Тульский некрополь

Здесь вы можете узнать последние новости музея "Тульский некрополь", основанного в 1988 году, деятельность которого направлена на изучение и спасение старинных кладбищ.

Некрополистика - историческая дисциплина, посвященная изучению, сохранению и описанию кладбищ(некрополей). Изучение истории некрополей обогащает нашу культуру, это часть нашей истории!
Воскресенье, 26 Апрель 2015 14:00

Никольский единоверческий монастырь

Автор 
Оцените материал
(0 голосов)


Краткая информация

Монастырь
Никольский единоверческий монастырь

Вид монастыря с северо-запада от Преображенского вала, 2007 год.
В какой стране находится: Россия
В каком городе: Москва
Какова конфессия: Православие
Тип монастыря: Бывший мужской
Когда основан (Дата основания): 1866 год
Дата упразднения: 1923 год
Статус: Объект культурного наследия РФ № 7710639000№ 7710639000
Официальный сайт: Официальный Официальный сайт:

Описание монатяря "Никольский единоверческий монастырь"

Координаты монастыря: 55°47′27″ с. ш. 37°42′58″ в. д. / 55.791083° с. ш. 37.716278° в. д. / 55.791083; 37.716278 (G) (O) (Я)

Никольский единоверческий монастырь — прошлый православный монастырь, устроенный по правилам единоверия. Известен тем, что в нём служили несколько узнаваемых миссионеров. Конкретно в этом монастыре проходили 1-ые съезды епархиальных миссионеров. Монастырь стал официальным центром подготовки единоверческих священников, и многие послушники и трудники монастыря стали священниками на единоверческих приходах во огромном количестве епархий РПЦ.

Прошлый монастырь размещен в районе Преображенское, Восточного административного окрестность городка Москвы, и сейчас его территория относится к Воскресенскому благочинию Столичной епархии.

Содержание

1 История открытия монастыря 2 Никольский единоверческий приход 3 Описание монастыря 4 Монастырь после 1917-го года 5 Монастырские строительные сооружения 5.1 Храм святителя Николая Чудотворца 5.2 Храм Воздвижения Креста Господня 5.3 «Преображенская свеча» — монастырская колокольня 6 Братское кладбище монастыря 7 Настоятели 8 Святые, связанные с монастырём 9 См. также 10 Примечания 11 Дополнительная литература 12 Ссылки

История открытия монастыря

Вид на Никольский монастырь со стороны основных ворот, 1895 год.

Монастырь открыт, по ходатайству Столичного митрополита Филарета (Дроздова), с Высокого правительского соизволения на мужском отделении беспоповщинского Преображенского Богаделенного Дома.

В конце 1865 года митрополит Филарет (Дроздов) обращался с предложением и ходатайством к Всероссийскому Императору и получил положительный ответ от обер-прокурора о Высокой воле — организовать мужской единоверческий монастырь в Москве на Преображенском кладбище.

«В решении этом меж иным сказано, чтоб призреваемые в зданиях мужского отделения Преображенского богаделенного дома до 25 беспоповцев переведены были в свободные строения дамского отделения Преображенского богаделенного дома с предоставлением занимаемого ими помещения и вновь воздвигаемого флигеля единоверческому монастырю, но с тем, чтоб за эти строения, согласно воззрению Министра внутренних дел и министра денег, было назначено беспоповцам соответствующее валютное вознаграждение, за строящийся флигель единоверцами, а за занимаемые призреваемыми беспоповцами помещения, если сами единоверцы не признают способности приобрести оные покупкою на собственные средства, из сумм муниципального казначейства, по подготовительной оценке, и в размере, не превосходящем 25 тыщ рублей. Там же сказано, что для скорого окончания дела, обращающего на себя повышенное внимание Сударя Правителя, комитет министров положил, чтоб „сейчас же, и не ждя оценки, передать единоверцам для устройства монастыря строения, занимаемые беспоповцами на мужском отделении Преображенского богаделенного дома в Москве, с переводом призреваемых в тех зданиях в помещения дамского отделения означенного богаделенного дома“. Его Императорское Величество 12 ноября Высочайше изволил положить на журнальчике комитета министров собственноручную резолюцию: „Исполнить“».

Праздничное открытие состоялось 16 мая 1866 года, но сам святитель Филарет по заболеванию присутвовать на открытии не сумел и послал собственного викария Леонида епископа Дмитровского.

