800—1829, известен бессчетными постройками, придавшими монастырю нынешний вид иг. Назарий (Барданосов), 1829—1857 иг. Авраамий, 1857—1864, исповедник архим. Назария иг. Назарий II, 1864—1867 иг. Сергий (Свешников), 1867—1871 иг. Варлаам, 1871—1876 иг. Пахомий, 1892—? иг. Иоасаф, в 1896, сменился позднее 1899 архим. Варнава (Накропин), 1910—1912 прп. Варсонофий (Плиханков), (весна 1912 — весна 1913) архим. Алексий (Кузнецов) (29 мая 1913 — декабрь 1916, с перерывом март—сентябрь 1916) архим. Амвросий (1917 — март 1918) архим. Леонид (март 1918 — ?) архим. Синезий (Зарубин) прпмч. Никон (Беляев), август 1925 — 1929, год закрытия монастыря. После возобновления иг. Кирилл (Федотов) (1994—2001 года) иг. Григорий (Щелкунов) (2001—2007 года) иг. Варлаам (Горбунов) (с 2007 года)

Строения

Богоявленский собор (главный храм) — построен на месте старенького каменного собора, относится к началу XVIII века; Сергиевский храм и примыкающий к нему настоятельский корпус — относится к первой половине XIX века; восточный корпус (прошлый братский корпус) с колокольней (высота 46±1 м) и Введенским надвратным храмом (начало XIX века); западный корпус (бывшая гостиница для паломников) (начало XIX века); ряд хозяйственных строений; ограда с башнями — большая (конец XVIII века) и малая (1-ая половина XIX века);

Прочитано 1676 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...