Никольский единоверческий монастырь — прошлый православный монастырь, устроенный по правилам единоверия. Известен тем, что в нём служили несколько узнаваемых миссионеров. Конкретно в этом монастыре проходили 1-ые съезды епархиальных миссионеров. Монастырь стал официальным центром подготовки единоверческих священников, и многие послушники и трудники монастыря стали священниками на единоверческих приходах во огромном количестве епархий РПЦ.
Прошлый монастырь размещен в районе Преображенское, Восточного административного окрестность городка Москвы, и сейчас его территория относится к Воскресенскому благочинию Столичной епархии.
Содержание
1 История открытия монастыря 2 Никольский единоверческий приход 3 Описание монастыря 4 Монастырь после 1917-го года 5 Монастырские строительные сооружения 5.1 Храм святителя Николая Чудотворца 5.2 Храм Воздвижения Креста Господня 5.3 «Преображенская свеча» — монастырская колокольня 6 Братское кладбище монастыря 7 Настоятели 8 Святые, связанные с монастырём 9 См. также 10 Примечания 11 Дополнительная литература 12 СсылкиИстория открытия монастыря
Вид на Никольский монастырь со стороны основных ворот, 1895 год.Монастырь открыт, по ходатайству Столичного митрополита Филарета (Дроздова), с Высокого правительского соизволения на мужском отделении беспоповщинского Преображенского Богаделенного Дома.
В конце 1865 года митрополит Филарет (Дроздов) обращался с предложением и ходатайством к Всероссийскому Императору и получил положительный ответ от обер-прокурора о Высокой воле — организовать мужской единоверческий монастырь в Москве на Преображенском кладбище.
«В решении этом меж иным сказано, чтоб призреваемые в зданиях мужского отделения Преображенского богаделенного дома до 25 беспоповцев переведены были в свободные строения дамского отделения Преображенского богаделенного дома с предоставлением занимаемого ими помещения и вновь воздвигаемого флигеля единоверческому монастырю, но с тем, чтоб за эти строения, согласно воззрению Министра внутренних дел и министра денег, было назначено беспоповцам соответствующее валютное вознаграждение, за строящийся флигель единоверцами, а за занимаемые призреваемыми беспоповцами помещения, если сами единоверцы не признают способности приобрести оные покупкою на собственные средства, из сумм муниципального казначейства, по подготовительной оценке, и в размере, не превосходящем 25 тыщ рублей. Там же сказано, что для скорого окончания дела, обращающего на себя повышенное внимание Сударя Правителя, комитет министров положил, чтоб „сейчас же, и не ждя оценки, передать единоверцам для устройства монастыря строения, занимаемые беспоповцами на мужском отделении Преображенского богаделенного дома в Москве, с переводом призреваемых в тех зданиях в помещения дамского отделения означенного богаделенного дома“. Его Императорское Величество 12 ноября Высочайше изволил положить на журнальчике комитета министров собственноручную резолюцию: „Исполнить“».—
Праздничное открытие состоялось 16 мая 1866 года, но сам святитель Филарет по заболеванию присутвовать на открытии не сумел и послал собственного викария Леонида епископа Дмитровского.
Поводом, к открытию монастыря послужили, частично припирания, издевки и надругательства устраиваемые старообрядцами-раскольниками над находящимся с 1854 года, на местности мужского отделения беспоповщинского Преображенского Богаделенного Дома, единоверческим храмом, в виде, к примеру делаемых в черные ночи испражнений у стенки алтаря этого храма, невзирая на то, что корпус занимаемый беспоповцами отстоял от алтаря приблизительно на 30 метров и в нём имелись уборные места. Но главную причину основания монастыря, составляли присоединившиеся в 1865 году из раскола к единоверию бывшие члены, так именуемого Австрийского либо Белокриницкого священства: три епископа — Онуфрий (Парусов), Пафнутий (Овчинников) и Сергий, один иеромонах — Иоасаф, два архидиакона — Филарет (Захарович) и Кирилл Загадаев, и два иеродиакона — Мельхиседек и Феодосий, и другие из монашествующих лиц обратившиеся к Православию прямо за ними.
По дореволюционному делению местности, монастырь относился ко 2-му участку Лефортовской части городка Москвы, и носил гордое наименование — Столичный Никольский мужской единоверческий монастырь, хотя находился на самой окраине Москвы, за Камер-Коллежским валом, поблизости Преображенской заставы.