Поводом, к открытию монастыря послужили, частично припирания, издевки и надругательства устраиваемые старообрядцами-раскольниками над находящимся с 1854 года, на местности мужского отделения беспоповщинского Преображенского Богаделенного Дома, единоверческим храмом, в виде, к примеру делаемых в черные ночи испражнений у стенки алтаря этого храма, невзирая на то, что корпус занимаемый беспоповцами отстоял от алтаря приблизительно на 30 метров и в нём имелись уборные места. Но главную причину основания монастыря, составляли присоединившиеся в 1865 году из раскола к единоверию бывшие члены, так именуемого Австрийского либо Белокриницкого священства: три епископа — Онуфрий (Парусов), Пафнутий (Овчинников) и Сергий, один иеромонах — Иоасаф, два архидиакона — Филарет (Захарович) и Кирилл Загадаев, и два иеродиакона — Мельхиседек и Феодосий, и другие из монашествующих лиц обратившиеся к Православию прямо за ними.

По дореволюционному делению местности, монастырь относился ко 2-му участку Лефортовской части городка Москвы, и носил гордое наименование — Столичный Никольский мужской единоверческий монастырь, хотя находился на самой окраине Москвы, за Камер-Коллежским валом, поблизости Преображенской заставы.

Сейчас прошлый монастырь размещен в Москве, поблизости станции метро «Преображенская площадь». С восточной стороны монастыря находится Преображенское кладбище, с западной — Преображенский Вал (ранее Камер-Коллежский вал), с северной — женское беспоповщинское отделение (с 1866 года в нём помещались все беспоповщинские призренники обоих полов) Преображенского Богаделенного Дома, часть местности которого сейчас занимает Преображенский рынок, а с южной — новенькая территория Преображенского кладбища и 4-й автобусный парк, ранее же тут был Хапиловский пруд, на котором у Преображенских беспоповцев была устроена крестильня (в виде купальни) для перекрещивания православных, совращаемых в свою секту.

Никольский единоверческий приход

Основная статья: Храм святителя Николая на Преображенском кладбище (Москва) Никольский храм (западная сторона)

До открытия монастыря в этом мужском отделении Преображенского Богаделенного Дома уже была с 1854 года единоверческая церковь, под именованием Никольский единоверческий храм, что при Преображенском Богадельном Доме, с находящимся при ней приходом, не упраздненным и по открытии монастыря.

16 сентября 1856 года это место посетил, прошлый Сударь Цесаревич Николай Александрович (скончавшийся в 1865 году) и Величавые князья Александр Александрович (будущий правитель) и Владимир Александрович. Монастырь по прошению всех столичных единоверцев, с правительского соизволения наименован Никольским в память скончавшегося Сударя Цесаревича Николая Александровича, посетившего прошлый до монастыря Никольский единоверческий храм.

Снутри монастыря находится каменный одноглавый храм с невысокою каменною же колокольнею, устроенный из бывшей беспоповской главной молельни, называвшейся беспоповцами соборною часовнею. В нём два престола: Успения Пресвятой Богородицы, освящён по единоверческому чину святителем Филаретом (Дроздовым) в 1857 году, и святителя Николая Чудотворца, освящённый этим же святителем ранее — в 1854 году.

Освящение храмов последовало по Высокой воле правителя Николая I, вследствие присоединения к единоверию основных беспоповских прихожан Преображенского дома: Гучковых, Носовых, Гусаровых, Бавыкиных, Осиповых и др. Эти прихожане на свои средства устроили алтарные пристройки и другие приспособления. Раздельно стоящая колокольня построена в 1876—1879 годах по проекту конструктора М. К. Геппенера на средства благотворителей — приемущественно А. И. Хлудова и И. В. Носова.

Описание монастыря

Вид на мужскую обитель через Хапиловский пруд, 1888 год.

Над воротами при входе из бывшей молельни устроена пятиглавая церковь Воздвижения. Смежно с церковью находится восхитительная библиотека, завещанная монастырю Алексеем Ивановичем Хлудовым, открытая в 1883 году; в ней огромное количество греческих и славянских харатейных (хартия — летопись) рукописей, богослужебных, догматических, менторских старопечатных книжек, книжек новейшей печати богословского и исторического нрава. В первом этаже — церковно-приходская школа, открытая в 1855 году на средства монастыря, ранее содержавшаяся на средства Преображенского дома. Келья настоятеля размещена в маленьком каменном флигеле с северной стороны Успенского храма. До открытия монастыря тут жил смотритель, а ранее помещалась беспоповщинская контора. В ней заседали наставники и главари-попечители, обсуждали и решали все дела, утверждали и рассылали по всей Руси послания, наставления и т. п. Одним словом, тут сосредоточивалась некогда основная сила Федосеевской секты. Братские кельи находятся на восточной стороне Успенского храма, в двуэтажном каменном корпусе, где до этого помещались призреваемые.

В 1907 году в монастыре был игумен, 22 монаха, 41 послушник.

Монастырь после 1917-го года

В 1917 году большая часть «Хлудовской библиотеки» собранной А. И. Хлудовым поступила в Муниципальный исторический музей.

К 1923 году монастырь был закрыт, и превращён в дом коммуны завода Радио. Главный соборный храм превращён в приходской. В 1930-х гг. стенки и башни монастыря были разобраны, юго-восточную часть заняло расширившееся кладбище. В 1977—1980 гг. под управлением И. К. Русакомского отреставрированы колокольня и сохранившаяся часть монастырских стенок.

А в 1923 году монастырь был совсем закрыт и весь архив с остатками рукописей Никольского единоверческого монастыря оказался в ГИМ, где хранится и доныне. Огромное количество старых икон — также были вывезены в Исторический музей, откуда позже часть из их попала в Третьяковскую галерею и маленькое количество в Музей Коломенское. В 1920-х гг. в здании бывшей монастырской школы и в кельях монастыря открыта трудовая школа, а после располагались разные учреждения, к примеру общежитие завода Радио.

В первой половине 1920-х годов Русские власти передали храм во владение обновленцам. Но единоверческая община не высвободила весь храм и осталась существовать в фронтальной — Успенской части храма. Храм был разделён на две части, так что основная часть храм с Успенским престолом была разделена стенкой от обновленческой — трапезной части. В отделенной трапезной части, дополнительно к существовавшему с середины XIX века Никольскому (левому) приделу, сооружается новый Успенский (правый) придел.

К 1930-му году единоверческая община в фронтальной — Успенской части храма фактически перекратила существовать. И в 1930 году в связи с ликвидацией общины новопоморцев в Токмаковом переулке, единоверческая — Успенская часть храма была передана Русскими властями старообрядцам беспоповского новопоморского толка, занимающим её и доныне. Трапезная — Никольская часть храма с 2-мя приделами сейчас принадлежит православному приходу. В интерьере сохранились иконы XV—XVII веков.

Монастырские строительные сооружения

Храм святителя Николая Чудотворца Основная статья: Храм святителя Николая на Преображенском кладбище (Москва)

В неких источниках называется — Храм Успения Пресвятой Богородицы, потому что центральный престол был посвящён конкретно Успению Богородицы.

Находится среди монастырского двора.

«Построен в 1784 году» как старообрядческая часовня.

«Придел свт. Николая Чудотворца освящен свт. Филаретом, митрополитом Столичным 3 апреля 1854 года».

Успенский (центральный) престол «освящен свт. Филаретом, митрополитом Столичным 2 июня 1857 года».

«Всё наружное и внутреннее устройство храма произведено И. Ф. Гучковым при содействии конструктора Вивьена».

Храм Воздвижения Креста Господня Основная статья: Храм Воздвижения Креста Господня в Никольском единоверческом монастыре Храм Воздвижения Креста Господня (над западными воротами)

Тёплый, над западными воротами храм построен в 1801 году, а освящен святителем Филаретом, митрополитом Столичным 19 декабря 1854 года.

Центральная часть всего строения двуэтажная, по бокам к нему вплотную пристроены 1-этажные флигеля.

После закрытия Никольского единоверческого монастыря, некое время храм продолжал быть действующим, но скоро был закрыт. Храм и пристроенное к нему здание были превращены в общежитие и все 5 глав были сломаны.

С середины 1990-х годов очень перестроенное здание в каком был храм передано Церкви. В здании разместилась реставрационно-иконописная мастерская «Александрия», на средства которой был проведён полный ремонт, восстановлены все 5 куполов и вызолочены кресты на куполах.

«Преображенская свеча» — монастырская колокольня Основная статья: Преображенская свеча (колокольня)

Не считая маленькой звонницы пристроенной к западной части головного монастырского храма Успения Пресвятой Богородицы ещё западнее выстроена раздельно стоящая 40-ка метровая колокольня 1876—1879 годов постройки. Колокольня выполненная в готическом стиле, построенная на средства благотворителей, приемущественно Алексея Ивановича Хлудова и Ивана Васильевича Носова, конструктор Горностаев Ф. Ф..

Предпосылкой строительства колокольни стал большой колокол весом практически в 5 тонн, пожертвованный храму Макаром Николаевичем Кабановым. В народе колокольня получила прозвание «Преображенская свеча».

В 1920-е годы с колокольни были сняты все колокола и увезены в неведомом направлении.