Сейчас прошлый монастырь размещен в Москве, поблизости станции метро «Преображенская площадь». С восточной стороны монастыря находится Преображенское кладбище, с западной — Преображенский Вал (ранее Камер-Коллежский вал), с северной — женское беспоповщинское отделение (с 1866 года в нём помещались все беспоповщинские призренники обоих полов) Преображенского Богаделенного Дома, часть местности которого сейчас занимает Преображенский рынок, а с южной — новенькая территория Преображенского кладбища и 4-й автобусный парк, ранее же тут был Хапиловский пруд, на котором у Преображенских беспоповцев была устроена крестильня (в виде купальни) для перекрещивания православных, совращаемых в свою секту.
Никольский единоверческий приход
Основная статья: Храм святителя Николая на Преображенском кладбище (Москва) Никольский храм (западная сторона)До открытия монастыря в этом мужском отделении Преображенского Богаделенного Дома уже была с 1854 года единоверческая церковь, под именованием Никольский единоверческий храм, что при Преображенском Богадельном Доме, с находящимся при ней приходом, не упраздненным и по открытии монастыря.
16 сентября 1856 года это место посетил, прошлый Сударь Цесаревич Николай Александрович (скончавшийся в 1865 году) и Величавые князья Александр Александрович (будущий правитель) и Владимир Александрович. Монастырь по прошению всех столичных единоверцев, с правительского соизволения наименован Никольским в память скончавшегося Сударя Цесаревича Николая Александровича, посетившего прошлый до монастыря Никольский единоверческий храм.
Снутри монастыря находится каменный одноглавый храм с невысокою каменною же колокольнею, устроенный из бывшей беспоповской главной молельни, называвшейся беспоповцами соборною часовнею. В нём два престола: Успения Пресвятой Богородицы, освящён по единоверческому чину святителем Филаретом (Дроздовым) в 1857 году, и святителя Николая Чудотворца, освящённый этим же святителем ранее — в 1854 году.
Освящение храмов последовало по Высокой воле правителя Николая I, вследствие присоединения к единоверию основных беспоповских прихожан Преображенского дома: Гучковых, Носовых, Гусаровых, Бавыкиных, Осиповых и др. Эти прихожане на свои средства устроили алтарные пристройки и другие приспособления. Раздельно стоящая колокольня построена в 1876—1879 годах по проекту конструктора М. К. Геппенера на средства благотворителей — приемущественно А. И. Хлудова и И. В. Носова.
Описание монастыря
Вид на мужскую обитель через Хапиловский пруд, 1888 год.Над воротами при входе из бывшей молельни устроена пятиглавая церковь Воздвижения. Смежно с церковью находится восхитительная библиотека, завещанная монастырю Алексеем Ивановичем Хлудовым, открытая в 1883 году; в ней огромное количество греческих и славянских харатейных (хартия — летопись) рукописей, богослужебных, догматических, менторских старопечатных книжек, книжек новейшей печати богословского и исторического нрава. В первом этаже — церковно-приходская школа, открытая в 1855 году на средства монастыря, ранее содержавшаяся на средства Преображенского дома. Келья настоятеля размещена в маленьком каменном флигеле с северной стороны Успенского храма. До открытия монастыря тут жил смотритель, а ранее помещалась беспоповщинская контора. В ней заседали наставники и главари-попечители, обсуждали и решали все дела, утверждали и рассылали по всей Руси послания, наставления и т. п. Одним словом, тут сосредоточивалась некогда основная сила Федосеевской секты. Братские кельи находятся на восточной стороне Успенского храма, в двуэтажном каменном корпусе, где до этого помещались призреваемые.
В 1907 году в монастыре был игумен, 22 монаха, 41 послушник.
Монастырь после 1917-го года
В 1917 году большая часть «Хлудовской библиотеки» собранной А. И. Хлудовым поступила в Муниципальный исторический музей.
К 1923 году монастырь был закрыт, и превращён в дом коммуны завода Радио. Главный соборный храм превращён в приходской. В 1930-х гг. стенки и башни монастыря были разобраны, юго-восточную часть заняло расширившееся кладбище. В 1977—1980 гг. под управлением И. К. Русакомского отреставрированы колокольня и сохранившаяся часть монастырских стенок.
А в 1923 году монастырь был совсем закрыт и весь архив с остатками рукописей Никольского единоверческого монастыря оказался в ГИМ, где хранится и доныне. Огромное количество старых икон — также были вывезены в Исторический музей, откуда позже часть из их попала в Третьяковскую галерею и маленькое количество в Музей Коломенское. В 1920-х гг. в здании бывшей монастырской школы и в кельях монастыря открыта трудовая школа, а после располагались разные учреждения, к примеру общежитие завода Радио.