В 1960-е годы колокольня находилась в ничтожном состоянии: крыша провалилась, вид был почерневший, темно-грязный (М. Л. Богоявленский). В конце 1970-х годов её отремонтировали, крест вызолотили. Колоколов на ней тогда не было, и проход к ней был закрыт забором. Маленькие колокола сохранились только на звоннице в западной части храма.

В 2013 году на раздельно стоящую колокольню вновь были установлены 9-ть новых колоколов отлитых на Урале, наибольший из которых весил 700 кг. Освящение колоколов состоялось 28 июля 2013 года, которое сделал епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов).

Братское кладбище монастыря

Основная статья: Братское кладбище Никольского единоверческого монастыря

Братское кладбище Никольского единоверческого монастыря — некогда очень узнаваемый, но сейчас разрушенный некрополь в Москве.

Тут были похоронены многие из узнаваемых Церковных деятелей, писателей, негоциантов и фабрикантов Рф (попечители монастыря). Размещен на местности Никольского единоверческого монастыря в Москве.

Настоятели

Архимандрит Тарасий (15 мая — июль 1866) — 1-ый настоятель и организатор монастыря; Инок Онуфрий (Парусов) (июль 1866 — середина 1867); Иеромонах Пафнутий (Овчинников) (середина 1867 — 10 июня 1868); Архимандрит Павел (Леднев) (11 июня 1868 — 27 апреля 1895); Игумен Иероним (май 1895 — середина 1896); Игумен Сергий (середина 1896 — 1908); Архимандрит Мина (Шустов) (1908 — 17 апреля 1911); Епископ Никанор (Кудрявцев) (октябрь 1911 — 30 октября 1923).

Святые, связанные с монастырём

Святитель Филарет (Дроздов) — 3 апреля 1854 года сделал освящение Никольского престола в Соборном храме Преображенского Богадельного дома, 19 декабря 1854 года сделал освящение престола и произнес проповедь в надвратном храме Воздвижения Креста Господня, 2 июня 1857 года сделал освящение престола Успения Божией Мамы и произнес проповедь в Соборном храме; Священномученик Владимир (Богоявленский) — 2 июня 1905 года свщмч. Владимир, будучи митрополитом Столичным и Коломенским участвовал в отпевании, по единоверческому чину, доктора Николая Субботина, потом погребённого близ могилы архимандрита Павла (Леднева) в Никольском единоверческом монастыре; Священномученик Тихон (Никаноров) — 1 мая 1895 года свщмч. Тихон, будучи епископом Можайским, викарием Столичной епархии служил заупокойную божественную литургию, у гроба почившего настоятеля архимандрита Павла (Леднева), а потом участвовал в отпевании, по единоверческому чину, архимандрита Павла (Леднева); Священномученик Варсонофий (Лебедев) — будучи ещё семинаристом приезжал в монастырь и дискутировал с архимандритом Павлом (Ледневым) в 1894 году, и эти беседы воздействовали на решение принять монашество и стать епархиальным миссионером; Преподобномученик Варлаам (Коноплёв), архимандрит — беседы в монастыре с архим. Павлом (Ледневым) воздействовали на решение присоединится из раскола к Православной церкви и в предстоящем принять монашество; Преподобномученик Иоасаф (Боев), архимандрит — c 1918 года по 1921 год был в братстве Никольского единоверческого Монастыря, в 1923—1924 годах жил в бывшем Монастыре и может быть служил без зачисления в штат храма свт. Николая на Преображенском кладбище; Преподобномученик Мина (Шелаев), архимандрит — с 23 августа 1910 года по 1913 год исполнял должность учителя церковно-приходской школы при Никольском единоверческом монастыре, фактором становления Ивана Власовича Шелаева как православного миссионера явилась его духовная близость с настоятелем Монастыря игуменом Миной (Шустовым); Священномученик Сергий Голощапов, протоиерей — в 1922—1925 годах служил без зачисления в штат храма святителя Николая на Преображенском кладбище.

См. также

Храм святителя Николая на Преображенском кладбище (Москва) Храм Воздвижения Креста Господня в Никольском единоверческом монастыре Братское кладбище Никольского единоверческого монастыря (Москва) Преображенское кладбище Преображенская старообрядческая община (Москва) Церковь Воздвижения Креста Господня на Преображенском кладбище

Прочитано 2589 раз

Что бы не потерять нажмите на кнопочку справа, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соцсети

Administrator

Слово администратора

Изучение истории некрополей - это благородное дело, т.к. помимо истории отдельного кладбища нам удается узнать о истории наших предков, например, о неизвестной части истории целого города, к которому относилось данное кладбище или о жизни значимых и забытых в нашей истории личностей, похороненных на городских захороненниях...