В первой половине 1920-х годов Русские власти передали храм во владение обновленцам. Но единоверческая община не высвободила весь храм и осталась существовать в фронтальной — Успенской части храма. Храм был разделён на две части, так что основная часть храм с Успенским престолом была разделена стенкой от обновленческой — трапезной части. В отделенной трапезной части, дополнительно к существовавшему с середины XIX века Никольскому (левому) приделу, сооружается новый Успенский (правый) придел.
К 1930-му году единоверческая община в фронтальной — Успенской части храма фактически перекратила существовать. И в 1930 году в связи с ликвидацией общины новопоморцев в Токмаковом переулке, единоверческая — Успенская часть храма была передана Русскими властями старообрядцам беспоповского новопоморского толка, занимающим её и доныне. Трапезная — Никольская часть храма с 2-мя приделами сейчас принадлежит православному приходу. В интерьере сохранились иконы XV—XVII веков.
Монастырские строительные сооружения
Храм святителя Николая Чудотворца Основная статья: Храм святителя Николая на Преображенском кладбище (Москва)В неких источниках называется — Храм Успения Пресвятой Богородицы, потому что центральный престол был посвящён конкретно Успению Богородицы.
Находится среди монастырского двора.
«Построен в 1784 году» как старообрядческая часовня.
«Придел свт. Николая Чудотворца освящен свт. Филаретом, митрополитом Столичным 3 апреля 1854 года».
Успенский (центральный) престол «освящен свт. Филаретом, митрополитом Столичным 2 июня 1857 года».
«Всё наружное и внутреннее устройство храма произведено И. Ф. Гучковым при содействии конструктора Вивьена».
Храм Воздвижения Креста Господня Основная статья: Храм Воздвижения Креста Господня в Никольском единоверческом монастыре Храм Воздвижения Креста Господня (над западными воротами)Тёплый, над западными воротами храм построен в 1801 году, а освящен святителем Филаретом, митрополитом Столичным 19 декабря 1854 года.
Центральная часть всего строения двуэтажная, по бокам к нему вплотную пристроены 1-этажные флигеля.
После закрытия Никольского единоверческого монастыря, некое время храм продолжал быть действующим, но скоро был закрыт. Храм и пристроенное к нему здание были превращены в общежитие и все 5 глав были сломаны.
С середины 1990-х годов очень перестроенное здание в каком был храм передано Церкви. В здании разместилась реставрационно-иконописная мастерская «Александрия», на средства которой был проведён полный ремонт, восстановлены все 5 куполов и вызолочены кресты на куполах.
«Преображенская свеча» — монастырская колокольня Основная статья: Преображенская свеча (колокольня)Не считая маленькой звонницы пристроенной к западной части головного монастырского храма Успения Пресвятой Богородицы ещё западнее выстроена раздельно стоящая 40-ка метровая колокольня 1876—1879 годов постройки. Колокольня выполненная в готическом стиле, построенная на средства благотворителей, приемущественно Алексея Ивановича Хлудова и Ивана Васильевича Носова, конструктор Горностаев Ф. Ф..
Предпосылкой строительства колокольни стал большой колокол весом практически в 5 тонн, пожертвованный храму Макаром Николаевичем Кабановым. В народе колокольня получила прозвание «Преображенская свеча».
В 1920-е годы с колокольни были сняты все колокола и увезены в неведомом направлении.
В 1960-е годы колокольня находилась в ничтожном состоянии: крыша провалилась, вид был почерневший, темно-грязный (М. Л. Богоявленский). В конце 1970-х годов её отремонтировали, крест вызолотили. Колоколов на ней тогда не было, и проход к ней был закрыт забором. Маленькие колокола сохранились только на звоннице в западной части храма.
В 2013 году на раздельно стоящую колокольню вновь были установлены 9-ть новых колоколов отлитых на Урале, наибольший из которых весил 700 кг. Освящение колоколов состоялось 28 июля 2013 года, которое сделал епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов).
Братское кладбище монастыря
Основная статья: Братское кладбище Никольского единоверческого монастыряБратское кладбище Никольского единоверческого монастыря — некогда очень узнаваемый, но сейчас разрушенный некрополь в Москве.
Тут были похоронены многие из узнаваемых Церковных деятелей, писателей, негоциантов и фабрикантов Рф (попечители монастыря). Размещен на местности Никольского единоверческого монастыря в Москве.